Официальные новости

Заседание Правительства

35

Первый вопрос повестки – о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Из стенограммы:

Д.Медведев: Прежде чем мы перейдём к повестке дня, несколько слов о распоряжении, которое я подписал. Оно утверждает План мероприятий по совершенствованию правового регулирования земельных отношений.

Цель плана – повысить эффективность использования земель на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Мы этой темой давно занимаемся, в том числе в рамках реализации госполитики по использованию земельного фонда. Многие мероприятия выполнены, по некоторым работа ещё идёт.

Нужно выстраивать прозрачные отношения в этой сфере и их правовое регулирование. И конечно, следить за бережным использованием земли.

Особое внимание – теме оборота земель сельхозназначения и проблемам, которые здесь есть, то есть нецелевому использованию. Такие поручения были даны и по линии Президента, и по линии Правительства, и об этом часто говорят сельхозпроизводители.

В плане есть механизмы, которые позволят эффективнее определить правовой режим земли. Зачастую с этим возникают трудности. Надо дать людям, которые годами владеют земельными участками, возможность на них оформить права, включая, кстати, известный ещё со времён римского права институт приобретательной давности, который у нас в стране мало применяется.

Мы вводим и дополнительные гарантии защиты сельскохозяйственных земель от нецелевого использования. Важно, чтобы решения о ненадлежащем их использовании принимались объективно, по чётким критериям для каждого вида сельхозугодий.

Там есть и другие мероприятия, включая корректировку действующего законодательства – я имею в виду Земельный и Гражданский кодексы.

Работа должна быть завершена не позднее декабря 2020 года. За исполнением Правительство будет следить. Минэкономразвития будет ежеквартально отчитываться о том, что происходит в этой сфере.

По повестке дня. Сегодня мы обсудим проекты финансового плана и инвестиционной программы «Российских железных дорог» на ближайшие три года.

Недавно я провёл совещание на станции Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги. Станция новая, современная, было интересно посмотреть, как она работает.

Рассмотрели подготовленный компанией проект долгосрочной программы развития «РЖД» до 2025 года. Часть вопросов, которые мы обсуждали, предстоит ещё доработать, по некоторым идёт дискуссия. Даже в Китайской Народной Республике коллеги ко мне заходили по этому поводу – подискутировать о том, что и как решать.

Мы тем не менее рассмотрели подготовленный компанией проект долгосрочной программы развития «РЖД» до 2025 года, составной частью которой является инвестиционная программа. Нужно чётко выстраивать иерархию этих программ. Ряд предложенных мер по финансированию уже учтён в представленных сегодня инвестиционной программе и финансовом плане. Мы регулярно, каждый год, эти документы рассматриваем. По сути, это план действий на ближайшие годы по реализации долгосрочной программы развития.

Планируемый объём инвестиционной программы на 2019 год – более 680 млрд рублей, на 2020 год – свыше 820 млрд рублей, на 2021-й – 745 млрд рублей. Деньги, очевидно, немаленькие. Понятно, что здесь возможны корректировки в ту и другую сторону в зависимости от того, как будут расставлены приоритеты и как будут осваиваться эти средства. Направить их нужно, конечно, на решение наиболее важных задач, которые стоят перед «РЖД».

Во-первых, необходимо реализовывать проекты, которые включены в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Это увеличение пропускной способности БАМа, Транссиба, сокращение времени контейнерных перевозок, развитие подходов к портам Дальнего Востока, Северо-Запада и Юга России. Предусмотрены и другие крупные проекты, которые позволят увеличить экспорт, снять инфраструктурные ограничения.

Также за счёт этих денег будет продолжена работа по реконструкции железнодорожных путей и обновлению локомотивного парка.

Второе. Большое внимание нужно уделить вопросам финансовой сбалансированности и эффективности работы компании. Мы об этом говорили в ходе совещания на станции Бекасово-Сортировочное. Мы закладываем рост производительности труда не менее 5% в среднем за год. Это позволит перевозить больше пассажиров и больше грузов. В наших планах за три года увеличить пассажирооборот почти на 7%, а грузооборот – ближе к 8%. Это довольно амбициозная задача. Надеюсь, что компания с этим справится.

В-третьих, конечно, нужно сбалансировать тарифное регулирование, чтобы обеспечить безубыточную работу железных дорог и в то же время учитывать интересы потребителей услуг. Это всегда сложная задача. С учётом реализации «РЖД» за счёт собственных средств масштабных инфраструктурных проектов предлагается предусмотреть и ряд дополнительных мер. Об этом мы также говорили на совещании в конце октября. В частности, установить с 1 января следующего года экспортные надбавки к тарифам на перевозку грузов, за исключением нефтяных грузов и алюминия, в размере 8% до 2025 года и, кроме того, увеличить тариф на порожний пробег грузовых вагонов. Об этом тоже шла речь. Антимонопольная служба на эту тему достаточно активно высказывалась. Давайте посмотрим на эти меры регулирования. По оценке «РЖД», принятие этих решений позволит компании сформировать дополнительные источники для инвестиций – и собственные, и заёмные.

Кроме того, необходимо продолжить работу по дальнейшей оптимизации затрат. Ещё есть, безусловно, что оптимизировать. Хотя за последние несколько лет компании удалось в этом смысле сделать довольно существенные шаги против той ситуации, которая была ещё три-четыре года назад.

Активнее нужно внедрять ресурсосберегающие технологии и, конечно, более эффективно управлять основными средствами.

С основным докладом выступит Министр транспорта (Евгений Иванович Дитрих), с учётом того, о чём я сказал, и с короткими комментариями – генеральный директор компании Олег Валентинович Белозёров.

Мы также рассмотрим законопроект, который совершенствует регулирование лизинговой деятельности. Речь идёт об очень важном институте. Российский рынок лизинга достиг значительного размера. Он оценивается Банком России в 4,1 трлн рублей. В этом секторе работает немало компаний, которые связаны с государством или получают господдержку. Именно на регулирование их деятельности и направлен в значительной степени законопроект.

Согласно ему, все участники рынка, которые претендуют на получение субсидий из федерального или региональных бюджетов или уже получили господдержку, должны будут зарегистрироваться в Банке России. Это позволит отслеживать качество роста таких компаний.

Обязательным для компаний, которые получают господдержку, станет и переход к международным стандартам отчётности (МСФО). Для остальных обязательного перехода не будет, но, надеюсь, они будут сами, в добровольном порядке переходить на международную отчётность по понятным деловым и репутационным причинам.

Мониторинг будет осуществляться в том числе через саморегулируемые организации.

Законопроектом вводится и требование о минимальном капитале. Если раньше компания, находящаяся на грани банкротства, продолжала работать, то с введением этого условия риски должны снизиться.

Ещё один документ, который мы рассмотрим, должен усилить интерес частного бизнеса к реставрации архитектурных памятников истории и культуры. Тема эта не новая, мы всё время об этом говорим, особенно когда видим памятники, находящиеся в плохом состоянии, и есть угроза их просто потерять. Мы это обсуждали и на совещаниях у Президента, есть президентские и правительственные поручения.

Законопроектом предлагается дать бизнесу возможность взять такие здания в концессию или получить их в рамках соглашений о государственно-частном или муниципально-частном партнёрстве. Инвесторы должны восстановить исторический облик этих объектов. А после этого, в период действия соглашения, они смогут использовать этот объект по своему усмотрению, в том числе, конечно, и для получения прибыли. Это, надеюсь, позволит восстановить наиболее важные и красивые исторические здания.

Доклад Евгения Дитриха на заседании Правительства

Е.Дитрих: Базой, точкой отсчёта для финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов является текущий, 2018 год.

В этом году отрасль показывала устойчивый рост. По итогам года объёмы погрузки грузов на сети ОАО «РЖД» достигнут 1,289 млрд т. Увеличение к уровню 2017 года составит 28 млн т, или 2,2%. Грузооборот по инфраструктуре составит не менее 3,289 трлн тонно-километров – рост на 3,5% к уровню 2017 года.

Рост погрузки будет обеспечен в первую очередь за счёт увеличения перевозок каменного угля – 5% в росте, чёрных металлов – 8,2%, хлебных грузов – 20%.

Развивается пассажирский железнодорожный транспорт, растёт спрос на эту услугу. В этом году будет обеспечено увеличение числа перевезённых пассажиров до 1,134 миллиарда человек, увеличение пассажирооборота составит 3,7% к уровню прошлого года. Значительная положительная динамика во многом обусловлена проведением чемпионата мира по футболу, а также обновлением подвижного состава и повышением уровня комфорта на наиболее востребованных пассажирами направлениях.

Регулярными поездами из городов – организаторов чемпионата было отправлено более 5 миллионов пассажиров, в том числе более 600 тысяч человек – бесплатно. Доходы от перевозок в 2018 году оцениваются в сумме 1,577 трлн рублей, что на 83 млрд, или 5,6%, превышает доходы прошлого года.

Для нивелирования ценового и налогового давления и удержания темпа роста себестоимости перевозок в пределах 2,2% ОАО «РЖД» более чем на треть увеличило программу оптимизации и снижения издержек – до 44 млрд рублей. В 2018 году будет обеспечен рост производительности труда до 5,5%.

Эти меры позволят «РЖД» получить в этом году 15 млрд рублей чистой прибыли. Инвестиционная программа «РЖД» по итогам 2018 года составит 547 млрд рублей. Только на проекты, связанные с выполнением поручений Президента и Правительства, выделено 168 млрд – это модернизация БАМа и Транссиба, развитие Московского транспортного узла, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна, Северо-Западного бассейна и так далее.

Будут направлены средства на проекты обновления технологической инфраструктуры, снятие инфраструктурных ограничений на отдельных участках и приобретение подвижного состава. По итогам года будет осуществлена реконструкция и модернизация 4,5 тыс. км пути, приобретено 610 локомотивов и 310 единиц моторвагонного подвижного состава.

В октябре Минэкономразвития опубликовало официальный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации. Он заложен в основу формирования финансового плана «РЖД» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов.

В соответствии с прогнозом на 2019 год объёмы погрузки грузов составят 1 млрд 309,2 млн т, что превысит уровень 2018 года на 20 млн т, или 1,5%. При таком увеличении погрузки во внутригосударственном сообщении рост составит лишь 0,5%. Основное увеличение (3,2%) придётся на экспорт. Наибольший рост погрузки ожидается по углю – это более половины уровня роста.

Погрузка также увеличится по руде металлической, минеральным удобрениям и стройматериалам. На 2019 год грузооборот по инфраструктуре прогнозируется не менее 3,373 трлн тонно-километров, или 2,6% к уровню 2018 года. На период 2020 и 2021 годов погрузка грузов планируется с ростом 2,3% ежегодно, а общий грузооборот – порядка 2,5% ежегодно.

Финансовый план балансируется в основном за счёт сохранения доходов от тарифного коридора на экспортные перевозки, действующего в текущем году, и дополнительных тарифных решений по перевозке порожнего подвижного состава и угля.

Данные решения предусматривается закрепить соответствующими нормативно-правовыми актами. Минтрансом совместно с Минэкономразвития, ФАС и «РЖД» выработан единый подход по этому вопросу. При этом «РЖД» работает и будет работать в рамках существующей модели рынка грузовых и пассажирских перевозок, обеспечивающей исполнение требований действующего законодательства.

Для выполнения масштабного объёма перевозок требуется содержать инфраструктуру в надлежащем состоянии. Первостепенной задачей для поддержания безопасности движения поездов является снижение количества локомотивов и километров пути с просроченным капитальным ремонтом. На начало 2019 года будет эксплуатироваться 24,8 тыс. км со сверхнормативным пропущенным тоннажем, или 19,7 % развёрнутой длины главных путей. На участках длиной более 13 тыс. км имеется ограничение скорости движения поездов.

Данные участки являются основными барьерными местами для продвижения поездопотоков, основным сдерживающим фактором для развития скоростного и тяжеловесного движения.

В условиях увеличения объёма перевозок в результате проведения работ по оздоровлению пути за три года планируется сократить на 8,9% протяжённость участков пути со сверхнормативным пропущенным тоннажем. Это снижение на 2,2 тыс. км к уровню начала 2019 года. Также планируется сократить на 7,3% протяжённость участков с имеющимися ограничениями скорости. Это более 1 тыс. км к уровню начала 2019 года.

Объём инвестиционной программы с 2019 по 2021 год составит 2,3 трлн рублей.

Должен отметить, что «РЖД» принимает необходимые меры по созданию инфраструктуры для выполнения задач в рамках майского указа Президента. На эти цели инвестпрограммой предусмотрено 812,6 млрд рублей за три года.

Кроме того, за этот период на обновление технологической инфраструктуры и обеспечение безопасности предусмотрено 343 млрд рублей, 397 млрд будет направлено на реализацию проектов по снятию инфраструктурных ограничений железнодорожной сети, о которых я уже упоминал, 235 млрд – на проекты развития, 31 млрд – на повышение транспортной доступности для населения благодаря развитию инфраструктуры пригородного пассажирского комплекса и реконструкции вокзалов.

Обновление подвижного состава в 2019–2021 годах предусмотрено на сумму 386 млрд рублей, это более 1,8 тыс. новых локомотивов, более 750 единиц моторвагонного подвижного состава.

Начиная с 2019 года «РЖД» реализует бóльшую часть проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за счёт собственных средств. В целом доходы от перевозок прогнозируются с ростом в 2019–2021 годах на 19,7%, при этом EBITDA вырастет на 32,6%, до 500 млрд рублей, а чистая прибыль – в 1,8 раза, до 31,7 млрд рублей. Эту чистую прибыль, за исключением дивидендов по привилегированным акциям, направляем на реализацию инфраструктурных проектов комплексного плана.

По итогам рассмотрения инвестиционной программы и финансового плана «РЖД» просил бы одобрить параметры финансового плана и инвестиционной программы на 2019 год и плановый период 2020–2021 годов. Готовы взять на себя в дополнение к проекту протокольного решения обязательство по рассмотрению подходов по усовершенствованию системы тарификации экспортных грузов за счёт минимизации количества повышающих коэффициентов в прейскуранте 10.01 и оптимизации тарифов на порожний пробег, исходя из принципа неизменности тарифной нагрузки, а также разработать методику числовой оценки коммерческих и социально-экономических эффектов от реализации коммерчески непривлекательных проектов «РЖД» в области пассажирских перевозок. Такие методики вместе с Министерством экономического развития ФАС и «РЖД» готовы представить на рассмотрение в апреле 2019 года.

Брифинг Владимира Мединского по завершении заседания

Из стенограммы:

В.Мединский: Сегодня на заседании Правительства был рассмотрен вопрос об изменении законодательства в части государственно-частного партнёрства и концессий, касающихся памятников культуры, объектов культурного наследия.

Законопроект был Председателем Правительства поддержан. На самом деле это старый, выстраданный законопроект, который позволяет изменить сам принцип подходов к освоению и восстановлению объектов культурного наследия – старинных усадеб, дворцов, зданий, архитектурных комплексов.

Законодательство, которое действует сейчас, достаточно разнообразно. Оно позволяет иногда арендовать за рубль, иногда выкупать объекты культурного наследия и восстанавливать их. Но всё-таки то, что находится в наиболее запущенном состоянии, с коммерческой точки зрения никакого интереса для бизнеса не представляет. Как правило, это объекты без коммуникаций, находящиеся далеко, руинированные, а строить новое на порядок дешевле, чем восстанавливать старое. Никто с этим не связывается.

В принципе, в отличие от западноевропейских стран, у нас подобного законодательства не существовало. Мы несколько лет над этим работали, прошли очень сложный и долгий путь согласования. И вот наконец премьер принял уже волевое решение – наш законопроект поддержан, будет внесён в соответствующем порядке в Государственную Думу. Надеюсь, что парламентарии как можно быстрее его примут, поскольку никаких иных способов восстановить разрушенные памятники, кроме как привлекая общественную инициативу, привлекая частные средства, нет. Никто в мире ничего другого не придумал.

Вопрос: Вы говорили на встрече с Президентом, что с 2020 года планируется восстанавливать форты, превращать их в объекты туристического показа. Есть уже какие-то проекты, которые готовы к передаче в частные руки? Я имею в виду форты. В каких регионах?

В.Мединский: Речь идёт о фортах Владивостокской крепости. Что такое Владивостокская крепость? Это не крепость в её западноевропейском представлении – нечто, окружённое стенами. Это огромный комплекс взаимосвязанных фортов, дотов, дзотов, иных бывших военных сооружений, которые разбросаны на площади несколько десятков квадратных километров, на значительном удалении друг от друга, на острове Русский и вокруг Владивостока. Крепость эта как единый комплекс защитных сооружений строилась в конце XIX – начале XX века. Наиболее активно она модернизировалась после Русско-японской войны с учётом опыта падения Порт-Артура и на тот момент представляла собой самую совершенную морскую систему обороны в мире. Даже в годы Первой мировой войны строительство не прекращалось. Кстати, всё строительство велось исключительно под надзором русских инженеров, это тоже уникальный национальный памятник.

К сожалению, после 1917 года крепость была заброшена, в годы Второй мировой войны несколько модифицирована, а после перестройки заброшена окончательно. И собственность – около 800, подчеркну, объектов недвижимости – крайне запутанна. Бóльшая часть принадлежит Министерству обороны, что-то городу Владивостоку, что-то оказалось чудодейственным образом на балансе Министерства культуры, и несколько фортов даже в частных руках. Поэтому задача, которая перед нами поставлена: во-первых, постараться это всё учесть, во-вторых, за исключением, может быть, каких-то особо важных военных объектов, собрать это в одних руках федерального ведения, затем постепенно использовать их как объекты туристического показа, как объекты культурного показа. Так используются подобного рода старинные заброшенные крепости во всём мире.

Позитивные примеры и у нас есть, это пара фортов в Калининграде, которые сегодня эксплуатируются, кстати, не государственными, а именно частными компаниями. Но это исключение. В Калининграде крепость намного меньше, она очень компактная, и эти форты находятся в черте города, поэтому это проще. А здесь надо ехать из центра Владивостока до форта зачастую два часа.

Мы подобрали здание, которое станет центром будущего музея, и уже его привели в порядок. Там будет визит-центр, откуда пойдут, как мы полагаем, туристические маршруты, автобусы, там будет развёрнута экспозиция в следующем году об истории Владивостокской крепости, действительно уникальная история, наверное, будут предложены какие-то интерактивные варианты. И потом форт за фортом будут потихоньку восстанавливать. Но, ещё раз подчеркну, не надо ждать чего-то, что произойдёт в течение двух лет по мановению волшебной палочки. Это долгая, сложная и кропотливая работа.

Вопрос: Начался суд по делу «Седьмой студии». Министерство культуры планирует ли какие-то новые ходатайства?

В.Мединский: Я за всё это время пытался не давать никаких характеристик людям, которые оказались в очень непростом положении. Что бы сейчас ни говорили активно в поддержку обвиняемых или, наоборот, в осуждение их, – это будет рассматриваться только под одним углом: оказание давления на суд. Тем более в момент, когда идут судебные заседания. Никакой доброй службы это никому не сослужит.

Поэтому я могу лишь повторить то, что говорил всегда: Серебренников – яркий режиссёр, его театр был во многом инновационным и очень интересно устроенным, хотя у него были как свои сторонники, так и противники. Что касается финансовых претензий, которые предъявляют Серебренникову следственные органы, давайте дадим возможность суду объективно, без давления, без истерики, спокойно разобраться.

Вопрос: Какой предполагается механизм концессионных соглашений по памятникам? Примерно на какой объём рассчитывает государство в том, что касается инвестиций?

В.Мединский: Я могу сказать откровенно, что с учётом нашего уникального культурного наследия, десятков тысяч памятников по всей стране, которые находятся в запустении (у нас только дворянских усадьб не меньше 3 тыс., причём многие из них даже не учтены как объекты недвижимости, не говоря уже о земле, кадастре, охранных зонах – вообще ничего нет), мы любые инвестиции потянем. Весь мировой ВВП можно будет направить на восстановление наших памятников, и этим деньгам будет найдено правильное приложение. Наша страна в этом отношении абсолютно уникальна.

Мы постараемся создать, и такая задача поставлена, механизм наиболее простых и гарантированных инвестиций в восстановление памятников. Чтобы памятник после восстановления переходил в собственность участнику ГЧП или в максимально длительное, на много поколений концессионное использование.

При этом самая главная новелла этого законодательства заключается в том, что использовать этот памятник можно будет в соответствии с концессионным соглашением, договором ГЧП. То есть необязательно его восстанавливать как музей. Ведь вы и сейчас можете по концессии восстановить заброшенную усадьбу, но сделать из этого только музей. Найдёте желающих – их не так много, можно сказать, единицы.

По новому же законодательству можно будет сделать из этого объекта культурный центр, деловой центр, отель, какое-то сложное культурное образование, частный театр, что угодно, лишь бы этот памятник обрёл свою новую вторую жизнь.

 

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации