Официальные новости

Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами

38

Д.Медведев: «Фактически нам предстоит с нуля создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления. Нужно наладить регулярный вывоз мусора, построить сотни сортировочных станций, сотни комплексов по обезвреживанию, ещё столько же мусороперерабатывающих заводов. Обустроить соответствующие экотехнопарки».

Дмитрий МЕДВЕДЕВ Председатель Правительства

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Мы встретились сегодня по теме весьма сложной – это сфера обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Проблем здесь хватает, всем они известны. Основная заключается в том, что сейчас перерабатывается менее 10% отходов. А ещё совсем недавно было 7%. Так что в этом плане нам досталось очень тяжёлое наследство. Для сравнения: в большинстве развитых экономик перерабатывается от 60 до 80%, и лишь оставшаяся часть так или иначе захоранивается или утилизируется совсем.

То, что закапывается на полигонах, загрязняет окружающую среду и создаёт риск экологического неблагополучия, даже катастрофы иногда. Естественно, что на это очень остро реагируют люди – под угрозой оказывается их здоровье. Поэтому общий курс понятен: свалки в том виде, в котором они сегодня существуют, должны быть ликвидированы или преобразованы в современные хранилища.

Фактически нам предстоит с нуля создать целую отрасль по переработке отходов производства и потребления. Мы понимаем, насколько эта работа непроста. Нужно наладить регулярный вывоз мусора, построить сотни сортировочных станций, сотни комплексов по обезвреживанию, ещё столько же мусороперерабатывающих заводов. Обустроить соответствующие экотехнопарки, где это всё разместится.

Когда я был в Финляндии, смотрел, как у них это выглядит. Это, конечно, производит впечатление. Притом что там отходы исключительно опасного класса. Тем не менее всё это работает у финнов, которые очень внимательно относятся к своей экологической ситуации.

Мы достаточно долго готовили предложения, искали гибкие механизмы участия в этом и региональных властей, и жителей. Именно в интересах последних будут осуществляться все преобразования.

Мы консолидировали эти полномочия в рамках одного ведомства – Министерства природных ресурсов и экологии. Теперь именно оно отвечает за соответствующую работу на федеральном уровне. Эффективность реформы в значительной степени будет зависеть от действий регионов. Поэтому мы и пригласили губернаторов участвовать в сегодняшнем обсуждении.

До следующего года должны стартовать серьёзные преобразования. Многие регионы перейдут на новую систему обращения с твёрдыми коммунальными отходами. По данным Минприроды, на сегодня 27 субъектов в той или иной степени перешли к новому порядку работы с отходами. Цифры нуждаются в верификации и постоянном мониторинге. Не буду их называть просто потому, что у меня нет абсолютной уверенности, что там всё готово как следует. Надо будет ещё раз всё сверить, и потом жду доклада на эту тему. Подчеркну: этот переход должен быть достаточно плавным, чтобы не возникало сбоев в вывозе мусора, а также новых свалок. И, что тоже очень важно, чтобы люди не столкнулись с резким ростом тарифов. Это в значительной степени зависит от решений, которые будут приниматься регионами.

Подготовлен ряд мер.

Первая мера: мы даём регионам право назначать операторов по организации сбора мусора и переработки отходов без конкурса. Ими могут стать компании, которые имеют соответствующую лицензию. Но только в том случае, если регион не успел такой конкурс провести. И с условием, что он состоится в течение 2019 года. Таких регионов не очень много, в большинстве операторы уже выбраны. За их работой будут следить не только чиновники, но и сами жители. Системы общественного контроля позволят людям сообщать об актуальных проблемах, а власти и региональные операторы должны незамедлительно на это реагировать.

Второе. Мы приняли ряд решений, чтобы удешевить составляющие тарифа за вывоз мусора. В частности, операторы смогут использовать полигоны, которые не попали в реестр Росприроднадзора (так называемый государственный реестр). Если такой возможности не было бы в текущей ситуации, то в ряде регионов пришлось бы вывозить мусор за сотни километров, а стало быть, увеличились бы тарифы очень существенно, так как бóльшую часть в них составляют расходы на транспортировку.

Кроме того, сейчас мы прорабатываем решение об освобождении от уплаты НДС услуг регионального оператора по обращению с отходами. Там есть разные предложения, в том числе по этому поводу я вас сегодня и собрал. Также есть намерение ввести мораторий на рост платы за негативное воздействие на окружающую среду, то есть оставить размер платежа в течение ближайших лет на уровне текущего года.

Наконец, третье, о чём хотел бы сказать. Мы планируем создать публично-правовую компанию по комплексному управлению системой обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Такая структура должна заняться экспертизой и мониторингом территориальных схем обращения с отходами и привлечением частных инвесторов. Работу по расчистке свалок мы уже ведём, у нас есть экологический проект «Чистая страна». Наша цель – ликвидировать более 190 несанкционированных свалок, которые возникли в черте городов. Они все известны, все вызывают огромное раздражение, но хочу сказать также, что есть и успешные примеры рекультивации свалок – в Московской области, в некоторых других регионах. Так что на этот опыт нужно обратить внимание.

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации