Официальные новости

Встреча с председателем правления компании «НОВАТЭК» Леонидом Михельсоном

41

В.Путин: Леонид Викторович, как видно из документов,
капитализация компании уже приближается почти
к 4,5 триллиона рублей.

Л.Михельсон: Один раз пересекала, сейчас чуть-чуть поменьше.

Если позволите, уважаемый Владимир
Владимирович, коротко доложить о результатах прошлого года, проинформировать о реализации проекта
«Арктик СПГ-2» и создании центра строительства
крупнотоннажных сооружений – то, что мы делаем в рамках Вашего Указа.

В.Путин: Все важно.

Л.Михельсон: Я постараюсь очень коротко.

В.Путин: Хорошо.

Л.Михельсон: В прошлом году,
несмотря на ковид, нам удалось ввести несколько объектов.

У нас нефть
падает, а конденсат [растет], ачимовские залежи дают возможность резко наращивать конденсат. Коэффициент
восполнения запасов составил 117 процентов.

В.Путин: А за счет чего?

Л.Михельсон: Мы, наверное, в пять-шесть раз
увеличили объем геологоразведочных работ. У нас раньше было где-то два-три миллиарда, сейчас уже больше 10.

Наш
флагманский проект «Ямал СПГ» стабильно
работает и показывает 114 процентов от проектной мощности. В прошлом году мы уже произвели
50 миллионов тонн, если считать с начала запуска проекта. [Мы производим] пять процентов от мирового производства СПГ.

В.Путин: Поздравляю.

Л.Михельсон: На самом деле, очень хороший результат.

В.Путин: Ваш, можно сказать, личный успех.

Л.Михельсон: В прошлом году и в январе–феврале сделали
уникальные рейсы.

В.Путин: По Северному морскому пути?

Л.Михельсон: Да. Открыли навигацию в мае месяце, и в январе–феврале
еще сделали вместе с Совкомфлотом, с Росатомом, я считаю, уникальные рейсы.

И это еще один, а может быть, даже
два шага к круглогодичной эксплуатации Северного морского пути. Нам это очень
надо, обсуждаем с Росатомом, с Росатомфлотом ледокольным – в 2023 году,
все-таки с 2023-го на 2024 [год], выйти уже на круглогодичную [навигацию].

В.Путин: У них все идет по плану, работа по ледоколам.

Л.Михельсон: Да. Должен быть в конце этого года еще один
ледокол.

В.Путин: А как у вас хранилище на Дальнем Востоке?

Л.Михельсон: Хочу громадное спасибо сказать Правительству.
Полностью все, что нужно, в план включено. И по Обской губе, и по Камчатке все
вопросы решены.

В конце 2022 года, с 2023 года,
начнут работать перевалочные пункты и на Камчатке, и в Мурманске. Сначала объемом
десять миллионов тонн – это первый пусковой. Бюджетные ассигнования составляют
около 20 миллиардов, а наши составляют более 60.

В.Путин: На Дальнем Востоке вы с Минобороны
разошлись? Решили там все?

Л.Михельсон: Разошлись, на 100 километров дальше
ушли.

В.Путин: Нормально все?

Л.Михельсон: Все хорошо, конечно.

В.Путин: Согласовали?

Л.Михельсон: Конечно, обязательно.

Также ввели малотоннажный, на 40
тысяч тонн, СПГ-завод в Магнитогорске и планируем в ближайшее время закрыть
трассу Санкт-Петербург – Челябинск полностью СПГ-заправками, в том числе и южное направление. Это
тоже, я считаю, очень важно. Заправки строим, в том числе у нас уже в Германии
около десяти СПГ-заправок, в Польше.

В.Путин: Это отлично, потому что это серьезный вклад в развитие «зеленой» энергетики.

Л.Михельсон: Да. Мы выходим по зарубежным заправкам где-то на две тысячи тонн в месяц, это приличное количество.

В.Путин: Да, отлично, имея в виду планы декарбонизации экономики
в Европе.

Л.Михельсон: Вот как раз углеродно-нейтральная заправка в Германии.

В.Путин: Супер. У нас такие же строятся?

Л.Михельсон: У нас лучше. Мы строим многопрофильные, можно
заправляться и СУГом, а можно заправляться и СПГ, и некоторые заправки даже компримированные
[с компримированным газом], в зависимости от двигателя. И делаем большую совместную
работу – спасибо КамАЗу – по переводу [двигателей], Минпром включился…

В.Путин: Чем больше будет заправок, тем больше будет
двигателей.

Л.Михельсон: Конечно.

И я считаю, самая большая заслуга
по прошлому году, несмотря на ковид, три месяца было очень сложно, но мы не вышли из графика реализации нашего проекта «Арктик СПГ-2». Если можно,
посмотрите эту презентацию, Владимир Владимирович. Реализуем с иностранными
партнерами – французскими, китайскими, японскими.

Пуск первой линии – 2023 год,
второй линии – 2024 год. Раньше планировали, – так как у нас два дока, я дальше расскажу, – третью линию в 2026 году,
но сейчас, я думаю, линии будут [запущены] в 2023-м, 2024-м, 2025-м. 19,8 миллиона тонн.

Дальше, посмотрите, интересная
картинка, что из себя представляет –
уникальная технология – эта линия сжижения. Размер – 330 метров на 150, высотой – 90 [метров], и все это весит 670 тысяч тонн. Здесь полный
цикл сжижения.

В.Путин: А технология?

Л.Михельсон: Технология сама
линдовская, мы купили. Немецкая, Linde. Первая была APCI для «Ямал СПГ», сейчас –
линдовская технология. Мы купили с большим
запасом этих лицензий, вопросов нет.

И самое главное, дальше тоже хотел
Вам сказать, что на третьей линии главныйкриогенникбудет уже построен в России «Северсталью» совместно с Linde.
Я отдельно расскажу про локализацию.

В.Путин (переходя к следующему слайду)Это судостроение?

Л.Михельсон: Это как раз центр, там, где полный цикл создания [платформ]. Здесь все: цеха трубных заготовок, цеха работы с металлом, цеха сборочные, два дока, бетонные
заводы и цеха по работе с арматурой. Я альбом захватил, если по ходу
полистаете, здесь как раз свежие фотографии – самый большой цех размером 330 метров на 280 и высотой 94 метра.

В.Путин: Четыре
бетонных завода построено.

Л.Михельсон: Так вот смотрите, какие громадные платформы
приходится отливать. Это как раз на ней
сверху будут размещаться эти модули.
Скиддинговая система, по ней будут
закатываться модули.

В.Путин: Циклопические
сооружения.

Л.Михельсон: Это уже вторая платформа под вторую линию. И достраиваем цеха как раз сборки модулей, идет достройка.

В.Путин: Глубины большие?

Л.Михельсон: Глубины отличные, построили четыре причала полностью, и модули можно завозить. Отличное место, долго оформляли это
место, но все-таки получили. Все это занимает
где-то 400 гектаров. На сегодняшний день там
работают порядка 19 тысяч человек, рабочих мест.

В.Путин: Вахтовым методом в основном?

Л.Михельсон: В основном вахтовый метод, но потихоньку, потихоньку приходит местное население.
Мы заключили соглашение с местными
техническими учебными заведениями, и потихоньку и рабочий персонал, и инженерный
персонал приходит к нам на площадку работать.

А вот эти модули, посмотрите, какие громадные – 70
метров высотой, вся эта линия будет весить 162 тысячи тонн.

Самое главное, Владимир
Владимирович, на «Ямал СПГ» у нас локализация
была где-то 30 процентов, по «Арктик СПГ», я
считаю, что мы достигнем более
50 процентов. Следующие будут не менее 70. По России практически уже создано, еще дополнительно к тем, кто в Мурманске работает, порядка 80 тысяч рабочих мест.

И здесь про «Звезду», слайд 8. Изменили конструкцию газовозов.

В.Путин: Да, Вы мне говорили об этом на прежней встрече.

Л.Михельсон: Всего на 1,2 метра
у́же, и конфигурация носа, и скорость во льдах полутораметровых
на 1,6 узла больше.

В.Путин: «Звезда»
согласилась?

Л.Михельсон: Конечно, совместная же работа. Они уже произвели резку стали под третий танкер.

На этом слайде указано, что собираемся локализовать. Очень важно, находится в строительстве криогенный
стенд, без него оборудование делать
невозможно. В мире их, по-моему, два, и оба в Америке.
Вот мы на «Ямал СПГ» заказывали большие
криогенные насосы у японской компании Ebara, но они их испытывали в Америке. И сейчас на площадке «Росатома»…

В.Путин: Это для испытаний?

Л.Михельсон: Для испытаний и компрессоров, и насосов,
полностью все.

И дальше расписана локализация – на скольких заводах какой важнейшей
техники. Работа движется. Минпром думал, думал, но сейчас включился во все. Ждем от него еще большей помощи, все-таки на НИОКРы надо помогать
промышленникам.

В.Путин: Московская область, Нижний
Новгород, Ростов, Петербург – география хорошая – Воронеж, Казань.

Л.Михельсон: Везде, по всей России.

Планы на 2024–2030 годы, возможно,
произвести еще четыре линии сжижения общей
мощностью более 26 миллионов тонн. Как я
говорил, 80 тысяч рабочих мест, и плюс еще
«Звезда» будет загружена, каждый год по пять
танкеров, это где-то 26–30 танкеров до 2030 года.
Прикинули – где-то 0,15 процента ВВП ежегодно
будет приносить только эта стройка.

В.Путин: Будет прирастать на 0,15
процента, этот проект целиком, да?

Л.Михельсон: Да, целиком – с обустройством, со всеми этапами.
Примерно так.

Как раз в рамках Указа к 2030 году
загрузка обеспечит 64 миллиона тонн СПГ, 90 миллионов тонн грузов по Северному морскому
пути. И в марте принято было постановление
Правительства с выходом на 140 миллионов тонн
СПГ к 2035 году. Львиную долю можно будет сделать
как раз на этих производствах.

В.Путин: Понятно.

<…>

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации