Официальные новости
FL.ru – фриланс сайт удаленной работы. Поиск удаленной работы, фрилансеры.

Встреча с представителями общественности Вологодской области

84

Обсуждаются вопросы подготовки кадров для экономики и социальной сферы, в частности модернизация системы среднего профессионального и высшего образования, развитие талантов у детей, поддержка педагогов и популяризация науки, другие актуальные темы.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, друзья! Добрый день!

Елена Олеговна сейчас рассказывала, как устроена жизнь и организация учебного процесса здесь, в колледже.

Вообще наша сегодняшняя встреча и приезд мой сюда связан с тем, что мы в ближайшее время намерены провести совместную встречу (и Госсовет, и Совет при Президенте по науке и образованию), для того чтобы определить точку, где мы находимся, ещё раз поговорить о приоритетах, методах, способах развития образования, приближении всей этой сферы к требованиям практики, жизни.

Честно говоря, для себя даже услышал сегодня нечто новое и весьма, на мой взгляд, интересное, перспективное. Гибкая система такая, связывающая школу, колледж, высшее учебное заведение, производство.

И наша встреча сейчас посвящена только одному – я прошу придерживаться этой канвы, – это не просто вопросы и ответы, хотя, если я смогу, я с удовольствием отвечу на те вопросы, которые у вас есть, но мне бы, честно говоря, хотелось поговорить с вами как с представителями научного образовательного сообщества, с тем чтобы учесть это в подготовке тех документов, которые будут подготовлены в результате проведения мероприятия, о котором я сказал, – Госсовет и Совет по науке при Президенте.

Это всё вступительное слово. Давайте начнём!

Прошу Вас.

А.Немых: Добрый день, Владимир Владимирович!

Немых Анна Александровна, преподаватель Политехнического колледжа, город Магнитогорск.

Я являют тренером национальной сборной WorldSkills по компетенции «Мехатроника» и с 2016 года по программе Академии WorldSkills Россия обучаю преподавателей и мастеров производственного обучения по данному направлению.

Мехатроника – это совершенно новая специальность для СПО, и первый выпуск будет осуществлен только в следующем году. Выпуск-то будет в следующем году, а некоторые проблемы обнаружились уже сейчас, причем это касается не только мехатроники, но и всего профобразования в целом.

Работодатель хочет видеть прежде всего практические, профессиональные навыки в выпускниках, а носителями этих навыков всегда являлись мастера производственного обучения. Именно мастер, владеющий своей профессией на должном уровне, способен научить мастерству студентов. А как их научить, когда количество часов на учебные практики, где и формируются профессиональные навыки, существенно снизилось, число мастеров уменьшилось, а их функционал поменялся?

Сегодня они вынуждены исполнять роль кураторов, координаторов учебных групп при выходе их на производственную практику. Хотя ни в коем случае нельзя отрицать важнейшую роль взаимодействия между учебным заведением и работодателем, а сами мастера сегодня, по сути, – это люди, которые сохранились еще со времен училищ.

Молодежь на эту должность идет неохотно, и в принципе их можно понять, ведь сегодня мастеров на фоне преподавателей недооценивают, а технологии не стоят на месте. Мастер должен развиваться, идти в ногу со временем в той области, в которой он готовит студентов.

В связи с этим мы видим острую необходимость в возрождении института мастеров-наставников в структуре СПО. Необходимо способствовать их развитию, оценивать их квалификацию прежде всего сквозь призму владения современными, профессиональными навыками.

Я не понаслышке знаю, что такое мастер-профессионал. Вместе со мной работает мой воспитанник, участник чемпионата мира в Абу-Даби, серебряный призер EuroSkills в Будапеште, он является носителем уникальных навыков и технологий. Передавая их студентам, делает и их уникальными мастерами и специалистами своего дела.

Но главная его мотивация – это участие в движении WorldSkills, где он сейчас принимает участие в роли эксперта, тренера, а ведь не все мастера имеют такую мотивацию. Знаете, у нас, мехатроников, есть девиз: «Заставь это работать». Мы уже заставили это работать в масштабах чемпионатного движения, так давайте заставим это работать и в масштабах всего профессионального образования нашей страны.

В.Путин: Садитесь, пожалуйста, и вообще лучше сидя.

Во-первых, речь наверняка должна идти об уровне заработной платы, доходов.

А.Немых: О стимулирующих выплатах прежде всего.

В.Путин: Да, и о стимулирующих выплатах, наверное. Это вопрос, который требует дополнительного изучения.

Что касается уровня заработной платы, то он должен расти так же, как и уровень заработной платы преподавателей. Видимо, существует стартовая разница. Поэтому нужно к этому обязательно вернуться, для себя точно помечу это, пообсуждаем с коллегами.

Здесь, на мой взгляд, два возможных пути, решения. Первое – это определить другой уровень оплаты труда. И второе, как здесь мы сейчас видели, – приглашать специалистов с производств, напрямую. И «ФосАгро» это делает, и «Северсталь» это делает. Но это здесь, где есть крупные предприятия, но они есть не везде, это правда, поэтому нужен общий подход, и обязательно на это внимательно посмотрим.

А то, что Вы правы, здесь у меня сомнений никаких нет, потому что не только при наличии хорошего преподавателя и педагога можно сделать классного специалиста, но и при наличии таких мастеров, о которых Вы сказали. По-другому сделать будет невозможно, добиться результата. Поэтому на это нужно обратить повышенное внимание. Сделаем это обязательно, посмотрим.

А.Немых: Спасибо.

В.Путин: Спасибо Вам, успехов на соревнованиях.

Пожалуйста, прошу Вас.

Г.Узунов: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый день!

Меня зовут Глеб Узунов, ОНФ, заместитель директора по развитию Национального исследовательского технологического университета МИСиС.

Сейчас большое внимание уделяется направлению цифровизации университетов. В НИТУ МИСиС с 2012 года реализуется единая цифровая экосреда, направленная на максимально эффективное использование времени студентов и сотрудников.

Мы создали «студенческий офис». Это «единое окно» по аналогу МФЦ, которое объединяет более 20 онлайн-ресурсов для студентов, которые им необходимы в процессе обучения.

Благодаря такой цифровой платформе студент может онлайн заказать и получить абсолютно любую справку или выписку, получить консультацию по общежитию, по социальным вопросам либо же справку о своей стипендии.

Более 22 тысяч студентов, которые обучаются в нашем университете, в том числи из 85 стран мира, получили доступ к этому сервису, который максимально способствует повышению комфортности образовательной среды и внеучебной деятельности.

Владимир Владимирович, как Вы относитесь к тому, чтобы изучить накопленный опыт нашего университета и постараться масштабировать его в другие вузы Российской Федерации, чтобы оптимизировать процессы предоставления сервисов для студентов?

В.Путин: Абсолютно позитивно отношусь. Думаю, что обязательно все положительные практики нужно распространять на всю страну. МИСиС – один из лидеров у нас по очень многим направлениям, с чем я Вас и поздравляю.

Система «единого окна» зарекомендовала себя во многих сферах и действует хорошо, эффективно действует. Ваш пример это подтверждает. Поэтому нужно внимательнее будет посмотреть.

Т.Голикова: В нацпроекте это уже есть.

В.Путин: Вот Татьяна Алексеевна подсказывает: в нацпроекте у нас тоже есть развитие таких сервисов и масштабирование. Ведь не только должна расти, условно, генерация электронных возможностей, но и связи между собой должны расти. Поэтому это все будем делать. Обязательно посмотрим и учтем ваш конкретный опыт.

Г.Узунов: Спасибо большое.

В.Путин: Вам спасибо за идею.

Пожалуйста.

Ю.Белушкина: Добрый день!

В.Путин: Здравствуйте.

Ю.Белушкина: Белушкина Юлия, Череповецкий лесомеханический техникум.

Сейчас очень много говорят о новых современных профессиях, это у всех на слуху, о профессиях будущего. Вы в своем Послании уже упоминали о том, что и высшая школа должна очень быстро, динамично реагировать на те изменения, которые происходят на рынке труда.

Научно-технический прогресс – это уже не просто красивая фраза: мы в этом живем, и сейчас появляется новое техническое оборудование, новые программы, которые заменяют труд человека и ведут к тому, что в скором времени очень многое будет автоматизировано.

Тем не менее в наши учебные заведения зачастую набирают еще на те профессии, которые в скором времени уже будут не востребованы. Мы можем обречь ребят на безработицу, молодых специалистов, получается.

Как Вы считаете, может быть, создать некий центр, который будет называться центром компетенций, отслеживающий все изменения на рынке труда? Этот центр прогнозировал бы изменения и обоснованно рекомендовал новые профессии, которые будут востребованы в будущем. При этом он должен очень тесно сотрудничать с системой образования, чтобы они в совокупности в системе работали.

У нас есть уже топ-50 профессий, но хотелось бы, чтоб эти 50 профессий все время были актуализированы, чтобы они были динамичны, все время отслеживались те профессии, которые будут востребованы в будущем, в том числе и в профобразовании, чтобы мы могли идти в ногу со временем.

В.Путин: Вы правы абсолютно. Мы говорим о новом технологическом укладе. Изменения происходят чрезвычайно быстро: не успеешь глазом моргнуть, что называется, уже новые возможности появляются, а эти новые возможности требуют новых специалистов, и этот темп будет только нарастать. Поэтому, безусловно, этим нужно заниматься, мы этим будем заниматься.

Что касается некого центра, где отслеживались бы наиболее перспективные и востребованные для рынка труда профессии, то мы, по-моему, уже приняли такое решение: должна быть создана структура, которая отслеживала бы это при Правительстве и которая бы занималась именно решением вопроса, который Вы сейчас затронули.

Это связано было с тем, что совсем недавно мы проводили, смотрели, как у нас готовятся специалисты в различных отраслях, в том числе с использованием различных соревнований, WorldSkills, о котором здесь упоминалось только что. Как-то я обнаружил, что у нас нет единого центра, который этим занимается.

Совсем недавно, где-то месяца два назад или три, мы проводили такую, что называется, видеоконференцию, и я у коллег спросил: «Где центр, который у нас этим занимается?» – «Его нет». И мы тогда же приняли решение, что такой центр должен быть создан. Так что мы это будем делать.

В.Путин: Пожалуйста.

А.Малеев: Алексей Малеев – московский физтех. Недавно удостоен Вашей премии за подготовку международных чемпионов-школьников по информатике.

Уважаемый Владимир Владимирович! Вы знаете, что наши студенты добиваются высоких результатов в точных науках. Например, с Международного чемпионата по программированию последние восемь лет кряду абсолютные победы привозят российские университеты.

В.Путин: За последние годы 14 раз. До 1999 года такого же успеха добились только программисты из США – 14 раз. С 2000 года наши – 14 раз, в Китае, по-моему, шесть, еще кто-то – четыре, по-моему, поляки дважды.

А.Малеев: Все верно. Мы стали в последнее время доминировать в этой сфере.

И Вы знаете, что в России будет много проходить таких международных значимых интеллектуальных соревнований в этом году, в 2020-м.

Я был лидером заявки этого чемпионата по программированию, чтобы привезти именно в нашу страну, но во многом это результаты студентов. И московские студенты, и студенты из Санкт-Петербурга, и мы помним чемпионство Саратовского университета.

В.Путин: Саратов, да.

А.Малеев: Мы Вас очень приглашаем. Фонд президентских грантов поддержал фестивали в регионах России, но хотелось бы, чтобы этот год стал некой точкой системной перезагрузки и поддержки этих талантливых ребят в области программирования.

Вы знаете, такая программа уже работает со школьниками, а ведь наши студенты – весь мир признал, что они лучшие. И это кадры, ключевой ресурс для IT-индустрии, для лидера нашей цифровой экономики России.

В.Путин: Я хочу Вас поздравить с результатами и всех наших победителей всех конкурсов, а их много на самом деле, поздравить с успехом. Надеюсь, что этот успех будет подтверждаться ежегодно достижениями на различных международных площадках.

Мы и дальше будем поддерживать все эти начинания и по линии президентских грантов, надеюсь, что будут подключаться все больше и больше коллеги из регионов, соответствующие ведомства будут работать активно. Без всяких сомнений, это является нашим конкурентным преимуществом, это совершенно очевидно.

У нас в этом году будет много мероприятий подобного рода. И те, о которых Вы упомянули, будет еще, по-моему, несколько мероприятий по математике международного уровня и высокого класса. Поэтому я на всех побывать не смогу, но совершенно точно постараюсь встретиться с победителями, с призерами подобных мероприятий.

А наличие такого количества специалистов, особенно в области программирования, безусловно, является нашим конкурентным преимуществом при развитии современных отраслей производства. Нужно только обеспечить, чтобы они равномерно распределялись по территории страны, во всяком случае, там, где они наиболее востребованы. Это тоже будет одна из задач, которую мы должны будем вместе решать.

А в целом вам всего самого доброго! Успехов!

Прошу Вас.

Д.Афанасьев: Добрый день!

Дмитрий Афанасьев, ректор Череповецкого университета.

Владимир Владимирович, в своем Послании Федеральному Собранию Вы особое внимание уделили целевому обучению. Что такое целевое обучение? Это практически подготовка не к абстрактной деятельности, а, может быть, даже к конкретному рабочему месту, что требует повышенной гибкости, вариативности, индивидуализации траекторий. И сегодня все вузы ищут свой способ в своих конкретных условиях эту гибкость реализовать.

И я бы хотел обозначить проблему некой жесткости нынешних нормативных документов, которые сдерживают на перспективу такие поиски и такую адаптацию.

Приведу пример. В сегодняшней версии федеральных государственных образовательных стандартов есть ссылки на так называемые примерные основные образовательные программы – ПООП. Так вот эти ПООПы, прости господи, мы боимся, что, попав в стандарт, они становятся фактически типовыми, железобетонными и единообразными.

Можно ли вытащить эти ПООПы из стандартов и сделать их, как закон об образовании и предусматривает, примерными рекомендациями? И тогда все вузы, которые реализуют поиски, в том числе таких гибких цепочек, как мы Вам сейчас показали, конечно, будут благодарны.

В.Путин: Эти ПООПы не нужно ниоткуда вытаскивать, потому что это и сейчас в соответствии с действующим законом носит только рекомендательный характер. Это необязательные рекомендации. Они подготовлены специалистами в целом, я считаю, высокого класса для того, чтобы просто дать ориентиры коллегам на местах, в конкретных учебных заведениях на территориях, то есть ориентиры, на что специалисты высокого класса считают нужно обратить внимание. Но никакие контрольно-надзорные проверяющие органы не имеют права, ссылаясь на эти рекомендации, требовать их точного выполнения.

Просто то, что Вы сейчас сказали, для меня неожиданно. Это просто неверно сложившаяся правоприменительная практика. Ее нужно будет поменять.

Вот Министр у нас сидит. Надеюсь, он отреагирует соответствующим образом – она должна быть поправлена.

Д.Афанасьев: Все вузовское сообщество выдохнуло.

В.Путин: Хорошо.

Пожалуйста. Прошу Вас.

Е.Целикова: Добрый день, Владимир Владимирович!

Меня зовут Екатерина Целикова, проректор по научной работе Череповецкого государственного университета.

Владимир Владимирович, мне кажется, очень важный вопрос – это подготовка кадров для региона. На сегодняшний момент регионы, региональные университеты, – мы очень активно развиваемся и нам необходимы молодые ученые, преподаватели, которые могли бы реализовывать цепочки, которые Вы сегодня видели, в принципе высококвалифицированные профессионалы. Мне кажется, что регионы и университеты должны иметь возможность целевым образом готовить таких людей.

Много раз вспоминалось Послание. Я бы хотела обратить внимание, что Вы говорили о том, что необходимо увеличить такую целевую подготовку в сфере здравоохранения. И мне кажется, что эта инициатива крайне важна на сегодняшний момент для аспирантуры.

Меня как человека, который, собственно, этим процессом в университете руководит, это очень волнует, потому что мне кажется, что нам необходимо рассмотреть возможность расширения практики целевой подготовки кадров высшей квалификации и, наверное, через это можно поддержать регионы и региональные университеты в целом, для того чтобы они могли дальше развиваться.

В.Путин: Я с Вами согласен полностью.

Вы обратили, наверное, внимание, даже в Послании я сказал о том, что по некоторым направлениям, в сфере здравоохранения, например, 100 процентов мы должны набирать целевым образом в ординатуры. А вообще, в целом по аспирантуре тоже к этому надо стремиться, но, может быть, не 100 процентов, потому что должны быть какие-то свободные вещи, когда люди должны заниматься отвлеченной наукой, как искусством, это совершенно очевидно, иначе она не будет развиваться.

Но в целом процентное соотношение специалистов высшей квалификации, аспирантов, должно, конечно, быть больше приближено к реальным потребностям жизни и производства.

Сейчас у нас, по-моему, каждый пятый аспирант. Примерно. 20 [процентов], каждый пятый. Видите, есть 20 процентов, а не четверть. Учатся таким образом. Это процентное соотношение должно быть повышено. Согласен. Тоже об этом подумаем и поговорим в Москве.

Пожалуйста.

А.Юрченко: Добрый день, Владимир Владимирович!

Меня зовут Юрченко Андрей Васильевич. Я из Института вычислительных технологий СО РАН из Новосибирска.

Вопрос мой связан с темой науки, соответственно, и напрямую следует из Вашего задания, которое нам дали в том числе о том, чтобы Россия вошла в пятерку мировых научных держав. Наше глубокое убеждение, для того чтобы сделать это, нужно развивать то, что называется киберинфраструктурой, суперкомпьютерной инфраструктурой.

Вами даны поручения по этому поводу, уже в 2016 году, в частности, № 1552, насколько я помню, о повышении эффективности развития суперкомпьютерных игротехнологий в России. Ясно, что если мы этого не сделаем, то мы не сможем достичь заданных Вами показателей.

Однако есть еще один важный фактор, связанный с тем, что кроме межгосударственных различных конкуренций, которые, естественно, существуют, есть у нас и внутрироссийская конкуренция, в том числе за размещение таких ресурсов. Ясно, что от центра, перемещаясь к периферии, мы видим, наблюдаем спад количества таких ресурсов, в то время как они нам очень нужны.

К примеру, Сибирь – в ней производится около 15 процентов качественных научных публикаций в России, и у нас меньше двух процентов таких ресурсов. Соответственно, хочется, чтобы Ваши поручения, которые Вы давали, они учитывали эту региональную особенность, чтобы они имели межрегиональный, мультирегиональный характер, чтобы инфраструктура развивалась у нас.

С нашей точки зрения, будет правильно развить сеть достаточно мощных суперкомпьютерных центров, чтобы они размещались не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, в Новосибирске, в Казани, во Владивостоке. Безусловно, необходимы центры не только супермощные, но и второго уровня, как мы их называем. Они тоже должны находиться в том числе в регионах: Томск, Тюмень нуждается в таких центрах, Хабаровск, Екатеринбург. Такие центры могут стать базой, основой, для создания в том числе сетей «фабрик данных».

Это такой достаточно новый термин для того, чтобы мы могли осуществить наш цифровой прорыв. И хотелось бы, чтобы эти поручения все-таки контролировали, чтобы они стояли у Вас на контроле.

В.Путин: Мы с Вами полные единомышленники, могу сразу сказать. Меня тоже несколько, с одной стороны, даже радует, что у нас в Москве развивается все, что должно развиваться, но огорчает, что такая суперконцентрация происходит в столице. Поэтому как раз целью моего поручения было равномерное распределение всей этой инфраструктуры по стране.

Как Вы правильно заметили, у нас предполагается такая двухуровневая система, и она прямо в программе, которая готовится или уже подготовлена, там конкретные города даже указываются, в том числе и за Уралом. И там много таких возможностей, о которых Вы сказали, их нужно поддержать технологически.

Нужно: «а» – нарастить мощности и «б» – создать системы связи между этими центрами. И так равномерно распределять эти фабрики данных. Все это в наших планах. Но, Вы точно совершенно это подметили, нужно, чтобы очень внимательно за этим контролирующие органы следили, и чтобы был налажен соответствующий контроль за исполнением.

А вся система должна равномерно распределяться по территории, во всяком случае, на тех территориях возникать, где есть интеллектуальный потенциал. В Сибири, за Уралом он, конечно, есть. Обязательно на это будем обращать внимание, к этому будем стремиться.

Прошу Вас.

А.Богданов: Владимир Владимирович, спасибо.

Богданов Андрей Дмитриевич, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, эксперт площадки ОНФ.

Владимир Владимирович! В рамках работы нашего фонда мы занимаемся развитием школьного кластера Физтеха МФТИ и развитием образования естественнонаучного, проектного по всей нашей стране. Нашим флагманским проектом является «Наука в регионы».

В рамках данного проекта мы приглашали региональные группы – 15 детей и два учителя. Учителя проходили курс повышения квалификации, писали свою собственную программу кружка, дети занимались с ведущими методистами Физтеха, тренерами международных олимпиадных сборных, студентами, аспирантами и так далее.

По окончании двухнедельных курсов группа уезжала к себе в регион, где возникала «Точка роста» – кружок по физике, математике, химии, биологии, информатике, проектной деятельности. У нас через эту историю прошло около двух тысяч человек. Сейчас около двух тысяч человек занимается в этих кружках. История поддержана и Фондом президентских грантов, и различными частными фондами.

Сейчас возникает определенная потребность в тиражировании. Проект апробирован, уже существует около трех лет. И мы бы просили у Вас поддержки, с точки зрения включения этой истории в национальный проект «Образование» или сотрудничество с губернаторами областей для внедрения данной системы в образование в регионах.

В.Путин: Еще раз скажите, Вы просто инициируете?

А.Богданов: Мы общаемся с регионами, берем там 15 детей…

В.Путин: А как вы их отбираете?

А.Богданов: Мы смотрим по метрикам тестирований, приблизительно сравниваем. Берем метрику такую, что дети приблизительно на уровне 60 баллов ЕГЭ, талантливые хорошисты и отличники.

Приглашаем их к нам на Физтех и Физтех-лицей. Обучаем в течение двух недель вместе с учителями, и затем отправляем обратно в регион, и сопровождаем это методическим видеопособием.

В.Путин: Это хорошая практика, надо ее учесть обязательно. Спасибо за идею. Посмотрим.

Андрей Александрович, посмотрите тоже. Спасибо.

Прошу Вас.

А.Смыслова: Владимир Владимирович, меня зовут Смыслова Алена, я руковожу проектом «Академия STEM» Череповецкого государственного университета. Проект направлен на поддержку одаренных школьников. При этом мы как раз их встраиваем в эти цепочки, когда в команде есть школьник, студент, наставник с предприятия, наставник из вуза. То есть такая достаточно интересная практика.

В силу моей деятельности я достаточно много общаюсь с талантливыми высокомотивированными школьниками и студентами. И вопрос мой лежит несколько в иной области, не в области образования. Дети становятся все более активными, в том числе интересуются политикой и политической стабильностью.

Сейчас, когда Вы озвучили свои предложения, поправки к Конституции, активно обсуждается именно эта тема. Дети задают вопросы…

В.Путин: Какая тема?

А.Смыслова: Тема поправок к Конституции.

Дети задают нам – взрослым – определенные вопросы. Мы должны понимать, как на них вообще правильно отвечать.

Вопрос такой не лично от меня, а скажем так, от нашей молодежной, школьной аудитории. Сейчас будет всероссийское голосование за эти поправки к Конституции.

Все мы должны будем, собственно говоря, свою позицию обозначить. Обозначив эту позицию, тем самым мы выразим определенный вотум доверия Вам как человеку, который внес эти поправки.

В.Путин: Надеюсь.

А.Смыслова: Да.

Имеет ли смысл проводить потом еще выборы Президента Российской Федерации, если уже сейчас на этом этапе мы свою позицию обозначим? Это же затратно, да, по деньгам, потом это отнесено во времени.

Проголосовав сейчас, мы можем продлить Ваши полномочия с момента дня голосования на шесть лет, и будем понимать, что у нас впереди шесть лет стабильности, шесть лет поддержки наших образовательных идей, наших проектов. Вот такой вопрос.

В.Путин: Это же школьники задают.

А.Смыслова: Да.

В.Путин: Они еще не подросли.

А.Смыслова: Они проектируют свое будущее, и поэтому им важно понимать какие-то такие близкие периоды, что будет происходить в стране.

В.Путин: Понятно.

Смотрите: поправки, которые я предложил, на мой взгляд, продиктованы жизнью. Здесь коллеги некоторые вопросы задавали по той сфере, в которых они считают себя и являются специалистами, они чувствуют и видят, что нужно что-то сделать, для того чтобы ситуацию улучшить.

То же самое с теми поправками, которые я предложил. Просто за время моей работы в качестве Президента и Председателя Правительства для меня стало очевидным, что некоторые вещи не работают так, как должны работать. Коллега, например, просит устранить барьеры, которые, как он считает, мешают более эффективно работать, и так далее.

Например, у нас очень часто возникает вопрос, скажем, в здравоохранении или в той же системе образования, а когда на муниципальном уровне что-то не происходит, что должно было быть сделано, для того чтобы уровень первичного звена был достойным и чтобы граждане получали достойную медицинскую помощь у себя в муниципалитетах, а федеральный, государственный региональный уровень считают, что они не должны этим заниматься, потому что муниципалитеты отделены от государства, ведь, по сути, у нас по Конституции муниципалитеты не связаны напрямую с государством, а должна быть единая система публичной власти, чтобы у верхних этажей этой власти была ответственность за то, что происходит внизу, а те, кто работает в муниципалитетах, были связаны определенным образом со страной и ее интересами. То же самое и во многих других областях. И поэтому я это предложил. Но не для того чтобы продлить свои полномочия.

Что касается полномочий, то вы правы, во всяком случае, те, кто задает вопрос, в чем: в том, что, если мы будем проводить, а я надеюсь, это произойдет в обозначенные сроки, всенародное голосование, то это, по сути, плебисцит – это волеизъявление граждан. Я и предложил это для того, чтобы путем высшего проявления этого волеизъявления были приняты эти поправки или не приняты. Если приняты, то никто бы не мог сказать, что здесь что-то не так. Это высшая форма демократии, по сути, это волеизъявление граждан страны.

Но нужно ли таким способом продлевать полномочия действующего Президента? Думаю, что нет. Потому что, если мы говорим о выборах главы государства, это должно быть сделано на альтернативной основе.

А.Смыслова: Спасибо.

В.Чернов: Добрый день, Владимир Владимирович!

Александр Чернов, директор Гуманитарного института, Череповецкий государственный университет.

Вопрос опять же о федеральных структурах в регионах. Думаю, что он, наверное, волнует всех коллег, представителей федеральных университетов, работающих вне столичных регионов.

На сегодняшний день, естественно, мы готовим специалистов для регионов, мы реализуем большое количество программ, связанных с региональной жизнью. Вас уже познакомили с тесным сотрудничеством университета с индустриальными партнёрами.

Но возникают некоторые проблемы, некоторые сложности в межбюджетных отношениях, между местными бюджетами, региональными, которые не имеют возможности прямой поддержки федеральных университетов.

Безусловно, есть меры косвенной поддержки. Мы чрезвычайно признательны Олегу Александровичу, правительству области за растущее количество грантовых программ, конкурсных программ. Тем не менее поддержка со стороны регионального и местного бюджетов при наличии их возможности, при заинтересованности в инфраструктурных проектах, других проектах, не кажется ли Вам, если бы эти барьеры были сняты…

В.Путин: Какие барьеры?

А.Чернов: Напрямую сегодня региональные и местные бюджеты не могут финансировать…

В.Путин: Я понял.

А.Чернов: Если бы эти барьеры были сняты, не кажется ли Вам, что федеральные университеты были бы ещё теснее инкорпорированы и более эффективно взаимодействовали на региональном пространстве?

В.Путин: Мне не только кажется, я уверен, что Вы правы, так и надо сделать. Я вообще не понимаю… Садитесь, пожалуйста.

Объяснения всегда есть, почему регионы не могут финансировать муниципальные учебные заведения либо федеральные, либо научную деятельность федеральных, почему они это не могут делать. Вот для меня совершенно непонятно.

Кстати говоря, это не только в области науки и образования, в некоторых других сферах то же самое происходит. Но если руководители регионов говорят, что у них есть свободные ресурсы, и они считают, что это очень важно…

Допустим, федеральное учебное заведение работает, но это важно не только для Федерации, это важно для региона, потому что готовят кадры для развития экономики в регионе. Почему не поддержать? Такие ограничения есть, они являются необоснованными и должны быть сняты. Поговорим об этом обязательно.

Пожалуйста.

Д.Шахрай: Денис Шахрай, Институт проблем химической физики, член Общественной палаты, ОНФ, Черноголовка.

Владимир Владимирович, когда я ехал на эту встречу, хотел задать немного другой вопрос. Вчера был на встрече, на экспертной сессии ОНФ, и рассказывал, как мы с супругой, будучи людьми науки, получили жильё, и это во многом определило тот факт, что я остался в науке, в институте в частности.

В.Путин: А она – нет?

Д.Шахрай: Она сейчас уже нет.

Но вопрос хотел задать другой, который волнует меня и как члена Общественной палаты, и как члена территориальной избирательной комиссии.

Сегодня мы видим, что процесс внесения поправок в Конституцию вызывает всё больше и больше интерес в обществе. Каждый день мы слышим о новых поправках, каждый пытается отстаивать свою точку зрения: скажем, защитники семей предлагают там свои поправки, представители науки, культуры – свои поправки. Не считаете ли Вы, что этот процесс может затянуться и есть риск просто погрязнуть в этих поправках?

В.Путин: Не хотелось бы погрязнуть, это точно: ни в поправках, ни в чём другом. Всё должно быть организовано соответствующим образом. Но, знаете, то, что дискуссия разворачивается таким широким фронтом, на самом деле меня это только радует, потому что чем больше людей будут вовлечены в этот процесс, тем более народной будет Конституция и поправки, которые мной предложены.

Потому что люди будут чувствовать себя сопричастными к этой работе, они будут чувствовать себя соавторами этого документа. Именно поэтому я и предложил всенародное голосование, чтобы ещё даже те, кто не принимал участия в этой дискуссии, приняли участие в том, чтобы окончательно утвердить предложенные поправки.

Ещё раз хочу это подчеркнуть: на мой взгляд, только всенародное голосование и, по сути дела, плебисцит и волеизъявление граждан должны быть окончательной точкой при принятии решений по поправкам в Конституцию Российской Федерации.

Но я думаю, что мы всё-таки уложимся в здравые сроки, потому что, недавно вспоминал, у нас ведь что происходило? В 1993 году у нас (к сожалению, не хочется об этом вспоминать, но забывать об этом тоже нельзя) был очень острый политический кризис в стране, который привёл к вооружённым столкновениям в столице – в Москве. В Москве шли, по сути, боевые действия, гибли люди.

В этих условиях президент Ельцин принял решение провести всенародное голосование, референдум о доверии к себе. И я думаю, что поступил абсолютно правильно, и очень хорошо, что люди приняли в нём активное участие.

И ещё лучше, что они поддержали президента. Потому что, если бы этого не произошло, в стране вообще мог бы наступить хаос и гражданская война. Последствия были бы тяжелейшими для миллионов наших сограждан.

Но этот референдум готовился всего в течение 27 дней. От момента его заявления до самого момента всенародного голосования прошло 27 дней. Потом над Конституцией, а это уже был такой очень важный шаг, но всё-таки уже на основе этого всеобщего волеизъявления в ходе всенародного голосования над Конституцией работали шесть месяцев и одну неделю.

После этого в Конституцию, после того как она была принята, поправки вносились 15 раз. То, что там сейчас предложено, ничего здесь нет такого необычного: 15 раз вносились поправки уже к сегодняшнему дню. В среднем работа от заявки до окончания полного цикла работы над поправками шла примерно от полутора до четырёх с половиной месяцев.

Если весь цикл работы над этим законом о поправках будет завершён так, как комиссия предлагает сегодняшняя, то это будет примерно три с небольшим месяца. То есть мы тогда уложимся в ту практику, которая сложилась при принятии поправок. Я надеюсь, что так и будет.

Пожалуйста.

В.Смирнова: Смирнова Виктория Викторовна, учитель начальной общеобразовательной школы № 41, город Череповец.

В.Путин: Что Вы преподаёте?

В.Смирнова: Я учителем начальных классов работаю…

В.Путин: Так, начальных классов.

В.Смирнова: Да, начальная школа. То есть в настоящее время в школах города не хватает учителей. Особенно остро эта проблема встаёт, когда вакансии появляются в середине учебного года. Причины могут быть разными. Например, в последние годы ежегодно мои коллеги, молодые педагоги, уходят в декретный отпуск.

В.Путин: Тут только порадоваться надо за Ваших коллег.

В.Смирнова: Тут вопросов нет. Это очень хорошо.

Но в связи с этим своевременно найти дипломированного специалиста становится практически невозможно. В середине учебного года уже все педагоги работают, нагрузка распределена и так далее. Мы видим частичное решение этой проблемы, если было бы возможно привлечь к работе студентов педагогических институтов последнего курса. Но на данный момент законом об образовании это запрещено.

Насколько известно, в Госдуме рассматривался проект о внесении изменений в статьи закона об образовании, где именно говорилось о разрешении студентам-практикам заниматься педагогической деятельностью. Насколько достоверно, этот вопрос отложен на неопределённый срок.

В.Путин: Там были ещё предложения разрешить заниматься педагогической деятельностью специалистам различных отраслей. И возражения коллег из Госдумы и экспертов заключались в том, что у них нет подготовки именно по направлению «педагогика». Вот что остановило. Но почему не разрешать студентам старших курсов, я, честно говоря, не понимаю.

Т.Голикова: Он поставлен на апрель на второе чтение, поэтому это легко ускорить.

В.Путин: Да.

В.Смирнова: Мы надеемся всё-таки, ждём, что будет рассмотрено и принято законное решение и у нас проблема будет решена.

В.Путин: Думаю, что Вы правы.

Как Вас зовут?

В.Смирнова: Виктория Викторовна.

В.Путин: А фамилия?

В.Смирнова: Смирнова.

В.Путин: Это будет «поправка Смирновой».

В.Смирнова: Спасибо.

В.Путин: Пожалуйста.

О.Егоров: Добрый день, Владимир Владимирович!

Егоров Олег, глава наукограда Черноголовка и координатор экспертной площадки ОНФ по науке и высшему образованию.

Здесь сейчас коллега из Сибирского отделения РАН поднял вопрос о равномерном распределении, и мой вопрос отчасти об этом.

Дело в том, что мы с коллегами собрались накануне (из разных регионов были ребята, и студенты, и научные сотрудники) и обсуждали актуальные проблемы, даже успели с Министром новым познакомиться науки и высшего образования, и будем эти вопросы адресовать.

С чем связан вопрос? С развитием наукоградов. Дело в том, что наукограды (или, как ещё их называют, академгородки) – это были города, которые строились в 50–60-е годы и где концентрировалась значительная часть науки нашей страны. Там создавались комфортные условия для работы и жизни научных сотрудников, и перед этими научными центрами ставились серьёзные государственные задачи.

С тех пор очень многое поменялось, и время изменилось, и всё изменилось, и вопрос о развитии наукоградов, сохранении в них духа наукоградов стоит достаточно остро. И вопрос: а где этот дух брать и что сделать, чтобы наукограды оставались наукоградами? Потому что потенциал в них заложен, он жив до сих пор…

В.Путин: Огромный потенциал.

В.Егоров: Да, очень серьёзный потенциал.

Так вот сейчас… Я сам из Черноголовки, я родился и вырос в научной семье, я физик по образованию. Сейчас уже выросли дети тех, кто заселялся тогда в наукограды, дети этих учёных, и многие из них впитали дух новаторства, научного творчества и основали крупные, интересные, умные инновационные компании.

Обычно желание, скажем так, поддержать свою малую родину – это естественное желание, и в случае наукоградов, на мой взгляд, оно особенно остро стоит. Что мы делаем в Черноголовке, те, кто были выходцами оттуда, из научной среды?

Дети, внуки научных сотрудников сейчас инвестируют, строят школы, научный центр, готовы строить жильё для своих специалистов, поддерживают нас в социальных проектах, в образовательных проектах. То есть у самих наукоградов есть некий серьёзный внутренний ресурс…

В.Путин: В чём вопрос?

В.Егоров: В виде выходцев из науки.

Вот в чём вопрос. Дело в том, что самый сильный, мощный движок этого развития – это, конечно, новые налоговые резиденты. Администратором государственных денег является регион, и основным получателем государственных денег является регион. И запустить всё то, что мы сейчас запускаем в Черноголовке, нам удалось благодаря, скажем так, персональной поддержке правительства Московской области.

То есть развитие наукоградов требует некоего дополнительного участия и внимания со стороны регионов, возможно, и со стороны федеральной власти в каких-то вопросах. Вот с Росимуществом нам было тяжело федеральную землю в город передать. Вопрос решили.

Поэтому я просто хочу предложить, скажем так…

В.Путин: Это вам было тяжело передать, потому что, видимо, было моё указание не разбазаривать ничего. Нет-нет, я серьёзно Вам говорю. Когда там проводили всякие инновационные, всякие организационные мероприятия, и меня тогда министр Котюков попросил ввести мораторий на продажу, на перераспределение материальных ценностей, зданий, сооружений и земли. Я это своим указом сделал.

Но потом, видимо, прошли определённые согласования, стало ясно, что это не для каких-то там «хорьковых целей», прошу прощения, а для обеспечения основной деятельности, и вопрос, видимо, так, я думаю, был решён.

В.Егоров: Мне бы просто хотелось, чтобы с Вашей стороны была некая поддержка в отношении того, чтобы было персональное внимание к наукоградам, они это требуют. У нас есть позитивный пример в Московской области, как это работает, – очень здорово.

В.Путин: Они требуют и заслуживают это.

Знаете, мы сейчас говорим о новых формах, о различных перспективных направлениях, но это то, что создано ещё при Советском Союзе ценой огромных усилий великой страны, поэтому это совершенно очевидно нужно поддерживать, и будем это поддерживать: и научную деятельность, и производственную деятельность, и хозяйственную. Конечно, это будет в области нашего внимания. Там есть какие-то вопросы, которые требуют дополнительного?

Т.Голикова: Речь идёт о налоговых льготах.

В.Егоров: Не совсем. Я, знаете, простым языком скажу: если крупный предприниматель хочет поддержать именно свой родной город…

В.Путин: Может ли он там зарегистрировать своё предприятие, чтобы платить налоги?

В.Егоров: И чтобы он понимал, что эти дополнительные налоговые отчисления пойдут именно в этот город, понимаете?

В.Путин: Если он там зарегистрируется, никуда иначе не пойдут.

Т.Голикова: Нет, всё зависит от распределения налогов между уровнями бюджетной системы.

В.Путин: Да-да. Но если он там зарегистрируется, та часть налога, которая должна пойти в то место, где он зарегистрирован, пойдёт неизбежно. Это совершенно очевидно.

При перерасщеплении. Просто перераспределить это расщепление – это отдельная тема. Это нужно сначала Министерство финансов целиком отправить в Министерство здравоохранения, чтобы их там полечили, а потом уже… (Смех.)

Это сложный вопрос. Они там все инфаркт сразу схватят. Поэтому нужно очень аккуратно к этому относиться, к перераспределению налогов. А то, что, если предприниматель там регистрируется, та часть, которая должна быть, в муниципалитет, регион и пойдет 100 процентов. Вам нужно просто их мотивировать к тому, чтобы они спокойно переходили и регистрировались в таких центрах роста, как наукограды.

О.Егоров: Совершенно верно.

В.Путин: Это точно. Мы готовы даже помочь, из федерального уровня это подсказать. Это безболезненно для федерального бюджета. Вопрос перераспределения.

О.Егоров: А денег это не требует?

В.Путин: Если они откуда-то уходят, там уменьшается.

Конечно.

О.Егоров: Да, но поддерживается наукоградская среда.

В.Путин: Да. Я полностью согласен с Вами. Аккуратненько, но надо будет доделать.

Пожалуйста.

Л.Хабарова: Добрый день!

Хабарова Любовь, научный сотрудник Череповецкого государственного университета.

Я коротко. Владимир Владимирович, у меня такой вопрос. Раньше в Российском фонде фундаментальных исследований существовала такая линейка грантов, которая финансировала именно участие молодых ученых в международных конференциях. Так сегодня таких грантов нет, и в связи с этим у меня вопрос.

Возможно ли при поддержке государства возобновить подобную грантовую систему, для того чтобы у молодых ученых все-таки было больше возможностей не только представить результаты своих исследований, но и обсудить их именно на международном уровне и, соответственно, сформировать международные контакты?

В.Путин: Это входит, действительно, по-моему, как раз в сферу деятельности Фонда, о котором Вы сказали, Фонда фундаментальных исследований, и одно из направлений там, совершенно очевидно, это же из Устава никуда не делось, поддержка, в том числе и вот такого направления – участие в международных мероприятиях. Это касается и оплаты проезда, всяких формальностей и так далее.

Но речь, насколько я помню, шла о том, чтобы наши ученые ездили туда не как на экскурсию, а для участия в работе, в том числе для того, чтобы там выступить с каким-то сообщением, докладом и так далее. Вот этого никто не отменял. Я не знаю, что там. Андрей Александрович их ведет, разве что там отменили это направление деятельности?

А.Фурсенко: Там речь шла, что эта поездка – это часть научного гранта, потому что достаточно активно было то, что Вы сейчас сказали, что люди просто ездили без докладов, без научных результатов, но поучаствовать в конференциях.

Считаю, что надо максимально мотивировать людей, чтобы они получили результаты, оформили в виде доклада, и с этим докладом уже ехали на конференцию.

В.Путин: Да, но сама форма поддержки, она не отменена?

А.Фурсенко: Поддержки – нет, включена здесь.

В.Путин: Так что это все есть, никуда не исчезло.

Я присоединяюсь к тому, что сказал Андрей Александрович, все-таки нужно, чтобы человек туда поехал с чем-то, не просто так посмотреть, как люди живут, себя показать, а с чем-то.

Пожалуйста, прошу Вас.

А.Малышев: Андрей Малышев – председатель молодежного парламента города Череповца. И у меня достаточно острый вопрос, который у нас произошел на прошлой неделе.

Многие знают, что такой общественный резонанс это произвело вообще по всей стране – был уволен Глава Чувашии с формулировкой «в связи с утратой доверия». Но ранее мы знаем, что с такой формулировкой были примеры и в Кировской области, и в Республике Коми, примеры были, когда уже непосредственно к главам этих регионов приходили правоохранительные органы.

В связи с этим у меня возник такой вопрос. Имеет ли бывший Глава Чувашии коррупционный след или нет?

В.Путин: Нет, мне об этом ничего неизвестно. Насколько я себе представляю, претензий к нему со стороны правоохранительных органов нет. Когда я подписывал Указ о его увольнении, исходил из того, что любой чиновник, причем любого уровня, и муниципального, и регионального, и федерального, он…

Вы знаете, есть одно требование, без которого работать на таких местах невозможно. Какое это требование? Уважение к людям. Если этого нет, то человек должен оставить это место работы и найти себе другое применение.

Вот то, что я увидел в средствах массовой информации, привело меня к выводу о том, что бывший руководитель субъекта Федерации лишен этого чувства уважения к людям. То, что я увидел, это безобразие, понимаете. И чиновники с таким отношением к гражданам работать в этом качестве не могут. Вот и все.

В.Козлов: Здравствуйте Владимир Владимирович!

Меня зовут Владимир Козлов, я автор проекта AnnNIGM – неинвазивный мониторинг глюкозы. Мой вопрос сегодня связан с программой двухдипломного образования МФТИ и медицинского университета.

Дело в том, что тут уже сегодня говорили про специалистов на стыке наук, специалистов в новых областях. На Физтехе с 2009 года, когда Вы туда приезжали и после Вашего поручения, появилась такая «Медгруппа Физтеха», суть которой заключается в том, что ребята учатся параллельно и в МФТИ, и в медицинском университете, получая два образования.

Я как раз являюсь выпускником первого выпуска 2018 года этой программы. Однако в этой программе есть некоторые сложности, которые заключаются в том, что она до сих пор, так скажем, не официализирована. Ребята, которые учатся и так по семь лет подряд, по шесть дней в неделю, они еще и вынуждены вручную согласовывать это расписание между двумя университетами.

То есть мы ездили перезачитывали физику в медицинском университете, хотя у нас все знают, что на Физтехе физику прекрасно преподают, математику перезачитывали там и так далее. Это все отнимает очень много энергии.

И вторая проблема в том, что у нас по законодательству второе образование обязательно платное, и все ребята платят. И это приводит к тому, привело, что конверсия – всего три человека закончило из двадцати поступавших.

Все мы понимаем, что это уникальные специалисты, и они обязательно нужны. На своем примере могу сказать, что это абсолютно другой взгляд просто на медицину изнутри. То есть мне, например, такое образование позволило сделать приборомониторинг для сестры, которая 17 лет болеет диабетом, самостоятельно.

В этой связи, собственно, просьба у меня какая: что, возможно, Вы сможете дать какое-то поручение Министерству образования, наверное, которое, соответственно, позволит ребятам, обучаясь, получается, на конкретной образовательной программе, получать две квалификации в рамках одной образовательной программы.

В.Путин: По-моему, уже в Послании я сказал о том, что надо дать возможность студентам где-то переориентироваться со второго-третьего курса. Рынок труда просто этого требует, жизнь очень быстро меняется.

И то, о чем Вы сейчас сказали, тоже абсолютно востребовано, я с Вами полностью согласен, междисциплинарка чрезвычайно важна. То, что открытия сейчас наиболее значимые совершаются на стыке дисциплин и наук, это всем уже понятно, всем очевидно.

Но все больше и больше нужны специалисты на междисциплинарной основе. Полностью согласен. Это вопрос, в том числе, и финансирования, но на это надо будет пойти.

В.Козлов: Можно еще уточню момент? На мой взгляд, важно, чтобы люди получали именно два полноценных образования. То есть это была бы не комбинированная программа, а именно два полноценных образования, потому что тогда появляется видение, вид сверху на все проблемы, в том числе в медицине, которые с инженерным взглядом гораздо по-другому воспринимаются.

В.Путин: Понимаю. Над этим надо поработать.

Я – Ваш сторонник, просто над этим надо поработать, с точки зрения, это же все финансы. Особенно если речь идет о бесплатном обучении на бюджетных местах, это вопрос только денег. Но к этому надо идти, я полностью с Вами согласен.

Пожалуйста.

Е.Козловский: Здравствуйте!

Меня зовут Егор Козловский, я – эксперт ОНФ, член Общественной палаты Московской области.

Я с группой молодых разработчиков занимаюсь разработкой цифровой мобильной платформы, которая работает с технологией дополненной реальности для детей с ментальными нарушениями. Задача этой цифровой мобильной платформы – это образовательные, адаптационные, реабилитационные процессы и процесс приобретения социальных навыков.

Мы работаем уже на протяжении трех лет. Мы обратили внимание на то, что сама по себе технология для полной реальности имеет очень такие хорошие терапевтические свойства для ребенка, у которого есть ментальные нарушения. Мы обратились к специалистам.

На тот момент, это три года назад, специалисты были достаточно скептически настроены к таким новым инструментам образовательным, но нам удалось рассеять их скепсис: мы представили приложение, уже есть несколько подобного рода приложений, они работают. Мы заручились поддержкой родителей наших детей. Специалисты обратили на нас внимание.

Мы первые в мире, кто дошел до подобной практики. Сейчас с нами активно связываются наши зарубежные коллеги. И я как руководитель этого проекта исхожу из логики того, что проект должен развиваться на территории России.

У нас очень много обратной связи от родителей. К нам постоянно родители обращаются, просят разработать те или иные новые инструменты. Но мы как некоммерческая организация на сегодняшний день достигли определенного потолка собственного роста, потому что наш проект некоммерческий, он не предполагает какой-либо финансовой выгоды, все наши приложения абсолютно бесплатные.

Мы не можем делать уже больше, а родители наших детей просят, обращаются с подобными просьбами к нам. И у нас есть в этом проблема – проблема масштабируемости нашего проекта, потому что мы, еще раз прошу прощения, не извлекаем из этого финансовую выгоду.

Продолжение следует.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации