Официальные новости

Главные конструкторы продолжили обсуждать стратегию научно-технического развития

38

В середине декабря под председательством Советника генерального директора АО «НПО Энергомаш» В. К. Чванова состоялось заседание Совета главных конструкторов по направлению ракетного двигателестроения Госкорпорации «Роскосмос», на котором прошло очередное обсуждение проекта Стратегии научно-технического развития предприятий интегрированной структуры (ИС) ракетного двигателестроения, разработанной с учетом основополагающих документов, касающихся космической деятельности, а также с продвижением продукции предприятий ИС на внешних рынках.

Напомним, что первое заседание обсуждения Стратегии состоялось в январе 2018 года, однако в связи с указом Президента РФ от 29 января 2018 года о создании на космодроме «Восточный» космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (РТК), в стратегию была внесена серия корректировок, связанных с утвержденными направлениями разработки РТК. Кроме того, на протяжении 2018 года продолжалось определение предприятий-участников, которые войдут в интегрированную структуру ракетного двигателестроения (ИСРД), в связи с чем сроки утверждения Стратегии были сдвинуты.

Как отметил в своем докладе главный конструктор НПО Энергомаш Петр Левочкин, — «в настоящий момент окончательно утверждены участники интегрированной структуры, готовится единая стратегия до 2025 года по всем направлениям деятельности. Стратегия научно-технического развития станет итоговым документом, которые свяжет все стратегии между собой и определит дальнейшие направления работы и роль каждого предприятия в рамках ИС. Сегодня в рамках ИСРД объединяются все ключевые предприятия, производящие жидкостные ракетные двигатели на территории Российской Федерации. Руководством космической отрасли принято твердое решение, что несмотря на оптимизацию ряда производственных мощностей, все конструкторские школы сохранят свою автономность. Модернизация производственных и испытательных баз предприятий ИСРД будет осуществляется в рамках отдельных целевых программ ГПВ и ОПК», — добавил П. С Левочкин.

Перед предприятиями ИС ставятся 4 цели развития:

совершенствование номенклатуры образцов двигателей на базе законченных конструкторских разработок; конструирование новых изделий на базе имеющегося научно-технического задела и освоение новых технологий; обеспечение глобального мирового научно-технического лидерства с целью расширения рынков продукции; участие в проведении фундаментальных исследований по развитию ракетной техники с участием ведущих научно-исследовательских организаций и Академии наук.

На сегодняшний день сильными сторонами ИС является безупречная репутация предприятий — производителей высоконадежной продукции, соответствующей мировому уровню, наличие сильнейшей научно-конструкторской школы по созданию ракетно-космической техники и высокий уровень квалификации кадрового состава.

В заделе предприятий ИС имеется широкий диапазон разработок, который уже сегодня может удовлетворить практически любые требования по полезной нагрузке. При этом системы двигателей постоянно совершенствуются с учетом освоения новых технологий, новых материалов, новых знаний.

Согласно проведенному анализу внутренней среды, на первых этапах создания перспективных образцов ракетно-космической техники (РКТ) может существовать конкуренция внутри предприятий ИСРД, вплоть до проведения сравнительных испытаний на начальных этапах создания РКТ и с выбором наиболее перспективных образцов для продолжения работы. «И это хорошо,» — отметил П. С. Левочкин, при этом добавил, что доля частного капитала, входящего в космическую отрасль, возрастает и к этому надо относится серьезно, реагировать своевременно, не упустить момент появления новых сильных игроков в космической отрасли«.

Научно-техническая политика предприятий ИС должна характеризоваться следующими тезисами:

совершенствование находящихся в эксплуатации ракетных двигателей (РД) с целью безаварийной эксплуатации в части решения имеющихся конструктивно-технологических проблем и совершенствования технологий изготовления; создание новых РД с учетом использования проверенных конструктивных и технологических решений, снижение сроков отработки за счет внедрения цифровых методов проектирования и применение прогрессивных технологий; участие в фундаментальных исследованиях с целью сохранения ведущей роли России в создании перспективных средств выведения и увеличение доли коммерческой продукции для обеспечения финансово-экономической устойчивости предприятия (целевое значение — до 40-50% от объема производства).

«Все это делается с целью развития предприятий интегрированной структуры, создания задела на дальнюю перспективу. На первое место сегодня выдвигается задача быстрого и надежного, экономически выгодного, типового тиражирования проверенных временем решений», — подчеркнул П. С. Левочкин. Он также добавил, что «проектирование и производство средств выведения ведущих космических государств в основном реализовано на идеях прошлого столетия, а разработки ведутся на уровне адаптации имеющихся решений на более продвинутом техническом уровне, благодаря которому может быть повышена надежность двигателя, снижена его стоимость, уменьшено время обслуживания и подготовки, то есть меняется не принцип, а качество».

Перейдя к анализу мировых трендов, Петр Левочкин отметил усиление глобальной конкуренции среди производителей ракет-носителей и прослеживание тенденции к разработке собственных национальных средств выведения, затрудняющих международную кооперацию. Подтверждая этот тезис, главный конструктор привел пример переговоров НПО Энергомаш с Китаем о перспективном сотрудничестве в области ЖРД, отметив, что «здесь идет речь только о сопровождении и разработке, а не изготовлении и поставке ракетных двигателей». Кроме того, практически все космические державы изучают метан в качестве перспективного ракетного топлива, а также ведутся исследования по поиску новых принципов движения, например, прогнозируется, что за двигателем типа EM Drive и другими леветаторами будущее, и именно они, впоследствии, позволят человечеству осваивать дальний космос.

В части, касающейся перспектив научно-технического развития НПО Энергомаш, главный конструктор предприятия остановился на основных направлениях работы, связанных с поддержанием надежности и развитием ракет-носителей «Ангара», «Союз» и необходимости создания в короткие сроки модификации самого мощного на сегодня в мире двигателя РД171МВ для ракеты-носителя «Союз-5». Эта ракета должна в дальнейшем стать основой сверхтяжелой ракеты.

РД171МВ (первая ступень «Союз-5») и РД 0124МС (вторая ступень «Союз-5») станут первыми двигателями, конструкторская документация которых будет в электронной 3D-модели, а не на бумажных чертежах. Выпуск электронной конструкторской документации изделия идет по утвержденному графику. В декабре 2018 года завершено изготовление динамического макета РД171МВ, который будет поставлен заказчику.

По словам Петра Лёвочкина, руководством космической отрасли принято решение, что все элементы ракеты-носителя сверхтяжелого класса должны иметь летающий прототип, что оптимально для поддержания их производства и снижения финансовой нагрузки пуска такой ракеты. «Унификация космических транспортных систем рассматривается и в рамках создания российской ракеты сверхтяжелого класса, модульный принцип известен и широко применяется всеми странами, имеющими космические программы», — отметил П. С. Левочкин. Он также добавил, что в основе ракеты сверхтяжелого класса на первой, второй и третей ступени рассматривается возможность использования двигателей разработки НПО Энергомаш. В частности, в одном из вариантов РН сверхтяжелого класса, двигатель РД180 может быть применен в качестве центрального блока.

Еще одним перспективным направлением Петр Левочкин назвал создание на базе имеющихся носителей многоразовых возвращаемых ступеней, поскольку многоразовость использования позволит снизить стоимость пусковой услуги. «У нас такой опыт есть, двигатель РД-170 был сертифицирован на десятикратное полетное использование в рамках программы «Энергия-Буран». Сегодня в России под руководством ФПИ ведется работа по созданию демонстратора возвращаемой ступени. Активное участие от ИС принимает КБХМ им. А. М. Исаева, но в перспективе мы видим такое решение на двигателях НПО Энергомаш и КБХА», — сказал главный конструктор.

В конце своего выступления главный конструктор рассказал еще об одном важном направлении работы конструкторского бюро — создании эффективной автоматической системы, контролирующей техническое состояние двигателей, обеспечивающей предупреждение аварийных исходов при огневых испытаниях ЖРД. По измеряемым во время испытания параметрам, таким как давление, температура, расход компонентов топлива, обороты и перемещение валов турбонасосных агрегатов, с помощью специальных алгоритмов, в которых используется также математическая модель двигателя и результаты автономных испытаний его агрегатов, удается установить момент возникновения неисправности и ее локализацию. Всё это в ряде случаев можно сделать задолго до того, как развитие неисправности приведет к аварийному исходу, и предотвратить его. Система будет выявлять неисправность, которая еще только начинает развиваться, медленно, в течение нескольких десятков секунд. И ее задача — выявить такую неисправность на ранней стадии развития, сформировать сигнал системе управления на отключение двигателя, а также выдать после испытания оперативную информацию о его состоянии. Работы по созданию системы функциональной диагностики ЖРД ведутся на предприятии достаточно давно, и по ним имеется необходимый задел, который дает уверенность в успешной реализации этого проекта.

«Таким образом, изложенные в Стратегии направления работ будут способствовать достижению целей, позволит создавать конкурентоспособные и надежные продукты, которые в полной мере будут удовлетворять потребности РФ в космической технике, а также пользоваться стабильным спросом за рубежом», — завершил выступление П. С. Левочкин.

После непродолжительных обсуждений Совет главных конструкторов одобрил основу предложенной «Стратегии научно-технического развития до 2025 года» и поставил задачу утвердить окончательный вариант к апрелю 2019 года.

Новости

Эта публикация на сайте Роскосмоса

Похожие публикации