Официальные новости

Заседание Президиума Государственного Совета

52

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Тема
сегодняшнего заседания Президиума Госсовета, который мы проводим
в преддверии нового учебного года, – задачи субъектов Федерации
в сфере школьного образования.

Конечно,
здесь у каждого уровня власти есть своя законодательно закреплённая
ответственность, свои полномочия и компетенции. Но мы понимаем, что
образование, его развитие, совершенствование – это вопросы
общенациональной повестки, один из ключевых государственных приоритетов.
Они крайне важны для всего нашего общества, для каждой семьи, каждого человека.

Без
современного, качественного, доступного образования, причём во всех
регионах страны, невозможно добиться ничего в сфере развития, и нам
нужно прежде всего обеспечить справедливость, равные стартовые возможности для
каждого ребёнка, для раскрытия его талантов, для его будущих успехов
в профессии, да и в целом потом в жизни.

Смотрите также

И в этой
связи хотел бы в самом начале сказать о некоторых вещах –
и это принципиально, на мой взгляд. Только что мы говорили, я ещё
об этом скажу, встречались с представителями отрасли, даже
со школьниками, с людьми, которые занимаются с научных площадок
этими вопросами. Многих из них задевает слово и термин «услуга». Я
уже своё отношение на этот счёт сказал, но, если это людей
как-то задевает по отношению к учительскому труду и они
считают, что это обедняет смысл этого труда и его высокую общественную
значимость, – давайте подумаем о том, чтобы проработать вопрос
корректировки законодательства, чтобы это слово никак не было связано
с высоким званием учителя и использовалось бы только
в бюджетно-финансовых документах.

Учитель
не только даёт знания, он оказывает и колоссальное влияние
на формирование личности учеников, на их мировоззрение, систему
ценностей. В ходе сегодняшнего общения с учителями, родителями,
выпускниками это ещё раз достаточно зримо было заявлено.

Дополнительно

Участники
этой встречи поднимали много вопросов, и у всех звучала мысль
о важности, многогранности профессии учителя, о значимости школ как
центров воспитания, в том числе для развития потенциала регионов
и муниципалитетов.

Хотел бы
ещё раз повторить: нужно стремиться к тому, чтобы во всех школах
страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят,
для укрепления их духовных и физических сил.

В сентябре мы планируем
провести Совет по развитию физической культуры и спорта, где особое внимание
будет уделено детям, созданию условий для их занятий физкультурой и спортом.

Многое здесь зависит от региональных и муниципальных команд, от самих школ, от их включённости в реализацию программ воспитательной работы, которые начнут действовать в школах
уже с этого учебного года.

Наших детей – мы это с вами
хорошо знаем – трудно удивить, они хорошо разбираются в современных технологиях,
иногда это даже вызывает удивление, но это так, причём с раннего возраста
дружат с интернетом, который, безусловно, является помощником в приобретении
знаний и новой информации.

Уже в этом году все школы
страны должны получить не просто доступ к интернету, а к скоростному интернету.
Такая цифровизация – это именно дополнение – уже много раз об этом говорил, – а не отказ от традиционного образовательного процесса. Хочу ещё раз обозначить
эту принципиальную позицию, потому что эта тема волнует очень и очень многих
граждан.

Хочу от всей души поблагодарить
всех педагогов. Дорогие друзья, вы не только быстро овладели дистанционными
технологиями в тяжёлый период пандемии, но и поддержали своих учеников, их
родителей.

Тогда мы ещё раз убедились в ключевой роли учителя в процессе обучения и воспитания и в важности его
непосредственного общения с учениками.

Очевидно, что прямой
контакт, личный пример помогают передавать интерес к знанию, жизненный и культурный
опыт, накопленный многими поколениями наших предков, наши традиционные ценности.

Что хотел бы подчеркнуть ещё
раз: вопросы воспитания, просвещения – это очень тонкие, чувствительные вещи.
Здесь нельзя действовать как-то грубо или равнодушно, «для галочки».
Нужно обладать не только глубокими знаниями, которые могут увлечь ребят, но и вкладывать душу, «заражать» учеников своими искренними эмоциями.

Процессы воспитания и обучения должны быть неразрывными и идти, как говорится, рука об руку. И важно,
чтобы в них участвовал весь педагогический коллектив, а не только классные
руководители.

Значительный вклад в воспитание даёт и внеурочная работа. Это различные кружки, спортивные секции,
школьные театры, музыкальные студии. Необходимо создавать условия и для
вовлечения школьников в научно-техническое творчество, где уже много успешных
практик.

Прошу Министерство
просвещения обобщить эту информацию и сделать доступной для коллег, чтобы этот
опыт могли использовать в своей работе советники по воспитанию.

Добавлю, что в начинающемся
учебном году советники по воспитанию начнут работу в школах десяти регионов,
сегодня мы вспоминали об этом Затем с учётом опыта распространим эту практику
на всю страну.

Что здесь важно: такие
специалисты должны опираться на объединяющие всех нас гражданские,
патриотические ценности, на историческое наследие наших народов. Но нельзя
действовать, разумеется, под копирку, по единому шаблону. Нужно обязательно учитывать
традиции, культуру каждого региона. Россия – очень многообразная, разнообразная
страна, в каждом регионе есть свои особенности. Но единством такого разнообразия
и сильна Россия.

Дети должны иметь возможность
оставаться в школе после занятий. Для большого количества семей, где родители
работают, это большая поддержка.

Кстати, по мнению социологов,
психологов, конфликты между детьми и родителями часто или даже чаще всего возникают
в связи с выполнением домашних заданий. Их можно спокойно и вовремя сделать в таких группах продлённого дня с помощью наставников и заодно кружки посетить,
спортом позаниматься, с друзьями пообщаться.

Так называемые «школы
полного дня» очень востребованы сегодня. Я хотел бы услышать, как идёт их
развитие, а также об опыте организации образовательных центров для сельской
местности и малых городов, где вместе со школами могут располагаться и детские
сады, и спортзалы, и дом культуры.

Важнейшая, ключевая тема –
это качество образования. Наша цель – обеспечить его высокий уровень во всех
школах. Не только потому, что мы стремимся войти в число каких-то там ведущих
стран мира по качеству общего образования, какие-то там «десятки», «пятёрки» и так далее. Дело совершенно не в этом. Главное – дать нашим детям фундаментальные
знания по ключевым предметам и научить применять их в жизни. Создавать условия
для раскрытия их способностей, чтобы они как можно раньше определились с будущей профессией. Помочь тем детям, которые по разным причинам испытывают
трудности с обучением: это могут быть проблемы психологического характера,
большой учебной нагрузки, сложной жизненной ситуации в семье.

Отмечу, что на сегодняшний
день дифференциация качества образования в нашей стране остаётся слишком
высокой, очень высокой, особенно на ступени основного общего образования, это
классы с пятого по девятый. Очевидно, что надо оказать поддержку тем школам,
которые пока «не дотягивают» до необходимого уровня. Безусловно,
сегодня это одна из важнейших задач и федерального центра, и регионов, и муниципалитетов. Нужно тщательно проанализировать причины такого положения дел
по каждому учреждению.

Подчеркну: должен безусловно
соблюдаться базовый принцип системы российского образования – это
справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого
ребёнка в соответствии с его интересами и способностями. Причём независимо от того, где он живёт: в городе или в деревне, в Москве или в любом другом регионе
страны. Независимо от того, где учится: в государственной школе или в частной.
И конечно, независимо от социального статуса и доходов родителей.

У нас наблюдается положительная
динамика в поддержке детей с ограниченными возможностями здоровья. Это инклюзивные
классы и развитие специализированных школ, домашнее обучение, но работы здесь
ещё немало. Прошу регионы уделять этому направлению повышенное внимание, чаще
встречаться с родителями и школьниками, чтобы лучше понять их проблемы и какая дополнительная
помощь нужна, может быть.

Добавлю, что обязательно нужно
вовлекать таких учащихся, а также детей-сирот и оставшихся без попечения
родителей в систему конкурсов и олимпиад. Талантливые ребятишки есть везде, в любой среде, и мы должны иметь это в виду, понимать это.

Уважаемые коллеги!

Как вы знаете, в рамках
национального проекта «Образование» с учётом роста числа школьников к 2024 году в России запланировано ввести 1300 новых школ.

Кроме того, в июне поручил Правительству
совместно с регионами подготовить специальную программу капитального ремонта
школ с акцентом на сельские школы.

Сегодня уже можно назвать конкретные параметры
такой программы. До конца 2026 года планируется отремонтировать более 7300 школ,
в том числе 3000 в ближайшие два года.

По предложению Елены Владимировны
Шмелёвой – а она человек не только известный уже, но и опытный, один из организаторов успешной работы образовательного центра «Сириус» –
принято решение сделать эту программу комплексной, то есть включить не только ремонт, но и внутреннее оснащение и установку
современного учебного оборудования.

Для ребят и учителей школа –
это, безусловно, второй дом, и каким он будет после строительства или капитального
ремонта должно зависеть не только от чиновников. Уже есть успешный опыт вовлечения
учеников в процесс модернизации школ, причём ещё на стадии проектирования.

Это отличное начинание,
нужно развивать такие практики – ребятам будет интереснее, если они будут
чувствовать, видеть, что это в том числе и результат их творчества.

Дело не только в покраске
стен и установке коммуникаций, а в том, чтобы понять, что ребята хотят, а потом
сделать так, чтобы школа отвечала представлениям о ней – и школьников, и педагогов, и родителей. Чтобы развитие школы, её обустройство было общим делом,
чтобы
в обновлённых школах кипела интересная жизнь, развивалось ученическое
самоуправление, работали те кружки, спортивные секции и студии, которые
организованы, прежде всего, по запросам ребят и по предложениям родителей, и чтобы педагоги поддерживали детей и активно участвовали в таких проектах.

Социологические опросы показывают,
что подавляющее большинство учителей – это примерно 96 процентов – ценят и любят свою профессию. И такое отношение к делу, к своей миссии нужно обязательно
поддерживать и поощрять.

И здесь на первый план выходят
вопросы оплаты труда. Да, за последние годы средние зарплаты учителей подросли, особенно
в регионах с сильным экономическими и бюджетными потенциалами.

Но вместе с тем, мы уже не раз говорили, что действующую систему необходимо модернизировать, учитывать
новые, возросшие требования к профессии, квалификации учителя. А значит,
работать над тем, чтобы рос престиж учительского труда в обществе. Я прошу сегодняшних
докладчиков подробно на этом тоже остановиться.

Что хотел бы сказать в завершении. Школа играет огромную роль в развитии человека, всего общества, государства.
Школьное образование во многом объединяет страну, делает нас единым народом, и то, как развиваются школы – значимый показатель эффективности работы региональных
и муниципальных команд.

Я в преддверии нового
учебного года от всей души желаю успехов учителям и, конечно, их воспитанникам,
особенно первоклашкам, которым совсем скоро предстоит переступить порог школы.
Всем в добрый час!

Продолжение следует.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации