Официальные новости

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 8 февраля 2018 года

23

Об участии Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в заседании Мюнхенской конференции по вопросам безопасности

16-18 февраля Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в очередном, 54-м заседании Мюнхенской конференции по вопросам безопасности.

Мюнхенский форум – одна из авторитетных дискуссионных «площадок» по актуальным проблемам в области евроатлантической и глобальной безопасности. В работе конференции традиционно участвуют главы государств и правительств, министры иностранных дел и обороны, представители международных и региональных организаций, а также видные политологи и экономисты.

В ходе мероприятия планируется обсудить текущее состояние и перспективы евробезопасности, противодействие международному терроризму, ситуацию на Ближнем Востоке и Корейском полуострове.

На «полях» форума запланированы двусторонние и многосторонние встречи Министра иностранных дел России С.В.Лаврова. Если говорить о графике, то в предварительном плане хотела бы сказать, что выступление запланировано на 17 февраля.

Прорабатываются возможности организации встреч с    Генеральным секретарем ОБСЕ Т.Гремингером, Министром иностранных дел Египта С.Шукри, Министром иностранных дел Хорватии М.Пейчинович-Бурич, Министром иностранных дел Германии З.Габриелем, традиционная встреча с представителями российских и германских деловых кругов, с  Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф.Могерини, а также целый ряд других двусторонних и многосторонних встреч. Организация встречи в «нормандском формате» находится в стадии проработки. Будем вас и далее информировать о ходе пребывания и работы российской делегации в Мюнхене. 

О развитии ситуации в Сирии

С прошлой недели ситуация в Сирии развивалась под влиянием успешного проведения Конгресса сирийского национального диалога 29-30 января в Сочи, несмотря на огромное количество «залповых» публикаций, которые вышли в западных СМИ. Еще одну публикацию с абсолютно негативными оценками этого Конгресса мне прислали только что. В частности, в стать «Foreign Policy» казалось бы авторитетного издания, которое должно давать объективную оценку, отмечается, что «проведенная в России и широко разрекламированная мирная конференция по прекращению войны в Сирии закончилась полным провалом». Это называется «объективность» при оценке итогов этой встречи между различными представителями сирийской общественности.        

Россия вместе с партнерами по астанинскому процессу – Ираном, Турцией, а также ООН помогли сделать первый, возможно, самый трудный и важный шаг на пути к тому, чтобы политическое урегулирование и стабилизация в Сирии стали реальностью. Это, наверное, настоящий итог этого форума.

Судя по реакции на результаты Сочинского форума (один из примеров я уже привела), не всем это пришлось по нраву. Но игнорировать данное мероприятие, которое прошло за семь лет сирийского кризиса впервые настолько масштабно и представительно, не осмеливается никто. Это тоже результат. Реагируют в том числе и террористы, и разного рода радикалы, которые почувствовали в решениях, принятых в Сочи полутора тысячами представителей сирийского народа, явную для себя угрозу и попытались ответить на это новыми кровавыми вылазками, терактами и провокациями. Самыми ужасными и отвратительными в их ряду стали обстрелы пунктов раздачи гуманитарной помощи, а также христианских храмов в старом городе Дамаска. По счастливой случайности, никто из членов посещавшей сирийскую столицу в тот день российской неправительственной  делегации, в составе которой были как христиане, так и мусульмане, при этом обстреле не пострадал, хотя они находились буквально в ста метрах от разорвавшейся мины. Делегация нашей общественности занималась распределением помощи сирийцам, собранной в различных регионах России в храмах и мечетях простыми людьми.

В результате этих варварских обстрелов, осуществленных террористами из района Джобар в Восточной Гуте, погибло более десяти мирных сирийских граждан. 

В субботу в окрестностях города Саракиб, который террористы превратили в свой главный опорный пункт в провинции Идлиб, был сбит российский штурмовик Су-25. Склоняем головы перед подвигом пилота – майора Р.Филлиппова, который, оказавшись на земле, до последнего патрона вел неравный бой с окружившими его террористами. Министерством обороны Российской Федерации была предоставлена вся информация по этой трагедии. Как вам известно, нашему летчику посмертно присвоено звание Героя Россия. Вечная память. Его подвиг никогда не будет забыт.

Серьезным вызовом продвижению к миру в Сирии и сохранению ее единства и территориальной целостности остается незаконное вооруженное присутствие США на территории Сирии.

На юге этого государства наличие созданной американцами в одностороннем порядке 55-километровой зоны вокруг их военной базы в окрестностях населенного пункта Эт-Танф используется остатками игиловцев, которые имеют возможность укрываться в этом обширном районе от преследования сирийских правительственных сил, перегруппировываться и вооружаться для новых вылазок в сирийской пустыне. Игиловцы, вольготно чувствующие себя в районе Эт-Танфа, в прошлом неоднократно совершали далекие рейды вплоть до границы провинции Алеппо. Под угрозой все еще находится безопасность целого ряда транспортных артерий. Дорога, которая связывает Дамаск с Багдадом, по-прежнему перекрыта американцами.

Складывающаяся ситуация свидетельствует, по российским оценкам, о том, что состояние нестабильности в Сирии поддерживается во многом искусственно. Некоторые влиятельные внешние игроки явно не используют имеющиеся у них возможности для содействия политическому урегулированию в Сирии и окончательной ликвидации террористов на сирийской земле. Вместо этого налицо продолжающиеся попытки реализации в Сирии в нарушение резолюции 2254 СБ ООН геополитических планов, которые явно расходятся и с недвусмысленно выраженной в ходе Конгресса сирийского национального диалога волей сирийского народа жить в согласии в единой и суверенной стране.

Становится понятным, откуда был выпущен весь этот «залп» негативных публикаций и статей в отношении Конгресса, проводившегося в Сочи, а также кто стоит, в том числе, за публикацией «Foreign Policy», которую я сегодня процитировала.     

О происхождении сбившего российский «Су-25» ПЗРК

Как известно, по этому поводу был комментарий Пресс-секретаря Президента России Д.С.Пескова, а также соответствующие оценки по линии Министерства обороны России.

Что касается происхождения сбившего российский «Су-25» ПЗРК хотела бы еще раз всех переадресовать к информации, которая распространяется по линии Министерства обороны России. 

Могу сказать, что в настоящий момент проводится необходимая экспертиза, которая позволит сказать, где данный  ПЗРК был произведен.

Хотела бы также обратить внимание на то, что и (это также отмечалось экспертами) подобное высокотехнологичное оружие без серьезной поддержки и сопровождения извне на территорию боевых действий в Сирии и в руки террористов, как вы понимаете,  попасть практически не может. Такая практика и реалии. Мы, безусловно, будем ожидать точной информации от наших военных, которые уже неоднократно заявляли о том, что ведут соответствующие расследования. При этом мы прекрасно понимаем те тенденции, которые разворачиваются «на земле».  

О ситуации в СБ ООН вокруг сирийского «химического досье»

Отмечаем очередные антисирийские выпады на площадке СБ ООН, сопровождающиеся открытыми обвинениями в адрес России о якобы попустительстве «химическим преступлениям» Дамаска. Уже по сложившейся плохой традиции эти нападки совершенно «случайно» совпадают с проведением знаковых международных мероприятий, которые нацелены на поиск мирного урегулирования сирийского кризиса. На этот раз очередные фантазии на тему применения химоружия в Восточной Гуте и сирийской провинции Идлиб были «приурочены» к Конгрессу сирийского национального единства, который состоялся в Сочи. Нужно было перекрыть информацию, которая поступала оттуда о попытках договориться и результатах переговорного процесса. Когда появляются вполне реальные перспективы активизации межсирийского мирного диалога, с другой стороны также появляются, например, вбросы относительно использования химического оружия. Почему это делается таким образом? Почему постоянно используется тема химического оружия? Это очевидно. Потому что это то, что действительно может разъединить представителей сирийской оппозиции не дать возможность тому диалогу, который завязывается между оппозицией и представителями официального Дамаска развиваться, и является красной «линией» для очень многих, а также доступно и понятно обывателям, которые читают информацию о сирийском кризисе и понимают, что такие вещи, как использование химического оружия, недопустимы в отношении гражданских лиц. Это тема является часто используемым ресурсом в информационном противостоянии в контексте сирийского урегулирования.

Западная «тройка» постоянных членов СБ ООН очень азартно подхватила очередную придуманную информацию о химических атаках, опираясь на собственные же СМИ (та самая информационная карусель, о которой мы говорили), которые ссылаются на некие источники (ни один из них не является проверенным), в частности, на аффилированные с боевиками НПО. Тут же на основе этих «сведений», которые, как я уже сказала, не опираются на какую-либо фактуру, информационно поддерживаются соответствующими представителями в СБ ООН, США и их союзники инициировали рассмотрение очередного антисирийского заявления Совета Безопасности ООН. Российская сторона предложила внести в него коррективы, исходя из обостряющихся на Ближнем Востоке реальных вызовов и угроз химического терроризма. Такой подход был напрочь отвергнут западными коллегами.

В этой связи мы хотели бы напомнить, что о необходимости заявления в контексте химического терроризма и принятии соответствующей резолюции СБ ООН Россия с китайскими партнерами говорит уже более четырех лет. Однако до сих пор эти призывы игнорировались и продолжают игнорироваться западными коллегами, которые предпочитают безосновательно обвинять в совершении этих провокаций с применением химического оружия Правительство Б.Асада и российскую сторону.

Вместо того, чтобы заниматься этими спекуляциями по поводу очередного информационного «фейка», хотелось бы посоветовать тем, кто называется себя «друзьями Сирии» дождаться итогов полноценного с профессиональной точки зрения и политически беспристрастного расследования этих эпизодов по линии специальной миссия ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия в Сирии (МУФС). К слову, эксперты последней с 1 февраля находились в Сирии, чтобы проинспектировать обнаруженные правительственными войсками на освобожденных территориях схроны боевиков токсичных химикатов.

В этой связи в очередной раз призываем тех, кто проявляет повышенный интерес к этой теме, и все время прикрывается интересами сирийского народа использовать все свое влияние на вооружаемую и спонсируемую ими же сирийскую оппозицию, обеспечить доступ международных инспекторов к местам заявленных пресловутыми «Белыми касками» химических инцидентов в Восточной Гуте и Идлибе.

Также хотела бы напомнить, что «белокасочники» являются детищем этих же стран и государств, которые занимаются подобными информационными кампаниями. Как мы это неоднократно подчеркивали, имеют непосредственное отношение к спецслужбам некоторых государств.

Об отношении России к встрече «5+5» по Ливии

В ходе прошлого брифинга был задан вопрос относительно отношения России к встрече «5+5» по Ливии. Хотела бы сказать следующее.

Проблематика Ливии по-прежнему находится в фокусе внимания международного сообщества. Проблематика ливийского урегулирования всегда присутствует в контактах руководства МИД России с вовлеченными в ливийские дела региональными и международными партнерами. Ситуация в этой стране и возможные пути ее урегулирования были предметно рассмотрены на прошедших в Москве 1 февраля переговорах Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Италии А.Альфано. Российская позиция была озвучена на совместной пресс-конференции по их итогам. Стенограмма размещена на официальном сайте МИД России.

Предпринимаются и практические усилия по выводу этой страны из затянувшегося политического кризиса. Спецпредставитель Генсекретаря ООН по Ливии Г.Саляме в ежедневном режиме проводит интенсивные консультации с различными ливийскими сторонами с целью поиска компромиссных развязок по всем нерешенным проблемам текущей внутриливийской повестки дня.

Что касается упомянутой министерской встречи в Алжире 21 января в формате «5+5», то этот неформальный «клуб», в который входят десять средиземноморских стран (Франция, Италия, Испания, Португалия, Мальта, Ливия, Алжир, Тунис, Марокко и Мавритания) существует с 1990 года. Его целью было провозглашено налаживание сотрудничества в различных областях, включая сферу безопасности. На сегодняшний день основное внимание уделено вопросам экономического взаимодействия и проблемам миграции. Думаю, что время покажет, насколько этот формат будет эффективен в решении насущных вопросов. Мы на протяжении всего периода существования данного формата не участвовали в мероприятиях, проводимыми данными странами.

Обстановка, которая сложилась в Ливии, и исходящие с ее территории угрозы (терроризм, нелегальная миграция из Африки в Европу) вызывают обоснованную озабоченность у государств бассейна Средиземного моря. Поэтому нет ничего удивительного в том, что тема Ливии была одной из центральных и в повестке дня алжирского мероприятия.

Об антироссийских заявлениях официальных лиц США

В очередной раз обратили внимание на заявление официальных  представителей США, в том числе пресс-службы Госдепартамента, об ответственности России за применение в Сирии химического оружия. Я считаю, что это можно охарактеризовать одним словом – инсинуации.

Также хотела сказать, что в последнее время США поставили на поток вбросы ничем не подтвержденной информации об использовании Дамаском отравляющих веществ. Никаких фактов нет. Я достаточно подробно на этой тему уже останавливалась. Еще раз могу сказать, что со стороны Вашингтона и его официальных лиц мы видим классическую срежисированную пропагандистскую кампанию. Это, мягко говоря, не служит, а противоречит тем самым целям, которые заявляют США в контексте сирийского урегулирования.

О ситуации на Украине

Наших соседей продолжает «лихорадить». Ситуация далека от стабильности. Складывается впечатление, что нынешние киевские власти вместо поиска путей выхода из кризиса делают все возможное, чтобы окончательно загнать ситуацию в тупик.

К трехлетней годовщине подписания минского «Комплекса мер» (12 февраля 2015 г.) Украина «приурочила» завершение принятия закона о т.н. «реинтеграции» Донбасса – он прямо противоречит букве и духу «Минска» и направлен по сути не на объединение, а на дезинтеграцию страны. Вкупе с политикой тотальной украинизации общества и подзуживания неонацизму, который все больше набирает обороты, и сторонники которого открыто маршируют по улицам и заявляют о намерении навести «украинский порядок», получается гремучая и весьма взрывоопасная смесь.

На таком фоне в Киеве не нашли ничего более оригинального, чем утвердить свои весьма агрессивные планы под предлогом проведения «маневров». 29 января Президент Украины П.А.Порошенко подписал закон «О допуске подразделений вооруженных сил других государств на территорию Украины в 2018 г. для участия в многонациональных учениях». Все они пройдут с активным задействованием иностранных военнослужащих и военной техники. При этом уже имеющееся иностранное военное присутствие на Украине также не ослабевает: натовских инструкторов, которые «обучают» украинских силовиков «искусству войны», меньше не становится.

Нынешнее руководство Украины с одной стороны действительно спешит «интегрировать» или «интегрироваться», в частности, в военные блоки. При этом та задача, которая стоит в качестве первоочередной по интеграции собственных регионов, не решается, а наоборот все делается для того, чтобы она перешла в разряд нерешаемых.

О проблематике военно-биологической деятельности США

На прошлом брифинге мне был задан вопрос по проблематике военно-биологической деятельности США. Хотела бы сказать следующее.

У нас есть определённые озабоченности относительно деятельности США в военно-биологической сфере.

Прежде всего, они связаны с поведением Вашингтона на площадке Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Хотела бы напомнить, что на протяжении долгих лет Вашингтон упорно выступает против разработки юридически обязывающего протокола к Конвенции, который содержал бы элементы её верификационного механизма.

Очевидно, что подписанная в 1972 г. КБТО не соответствует уровню развития биотехнологий второго десятилетия XXI века. Еще в конце 1990-х – начале 2000-х гг. предпринимались попытки решить эту проблему путём разработки в рамках Конвенции механизма проверки. Однако тогда США в одностороннем порядке заблокировали работу. С тех пор американская позиция не претерпела качественных изменений, и Вашингтон продолжает блокировать полноформатную деятельность на этом направлении. Например, Обзорная конференция КБТО 2016 г., по сути, именно с подачи США завершилась безрезультатно. И только в 2017 г. эту тупиковую ситуацию удалось преодолеть и принять тематическую программу предметной экспертной работы на оставшийся межсессионный период 2018-2020 гг.

Более подробную экспертную оценку действий США по проблематике КБТО можно найти в докладе Директора профильного департамента Минпромторга России В.И.Холстова, представленном на встрече экспертов государств-участников КБТО (Женева, 13 августа 2015 г.). Этот доклад, как и многие другие показательные материалы, размещен на Интернет-портале женевского отделения ООН (www.unog.ch).

В последние годы к нашим озабоченностям добавилась ещё одна весьма серьёзная проблема, связанная с наращиванием медико-биологической активности военного ведомства США по периметру российских границ. Во многих государствах бывшего СССР достаточно активно стали появляться исследовательские микробиологические лаборатории, построенные, оснащенные либо модернизированные на средства Министерства обороны США. При постоянном участии американских военных биологов там осуществляется широкий спектр исследований с возбудителями особо опасных заболеваний. Конечно, это не может не вызывать обеспокоенность, что Вашингтон, предлагая на первый взгляд благотворительную помощь в санитарно-эпидемиологической области, одновременно наращивает ничем и никем не контролируемый потенциал скрытного и внезапного вмешательства в развитие ситуации в области биобезопасности не только в этих государствах, но и далеко за их пределами.

Все эти весьма острые проблемы мы по-прежнему стремимся разрешить путем диалога с США и другими нашими партнёрами в рамках КБТО.

О неправомерном блокировании в США международных переводов России

В последнее время мы немало говорили об американских попытках оказать давление на Россию. Они не столько отличаются эффективностью, но принимают на самом деле причудливые формы, вызывают серьезные вопросы относительно мотивации этих действий.

Например, на днях Министерство финансов США задержало проходивший через один из американских банков перевод на 20 тыс.долл.США от Ассоциации океанического рыболовства Китая за услуги российских пограничных инспекторов по проверке соблюдения платных квот на промысел в нашей исключительной экономической зоне. Такое впечатление, что они уже боятся, что рыбы будут вмешиваться во внутренние дела США. Платеж китайских рыбаков оказался заблокирован под тем предлогом, что пограничники входят в состав Федеральной службы безопасности России, а против нее в декабре 2016 г., еще администрацией Б.Обамы, введены санкции. Мощный аргумент!

Это, конечно же, возмутительная ситуация возникает не впервые. Это один из примеров. Я могу привести еще несколько. Например, блокировку банковской системой США в 2016-2017 гг. средств Министерства обороны России на оплату топлива для дозаправки наших самолетов, воюющих против террористов в Сирии. Причем речь идет о более чем 5 млн.долл.США, которые до сих пор не возвращены. Или другой показательный пример – в 2017 г. американские власти воспрепятствовали переводу Россией на счет МАГАТЭ долларового взноса (200 тыс.) в программу исследований этого агентства системы ООН по лечению онкологических заболеваний.

Как соотносятся заверения США в приверженности искоренению терроризма с тем, что они давно и явным образом препятствуют такой борьбе ВКС России в той же Сирии. Фактически, помимо политической оценки, они еще и деньги наши похитили.

Как вяжутся звучащие из Вашингтона призывы к пресечению морского браконьерства с блокировкой того счета, о котором я сказала? Такое впечатление, что помимо каких-то двусторонних претензий, которые нам все время предъявляются и палок, которые нам постоянно вставляют в двустороннее сотрудничество, они уже принялись за наше двустороннее сотрудничество с другими государствами.

Вне какого-либо понимания – те препятствия, которые строят наши американские коллеги усилиям МАГАТЭ по поиску возможностей лечения онкологических заболеваний. Понять это невозможно.

Какое-то лихорадочное желание хоть где-то, но постоянно уколоть, сделать больно и неприятно. Самое главное, что все это, так или иначе, объясняется санкционной политикой и еще больше запутывает самих же представителей американского истеблишмента в логике их действий.

О статье в газете «Московский комсомолец» относительно российско-американских отношений

В МИД России всегда очень внимательно прислушиваются к мнениям по вопросам внешней политики, которые высказываются российскими СМИ, экспертным сообществом, политологами. Мы действительно признательны за конкретные предложения и вдумчивые оценки нашей работы и в принципе того, что происходит в мире, в том числе критические, которые мы стараемся анализировать и учитывать. Это касается и такого важного направления, как отношения с США, которые, как вы уже поняли, переживают очень непростой период.

Обратили внимание на статью в газете «Московский комсомолец» («МК») от 2 февраля, посвященной ситуации в диалоге с США, автор которой М.Ростовский задается вопросом: «Российская дипломатия умывает руки?» и высказывает сожаление по поводу нехватки с российской стороны идей по преодолению нынешнего глухого тупика, в который Вашингтон завел российско-американские отношения.

Я хотела бы достаточно подробно остановиться на этой теме. Здесь действительно есть о чем поговорить. Те, кто следят за информацией, с которой МИД активно знакомит широкую общественность, знают, что мы только и предлагаем американским коллегам конкретные предложения по выправлению отношений, приданию им устойчивости, а также, несмотря ни на что, предлагаем расширять сотрудничество в интересах наших народов и всего мира, учитывая прямую зависимость атмосферы двусторонних отношений между Москвой и Вашингтоном на международной арене.

Сейчас хотела бы на этом остановиться. Например, вскоре после начала деятельности Администрации Д.Трампа ей был передан развернутый план нормализации диалога, предполагающий, среди прочего, налаживание плотного сотрудничества в борьбе с терроризмом и преодолении острых региональных кризисов, в том числе в Сирии, Афганистане, на востоке Украины, вокруг КНДР. Отклик из Вашингтона пока оставляет желать лучшего, однако реальное взаимодействие по некоторым из этих направлений идет, а кое-где даже принесло осязаемые результаты. Хотела бы подчеркнуть, что это была инициатива Москвы.

По нашей инициативе восстановлен прерванный президентом Б.Обамой диалог по стратегической стабильности, в рамках которого, пусть и с известными трудностями, но все же обсуждается положение дел в сфере контроля над вооружениями и перспективы их дальнейшего сокращения, разъясняются оборонные и ядерные доктрины друг друга. В специальных консультативных форматах рассматривается ход реализации Договора о СНВ. Ставим перед Вашингтоном вопрос о необходимости добросовестного выполнения Договора о РСМД. Не раз предлагали начать серьезный разговор по глобальной системе противоракетной обороны США, которая на деле является частью их наступательного потенциала.

С учетом находящихся сейчас на слуху т.н. «перехватов» военных судов и самолетов усиленно выступаем за то, чтобы дополнить двустороннее соглашение о предотвращении инцидентов на море и в воздушном пространстве над ним (1972 г.) положениями о предельно допустимых расстояниях сближения. Наши американские коллеги, которые так любят жаловаться по поводу «перехватов», пока почему-то не хотят обсуждать дополнительные правила обеспечения безопасности полетов и мореплавания. Боевая авиация США также предпочитает летать около границ России с выключенными транспондерами, несмотря на нашу инициативу решить и этот вопрос на взаимоприемлемой основе. Вот еще один пример сферы, где мы не просто один раз, а настойчиво, активно и наступательно предлагаем взаимодействовать, потому что есть конкретные проблемы.

Прошлым летом Россия предложила создать совместную рабочую группу по кибербезопасности, передала конкретные профессиональные идеи по организации взаимодействия в целях предотвращения угроз, которые связаны с использованием информационно-коммуникационных технологий и укреплением межгосударственного доверия в этой сфере. Также в силе и наше предложение о проведении отдельных консультаций по противодействию криминальным электронным взломам, отсутствие реакции на которое показывает, что на самом деле тема т.н. «русских хакеров» не очень сильно беспокоит спецслужбы США, которые якобы публично всегда волновались за американскую избирательную систему и якобы имеющееся вмешательство со стороны России.

Подтверждением бутафорского характера этой кампании по обвинению России выглядит и отказ Вашингтона провести обмен письмами, например, на уровне глав внешнеполитических ведомств с фиксацией обязательств о невмешательстве во внутренние дела друг друга – по примеру 1933 г., когда СССР и США устанавливали дипломатические отношения. Мы очень подробно останавливались на этой инициативе. Детально рассказывали о том, что было и как это заключалось в 1933 г., приводили даже архивные документы, рассказывали о механике того, что мы предлагаем сделать на современном этапе, о тех т.н. ответных сигналах. Еще раз хотела бы повторить, что такую инициативу мы выдвинули полгода назад.

За последний год мы неоднократно предлагали создать механизм реализации Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам, чтобы начать избавляться от таких раздражителей, как тайные аресты граждан России по американским орденам в третьих странах и укрывательство в США беглых пособников террористов, что негативно сказывается на имидже Вашингтона. Мы говорили о своей готовности возобновить межпарламентские обмены, в том числе через взаимный вывод парламентариев из-под санкций. Ждем согласия партнеров на заключение двустороннего договора о защите культурных ценностей, что позволило бы вновь радовать американцев российскими выставками, которые сейчас невозможно устраивать из-за угрозы ареста экспонатов.

Безусловно, настаиваем на возвращении пяти объектов российской дипломатической собственности, незаконно отобранных властями США
в 2016-2017 годах. Мы выдвигали различные идеи и предложения для того, чтобы разрешить эту тупиковую ситуацию.

Если подводить некий итог тому, о чем я сказала, то можно сказать, что идет каждодневная серьезная работа по многим каналам, которая фокусируется на поиске возможностей улучшения отношений с США. Мы это не скрываем и публично об этом говорим. Из раза в раз критикуя нападки на нас, отбивая их, мы подчеркиваем, что наш приоритет связан с взаимодействием. Если есть проблемные вопросы, то мы готовы к их решению. Повторяю в очередной раз, Россия открыта к сотрудничеству, безусловно, на условиях равного партнерства. Никаких идей по сдаче наших позиций, односторонних уступок нет и быть не может. Американские санкционные угрозы, на которые как на некий значимый аргумент, в том числе, ссылается автор в статье, опубликованной в «МК», ничего здесь не изменят.

Статья очень интересная. Мы с чем-то категорически не согласны, и об этом я сегодня, мне кажется, достаточно аргументированно сказала. Но при этом, если будут еще какие-то идеи у газеты и автора, мы с удовольствием их обсудим. Всегда открыты для подобного диалога.

Об американском присутствии в Евразии

Я также хотела бы обратить внимание на заявление, которое было сделано Государственным секретарем США Р.Тиллерсоном о том, что США встревожены растущим присутствием России в регионе Латинской Америки и тем, что Москва продает оружие недружественным Вашингтону странам. Мы уже комментировали это выступление. Я хотела бы сфокусироваться на той части фразы, которая обвиняет нас в продаже оружия и что нас стало везде много и это всех сильно волнует в Вашингтоне.

Приведу небольшую фактологическую справку об американском присутствии в Евразии, чтобы такие цитаты не оставались без ответа. Фразы наподобие той, что была произнесена Госсекретарем Р.Тиллерсоном, мы слышим постоянно – об усиливающейся «озабоченности» стремлением России восстановить свое влияние на международной арене, укреплением ее военного потенциала, проведением независимой внешней политики, не соответствующей «мироустройству по-американски». Мало того, помимо публичных выступлений, такие пассажи закреплены документально в основополагающих доктринальных документах США, где Россия позиционируется в качестве вызова устремлениям Америки, угрозы для ее безопасности и благосостояния.

Недвусмысленно отрицая право России на роль сильного государства, отстаивающего свои национальные интересы, наши американские коллеги говорят о намерении неуклонно продвигать собственное влияние в мире, причем преимущественно посредством силы. Эта установка, в частности, является стержневой в опубликованной недавно американской Стратегии национальной безопасности.

Реализуя свои амбиции по сохранению стремительно теряющего в последние годы бесспорность статуса единственной сверхдержавы, США намерены добиваться «подавляющего» военного преимущества, развивать систему противоракетной обороны, поддерживать и модернизировать ядерные средства. По сути, при новой Администрации Д.Трампа фиксируется курс, которого в Вашингтоне придерживаются уже в течение многих лет, на укрепление военной мощи для гарантированного превосходства над любым соперником и беспрепятственного проецирования силы в различных регионах мира.

Исходя из этой цели, Пентагон последовательно наращивает свою активность в Восточной Европе, Прибалтике, на Ближнем и Среднем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Во взаимодействии с союзниками по НАТО Вашингтон подтягивает военные потенциалы все ближе к российским рубежам, осуществляя дестабилизирующее развертывание обычных вооружений в чувствительных для нашей безопасности регионах.

Абсолютно под надуманным предлогом и исходя из несуществующих фактов, которые якобы говорят об угрозе потенциальной агрессии со стороны России, идет увеличение американского военного присутствия на натовском «восточном фланге», включая авиацию и тяжелую бронетехнику, а также расширяется сопутствующая инфраструктура. Эта деятельность осуществляется в рамках утвержденной Президентом США Д.Трампом «Инициативы по сдерживанию в Европе», сумма финансирования которой в 2018 г. выросла с 3,4 до 4,6 млрд.долл.США.

В прилегающие к России акватории участились провокационные заходы кораблей ВМС США, поддерживается высокий уровень интенсивности разведывательных полетов у наших границ. Осуществляется широкая программа учений в Центральной и Восточной Европе, причем в них всё чаще участвуют американские стратегические бомбардировщики. На европейском континенте сохраняется американское ядерное оружие, к тренировкам по применению которого в нарушение международных договоренностей привлекаются неядерные члены альянса.

Одним словом, США активно осваивают пространство в непосредственной близости от России. В Восточную Европу Пентагоном дополнительно переброшены бронетанковые подразделения бригадного уровня: 3300 военнослужащих, около 90 танков и 150 БМП, другая тяжелая техника плюс более 2000 человек летного и технического состава армейской авиации и около 80 вертолетов. Всего на европейском континенте американские Вооруженные силы располагают формированиями сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил общей численностью более 65 тыс. В авральном порядке модернизируется инфраструктура для приема этих усилений.

Помимо этого, идет поступательное наращивание глобальной системы   ПРО США в Европе и Азии. Завершается строительство противоракетного объекта в Польше в дополнение к уже развернутому в Румынии. Американская противоракетная батарея комплексов «THAAD» размещена в Республике Корея.

Система передового базирования Вооруженных сил США протянулась в Евразии по всему периметру российских границ. На Дальнем Востоке американцы прочно обосновались в Японии (около 60 тыс. военнослужащих) и Южной Корее (около 30 тыс. военнослужащих), с опорой на которые и под предлогом угрозы со стороны КНДР активизировали военные приготовления в Северо-Восточной Азии. На Ближнем Востоке американские военные объекты и персонал размещаются в Ираке, Афганистане, Саудовской Аравии, Турции, Объединенных Арабских Эмиратах, Катаре, находятся в Сирии без согласия законных властей страны. И это далеко не полный перечень.

Масштабы российского и американского военного присутствия за рубежом абсолютно несопоставимы, в том числе по динамике расширения, в частности американского военного присутствия, которое мы видим. Я также хотела бы отметить, что никаких соответствующих баз или чего-либо подобного, о чем я сегодня говорила, в помине нет «под боком» у США, в то время как активность Пентагона и его союзников вдоль границ России только растет и набирает неслыханные обороты.

Раскручивая тему мнимой «российской угрозы», Вашингтон пытается плотнее сомкнуть вокруг себя ряды союзников. В последние несколько лет, видимо, наметилась неуверенность в важности этого давления на Россию и для того, чтобы простимулировать их к сплочению рядов и нужна вся эта информационная история относительно возможного российского нападения, агрессии и захвата.

Здесь нужно искать и коммерческий расчет – сделана ставка на то, чтобы заставить союзников резко увеличить военные расходы и подтолкнуть их к крупным закупкам американской военной техники. Все это видно невооруженным взглядом.

Мы, конечно, отмечаем особое внимание США к государствам Центральной Азии. Возвращение своих войск в Афганистан Вашингтоном используется в качестве повода для возобновления переговоров со странами региона по углублению сотрудничества в чувствительной сфере безопасности. В прошлом в ЦА под т.н. «афганскую операцию» уже создавались военно-логистические объекты стран НАТО. Хотели бы напомнить о том, что США размещали в Киргизской Республике авиабазу, которая полностью была закрыта для контроля со стороны местных властей. Позднее, в процессе вывода базы Вашингтон грозил сокращением помощи этой стране по линии подконтрольных международных структур. Пользуясь дипломатическим иммунитетом, американцы перекачивали через базу сотни тонн каких-то грузов. В ходе парламентских выборов в Киргизии в октябре 2015 г. под видом дипломатической почты в страну был завезен не подлежащий досмотру некий «специальный груз» общим весом 150 тонн. Тогда было много публикаций и комментариев со стороны Киргизии. Параллельно фиксировались попытки США повлиять на ход президентских выборов в этой стране в 2017 г. В частности, накануне президентской избирательной кампании Госдепартаментом США был запущен проект, предполагающий создание механизмов постоянного взаимодействия с оппозиционными партиями страны, осуществление мониторинга их деятельности и консультирования по ведению предвыборной борьбы. Власти Республики были вынуждены в мае 2017 г. заявить послу США официальный протест в связи с вмешательством Вашингтона во внутренние дела Киргизии путем поддержки деструктивных оппозиционных сил, деятельность которых направлена на дестабилизацию обстановки в стране.

В регионе США очень активно работают с т.н. «нелегальной оппозицией».

С развитием кризиса на Украине значительные средства стали поступать на счета действующих в регионе НПО. Эти структуры были вовлечены в разного рода т.н. лоббирования. В частности, делались попытки повлиять на процессы принятия законодательных актов по вопросам финансирования иностранных НПО и другим темам. При этом давалось понять, что от решения тех или иных вопросов, которые были важны для Вашингтона, будет зависеть выделение внешней помощи конкретным странам ЦА.

Вовсю применяются цифровые технологии для стимулирования в социальных сетях критических настроений общественности. Оказывается финансовая поддержка оппозиционной Интернет-журналистике, особенно той, что «специализируется» на негативе в отношении выбора Казахстана и Киргизии в пользу евразийской интеграции, тесных связей с Россией. Ищется негатив, которому придается глобальный характер для того, чтобы сказать, что евразийская интеграция и связи с Россией – это не тот путь, который нужен этим странам, что нужно идти другим путем и отказываться от взаимодействия с российской стороной.

Применяются меры давления на суверенные власти стран региона путем блокировки активов или ареста имущества. Можно привести пример «заморозки» в декабре 2017 г. нидерландским филиалом нью-йоркского банка «Бэнк оф Нью-Йорк Мэллон» 23 млрд.долл.США, принадлежащих Фонду национального благосостояния Казахстана. Все есть в публикациях авторов, которые несут ответственность за свои слова.

Также поступают сведения о содействии экстремистам в Афганистане со стороны тех, кто на деле контролирует обстановку на местах и воздушное пространство ИРА. В результате линии на поддержание «управляемого хаоса» происходит постепенное превращение севера Афганистана в «плацдарм» для вылазок террористов в направлении стран ЦА.

С большой настороженностью следует относиться к военно- биологической деятельности США, о чем мы сегодня уже говорили. Это также является одним из факторов влияния.

Это краткий ответ на очередные обвинения со стороны Государственного секретаря Р.Тиллерсона, которые были сделаны в наш адрес. Можем более подробно. Будем так и делать в случае следующих обвинений. К сожалению, я думаю, что они не закончатся.

О развитии ситуации в Венесуэле

Регулярно комментируем ситуацию в Венесуэле. Поступают вопросы в связи с тем, что ситуация не стоит на месте, развивается. Хотели бы сегодня вновь вернуться к этой проблематике.

Развитие внутриполитической ситуации в Венесуэле получило новую динамику. По поступающим из Каракаса и Санто-Доминго сообщениям, на переговорах между Правительством и оппозицией в рабочем порядке был согласован итоговый документ. Он отражает взаимоприемлемые для сторон позиции, в том числе по наиболее сложным пунктам. Этот документ был подписан правительственной делегацией и впоследствии Президентом Н.Мадуро. Делегация от оппозиции, со своей стороны, взяла «паузу», и диалог, как об этом заявил Президент Доминиканской Республики Д.Медина, был «приостановлен на неопределенное время». Это цитата. В этой ситуации Национальный избирательный совет Венесуэлы объявил о проведении выборов Президента страны в предусмотренную проектом указанных договоренностей компромиссную дату – 22 апреля текущего года.

В этой связи хотели бы отметить следующее.

В отношении развития ситуации в Венесуэле исходили и исходим из того, что на переговорах в Санто-Доминго идет непростой, но крайне полезный и важный для судеб страны разговор. Убеждены, что только сами венесуэльцы могут определить собственное будущее и пути развития своей страны.

Мы глубоко сожалеем, что этот, казалось бы, естественный подход очевиден не для всех государств. Прозвучали заявления о неприемлемости априори президентских выборов в апреле. Тем самым извне откровенно поощряется тактика той части венесуэльской оппозиции, которая ведет линию на бойкот мирного урегулирования внутренних разногласий. Совсем провокационными, с нашей точки зрения, выглядят высказывания Госсекретаря США Р.Тиллерсона, допустившего возможность участия военных в смещении Правительства в Венесуэле силовым путем. Это в принципе противоречит всем заявлениям о приверженности демократии и обязательствам, которые взяли на себя государства Западного полушария в отношении недопустимости и невозможности неконституционной смены политического строя. Отрадно, что командование Вооруженных сил Венесуэлы твердо и принципиально отвергло подобную возможность.

Подтверждаем российскую позицию, заключающегося в том, вопросы внутреннего развития Венесуэлы должны решаться исключительно народом этой страны в соответствии с предусмотренными там конституционными и правовыми процедурами на основании демократических норм и без деструктивного внешнего вмешательства. Полагаем, что лучшим проявлением свободы выбора стало бы голосование непосредственно на избирательных участках. Считаем, что задача всех ответственных политических сил – способствовать организованному и мирному народному волеизъявлению в Венесуэле.

О высказываниях Министра иностранных дел Японии Т.Коно о «дестабилизирующей» роли России

Обратили внимание на высказывания Министра иностранных дел Японии Т.Коно о дестабилизирующей роли России. Эти высказывания были растиражированы японскими СМИ. Сообщения об этом появились на страницах японской печати. Эти слова были произнесены на слушании в Парламенте Японии. Был вновь озвучен известный тезис Вашингтона о том, что Россия якобы «дестабилизирует мир, в котором существует ядерное оружие, осуществляя разработку и стремясь к использованию тактических ядерных боеголовок с зарядом малой мощности».

Вызывает недоумение утверждение, будто Россия ведёт разработку таких вооружений. Непонятно, на чем базируется заявления главы МИД Японии. Разработкой ядерных зарядов малой мощности занимается не Россия, а США. Именно они уже создают «модернизированную» ядерную бомбу В61-12 варьируемой мощности, которая может быть снижена до минимальной. Только что опубликованная ядерная доктрина США анонсирует разработку боеприпасов «малой мощности» для новых крылатых ракет морского базирования в ядерном оснащении и баллистических ракет подводных лодок «Трайдент-II».

Говорить о том, что американцы якобы вынуждены создавать такие вооружения в ответ на некие шаги, предпринимаемые Россией, – это значит просто в корне не понимать суть происходящего, по большому счету, переиначивать факты и заранее, под каким-то совершенно мифическим предлогом, оправдывать действия США, которые, к сожалению, целенаправленно проводят линию на подрыв основ международной безопасности и стабильности.

Хотела напомнить, что Военная доктрина России уже много лет чётко ограничивает возможность использования ядерного оружия лишь двумя исключительными и сугубо оборонительными сценариями – только в ответ на агрессию против России и (или) наших союзников с использованием ядерного и других видов оружия массового поражения или в ответ на агрессию с использованием обычного оружия, когда под угрозу было бы поставлено само существование нашего государства. Кроме того, Военная доктрина предусматривает «систему неядерного сдерживания», что подчёркивает нацеленность на предотвращение военных конфликтов с опорой в первую очередь на силы общего назначения. В этих условиях оправдание курса США на масштабное наращивание ядерных вооружений ссылками на якобы имеющее место возрастание роли ядерного оружия в российских доктринальных установках – либо, как я уже сказала, целенаправленное искажение фактов, либо элементарное непонимание предмета.

Подобные заявления Токио прямо противоречат приоритетной задаче формирования доверия в военно-политической области между Россией и Японией и оказывают негативное влияние на общую атмосферу в двусторонних отношениях, включая переговоры по проблеме мирного договора.

Также вынуждены отметить, что глубокое сожаление и серьезную обеспокоенность вызывает недавнее решение Правительства Японии о размещении на своей территории американских комплексов ПРО «Иджис Эшор». Очевидно, что развертывание упомянутых систем представляет собой еще один шаг в направлении создания полноценного азиатско-тихоокеанского регионального сегмента глобальной ПРО США и идет вразрез с усилиями по обеспечению мира и стабильности в регионе.

О ситуации с образованием на русском языке в Эстонии

По информации из Эстонии, власти г.Кейла под предлогом «оптимизации» пытаются ликвидировать единственную в городе русскоязычную школу. К сожалению, мы вынуждены это прокомментировать в связи с большим количеством поступающих вопросов. Рассматриваем это как яркий пример последовательной дискриминационной политики, проводимой в Эстонии в отношении обучения на русском языке.

Неоднократно обращали внимание на порочность подобного подхода, который по сути нацелен на принудительную эстонизацию образования в стране.

Рассчитываем, что окончательное решение о судьбе школы будет приниматься с учетом потребностей русскоязычных жителей, которые составляют треть населения города, а также рекомендаций профильных международных организаций об обеспечении национальным меньшинствам прав на сохранение и развитие своего языка.

О закрытии литовского Интернет-сайта «vatnikas.lt»

Видели сообщения сообщения в СМИ о закрытии в Литве Интернет-  портала «vatnikas.lt», о котором мы говорили около двух недель назад.

Хотела бы напомнить, что его целью было выявление граждан Литвы, которые якобы были «нелояльны» по отношению к действующей власти, внешнеполитическому курсу руководства, не так, как надо симпатизируют России, не считают период нахождения Литвы в составе СССР «оккупацией». Интернет-ресурс был создан по подобию портала украинских националистов «Миротворец» в виде «черного списка врагов». Всего в его списки успели занести 155 человек. По этому поводу было очень много обращений, комментариев. Видимо, под их нажимом было принято решение о закрытии сайта, о чем мы вас и информируем, учитывая, что эту тему мы освещали.

О ситуации вокруг российского гражданина П.Ю.Левашова

Вы видели большое количество сообщений, заявлений и комментариев, которые были сделаны адвокатом российского гражданина П.Ю.Левашова относительно его задержания. Мы бы тоже хотели высказаться в этой связи, хотя был комментарий нашего Посольства в США, но, безусловно, требуется официальная позиция МИД России.

МИД России внимательно следит за ситуацией вокруг российского гражданина Петра Левашова (1980 г.р.), который был задержан в апреле 2017 г. в Испании по американскому запросу и 2 февраля выдан испанскими властями в США. Там его обвиняют в мошеннических действиях в сети Интернет.

В настоящее время россиянин находится в тюрьме города Бриджпорт американского штата Коннектикут. Генконсульство России в Нью-Йорке поддерживает связь с его адвокатом И.Литваком и 6 февраля добилось встречи с самим арестованным.

П.Ю.Левашов жаловался на условия содержания: в камере нет света, нет элементарных средств личной гигиены, нет постельных принадлежностей, даже элементарной подушки, снаружи камеры постоянный шум, который действительно сказывается на физическом состоянии. Ему не разрешаются прогулки, не предоставляются медикаменты.

Расцениваем такое положение как попытку оказать давление на российского гражданина, чтобы сделать его более сговорчивым перед лицом американского следствия. Уже потребовали от тюремной администрации прекратить издевательство и создать человеческие условия. Будем добиваться, чтобы права нашего соотечественника обеспечивались в полном объеме.

К сожалению, число арестов наших граждан в третьих странах с подачи американцев и при их непосредственном участии продолжает расти. Причем на 2017 г. пришелся настоящий всплеск – 11 случаев. Неделю назад МИД России был вынужден выпустить очередное предупреждение на этот счет для тех, кто собирается в зарубежные поездки.

Самое интересное, что когда МИД России выпускает соответствующие предупреждения (причем это касается не только задержания российских граждан по запросу США, но и чрезвычайных ситуаций, военно-политической обстановки в тех или иных странах), то буквально на следующий день появляется большое количество смешных картинок, постов на тему того, зачем нас предупреждают и т.д.

После такого количества обращений, которые мы получаем от родственников тех людей, которых задерживают, писем родителей, детей, друзей с призывом «помогите, спасите наших граждан», после такого количества писем с просьбой об эвакуации в ходе чрезвычайных ситуациях я не считаю, что подобные предупреждения смешны. Действительно, волю фантазии можно давать – мы свободные люди в свободной стране. Просто, когда публикуется такая информация, вы всегда думайте о том, что лично вы можете попасть в эти обстоятельства. И тогда уже ваши родственники и друзья будут писать нам с просьбой сделать что-нибудь – оказать содействие в сложной ситуации, помочь вернуться на Родину, либо оказать срочную медицинскую помощь. Самое главное, что еще несколько лет назад МИД как раз подвергался критике со стороны журналистов касательно того, что подобной информации крайне мало. Теперь ее достаточно, но она иногда вызывает улыбки.

На самом деле, опасность абсолютно реальна. Россиян, взятых на заметку американскими спецслужбами, зачастую специально выманивают за границу под различными предлогами, после чего арестовывают и вывозят в США. Все эти случаи известны. Там угрозами и прочими методами воздействия, которым сейчас подвергается и П.Ю.Левашов, заставляют признать хоть какую-то вину.

Мы, естественно, требуем от США предоставить россиянину всю необходимую (в соответствии, в том числе, и с американским законодательством и международными положениями), включая медицинскую, помощь. Также, безусловно, требуем от США прекратить неприемлемую практику «охоты» на наших людей по всему миру. Однако пока в США, к сожалению, такой готовности не проявляют.

Об информационных ресурсах Совета молодых дипломатов

Мы часто цитируем материалы Совета молодых дипломатов, приглашаем вас на их мероприятия. У них есть свои ресурсы, и мы сегодня готовы их анонсировать. Это соответствующий раздел сайта (www.smd-mid.ru) и их и аккаунты в социальных сетях «Фейсбук», «Инстаграм», «Твиттер», «Вконтакте». Пожалуйста, приходите, подписывайтесь, следите за их анонсами об аккредитации и приглашениями на их мероприятия.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: В 2017 г. отмечалось 25-летие установления дипломатических отношений между Россией и Азербайджаном. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации открыта выставка, посвященная этому событию. Как Вы считаете, какую роль играют культурные связи в дипломатии? Как они помогают? Ведь бывают ситуации (у нас она не такая), когда культурные связи становятся скрепой отношений, даже когда они не очень хорошие.

Ответ: Мы с размахом отметили соответствующую юбилейную дату, о которой Вы говорите, по линии внешнеполитического ведомства, наших посольств и, что самое главное, – нашей общественности. Сколько бы ни было официальных мероприятий и церемоний, самое главное, чтобы люди в наших странах, которые действительно связаны в хорошем смысле слова общей историей, культурой, традициями и общей жизнью, понимали, что все делается для них.

Что касается культуры, то, безусловно, это важнейшее связующее звено между людьми, народами. Я не видела выставку, но о ней читала. Можно только поприветствовать ее проведение. Мне кажется, таких мероприятий должно быть больше. У нас с Азербайджаном развивается отличный гуманитарный диалог – концерты, выставки, различные культурные обмены. Еще раз хочу сказать, что это нужно приветствовать. Со своей стороны, будем всячески этому содействовать и способствовать.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать удар коалиции под руководством США по сирийским проправительственным силам? Совпадает ли информация Москвы с версией американской стороны о том, что накануне сирийскими проправительственными силами был нанесен удар по сирийским оппозиционерам? Соответствует ли действительности информация американской стороны о том, что россияне были предупреждены об ответном ударе?

Ответ: Что касается обмена информацией в контексте проведения военных операций на территории Сирии, это вопрос к Министерству обороны.

Что касается Вашего вопроса в целом, то на настоящий момент мы, безусловно, анализируем информацию, которая приходит относительно вчерашнего инцидента в Заевфратье. Эта информация сейчас перепроверяется для того, чтобы мы смогли дать наши официальные оценки и поделиться соответствующими комментариями.

В отношении версии событий, которая была представлена с подачи американской стороны, возникает масса вопросов. Во-первых, каким образом подразделение численностью в 500 чел. может атаковать некий штаб при поддержке танков и артиллерии и в результате нанести ранение лишь 1 из отражающих атаку? Каким образом находящиеся в этом штабе могли продержаться в этих условиях по меньшей мере полчаса, необходимых для того, чтобы вызвать и обеспечить подлет сил авиации? Каким образом в течение столь короткого времени могло быть принято решение об открытии массированного огня на поражение в отношении сирийских вооруженных сил? Для того, чтобы прояснить все эти вопросы и чтобы появилась полная картина произошедшего, сейчас собирается соответствующая информация по линии наших военных экспертов и МИД. Соответственно, когда она будет проанализирована, мы поделимся официальными оценками. Но еще раз повторю, вопросов очень много.

Вопрос: В эти дни в США находится кандидат в Президенты России К.А.Собчак. Она уже успела принять участие в нескольких мероприятиях, в ходе которых открыто высказывалась жесткая критика в адрес России и ее внешнеполитического курса, которую некоторые эксперты расценивают как призыв к отказу от нашего суверенитета. Являются ли такого рода мероприятия, организованные на территории другой страны, в которых принимает участие зарегистрированный кандидат в Президенты России, попыткой вмешательства в наши внутренние дела и в наш электоральный суверенитет?

Ответ: Мне кажется, что я сегодня очень масштабно рассказала о том, как и в какой форме мы, к сожалению, фиксируем вмешательство США во внутренние дела различных государств.

Вопрос: Обсуждался ли по линии Россия-СЕЛАК вопрос взаимосвязи поездки Госсекретаря США Р.Тиллерсона в Латинскую Америку и тем, что происходит в Венесуэле?

Ответ: У меня нет такой информации. Я могу ее уточнить. Нашу позицию по ситуации в Венесуэле я Вам изложила. Хочу сказать, что мы действительно предельно внимательно следим за происходящим в этой стране. Как мы говорили на прошлых брифингах, исходим из того, что эти процессы демократизации, на которых так настаивают западные партнёры, говоря о ситуации в Венесуэле, должны вести к улучшению ситуации в стране, а не к ее усугублению.

Вопрос: Сократилось ли количество поездок россиян в США после ухудшения отношений между двумя странами и предупреждения, который сделал МИД?

Ответ: В текстах брифингов есть статистика по количеству выданных виз. Вы можете обратиться к этому материалу. Могу сказать, что если в последнее время и произошло какое-то сокращение (здесь нужно опираться на статистику, у меня сейчас нет данных, но я их уточню), то произошло это только из-за увеличения срока выдачи и оформления виз нашими американскими коллегами. К сожалению, это было сделано в два этапа – полгода назад и даже больше – весной-летом, когда был увеличен срок рассмотрения документов, и потом несколько месяцев назад, когда произошел второй этап – увеличение срока, усложнение всей процедуры. Безусловно, это я вам подтвердить могу, потому что очень много российских граждан нам направляют свои обращения. Они нас ни о чем не спрашивают, просто пишут (у нас есть отдел по работе с обращениями граждан), что то, как оформляются американские визы, не соответствует современным стандартам в области поощрения общения людей друг с другом. Но этот вопрос не к нам. Наши стандарты оформления виз для граждан США остались такими же, несмотря на то, что был нанесен колоссальный удар по нашей дипломатической службе, составу наших загранучреждений на территории США. Вы помните о высылке российских дипломатов, много кого выслали. Было закрыто Генконсульство. Несмотря на это, по срокам и формату оформления выдачи российских виз гражданам США никаких изменений не было.

Вопрос: Несмотря на то, что Россия неоднократно отрицала оказание какой-либо помощи Движению талибов, глава Управления национальной безопасности Афганистана М.Станикзая несколько дней назад сказал, что Россия поддерживает талибов под предлогом их борьбы с боевиками ИГИЛ. Что Вы думаете об этом? Могут ли такие заявления повлиять на отношения между двумя странами?

Ответ: Сколько бы ни было попыток как-то извратить нашу позицию по этому вопросу, она остается четкой и неизменной. Мы регулярно ее комментируем. Хочу обратить внимание, что ее регулярно комментирует спецпредставитель Президента России по Афганистану, директор Второго департамента Азии З.Н.Кабулов. Мне кажется, не должно быть никаких сомнений в том, что эта позиция претерпела изменения. По этому вопросу она остается неизменной.

Вопрос: Сопредседатели группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху вновь находятся в регионе конфликта. Вчера они встречались в Баку с Президентом Азербайджана, сегодня – с Президентом Армении в Ереване, пытаясь сохранить тот нарастающий темп, который получил миротворческий процесс. Между тем, на этом фоне стало известно, что в Азербайджане на полгода перенесли президентские выборы, которые теперь состоятся уже не осенью, а весной, практически через два месяца. Некоторые эксперты в этой связи склонны предположить, что это вызвано не только внутриполитическими, но и определенными внешнеполитическими причинами. Считаете ли Вы, что перенос выборов в Азербайджане может как-то отразиться на ходе Карабахского урегулирования, например, несколько притормозить этот процесс или напротив – еще более его активизировать?

Ответ: Я считаю, что  президентские выборы в Азербайджане являются внутренним делом этого суверенного государства. О мотивациях, причинах и форматах, мне кажется, в первую очередь нужно обращаться за комментариями к азербайджанской стороне. Эти комментарии были сделаны.

Вопрос: МИД России сегодня предостерег от развития событий вокруг сирийского города Африна, спровоцированного действиями США, которые планируют наращивать поставки вооружений своим подконтрольным группировкам в Сирии якобы для борьбы с ИГИЛ. Вместе с этим, вчера в Сочи С.В.Лавров заявил, что это очень похоже на то, что американцы в Сирии взяли курс на раздел страны. К каким последствиям могут привести данные планы и сценарии? Считает ли Россия нужным что-то с этим делать, как-то противостоять этим планам? Какие меры мы можем предпринимать, чтобы это предотвратить?

Ответ: Ваш вопрос на этот раз не отличается оригинальностью, к сожалению. Вы сами процитировали, что происходит сейчас в регионе и чем это опасно для Сирии. Я могу сказать, что Россия действительно прилагает политические усилия и усилия по военной линии для того, чтобы избежать всего того, о чем вы сказали – развала страны, превращения ее в рассадник террористических организаций и террористов, дальнейшей дестабилизации ситуации как внутри Сирии, так и в регионе. Как Россия это делает, я уже сказала – политическим, военным путем, осуществляется поддержка сирийских вооруженных сил в их борьбе с оставшимися на территории террористами. Как именно она это делает – с этим вас регулярно знакомит Министерство обороны России.

Мощнейшим политическим залпом был Конгресс, который состоялся в Сочи. Его результатам, которые были очевидны, еще только предстоит «прорости» сквозь ткань переговоров и того, что происходит сейчас на женевской площадке. Именно туда сейчас перенесен акцент сирийского урегулирования в политическом контексте. Предстоит работа над конституционным комитетом. В рамках работы над новой конституцией наши усилия также сфокусированы на поддержании диалога с ведущими международными и региональными игроками – странами и международными организациями. Делаем все от нас зависящее для того, чтобы стимулировать сирийское урегулирование. Я думаю, что, с точки зрения политических контактов, будет важна мюнхенская площадка, где предстоят двусторонние контакты С.В.Лаврова и его публичное выступление, которое, безусловно, будет затрагивать эту тему.

Вопрос: Москва относится к действиям США как к противостоянию курсу России на нормализацию жизни в Сирии?

Ответ: Вы знаете, я сегодня много говорила на эту тему и приводила конкретные примеры: это и попытка увести фокус международного внимания от результатов Сочи, это и использование «химического досье» для того, чтобы минимизировать результаты Сочи, чтобы опять сформировать отношение к действиям России в негативно ключе. Это, к сожалению, и продолжающаяся мотивация оставшихся «умеренных» (сейчас уже, мне кажется, все смешалось) боевиков и оппозиционеров, исповедующих силовой путь, на неприятие мирного пути. Это, к сожалению, и создание условий для продолжения существования «недобитых» игиловцев в Сирии прямо или косвенно.

Я думаю, что в этом должны разбираться военные эксперты. Но, как мы сегодня уже сказали, эти условия действительно позволяют террористам вести ожесточенные и очень кровавые бои и проводить провокации и террористические акты в отношении сирийских граждан и военных. По-разному это бывает. При этом мы ведем диалог с США по сближению позиций в рамках политического урегулирования.

Я также хотела обратить внимание даже на такие мелочи: мы слышали по линии пресс-службы Госдепартамента, что США проигнорировали Сочинский Конгресс. Не проигнорировали, они были, их представители официально присутствовали в качестве наблюдателей. Можем дать имя, если будут еще вопросы. Уровень был невысокий, но это тот уровень, который был определен американской стороной. То есть даже в таких мелочах, в которых мы можем их вывести на чистую воду прямо сейчас, все равно есть попытка слукавить, что-то такое придумать, уйти куда-то в сторону. Повторю, все заявления Госдепа США о том, что американская сторона не была представлена на Конгрессе в Сочи в качестве наблюдателя, –  неправда. Были. Еще раз говорю, что если нужно – мы дадим фамилию, но я думаю, что за этим лучше обратиться в Посольство США в Москве.

Таких вещей в крупном плане и в достаточно локальном очень много. Конечно, это все затрудняет движение к той общей цели, о которой говорили, в том числе, и США. Но мы надеемся на лучшее.

Вопрос: 6 февраля в Москве прошли консультации с делегацией МИД КНДР, которую возглавил руководитель Первого департамента Европы Им Чхон Ир. Каковы итоги встречи? Какие вопросы поднимались на ней? Определился ли план совместных мероприятий, приуроченных к 70-летию дипломатических отношений двух стран?

Ответ: Что касается консультаций, то они, действительно, прошли
6 февраля в соответствии с планом межмидовских обменов между директорами территориальных департаментов министерств иностранных дел двух стран – России и КНДР. С российской стороны департамент возглавляет А.Б.Кулик, со стороны КНДР, как Вы уже сказали, Им Чхон Ир.

В рамках консультаций были обсуждены актуальные вопросы российско-северокорейского взаимодействия, включая подготовку мероприятий по случаю 70-й годовщины установления двусторонних дипломатических отношений, а также ситуация на Корейском полуострове.

Что касается плана мероприятий, с удовольствием буду готова поделиться с Вами тем списком, который уже имеется, в следующий раз. Думаю, что он еще дорабатывается, но о тех мероприятиях, которые запланированы, я с удовольствием расскажу.

Вопрос: Известны ли какие-нибудь детали статуса Конституционного совета? Установлены ли крайние сроки для решения спецпосланника Генсекретаря ООН С.де Мистуры по его составу?

Ответ: Сейчас идёт формирование рамок, границ, механизмов работы этой структуры. Буквально накануне брифинга я уточняла данный вопрос у наших экспертов. Они сообщили, что как только мы сможем в публичном пространстве поделиться итоговым видением, сразу это сделаем. Работа продолжается, безусловно, с участием спецпосланника Генсекретаря ООН С.де Мистуры, ООН. Надеемся в ближайшее время достаточно детально посвятить вас в этот вопрос.

Вопрос: Вчера Посол России в Белоруссии А.А.Суриков, отвечая на просьбу прокомментировать ситуацию вокруг пророссийских публицистов в Белоруссии, сказал журналистам радио «Свобода»: «Мне лично приходится много общаться с разными людьми как Послу, в том числе и с журналистами. Когда я вижу в своих собеседниках, включая журналистов, злобу и хамство, сразу прекращаю с ними контакты.
От того, кто плохо пахнет, надо держаться на расстоянии…». Соответствует ли это заявление позиции Министерства иностранных дел Российской Федерации?

Ответ: Может, нужно обращаться к Послу, если у Вас есть какие-то дополнительные вопросы? Я, честно говоря, не понимаю, чем вызван Ваш вопрос, что здесь можно прокомментировать. Вас что-то в этой фразе не устроило или показалось спорным? Что дало Вам почву задать этот вопрос?

Вопрос: Фраза показалась немного жестковатой.

Ответ: В чём?

Вопрос:  Журналист есть журналист, с ним приходится общаться. Но то, что журналист «пахнет»…

Ответ: По-моему, там сказано по-другому. В слова Посла не вложено то, что Вы вложили в эту фразу. Не нужно искать в них того, чего там нет.

Вопрос: В прошлый раз Вы очень позитивно высказались о Болгарии. Если у наших стран такие хорошие отношения, почему в Болгарии бензин стоит 1,5 евро?  Почему на телеканале «ТВЦ» вышел фильм «Братозамещение», кто даёт на это команду? По поводу Конгресса сирийского национального диалога: в Сирии оппозиция воюет, а в Сочи танцует. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Ответ: По вопросу ценообразования в Болгарии надо обращаться в Правительство Вашей страны.

Относительно фильмов, выходящих на «ТВЦ», необходимо обращаться к руководству этого телеканала. Я не видела данного фильма, если у Вас есть конкретные претензии, скажите, так как я не знаю, о чём идёт речь.

Что касается того, что происходило в Сочи и с кем Вы танцевали, то это точно не ко мне.

Вопрос: Я хотела бы присоединиться к словам благодарности за Ваши положительные комментарии о перспективах российско-болгарских отношений. Это очень важно для Болгарии. Приедет ли в Болгарию Президент России В.В.Путин для участия в праздничных мероприятиях по случаю 140-летия освобождения от османского ига?

Ответ: По сложившейся практике график Президента Российской Федерации комментирует Администрация Президента Российской Федерации, в частности, его пресс-служба.

Что касается освещения российско-болгарского взаимодействия, готова делать это регулярно. Отправляйте Ваши вопросы. С удовольствием буду затрагивать эту тему.

Вопрос: Какова роль России в прекращении авиаударов Турции по Африну? СМИ написали, что Россия закрыла воздушное пространство над Африном для турецких ВВС.

Ответ: Если в этом контексте, то речь идёт о комментарии по линии Минобороны России. Что касается нашей политической оценки, то мы неоднократно высказывали обеспокоенность тем, что там происходит.

Вопрос: На этой неделе Еврокомиссия опубликовала стратегию расширения Европейского союза на Западных Балканах. Как её оценивает МИД России? Какое влияние она окажет на отношения Москвы со странами этого региона и с  Евросоюзом?

Ответ: Сначала мы должны изучить данную стратегию ЕС, и тогда я поделюсь с Вами оценками. Что касается нашего взаимодействия как с балканскими странами, так и со странами Евросоюза, то оно имеет для нас самоценное значение. Развиваем отношения с этими государствами, а также с интеграционными объединениями, в которые они входят.

Наша позиция всегда была чёткой на этот счёт. Мы, безусловно, исходим из членства в ЕС и соответствующих обязательств стран Евросоюза, при этом выступаем за гармоничное развитие по нескольким трекам как в двустороннем формате, так и в формате Объединения. Что касается тех стран, которые не входят в ЕС и рассматривают своё членство или более плотное взаимодействие с Европейским союзом, то мы не видим никаких препятствий для развития с ними отношений и никогда не ставим вопрос «с нами или против нас». Мы всегда за гармонизацию этих отношений. Считаем, что практика и опыт подсказывают и показывают, что такой путь возможен.

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, ситуацию с депортацией северокорейских рабочих.

Ответ: Россия строго привержена выполнению решений Совета Безопасности ООН, в т.ч. в том, что касается вопроса санкций. Это единственные санкции, которые мы признаём в качестве легитимных, как фактор давления для разрешения международной ситуации. Как известно, принятая в декабре 2017 г. резолюция 2397 СБ ООН предполагает репатриацию всех трудовых мигрантов КНДР в течение 24 месяцев с момента её принятия. Россия действует строго, как мы и говорили ранее, в соответствии с положениями данного документа. Мы исходим из того, что граждане КНДР, находящиеся в нашей стране на законных основаниях, будут продолжать осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации до истечения установленного резолюцией СБ ООН срока.

Не могу не отметить, что ещё полтора месяца назад было огромное количество вопросов, в основном от западных СМИ, относительно того, почему Россия якобы нарушает резолюцию СБ ООН и северокорейские рабочие осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации. Мы говорили, что действуем строго в соответствии с резолюцией СБ, что у рабочих есть уже заключённые контракты. Сейчас, когда началась реализация резолюции СБ ООН в связи с тем, что контракты  истекают, мы получаем от тех же СМИ вопросы о том, почему мы исходим из положений резолюции СБ ООН. Вопросы вызывает как одно, так и ровно противоположное. Это удивительно! Но в таком мире мы живём.

Вопрос: «Трендом» 2017 г. стали трёхсторонние встречи Россия-Азербайджан-Турция, Россия-Иран-Турция и пр. Продолжится ли эта традиция в 2018 г.? Как Вы в целом оцениваете эффективность «трёхсторонок»?

Ответ: Это форматы, возникающие исходя из необходимости. Существует масса других форматов – «тройки», «пятёрки», «шестёрки», «двадцатки» и пр. Это инструмент, который необходим в конкретном случае для решения того или иного вопроса. Прагматическая целесообразность. Если понадобится, то будут формировать новые механизмы. Если они исчерпают себя, сделав своё дело – будут вписаны «золотыми буквами» в историю международных отношений. Это рутина. Такие форматы создаются при необходимости. Не думаю, что есть какой-то символизм в тройственном формате. Всё зависит от потребности в решении того или иного вопроса.

Вопрос: Ряд стран, в том числе на Западе, весьма критично отреагировал на принятие Польшей поправок в закон, которые затрагивают понятие Холокоста, а также деятельность украинских националистических организаций. США увидели, например, в этом ущемление свободы слова. А как Россия оценивает эту польскую законодательную инициативу?

Ответ: В данном вопросе мы исходим не из конъюнктуры момента, а из наших базовых подходов к недопустимости пересмотра итогов Второй мировой войны, из нашего виденья и необходимости поддержания, охраны, защиты исторической памяти.

Наше бескомпромиссное осуждение преступной идеологии деяний немецкого фашизма, его союзников, включая бандеровцев, хорошо всем известно, наше отношение к трагедии Холокоста тоже. Наше базовое отношение к итогам Второй мировой войны, мне кажется, вообще ни у кого не может вызывать сомнений.

Нам, безусловно, известно о серьезных замечаниях к этому акту со стороны Израиля, а также ряда международных общественных организаций, еврейских организаций.

Отвечая на Ваш вопрос, скажу, что, на наш взгляд, любые попытки разделить историю Второй мировой войны на «свою» и «чужую» в корне неправильные, контрпродуктивные и будут иметь очень печальные последствия для всех, кто пытается заниматься ревизией итогов этой мировой колоссальной трагедии. Необходимо исходить из того, какие оценки были даны тем историческим событиям, зверствам фашистских захватчиков, коллаборационистам, роли Красной Армии в освобождении человечества от «коричневой чумы» именно Нюренбергским трибуналом и этим международным процессом, основанным на международном праве и заложившем основу современного международного права и современных международных отношений.

Я хочу напомнить для тех, кто, к сожалению, очень часто стал в последнее время об этом забывать, что выводы Нюрнберга были признаны всем человечеством. С ними тогда согласился весь мир. Из этого мы исходим.

Честно говоря, у нас есть, что сказать на эту тему. Может быть это не прямой ответ на Ваш вопрос, но точно имеющий отношение к попыткам ревизии итогов Второй мировой войны и к тому, что происходит с делением истории этой войны на «свою»-«чужую», на сегментирование этой истории. Еще один момент, связанный с противоправным сносом памятника благодарности Красной Армии в Польше. Эмоции, которые вызывают у нас эти сообщения, не могу описать по-другому, кроме как возмущение. Это абсолютный произвол в отношении советских воинских мемориалов. На днях

в польском г.Дембице (Подкарпатское воеводство) было исполнено решение местных властей о сносе памятника, установленного в 1964 г. в честь 20-летия освобождения города от гитлеровцев. Несмотря на это, все было снесено.

Это, конечно, очередной акт вандализма, на этот раз на государственном уровне. Мы часто констатируем также случаи и даем им соответствующую оценку, когда осквернению подвергаются памятники, но это делают граждане, неустановленные лица, общественные организации (если их можно так назвать). В данном случае за всем этим стоит государство. Целью этих действий, конечно, является уничтожение советского мемориального наследия на территории Польши. Это целый план, это политика. Мы это видим. В чем состоит глобальная или промежуточная цель тоже понятно — переформатировать память польского народа об истинных событиях Второй мировой войны, стереть напоминания об освободительной роли Красной Армии на польской земле.

Мы будем об этом помнить, несмотря ни на что. Мы будем об этом говорить. Призываем, очень жестко реагировать на случаи, которые как этот, являются абсолютно возмутительными. Можно ли их назвать иначе, как фактической попыткой или реализованным действием по пересмотру итогов Второй мировой войны? Это такой маленький, простенький шаг по направлению к пересмотру этих итогов.

Подчеркиваем, что продолжающаяся в Польше кампания по ликвидации памятников, увековечивающих подвиг советских солдат, идет вразрез с международными обязательствами польской стороны, является аморальной и недопустимой с гуманистической точки зрения акцией.

Официальная Варшава несет ответственность за подобные инциденты, которые не только ведут к дальнейшей эрозии российско-польских отношений, но также ранят память потомков сотен тысяч советских воинов, отдавших жизнь за свободу Польши и Европы в целом.

Вопрос: Хотела бы задать вопрос о нелегальных поставках вооружения в Сирию. Наша болгарская коллега провела серию расследований по этой теме. После этого парламентская ассамблея Совета Европы решила инициировать расследование, узнать каким образом 33,8% вооружений приходят в САР из Восточной Европы. В расследовании говорится, что все участники канала поставок вооружений находились под прикрытием ЦРУ.

Ответ: А журналистку восстановили? Почему Совет Европы не хочет этим заняться? Мне кажется, здесь есть над чем поработать.

Вопрос: Ее незаконно уволили после разоблачений о роли Азербайджана и об использовании дипломатических рейсов для перевозки вооружений. США позволяют себе очень много информационных вбросов и обвинений в сторону России. Есть факты, находящиеся в свободном доступе, они представлены в расследовании журналистки. Министерство обороны России не раз представляло факты о причастности США к поставкам оружия террористам.

Ответ: Почему дружественные представители не менее дружественных болгарских СМИ задают вопросы в виде заявлений? Можете четко сказать, что Вас интересует?

Вопрос: Если сейчас идет расследование в отношении Болгарии и Румынии, можно ли инициировать расследование участия во всем этом США? Очень легко обвинить Болгарию в том, что она чуть ли не поставляет вооружения в Сирию.

Ответ: Можно я возьму это в качестве домашнего задания? Обязательно на следующем брифинге предоставлю Вам подробные комментарии.

Вопрос: 16 февраля в Китае отмечается Новый год. Мы знаем, что Вы написали диссертацию об этом празднике. Будете ли Вы отмечать его в этом году? Если да, то как? Не могли бы Вы сказать, что-либо жителям Китая к Новому году по-китайски или по-русски?

Ответ: Спасибо за приятный вопрос. Стараюсь позитивно отмечать все праздники, даже когда они застают тебя вдалеке от Родины или страны, где они отмечаются в качестве национального. Так будет и в этот раз с учетом, того, что российская делегация будет находиться 16 февраля в Мюнхене. Но я Вам обещаю, что обязательно закажу себе пельмени как блюдо, которое непременно должно быть на столе в ходе Праздника весны (как еще называют китайский традиционный Новый год).

Я от всей души хочу поздравить наших китайских друзей с этим действительно очень радостным, светлым праздником, который объединяет китайцев по всему миру. Если Вы попросили озвучить поздравление по-китайски, то я с удовольствием это сделаю. (Поздравляет по-китайски)

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации