Официальные новости

Интервью Антона Силуанова телеканалу «Россия 24»

125

Из стенограммы:

Н.Аскер-заде: Антон Германович, здравствуйте!

А.Силуанов: Добрый день!

Н.Аскер-заде: В этом году бюджет впервые за долгие годы профицитный. Как этого удалось добиться и надолго ли?

А.Силуанов: Действительно, в этом году мы исполняем бюджет с профицитом. По текущему году профицит федерального бюджета ожидается около 2,5% валового внутреннего продукта.

С чем это связано? В первую очередь – с достаточно хорошей конъюнктурой цен на энергоносители. И с политикой, которую мы проводим: доходы от этих цен не направляем на расходы, а накапливаем в резерве. Мы уже говорили обо всех плюсах этой политики. Мы даём стабильные ориентиры по курсу, накапливаем резервы. Сегодня мы видим, что цены на нефть опустились – 50 долларов за баррель и даже ниже. Если такая политика будет продолжаться в следующем году, мы спокойно исполним все наши обязательства.

Кроме того, профицитная бюджетная политика позволяет нам создавать дополнительные буферы от внешних воздействий. Речь идёт не только об изменениях цен на мировых рынках на нефть и другие энергоресурсы, но и о санкциях. Сейчас раздаются голоса: надо ввести санкции на российский долг, выпуск новых бумаг и так далее. Профицитный бюджет – от этого защита, потому что мы сможем профинансировать наши долговые обязательства за счёт внутренних источников, с одной стороны. А с другой стороны, мы не раздуваем нашу программу заимствований и тем самым создаём себе дополнительные резервы на случай введения любых ограничений.

Н.Аскер-заде: По поводу заимствований. В следующем году какие планы? В каких валютах будем занимать?

А.Силуанов: Конечно, основа – российский рубль. В этом году мы увидели, что часть иностранных инвесторов убежала из наших бумаг, но нас это не испугало. Профицитный бюджет позволил нам абсолютно уверенно себя чувствовать на долговом рынке. Действительно, мы не выполнили в полном объёме программу наших заимствований, хотя заняли больше, чем в прошлом году, – более триллиона рублей заняли с нашего рынка. В первую очередь это рублёвые облигации.

В следующем году у нас планы более амбициозные. Мы специально приняли решение об увеличении заимствований для финансирования национальных проектов. Мы уверены, что сможем взять как минимум такой же уровень, как в текущем году, а то и больше. У нас есть дополнительный ресурс в виде бюджетных остатков, которые накоплены в текущем году. Поэтому мы абсолютно уверены, что в 2019 году все наши запланированные расходы будут обеспечены источниками финансирования. Безусловно, это и доходы, и заёмные ресурсы.

Н.Аскер-заде: В бюджете на ближайшие три года предусмотрена реализация национальных проектов, развитие инфраструктуры. На инфраструктуру заложено больше всего средств. Почему? Может быть, целесообразнее больше средств направить на образование, здравоохранение, переобучение пенсионеров?

А.Силуанов: Как вы говорите, так и есть. В трёхлетнем бюджете предусмотрено около 5,7 трлн рублей дополнительных ресурсов на реализацию национальных проектов. Бóльшая часть – это как раз социальная сфера. Самый большой проект – «Демография», потом идут «Здравоохранение» и «Образование». На эти три направления тратится половина всех дополнительных ресурсов, направляемых на нацпроекты.

Инфраструктура будет увеличиваться в последующие годы, потому что надо подготовить проекты, документацию, сделать соответствующие изыскания. Мы предусматривали в шестилетке серьёзное ежегодное увеличение расходов на инфраструктуру, ведь без дорог, аэропортов, портов невозможно увеличение темпов развития экономики. Инфраструктура – это источник, который позволит нам стимулировать экономическое развитие. Без этого мы не сможем выполнить задачи, поставленные в указе. Поэтому инфраструктура – наш приоритет. Будем направлять туда ресурсы. И если в ходе исполнения бюджета будут дополнительные средства найдены, в первую очередь будем направлять на инфраструктуру.

В предстоящие годы мы будем всё больше и больше задействовать и частные деньги, чтобы финансировать инфраструктуру. Будем привлекать деньги в государственно-частное партнёрство при строительстве аэропортовой, портовой инфраструктуры. Это очень важно, потому что здесь, с одной стороны, доход для бизнеса, а с другой стороны, мы аккумулируем больше денег для реализации наших приоритетных задач.

Н.Аскер-заде: При этом Вы говорили, что нецелесообразно реализовывать проект высокоскоростной дороги Москва – Казань и строить мост на Сахалин. Какие тогда инфраструктурные проекты являются приоритетными в ближайшие годы?

А.Силуанов: Мнение о целесообразности или нецелесообразности реализации тех или иных проектов всегда зависит от того, насколько это экономически обосновано. Если мы вложим огромные деньги, а дорога Москва – Казань – это более 2 трлн рублей общих инвестиций… Там и бюджет и внебюджет. Такие крупные инвестиционные проекты, особенно связанные с высокоскоростным движением, являются окупаемыми с точки зрения текущих затрат в случае, если мы видим наличие крупных агломераций и активное передвижение людей между этими агломерациями.

Если бы нам предложили сделать высокоскоростное сообщение между Москвой и Питером, я бы это понимал. Если мы говорим о высокоскоростном движении между Москвой и Казанью – у нас нет такой потребности, нет такого количества людей, которые будут пользоваться этой очень дорогой инфраструктурой. И в результате мы даже текущие расходы вынуждены будем покрывать за счёт бюджетных средств. Правильно это? Или лучше эти деньги – а это огромные деньги – направить на строительство дорог, на улучшение транспортной инфраструктуры Московского региона, обеспечить связь между центром и западной границей нашей страны?

Мы планируем привлекать частных инвесторов. В наших планах модернизации транспортной инфраструктуры предусмотрено строительство частной дороги «Меридиан», которая свяжет наши границы с Казахстаном, Западной Европой. Это очень важный проект.

Инфраструктура у нас недофинансирована – это мы все прекрасно знаем. И тратить деньги на дорогие и неокупаемые проекты мы просто сейчас не имеем возможности.

Н.Аскер-заде: Что нам ждать от будущего года? Каким будет экономический рост? Что будет с инфляцией, с ценами на нефть?

А.Силуанов: Прогнозы Правительством составлены. Бюджет тоже. Планируем в следующем году рост экономики в размере 1,3%. Инфляция – чуть больше 4% (4,3%). Это связано с изменениями, которые предусмотрены в налоговом законодательстве. Это связано с изменениями, которые сейчас мы видим, – у нас небольшие изменения курса сейчас произошли. Каких-либо факторов дестабилизации макроэкономики, курсовых соотношений, инфляции мы не видим. Мы создали хорошую базу для прогнозируемости основных макроэкономических показателей. Это и устойчивый бюджет, и понятная денежно-кредитная политика с плавающим курсом, и наши резервы – как Правительства, так и золотовалютные резервы. Поэтому каких-то рисков, серьёзных отклонений от нашего прогноза, думаю, не произойдёт. Поэтому в целом и для планирования семейных бюджетов, и для планирования бизнес-проектов основа создана. Наша задача сейчас – подстегнуть, стимулировать через бюджет, через меры структурного характера экономическую активность. С тем чтобы бизнес поверил, что решения, которые приняло Правительство, – это всерьёз и надолго. Мы так и говорим. Налоговые изменения у нас в течение шести лет происходить не будут. Основные решения приняты. Макроэкономика понятная и предсказуемая.

Продолжение следует…

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации