Официальные новости

Максим Решетников о сокращении административной нагрузки на бизнес и программах развития регионов

35

Из стенограммы:

Вопрос: Сегодня были утверждены изменения в проект-спутник закона о контрольно-надзорной деятельности. Максим Геннадьевич, расскажите, в чём суть поправок и как они повлияют на бизнес.

М.Решетников: Президент Российской Федерации в своём послании ещё в 2020 году обозначил цель перейти на новые правила в работе контрольно-надзорных органов, внедрить новое законодательство – и всё это сделать с 2021 года. В этой связи в прошлом году был принят новый закон о контрольно-надзорной деятельности. Он увязал число проверок, интенсивность проверок с теми реальными рисками, которые существуют. Основной акцент в этом законе сделан на профилактику, а не на наказание. И с учётом опыта ковидной реальности были предложены новые технологии, а именно технологии дистанционного взаимодействия с бизнесом, в том числе дистанционная форма проведения выездных проверок, что нам было крайне необходимо при продлении достаточно большого числа документов. Более того, и в самом механизме обжалования действий контролёров тоже запускается новая форма: обжалование действий в электронном виде.

Надо сказать несколько слов о масштабе контрольно-надзорной деятельности, которая осуществляется в стране. Всего эти новые процедуры и новые подходы будут касаться полутора миллионов проверок, то есть полтора миллиона контрольных мероприятий различного рода в год в стране проводится. При этом в 2020 году их число снизилось до 790 тыс., то есть практически в два раза, и как мы видим, ничего страшного не произошло. Поэтому задача Правительства теперь – в рамках нового принятого системного закона изменить всю систему законодательства.

Важнейшим шагом здесь были как раз поправки к закону, принятому Государственной Думой в первом чтении, которые касаются 130 законов и приводят в соответствие все отраслевые законы о контрольно-надзорной деятельности – внедряют туда эти новые правила, новые принципы, риск-ориентированный подход и так далее.

Это была очень большая работа, поскольку она касается конкретной деятельности в конкретных отраслях. Эта работа интенсивно шла последние несколько месяцев. Очень много было разногласий с ведомствами, не все соглашались с этим переходом. Тем не менее все разногласия на сегодняшний момент преодолены. Большая работа была проведена в Аппарате Правительства под руководством Дмитрия Юрьевича Григоренко. Все эти вопросы решены, поэтому сегодня соответствующие поправки были поддержаны Правительством.

Несколько слов о том, что конкретно в этих поправках содержится.

Во-первых, устраняются нормы, которые противоречат новым подходам в системе контроля. Например, после принятия поправок нельзя будет проводить внеплановые проверки, выездные проверки без согласования с прокуратурой. Уже нельзя будет контрольным органам, инспекторам прийти, например, в ресторан, пробить чек, сделать контрольную закупку, а потом это оформить как результат проверки – без предварительного согласования с прокуратурой.

Далее. Разграничены очень чётко полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Чётко определены типы контроля, виды контроля. Как пример, большая работа, наибольшее число проверок у нас приходится на пожарный надзор. Вместе с Министерством по чрезвычайным ситуациям мы детально расписали, какие конкретные объекты проверяются, какие конкретно требования пожарной безопасности входят в сферу контроля. Включили в предмет надзора технический регламент, зафиксировали обязательную профилактику рисков. И такой объём, такая детализация была по каждому виду контроля проведена.

Следующий шаг нам предстоит сделать после рассмотрения документа – и мы рассчитываем на поддержку со стороны Государственной Думы этого важнейшего законопроекта. Надо будет привести в соответствие с этим законом все постановления, которые регламентируют детально контроль.

То есть предстоит ещё достаточно большой пласт работы, который тоже запущен. Все федеральные акты должны быть приведены к 1 июля в порядок. Все региональные и муниципальные – к 1 января следующего года. Это тоже большая работа, которую мы планируем.

И конечно, очень важно, что внедрение этого законодательства в конечном итоге позволит нам ещё и сделать большой шаг в цифровизации контроля. Мы формализуем все чек-листы. Иными словами, при проведении проверки, при новой системе, скажем так, самодеятельность контролирующих органов, инспекторов будет существенно ограничена. Я бы сказал, что для него места не останется.

То есть будут конкретные чек-листы: на что конкретно проводится проверка, что сделано, что не сделано, какие формальные требования выполнены или нет. Мы существенно ограничиваем тут волюнтаризм. Дальше всё переводится в электронный вид – и чек-листы, и всё взаимодействие, приказы. Приказы будут присылаться бизнесу тоже в электронном виде. Сейчас для этого используются почтовые пересылки, то есть это время, деньги и так далее.

И в конечном итоге все контакты со стороны контролирующих органов и бизнеса будут фиксироваться в электронном виде. Мы всю историю сможем проследить и потом можем понять, если, не дай бог, произошёл какой-то инцидент, почему он произошёл. Например, была недостаточно тщательно проведена проверка или проверка не проводилась (объект, допустим, не был в зоне риска, в группе риска, а надо было его в группу риска вносить и так далее). Это нам даст ещё и пищу для дальнейшего внедрения риск-ориентированного подхода.

government.ru

Эта публикация на сайте Минэкономразвития

Похожие публикации