Официальные новости

Каковы перспективы развития академической науки?

60

Состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки и комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности, на котором участники обсудили состояние и перспективы развития академической науки в регионе, а также проблемные вопросы развития образования и науки в контексте цифровой трансформации региона.

«Не секрет, что долгие годы наука в нашей стране находилась, по сути, на грани выживания. И вот теперь впервые эта сфера в числе 12 провозглашенных национальных проектов, что не случайно: сегодня наконец пришло понимание того, что страна должна сама обеспечить себя прорывными, критически важными технологиями, научными разработками, поскольку просто купить их невозможно. От того, насколько Россия сможет восстановить свои позиции в рамках задачи, поставленной Президентом: войти к 2024 году в пятерку ведущих научно-технологических стран, — зависит будущее страны. Среди других важнейших задач нацпроекта: создание привлекательных условий для работы ученых, как российских, так и зарубежных, которые будут готовы приехать сюда; а также изменение существующих пропорций финансирования научных исследований, которые пока выглядят как 70 на 30 (где 70% — это финансирование со стороны государства, а 30% — со стороны реального сектора). На сегодняшний день по количеству публикаций в ведущих международных изданиях мы находимся на 11 месте в мире, по патентам — на 8 месте, по количеству исследователей — на 4 месте. И это в общем-то неплохие стартовые позиции для достижения поставленных задач», — подчеркнул, открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Вадим Чумак.

«Уже построена и функционирует структура контроля за реализацией 12 базовых национальных проектов, в том числе общественного контроля. При этом очевидно, что нацпроекты не являются замкнутыми в своей структуре: их можно корректировать по мере реализации. Главное, что у нас есть возможность усиливать, ослаблять, перепрофилировать региональные компоненты: это показатель того, что решение задач, поставленных в нацпроектах, направлено, в первую очередь, на повышение комфортности жизни населения каждого региона», — отметил, в свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности Павел Покровский.

«В первую очередь, необходимо понять, за счет чего возможен некий прорыв, о необходимости которого сегодня много говорится, — обратил внимание член Совета Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин. — Очевидно, что прорывные результаты достигаются путем сокращения издержек: высвобождающиеся ресурсы при этом направляются на развитие. Данный подход применим в любой сфере. В науке вопрос эффективного использования ресурсов стоит наиболее остро, поскольку исследовательский процесс — это творческий процесс, где трудно говорить о заранее запланированном конечном результате. Достаточно серьезно снижать издержки при относительно небольших вложениях позволяют цифровые технологии. Сегодня у нас на уровне региона подчеркивается готовность привлекать IT-компании как бизнес-единицы, имеющие инструментарий для практической реализации имеющихся наработок, к выполнению прикладной научной работы совместно с высшими учебными заведениями. Такая синергия должна дать предпосылки для достижения прорывного результата в регионе. Кроме того, необходимо понимать, откуда мы возьмем кадровую составляющую: кто, собственно, будет заниматься этим прорывом. Самарская область — заметный регион, который ежегодно выпускает большое количество IT-специалистов. Тем не менее, наша область должна к 2024 году увеличить это количество в 3 раза (в целом по России — в 4,5 раза). Это очень сложная задача, и она пока не решена высшей школой».

«Второй аспект состоит в том, что представители абсолютно всех специальностей высшего и среднего специального образования, должны быть „квалифицированными пользователями“: должны уметь пользоваться теми цифровыми технологиями, которые разрабатываются для того, чтобы повышать качество труда, — продолжил Дмитрий Камынин. — Главной же движущей силой для стимулирования прикладных научных исследований в области IT-разработок должны быть специалисты для продвижения этих разработок: менеджеры, финансисты и пр. В нашем регионе структура этого рынка только формируется, хотя задел есть, и мы являемся одним из ведущих регионов в стране по созданию системы коммерциализации научных разработок. Кроме того, предстоит разрабатывать механизмы, с помощью которых наши научные разработки и опытно-промышленные образцы, готовые к серийному производству, будут рассматриваться не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. С помощью цифровых технологий сделать это достаточно просто. Например, уже обсуждается возможность создания виртуального представительства Самарской области в Швейцарской Конфедерации».

Но насколько готово общество, производственные отрасли в нашей стране к тому, чтобы в полной мере воспринимать цифровые технологии?

«Пока многие технологии, которые внедряются, противоречат учебному процессу, отнимают огромное количество времени, и в итоге не улучшают учебный процесс, а скорее наоборот, — выразила уверенность член комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Валентина Рузанова — Например, сегодня сотрудники кафедр вузов вынуждены тратить немало времени на заполнение различных документов в электронном виде, включая электронные журналы».

Впрочем, не все участники заседания согласились с тем, что поставленный вопрос — вопрос непосредственно самих применяемых технологий.

«Это вопрос, который касается уровня подготовки специалистов, уровня владения цифровыми технологиями. Людей необходимо обучать», — считает Дмитрий Камынин.

«Нужно работать на результат нового, а не консервировать прошлое. Мы уже прошли через этап, когда обучали бухгалтеров работать на компьютере. Этот этап тоже надо пройти», — поддержал эту точку зрения заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.

Он обозначил и иную проблему: «Наши гиганты — крупные производственные предприятия — пока не очень внимательно подходят к позиции цифровизации. Вот где проблема. Еще одна проблема — внедрение новых технологий, автоматизация производства высвобождают людей, тем самым вызывая социальную напряженность. Этот вопрос также необходимо изучать».

«Наша большая боль — готовность инфраструктуры к внедрению цифровых технологий. И это при том, что Самарская область является одним из лучших регионов РФ по внедрению инфраструктуры: у нас в 98,5% школ проведено оптоволокно и есть Интернет. Но пропускная способность сети низкая», — затронул еще один проблемный аспект Дмитрий Камынин.

Впрочем, Самарская область — промышленный регион, и ставка здесь всегда делалась на прикладную науку. И это направление, несмотря на определенные сложности, развивается. А вот в сфере науки академической существует определенное отставание. Сегодня упущенные позиции надо нагонять, — пришли к выводу участники заседания.

Необходимо провести реструктуризацию имеющихся академических структур, с целью создания более крупных научных организаций, которые будут более эффективно использовать имеющийся потенциал, в том числе трудовой. Уже принят ряд решений, начат процесс реорганизации путем присоединения пяти институтов к Самарскому научному центру РАН. Новая единая структура получит название Самарский федеральный исследовательский центр РАН.

«Центр будет иметь как фундаментальное, так и прикладное направление, и этот симбиоз потребовал от нас принятия программы развития, — рассказал врио председателя Самарского научного центра РАН Владимир Соколов. — В программе прописаны конкретные новые направления, те вузы, которые будут участвовать. Программа предусматривает глобальные задачи, задачи мирового уровня, и решить их в одиночку, междусобойчиком — не получится».

«Проблема заключается в том, что сегодня мы практически лишаемся НИИ как структур, и вся наука переходит в систему высшего образования. Но для науки в вузах должны быть созданы условия, в том числе, условия для сотрудников с точки зрения сочетания учебного процесса и возможности заниматься наукой. Однако сегодня учебный процесс превратился в такой интенсив, что заниматься наукой невозможно», — заметила Валентина Рузанова.

«Структуру вуза нужно выстраивать так, чтобы в нем были научно-исследовательские кадры, которые не будут заниматься образованием», — согласилась с коллегой заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргарита Вахтина.

«На преподавателей в вузах действительно ложится очень большая нагрузка, научная работа в вузах сокращается, а постоянно работающих научных сотрудников очень мало», — подтвердил Владимир Соколов.

Как привлечь талантливую молодежь в науку? — тоже весьма непростой вопрос. Очевидно, что престиж этой деятельности в последние десятилетия упал, уровень оплаты труда в сфере науки и образования, мягко говоря, желает оставлять лучшего. Конечно, определенные шаги предпринимаются.

«Раньше на те зарплаты, которые были в системе РАН невозможно было привлечь молодых ученых. Сегодня ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, — отметил Владимир Соколов. — Но подготовить молодежь для науки в рамках существующей системы высшего образования нельзя: нужны научно-образовательные структуры, где молодежь погружалась бы в академический институт, в ту работу, которая дальше предстоит».

«Необходимо создавать стимулы для молодежи, — выразил уверенность Вадим Чумак. — Но пока на фоне существенного снижения престижности профессии мы видим резкое усложнение процедуры получения ученой степени. В итоге профессорско-преподавательский состав стремительно стареет, и мы рискуем уже в скором времени получить „дыру“ в сфере кадров высшей квалификации».

Недостаточность финансирования — давняя боль сферы академической науки.

«В Самарской области существует достаточно разветвленная система грантов. Но всех существующих мер поддержки все же недостаточно для развития науки», — подчеркнул Владимир Соколов.

Необходимо ставить вопрос об оптимизации сотрудничества отраслевых областных министерств с научными институтами, академическими структурами, — пришли к выводу члены профильных комиссий Общественной палаты.

«И поактивнее работать с федеральными структурами власти», — подчеркнул Константин Титов.

Эта публикация на сайте Общественной палаты

Похожие публикации