Официальные новости

Управляющие компании тоже хотят быть услышанными

83

В работе Форума приняли участие руководители и представители региональных органов власти, органов местного самоуправления, Фонда капитального ремонта Самарской области, прокуратуры Самарской области, управляющих и ресусоснабжающих организаций, представители общественности, в том числе представители общественных советов (палат) муниципальных образований области, — всего более 300 человек.

«Идея проведения этого мероприятия возникла в ходе круглого стола, который проводила наша комиссия: тогда мы пригласили управляющие компании и спросили, а что собственно им мешает работать. Сегодня мы на трех площадках будем обсуждать как раз те проблемы, которые обозначили представители УК, — отметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских. — Думаю, что подобные форумы мы будем проводить ежегодно: предложения по тематике этих форумов нам уже поступают».
 
Выступая в рамках пленарного заседания, Виктор Часовских обратился к проблеме реализации общественного жилищного контроля в регионе.
 
«На первый взгляд, для управляющих организаций, появление еще одного контролера в лице общественности, представляется ненужным и избыточным. Но если посмотреть на появление этой структуры с прагматичной точки зрения, то получится несколько другая картина. Сегодня уже налажен процесс обучения председателей советов домов, активных собственников. Это означает, что появляются грамотные активисты, которые знают, что им нужно и не будут выступать с популистскими предложениями и требованиями. Через систему общественного жилищного контроля можно наладить диалог жителей домов с управляющими компаниями, а это означает, что жители будут гораздо меньше обращаться в контрольные и надзорные структуры. Задача общественных контролеров состоит не в том, чтобы наказать управляющую компанию, а в том, чтобы решить проблему в интересах жителей, — подчеркнул Виктор Часовских. — Но все эти плюсы управляющая компания может получить при условии, что она готова работать с активом, готова выполнять все требования Жилищного кодекса РФ, договора управления».
 
«На сегодня в области подготовлено около 600 общественных контролеров, готовых начать работу в интересах жителей области, — сообщил Виктор Часовских. — Единственное, что сдерживает их желание начать эту работу — отсутствие нормативной базы. Имеющиеся нормативные правовые акты не позволяют в полной мере развернуть работу общественных контролеров, включить их в регламент работы контрольных и надзорных органов, управляющих организаций. В этой связи представляется необходимым принятие областного закона „Об общественном жилищном контроле в Самарской области“, в котором, в частности, были бы конкретизированы порядок формирования групп общественного жилищного контроля, порядок их взаимодействия с ГЖИ, перечень основных полномочий общественных инспекторов. Необходимо также прописать обязательность исполнения предложений проверок общественных контролеров. Все это позволит, по нашему мнению, привлечь к общественному жилищному контролю действительно подготовленных правозащитников, специалистов в подконтрольной сфере, наладить диалог активистов и представителей управляющих организаций и в конечном итоге снизить социальную напряженность в сфере ЖКХ».
 
Подчеркнув, что повестка форума «очень правильно подобрана», поскольку затрагивает важные проблемы взаимодействия всех сторон в сфере ЖКХ, врио руководителя Администрации Губернатора Самарской области Дмитрий Холин пожелал участникам форума, чтобы он действительно стал той площадкой, которая позволит выработать механизмы взаимодействия и найти ответы на те сложные вопросы, которые задают на встречах жители.
 
Сфера ЖКХ — сфера столкновения множества интересов. О том, насколько разнообразны позиции, мнения можно было увидеть уже в ходе пленарного заседания Форума. А ведь дальше его участникам предстояла напряженная работа в рамках дискуссионных сессий.
 
«Нужно исходить из понимания того, что ЖКХ сегодня — это бизнес. Причем это бизнес, который должен быть клиентоориентированным, — считает руководитель Ассоциации ТСЖ, ЖСК и советов МКД Самарской области Ирина Кочуева. — По данным Росстата, 33% от совокупного дохода жителей уходит на оплату услуг ЖКХ. Естественно возникает вопрос о том, что за эти деньги люди хотят получать нормальную, качественную услугуСегодня самое главное договориться с кем, как на основании чего будет развиваться взаимодействие. Основой диалога должен стать модельный договор управления, разработанный при участии Общественной палаты Самарской области и Самарской Губернской Думы. Важно, чтобы прекратились „локальные войны“ в отдельно взятых дворах: нужно решить вопрос о том, чтобы в каждом доме, наконец, появился легитимный старший по дому, который будет представлять интересы собственников. Давайте сегодня поговорим о том, как мы — собственники и управляющие компании будем дальше жить, взаимодействовать, а не обвинять друг друга».
 
«В 2017 году сотрудниками Госжилинспекции проведено более 10 тысяч мероприятий по контролю, выявлено около 8 тысяч нарушений и выдано порядка 5 тысяч предписаний об устранении выявленных нарушений», — рассказал врио руководителя Государственной жилищной инспекции Самарской области Андрей Абриталин. — Это меньше, чем в предыдущие годы, что связано с внесением изменений в законодательство: за отчетный период ГЖИ было выдано порядка 2 тысяч предостережений о нарушении. Иными словами, мы стараемся заниматься профилактикой«.
 
Вместе с тем в прошлом году было возбуждено 1,5 тысячи дел об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которых вынесено около 1 тысячи постановлений с применением административных штрафов на сумму порядка 40 млн. рублей. Доля устраненных нарушений в общем количестве нарушений, выявленных ГЖИ за 2017 год, составила 90%. Стоит отметить, что ГЖИ Самарской области заняла вторую позицию в рейтинге среди 85 субъектов РФ, и именно доля исполненных предписаний являлась основным критерием.
 
Взаимоотношениям ГЖИ, собственников жилья и управляющих компаний была посвящена работа одной из трех основных площадок Форума. В рамках еще двух площадок обсуждались взаимоотношения УК и ресурсоснабжающих организаций и взаимодействие УК и Фонда капитального ремонта Самарской области.
 
По мнению генерального директора ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Виктора Попова, подобные мероприятия имеют большое значение, поскольку позволяют УК рассказать, чем они «живут», как работают, какие проблемы их волнуют.
 
«Например, в Тольятти много работ по благоустройству выполняется именно силами управляющих компаний. Надеемся, что сегодняшний форум расставит приоритеты, даст возможность контрольно-надзорным органам, ресурсоснабжающим организациям, общественности и управляющим компаниям понять друг друга. Вопросов очень много. Например, переход на прямые договоры: пока здесь многое непонятно, вопрос до конца не урегулирован в правовом поле», — отметил Виктор Попов.
 
По итогам работы Форума была выработана резолюция, в которой аккумулированы предложения, прозвучавшие со стороны участников дискуссий.
 
В частности, Правительству Самарской области рекомендовано рассмотреть вопрос о создании и функционировании Единого расчетного регионального центра, а также о создании областного информационно-методического центра по вопросам ЖКХ. Самарской Губернской Думе рекомендовано, в том числе, выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ в части упрощения порядка проведения общих собраний собственников жилья и с законодательной инициативой о внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части установления административной ответственности собственника жилого помещения за недопуск к общему имуществу, находящемуся в квартире, для проведения капитального ремонта инженерных коммуникаций.
 
Государственной жилищной инспекции Самарской области рекомендовано обеспечить надзор за соблюдением прав граждан при переходе к «прямым договорам» между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Органам местного самоуправления участники форума рекомендуют провести сплошную инвентаризацию жилищного фонда для целей актуализации информации о техническом состоянии домов, а также провести социальную паспортизацию жителей на предмет определения причины неоплаты услуг ЖКХ с целью принятия адресных исчерпывающих мер и утвердить стандарты работы муниципальных администраций по вопросам задолженностей, основанных на единых принципах.
 
«Радует, что, наконец, на таком уровне на нас обратили внимание. Важно, что делается попытка найти пути решения проблем, а не просто обвинить во всем управляющие компании. У нас много предложений, инновационных идей, которые мы проводим в жизнь. Надеюсь, что нас услышат», — поделился впечатлениями о мероприятии директор УК «Новоградсервис» Сергей Варламов (г.о. Новокуйбышевск).
 

Эта публикация на сайте Общественной палаты

Похожие публикации