Официальные новости

Общее образование должно быть избавлено от излишних ограничений

69

Аналитический центр выступил интеллектуальным партнером II Международной выставки Build School — единственной в России, комплексно охватывающей все аспекты проектирования, строительства и оборудования детских садов и школ. Совместно организованную дискуссионную панель «Креативные технологии для новой образовательной инфраструктуры детства» модерировала эксперт Аналитического центра Инна Каракчиева. Также она выступила на круглом столе «Образовательная среда будущего».

«Образование в современном мире значит очень много, и пристальное внимание общественности к вопросам школы и детского сада понятны и объяснимы, — заявила Каракчиева. — Создание комфортной современной образовательной среды — важнейшая задача при проектировании образовательной инфраструктуры. Акустические и световые решения, экологичность, адаптация к изменяющимся требованиям — вот только несколько из множества критериев оценки комфортности пространства, в котором находится ребенок большую часть дня».

Пространство общеобразовательных организаций России оценивается международными экспертами на уровне средних показателей. Наиболее низкие показатели по 7-балльной шкале SACERS: «Пространство и меблировка» — 4,07, «Активная деятельность и времяпровождение» — 3,86, «Специальные нужды» (условия для учащихся с ограниченными возможностями) — 4,44 балла.

Среди ключевых проблем по формированию современной образовательной инфраструктуры Каракчиева назвала нехватку учебных площадей, недостаточность специализированных помещений, однообразие оформления и оснащения, низкие показатели трансформируемости пространства для организации урочной и внеурочной деятельности.

«В целом же есть традиционные проблемы — система межведомственного взаимодействия в части инновационных подходов к образовательной инфраструктуре не выработана, — констатировала эксперт. — В рамках приоритетного проекта по созданию современной образовательной инфраструктуры в системе общего образования не учтены такие направления, как управление рисками, мониторинг и оценка качественных изменений при реализации данного проекта».

По словам эксперта, ориентированная на ценовую политику система закупок, отсутствие сформированного социально-педагогического заказа тормозят развитие современного образовательного пространства. Действующая система обладает и иными недостатками, включая невысокую гибкость, что особенно болезненно в условиях бюджетного сдерживания. Также существует целый ряд специфических ограничений, накладываемых устаревшими требованиями СанПиНа, избыточными требованиями Рособрнадзора, не соответствующими современным тенденциям нормам Роспотребнадзора и пр.

«В условиях сегодняшнего дня можно предложить внедрить систему оценки образовательной инфраструктуры (включая общественную оценку), — сказала Каракчиева, — а также предусмотреть механизмы общественного обсуждения проектов».

Эксперт считает, что для обеспечения инвестиционной привлекательности системы образования важно предусмотреть возможность развития разнообразных инвестиционных моделей создания современной школьной инфраструктуры на условиях частно-государственного партнерства. «И еще приходится признать, что негосударственный сектор общего образования при формировании образовательного пространства на данный момент является более гибким, технологичным и современным», — завершила Каракчиева.

Эта публикация на сайте АЦП

Похожие публикации