Официальные новости

Выступление руководителя Делегации Российской Федерации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями К.Ю.Гаврилова на 970-м пленарном заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, 17 марта 2021 года – Новости

71

Госпожа Председатель,

Делегация Российской Федерации неоднократно заявляла на пленарных заседаниях ФСОБ, что вопрос о принадлежности Республики Крым и города федерального значения Севастополь закрыт окончательно и обсуждению не подлежит. Тем не менее, в связи с озвученными сегодня явно оторванными от реальности заявлениями ряда государств-участников хотел бы заявить следующее.

На этой неделе в нашей стране отмечается знаменательная дата, поистине эпохальное событие – седьмая годовщина воссоединения Крыма с остальной Россией. Напомню, что 16 марта 2014 г. в ходе свободного демократического волеизъявления 96,77% крымчан высказались за возвращение в родную гавань. 18 марта 2014 г. был подписан договор о вхождении Крыма и Севастополя в состав Российской Федерации.

В настоящее время можно констатировать, что интеграция Крыма в общее политическое, правовое, социально-экономическое пространство России завершена. Россия на законных основаниях и в соответствии со своей Конституцией осуществляет государственный суверенитет на территории Крымского полуострова, включая мероприятия по укреплению обороноспособности страны, Крым – один из наиболее динамично развивающихся российских регионов. Мы приглашаем уважаемых коллег посетить полуостров и убедиться в приверженности его жителей сделанному в марте 2014 г. свободному выбору.

Теперь, уважаемая госпожа Председатель, позвольте перейти непосредственно к обсуждаемому вопросу о военно-политической ситуации на Украине.

Российская Федерация глубоко обеспокоена всплеском напряжённости на линии соприкосновения в Донбассе. Начиная с ноября прошлого года частота и количество обстрелов отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) со стороны Вооружённых сил Украины (ВСУ) неуклонно увеличивается. Есть жертвы среди мирных жителей, а также многочисленные повреждения гражданской инфраструктуры. Украинские военные всё чаще применяют миномёты различных калибров, поступают сообщения о нанесении ударов по северной окраине Донецка из реактивной артиллерии.

Это – не спровоцированные и не случайные нарушения. Это – целенаправленные действия, совершённые при попустительстве украинских властей. Достаточно вспомнить высказывание от 19 февраля с.г. секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины А.Данилова о том, что украинские военные могут принимать «мгновенные решения» об открытии огня в Донбассе.

Спецмониторинговая миссия ОБСЕ на Украине (СММ) подтверждает стягивание дополнительных сил и средств ВСУ через железнодорожные узлы к линии соприкосновения и размещение боевой техники в жилых районах. С середины февраля вне отведённых мест хранения наблюдатели зафиксировали не менее 300 единиц танков и иных систем вооружений ВСУ, в том числе крупнокалиберных. Хотелось бы поинтересоваться у делегации Украины: к чему так активно готовится Киев на востоке страны?

Эскалация напряжённости в Донбассе удивительным образом совпала с тупиковой ситуацией, возникшей на переговорах в рамках Контактной группы. Ведь именно в ноябре украинская сторона была поставлена перед необходимостью отвечать на конкретные предложения Донбасса по всеобъемлющему урегулированию конфликта. Тем не менее, в нарушение Минских договорённостей Киев продолжает упорно уклоняться от содержательного диалога с представителями Донецка и Луганска. По прошествии шести лет так и нет ответа на вопрос: как именно Украина намерена мирным, то есть невоенным путём разрешить конфликт?

Стоит напомнить и о том, что дополнительные меры по обеспечению режима прекращения огня, под которыми после полугодового упорного сопротивления делегация Украины в Контактной группе всё-таки поставила свою подпись, Киев в одностороннем порядке дезавуировал. Очередной деструктивный шаг был совершён в сентябре, когда украинская сторона отказалась от совместного с донбассцами механизма верификации нарушений перемирия.

Пока Киев продолжает отрицать инициированные им обстрелы и заявлять, что выполняет меры по усилению режима тишины, счётчик жертв вооружённого противостояния в Донбассе продолжает работать. По данным Наблюдательной миссии ООН по правам человека на Украине, с апреля 2014 г. внутренний вооружённый конфликт на Украине унёс жизни 3077 человек, включая 148 детей. Россия как сопосредник мирного процесса подчёркивает недопустимость дальнейшего продолжения вооружённого насилия на востоке Украины.

Видим, однако, что нынешние украинские власти предпочитают не замечать ни самих донбассцев, ни их представителей в Контактной группе, продолжая при поддержке внешних кураторов продвигать ложный тезис о так называемой «российской агрессии». Очевидно, что таким образом они старательно пытаются прикрыть собственное бездействие и откровенный саботаж достигнутых ранее договорённостей по внутриукраинскому урегулированию, перевалить с себя ответственность за то, что своими же руками заводят мирный процесс в тупик. При этом ставка делается на тезис, что якобы Москва является «стороной конфликта», что у неё якобы есть «некие обязательства» по минскому «Комплексу мер».

Предлагаем коллегам обратиться к юридическим основам внутриукраинского урегулирования. Наиболее отчётливо и однозначно стороны конфликта указаны в пункте 2 «Комплекса мер», в котором прямо говорится об украинских войсках и вооружённых формированиях ОРДЛО. Иными словами, положения этого документа подразумевают, что их выполнение в равной мере зависит от совместных и согласованных действий только двух сторон – Украины и Донбасса. Заострю внимание и на том, что Совет Безопасности ООН, единогласно одобривший «Комплекс мер» в резолюции 2202 от 17 февраля 2015 г., также признал их сторонами конфликта. Так что, уважаемые коллеги, пора, наконец, внимательно ознакомиться с матчастью и начать серьёзный, основанный на фактах разговор о путях преодоления кризиса.

Госпожа Председатель,

В качестве реакции на прозвучавшие сегодня заявления ряда западных делегаций, которые, к сожалению, содержали искажённую трактовку ситуации в Донбассе, хотел бы подчеркнуть, что именно их действия по поддержке деструктивных шагов Киева являются основополагающим вызовом европейской безопасности. Продолжая щедро нахваливать «усилия» и «старания» Киева по достижению мирного урегулирования, коллеги проявляют верх цинизма. Быть может, они напомнят нам сегодня, кто инициировал карательную операцию против собственного населения, которое отказалось признать итоги кровавого государственного переворота в Киеве в феврале 2014 г.? Кто, вместо того, чтобы вступить в диалог с собственными гражданами, уже семь лет обрушивает на них град пуль и снарядов?

Для нас очевидно, что на самом деле скрывается за тактикой поощрения агрессивного настроя Киева. США и страны Запада рассматривают Украину не иначе как плацдарм для «сдерживания» России и предпринимают последовательные усилия для сохранения очага напряжённости у наших рубежей.

В этом контексте весьма красноречивыми представляются слова вице-премьера Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции О.Стефанишиной, которая в ходе недавней встречи с делегацией объединённого командования сухопутных войск Североатлантического альянса (10-11 марта с.г.) заявила, что «полноценный опыт противостояния России позволяет Украине активизировать процесс интеграции в НАТО».

На поверхности лежат экономические и военные выгоды США и их союзников от государственного переворота в Киеве. За последние семь лет на территории Украины активизировались учения стран альянса (в текущем году запланированы восемь), к американским и европейским компаниям отходят наиболее привлекательные сектора её экономики. К примеру, на Одесском авиационном заводе вскоре начнётся сборка американских многоцелевых военных вертолётов Bell UH-1 Iroquois («Ирокез»).

Страны Запада продолжают финансировать, тренировать и накачивать украинскую армию вооружениями и военной техникой. Обратили внимание, что в начале марта группа военных советников Великобритании посетила украинские позиции в районе так называемой «операции объединённых сил» в Донбассе и провела оценку подготовки развёрнутых там украинских войск. Было бы весьма интересно заслушать эти самые оценки уважаемых британских коллег, а также поинтересоваться – не желают ли они также ознакомиться с ситуацией по другую сторону от линии соприкосновения? Это бы стало истинным свидетельством их стремления к мирному урегулированию внутриукраинского конфликта на основе баланса интересов сторон.

Госпожа Председатель.

Подводя итог, подчеркну: единственное, что могут и должны сделать внешние кураторы нынешней украинской власти – это настоять на выполнении Киевом своей части Минских соглашений. Призываем западных коллег плотно поработать со своими подопечными, чтобы вместо вооружённых провокаций и искажения реальности они занялись восстановлением диалога с жителями востока Украины, как это предусмотрено юридическими основами внутриукраинского урегулирования. Кроме того, в условиях, когда всё чаще идут обстрелы с украинской стороны, весьма важно, чтобы партнёры использовали своё влияние для предотвращения возобновления полноценной гражданской войны. Позиция покрывательства Киева – это ничто иное, как предательство людей, живущих в зоне конфликта, и пресловутых европейских ценностей, о которых так любят порассуждать западные коллеги.

Искренне надеемся, что украинскому руководству удастся предотвратить наращивание напряжённости и подтвердить приверженность подписи главы Украины под минским «Комплексом мер». Российская Федерация в качестве посредника, наряду с ОБСЕ, Германией и Францией, готова всемерно содействовать урегулированию ситуации на востоке Украины. Попытка же вернуть Донбасс силой, как заявлял Президент России В.В.Путин, может иметь очень тяжёлые последствия для украинской государственности в целом.

Благодарю Вас, госпожа Председатель, и прошу приложить данное заявление к Журналу дня.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации