Официальные новости

Выступление заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Вершинина на министерской конференции «Поддерживая будущее Сирии и региона», Брюссель, 14 марта 2019 года

36

Уважаемые сопредседатели,

Дамы и господа,

Рад приветствовать участников третьей международной донорской конференции в поддержку Сирии и региона.

Говоря о поддержке Сирии, прежде всего, хотел бы сказать, главное: Россия неизменно и твердо поддерживает восстановление суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности Сирии. И эту позицию все эти годы мы подтверждаем делами. Убеждены в безальтернативности политического урегулирования сирийского кризиса в рамках ведомого и осуществляемого самими сирийцами процесса при содействии ООН и неукоснительном соблюдении принципов Устава ООН, и в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН. В этой связи вызывает сожаление, что на этом важном мероприятии не присутствует делегация правительства САР, полноправного представителя своей страны в ООН, что идет в нарушение общепризнанных норм международного права об императиве взаимодействия с законными властями страны.

Сегодня по мере прекращения крупномасштабных боевых действий и стабилизации обстановки на большей части территории Сирии на первый план выходят вопросы предоставления сирийцам помощи в соответствии с основными гуманитарными принципами гуманности, нейтральности, непредвзятости и беспристрастности. Необходимо оказывать содействие всем районам Сирии, помогать всем нуждающимся сирийцам без выдвижения предварительных условий и политизации. В этой связи вновь хотел бы вновь указать на деструктивный эффект односторонних экономических санкций, от которых страдают простые люди. Такие ограничительные меры, в частности, препятствуют приобретению лекарственных препаратов и сырья для них, медицинского оборудования и расходных материалов, а также поставкам ремонтно-строительной техники на нужды восстановления.

В свою очередь, Россия продолжает оказывать всестороннее содействие Сирии в вопросах восстановления инфраструктуры и доставки гуманитарной помощи. Так, с июля прошлого года были отстроены более 800 образовательных и порядка 150 медицинских учреждений, отремонтировано свыше 1000 км автодорог, проложено около 1000 км линий электропередач, введено в эксплуатацию 130 объектов водоснабжения. Кроме того, было проведено более 2000 гуманитарных акций, в рамках которых доставлено и распределено 3300 тонн продовольствия, воды и предметов первой необходимости. Российские медики также оказали помощь 105 тысячам нуждающимся. Призываем всех членов международного сообщества последовать нашему примеру.

По мере возвращения Сирии к нормальной, мирной жизни немаловажное значение приобретает вопрос об обеспечении права всех сирийцев на возвращение. В июле прошлого года Россия выступила с инициативой о содействии возвращению сирийских беженцев и ВПЛ в места своего постоянного проживания. В Дамаске был создан Центр приема, распределения и размещения беженцев. В Бейруте и Аммане сформированы оперативные центры. Налажено эффективное взаимодействие со странами приема беженцев (Иорданией, Ливаном и Турцией), а также специализированными международными организациями, прежде всего Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В результате приложенных усилий за последние полгода в места постоянного проживания смогли вернуться более 150 тыс. беженцев и 1,2 млн. ВПЛ. Ежедневно в Сирию приезжают около 1000 человек. По данным УВКБ, на родину хотели бы вернуться 76% беженцев. Реализации этого законного чаяния сирийцев надо помогать.

Возвращение сирийцев на родину имеет ключевое значение для необратимого перехода страны от войны к миру, способствует восстановлению разрушенного за годы вооруженного конфликта и борьбы с терроризмом. Это также помогает снизить социально-экономическую нагрузку на страны-приема и уменьшить связанные с этим внутриполитические риски. Важно, что сирийские беженцы и ВПЛ имеют право не только на возвращение, но и на поддержку, как только они решат вернуться, и эти права должны быть в полной мере гарантированы и обеспечены. Отмечаем в этой связи усилия Дамаска, направленные на содействие безопасному и достойному возвращению, в частности внесение изменений в нормативные акты, регулирующие права собственности, воинскую амнистию и процедуру урегулирования статуса в рамках процесса национального примирения.

Уважаемые сопредседатели,

По данным международных гуманитарных организаций, сегодня в Сирии более 2 млн. детей не ходят в школу, 15,5 ­­млн. нуждаются в помощи с водоснабжением. Вызывает озабоченность и недоумение, почему ответственное международное сообщество не может помочь этим людям уже сейчас, не обставляя такую помощь предварительными условиями и искусственными требованиями. Напомню, что необходимость оказания гуманитарного содействия – восстановление водо- и электроснабжения, предоставление медицинского обслуживания и социальных услуг, – была отмечена в совместном заявлении лидеров России, Турции, Франции и Германии по итогам саммита в Стамбуле в октябре 2018 года.

Другим опасным последствием многолетнего конфликта в Сирии и разгула терроризма стало масштабное минирование территорий и сохранение большого количества неразорвавшихся снарядов и боеприпасов. По оценкам ООН и других международных организаций, свыше 10 млн. сирийцев в настоящее время живут в районах с большой концентрацией взрывоопасных предметов, а значит под угрозой ранения и смерти. Россия прилагала и продолжает прилагать значительные усилия по разминированию – было очищено около 2000 га территорий, свыше 3300 зданий, порядка  280 км дорог, обнаружено и уничтожено более 19 тыс. взрывоопасных предметов. Кроме того, принято решение о выделении добровольного взноса в размере 1 млн. долларов США в Службу ООН по вопросам разминирования  (ЮНМАС). И в данной сфере призываем ответственных членов международного сообщества также последовать нашему примеру.

Безусловно, Россия помимо гуманитарного содействия и снижения уровня насилия «на земле» предпринимает активные меры для продвижения политического процесса и восстановления доверия между конфликтующими сирийскими сторонами. В рамках Астанинского формата вместе с Ираном и Турцией, во взаимодействии со спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном и в координации с правительством САР и оппозицией работаем над скорейшим запуском Конституционного комитета в Женеве. Это позволит дать старт устойчивому и жизнеспособному процессу урегулирования сирийского кризиса. При этом убеждены, что сирийцы как, собственно говоря, и другие народы Ближнего Востока и Северной Африки, способны сами определить свое будущее через широкий национальный диалог и общеприемлемые договоренности. Диктат или ультиматумы извне, шантаж гуманитарным содействием, его политизация – будь то в Сирии, Венесуэле, в африканских и азиатских странах унижает и оскорбляет людей, вызывает неприятие и отторжение. Нарушает, наконец, элементарные принципы гуманитарного содействия, суверенитета  и независимости Сирии, как и других стран-членов ООН, приверженность которым уже была и еще, уверен, будет подтверждена многими здесь.

Кроме того, продолжаем усилия по освобождению насильственно удерживаемых лиц и поиску пропавших без вести в рамках Рабочей группы с участием Астанинской «тройки», экспертов ООН и МККК. В ходе двух обменов 24 ноября 2018 года и 12 февраля 2019 года удалось освободить в общей сложности 60 человек, что является уникальным и важным вкладом в дело восстановления доверия между сирийскими сторонами. 

В заключение хотел бы отметить, что сегодня, уже абсолютно ясно –война в Сирии окончена и начались процессы нормализации внутри страны и за ее пределами, восстанавливаются естественные связи со странами региона и возвращение в арабскую семью. В этих условиях становится крайне важным поддержать эти объективные процессы, хотя бы не мешать им, чтобы, в конце концов, в истории стало бы одним примером мирного урегулирования конфликта больше, а на карте Ближнего Востока одной «горячей точкой» меньше.

Спасибо за внимание!

 

 

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации