Официальные новости

Нефтесервисным технологиям ССК нашли применение при добыче алмазов

72

По информации “Уралинформбюро”, реализацию сложного и необычного для буровиков проекта продолжают в Якутии специалисты Красноярского филиала АО “Сибирская Сервисная Компания”. Заказчиком геологического изучения недр и строительства системы обратной закачки шахтных и дренажных вод выступила компания “Алроса”.

Проект, рассчитанный до 2022 года, реализуется на двух объектах, находящихся в шести километрах друг от друга. На каждом уже пробурены скважины с отбором керна. Цель данной стадии геологоразведочных работ – получить основные оценочные параметры путем проведения гидрогеологических и лабораторных исследований для уточнения емкостных характеристик разреза и выявлении интервалов залегания потенциальных коллекторов.
Как сообщили “Уралинформбюро” в пресс-службе ССК, отработка месторождения-трубки “Удачная” подземным способом осложнена притоками подземных высокоминерализованных вод – рассолов. На руднике работает система водоотведения, включающая емкости сбора подземных вод (зумпфы), мощные насосы, позволяющие доставить по магистральному водоводу на участок закачки данные рассолы, и сам участок закачки. Длительное время закачка осуществляется в вечную мерзлоту, не нанося вреда экологической системе. В настоящее время красноярцами реализуется проектное решение по возврату – обратной закачке – природных рассолов в естественные коллекторы тех же водоносных комплексов.
“В марте 2020 года Красноярский филиал АО “ССК” приступил к строительству скважин в Якутии. На сегодняшний день пробурено шесть закачных скважин, ведется бурение на седьмой. Две из пяти скважин были с отбором керна. Суммарная проходка по керну составила 2500 метров, по 1250 метров керна с каждой скважины. На данный момент мы работаем с опережением”, – рассказал заместитель директора по строительству и ремонту скважин Красноярского филиала Юрий Кильшток.

Необычность данных работ в том, что скважина строится из расчета, не сколько она отдает, как это принято в нефтегазовой отрасли, а сколько принимает. Задача стоит не добыть, а, наоборот, закачать и увеличить приемистость. Специалистам нужно найти пласты коллектора. Гидрогеологические исследования сводятся к испытанию, какое количество рассола скважина принимает в себя.

“Мы должны эти скважины пробурить, найти лучшие коллекторы, но не для добычи, а, наоборот, для закачки. Нам нужно пробурить скважины, где можно будет потом закачивать рассол с максимально возможным расходом. Вот в этом вся специфика. Для буровиков очень интересна обратная задача”, – пояснил Юрий Кильшток.

Когда буровые работы закончены, начинается освоение скважины. Специальная бригада подготавливает ее, обвязывает, проводит соляно-кислотную обработку с последующим понижением уровня – откачку. Затем готовую скважину сдают заказчику. Последний выполняет обработку полученных материалов и производит расчет гидрогеологических параметров, после чего происходит подключение скважины к опытно-промышленной эксплуатации.
Не секрет, что в Якутии зимой очень холодно. При этом лето обычно жаркое, но короткое. Годовой перепад температур в регионе достигает 100 градусов: до минус 60 зимой и до плюс 40 летом. Первая непростая задача, возникшая при перемещении буровых установок с куста на куст, пришлась на лето. В 2020 году оно выдалось аномально жарким, поэтому перевозить многотонные блоки пришлось по полному бездорожью, по тундре и болоту. В этих же сложнейших условиях осуществлялся и переезд с участка на участок. Несмотря на сюрпризы природы, специалисты Красноярского филиала ССК показали свой профессионализм, умение не сдаваться и всегда находить выход из трудных ситуаций, а также высокую организацию производственного процесса – буровики работали с максимальной отдачей и выполнили поставленную задачу в срок.

Вторая нетривиальная задача – строительство скважин с отбором керна с трещиноватыми породами. Последние по своей специфике бурятся дольше по времени: часто заклинивает керн и возникает вибрация.

“Данные скважины мы бурили четырехсекционными снарядами. Когда заходили в зону трещиноватости, за счет подбора режимов старались максимально отобрать керн. На второй скважине у нас была успешная попытка бурения интервала трещиноватости двухсекционным снарядом на винтовом забойном двигателе (ВЗД). Мы ставили ВЗД, и у нас вращалась только нижняя часть компоновки с керноотборного снаряда. С помощью этого нам удалось снизить вибрацию и в то же время увеличить обороты. В результате удавалось отобрать без заклинивания больше керна за рейс с прежней механической скоростью”, – прокомментировал Юрий Кильшток.

Применение собственных инноваций позволило специалистам Красноярского филиала ССК сохранить скорость бурения, соблюсти и опередить проектные сроки, обеспечить соответствие всем требованиям и нормам экологической безопасности.

“Этот интересный и нестандартный для нефтесервиса проект филиал начинал до моего прихода на должность. За время реализации проекта красноярские буровики еще раз подтвердили свой высокий профессионализм, собранность и компетентность в решении трудных задач. Смелое инженерное решение, его оперативное внедрение, четкая работа на местах – сборка и разборка четырехсекционного снаряда, требовавшая от специалистов дополнительной сноровки, умений, навыков и высочайшей вовлеченности в довольно новую, непривычную область деятельности. При этом зимой люди несут вахту при аномально низких температурах: металл ломается, как стекло. Работа такого высокого класса возможна только на основе многолетнего опыта, накопленного на территории Восточной Сибири в сложнейших геологических и природных условиях”, – отметил директор Красноярского филиала АО “ССК” Александр Горбачев.

Заказчик по достоинству оценил слаженность и организацию работы специалистов КФ ССК, масштабность и серьезный подход к экологической безопасности.

“Качество работ на высоком уровне, специалисты все подготовленные, грамотные, сплочённый коллектив, решения принимают оперативно. С руководством, главным геологом и начальником геологического отдела, на связи 24/7. Что такое трудности? Про трудности настоящие мужчины, буровики, не говорят. Даже если они и есть, то преодолеваются, несмотря ни на что, не считая затраченных сил и времени. Приятно работать с ними”, – поделился главный гидрогеолог Октябрьской геологоразведочной партии Вилюйской геологоразведочной экспедиции АК “Алроса” (ПАО) Александр Ильин.

“Высокопрофессиональные работники Красноярского филиала год за годом на деле доказывают, что невыполнимых задач для них нет. Проект рассчитан на полтора года, однако впереди новые планы. Уже сегодня есть интересные предпосылки: красноярцы обязательно продолжат работать на якутской земле и дальше”, – подытожил Александр Горбачев.

Эта публикация на сайте Роснедр

Похожие публикации