Официальные новости

Илья Торосов: социальные облигации станут новым драйвером экономического роста

70

Об этом заместитель министра экономического развития России Илья Торосов заявил на Московском финансовом форуме. Он отметил, что после разработки таксономии «зеленых» проектов ведомство перешло к работе над классификацией социальных проектов и на данный момент настолько подробная таксономия соцпроектов в мире отсутствует.

По словам Торосова, сейчас отечественная таксономия социальных проектов подготовлена и уже прошла два обсуждения в рамках межведомственной рабочей группы при Минэкономразвития. «Мы реально собираемся сделать самую детальную таксономию в мире. Мы ее подготовили», – сказал он. «Наряду с «зелеными» проектами, социальные станут новым драйвером экономического роста в России».

В таксономию вошли критерии инвестиционных проектов в здравоохранении, образовании, предпринимательстве, спорте и культуре. Теперь, по мнению замминистра задача государства запустить этот рынок и стать одними из лидеров по росту его объемов. «Если мы запустим таксономию в России, вместе с инфраструктурными проектами ДОМ.РФ и с проектами ВЭБа мы можем получить такой же объем рынка социальных облигаций, как и зеленых», – спрогнозировал он.

Говоря о инвестиционной активности, Илья Торосов отметил, что по итогам 2020 года спад инвестиций в России меньше, чем ожидалось, – минус 1,4%, тогда как сокращение ВВП составило минус 3%. По его словам, это первый в России кризис, когда спад инвестиционной активности был меньше, чем снижение ВВП.

Он отметил, что на инвестиционной активности сказался рост объемов инвестиций от государства. Инвестиции бюджетов бюджетной системы страны выросли почти на 13% в 2020 году. Торосов отметил, что и частный сектор также продемонстрировал устойчивость.

В целом же, по словам замминистра, в этом году наметилась позитивная тенденция к росту инвестиций. В первом полугодии 2021 года инвестиции выросли по отношению к первому полугодию докризисного 2019 г. на 5,4% (и на 7,3% к аналогичному периоду 2020 года). Для поддержки инвестиционной активности, необходимо расширять возможности по уже существующим инструментам финансирования, и создавать новые, сказал замминистра.

Говоря о новых инвестиционных инструментах Торосов отметил инфраструктурные займы. На первом этапе до 1 октября 2021 г. на крупные региональные проекты предусмотрено 500 млрд руб. на срок не менее 15 лет, по ставке не более 3% годовых. Отбор проектов будет происходить на конкурсной основе с учетом проводимой регионами долговой политики. 

Финансирование получат проекты, которые смогут привлечь внебюджетные инвестиции в размере 100% от объема инфраструктурного кредита. Также условием успешного прохождения отбора станет размер дополнительных налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет субъекта, который должен превышать объем кредита с учетом процентов.

Ранее замминистра говорил, что Минэкономразвития России поддерживает развитие инструментария «инфраструктурного меню». «Инфраструктурные бюджетные кредиты и инфраструктурные облигации должны позволить регионам профинансировать амбициозные масштабные жилищные проекты – развитие жилищного строительства, социальных объектов, общегородской инфраструктуры», – говорил он.

Первые одобренные проекты по инфраструктурным облигациям – школа и детский сад в Челябинске, инженерная инфраструктура в новом современном жилом комплексе в Туле, дорожная и инженерная инфраструктура в Тюмени на общую сумму 6,2 млрд руб. Илья Торосов подчеркивал, что рассчитывает, что инфраструктурные облигации и другие инструменты инфраструктурного меню правительства позволят губернаторам выполнить стоящие перед ними амбициозные задачи по строительству и реконструкции инфраструктуры.

Кроме того, замминистра напомнил и об уже действующих мерах. В первую очередь это ГЧП-концессии. «Активно развиваем ГЧП-концессию. Уже заключено 3,5 тысячи ГЧП-концессий. Это рост на 29 % по заключенным концессия по сравнению с прошлым годом. Здесь мы тоже видим устойчивый рост», – сказал он. 

Минэкономразвития внесло в Правительство изменения закона по ГЧП-концессии. Ведомство предлагает дать возможность инициатору проекта, если он подготовил предложение, но не выиграл в конкурсе – возместить свои затраты за счет компании, которая победила в конкурсном отборе. «Расширяем применение механизма на объекты незавершенного строительства, даем возможность подачи заявки в электронном виде. Множество изменений, которые на наш взгляд помогут к 2024 году прирост по рынку ГЧП на 70% и достичь около 4 трлн рублей», – заявил он.

Кроме того, по словам Торосова, инвестиционную активность в России стимулирует и Фабрика проектного финансирования, которую МЭР запустил в 2019 году совместно с ВЭБ.РФ. «В 2019 году было 2 проекта на 28 млрд рублей – сейчас уже 1,2 трлн подписанных соглашений, 16 крупных проектов».

В 2021 году МЭР подготовило точечные изменения в механизм. Теперь у инвесторов есть возможность финансирования предыдущих затрат в рамках синдиката, и возможность, в случае выхода на проектную мощность, сократить долю участия инвестора собственными средствами до 10% с текущих 20%.

Эта публикация на сайте Минэкономразвития

Похожие публикации