Официальные новости

Александр Абросимов выступил с докладом «О состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Санкт-Петербурга в 2018 году»

42

22 апреля Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов выступил перед врио Губернатора города Александром Бегловым и членами правительства c докладом о состоянии делового климата в Санкт-Петербурге и соблюдения прав и законных интересов предпринимателей.  

Уполномоченный отметил, что, несмотря на положительные тенденции, отдельные проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Санкт-Петербурге, продолжают сохраняться. Это подтверждают итоги социологических опросов, мониторинг факторов, оказывающих влияние на условия ведения бизнеса, а также анализ поступивших в 2018 году обращений предпринимателей.

В частности, согласно результатам исследования, включающего, в том числе, и мнение предпринимателей, отрицательными факторами, создающим риски и угрозы для развития бизнеса, стали:

– «снижение темпов развития экономики», что повлекло падение уровня доходов населения и понижение спроса на товары и услуги;

– «повышение налогов, акцизов и неналоговых сборов»;

– «рост курса доллара и евро»;

– «повышение тарифов»;

– «рост арендных платежей»;

– «сложность бюрократических процедур» и другие негативные факторы.

Перейдя к обзору жалоб, поступивших в 2018 году, Александр Абросимов отметил, что как и в предыдущие отчетные периоды, их структура не претерпела существенных изменений.

Всего в прошлом году поступило 836 обращений от бизнеса.

Не уменьшается количество жалоб предпринимателей, связанных с необоснованным уголовным преследованием в сфере экономической деятельности (поступило 164 обращений).

Предприниматели жалуются на необоснованное изъятие и длительное удержание имущества организаций, неоправданное и избыточное применение в отношении предпринимателей мер уголовно-процессуального принуждения, вмешательство правоохранительных органов в споры между хозяйствующими субъектами путем незаконного возбуждения уголовных дел.

Вместе с тем, наблюдается снижение количества обращений по вопросу законности избрания меры пресечения предпринимателям в виде заключения под стражу.

Несмотря на некоторое уменьшение количества жалоб предпринимателей, относящихся к контрольно-надзорной сфере, они по-прежнему занимают одну из первых позиций в структуре всех обращений (7% или 62 обращения).

В таких обращениях  поднимались проблемы:

– неприменения предупреждения в качестве административного наказания;

– незаконного проведения внеплановых проверок;

– нарушения сроков проведения проверок.

Самую многочисленную категорию обращений – почти треть от их общего количества, традиционно составляют жалобы в сфере земельных отношений и имущественных прав (235 обращений, 28 % от общего количества).

В тоже время Александр Абросимов отметил, что уже сейчас наблюдаются существенные изменения в применяемых Комитетом подходах к рассмотрению обращений предпринимателей и демонстрируется готовность к диалогу по актуальным вопросам.

В частности, он перечислил основные направления совместной работы с КИО по решению наиболее острых для предпринимателей вопросов, такие как снятие «запрета на субаренду» в отношении НТО, обеспечение мер по соблюдению сроков рассмотрения заявок предпринимателей, продление договоров аренды помещений без торгов, заключенных до июля 2008 года и действующих в режиме неопределенного срока, проработку вопроса о проведении торгов в отношении земельных участков, занятых имуществом предыдущего арендатора (без сноса этого имущества до проведения торгов) и другие вопросы.

В тоже время, Александр Абросимов подчеркнул, что многие проблемы в этой сфере приобрели «хронический» характер и годами затрудняют развитие предприятий малого бизнеса.

Так, длительное время одним из административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, является утвержденный Постановлением 1045 Перечень основных транспортных магистралей Санкт-Петербурга, в пределах которых не допускается размещение НТО.

Указанный Перечень был принят в отсутствие критериев определения таких магистралей и отрицательно сказывается на предпринимательском климате в Санкт-Петербурге.

В связи с этим бизнес-омбудсмен предложил Александру Беглову его отменить. «Отмена Перечня не приведет к негативным последствиям, так как процедура формирования Схемы размещения НТО и без того в достаточной степени отрегулирована» – заметил Уполномоченный.

Следующая проблема, на которую обратил внимание Правительства города Уполномоченный касается сложившейся системы межведомственных согласований при заключении и продлении договоров на размещение НТО – зачастую сроки с момента подачи заявки до подписания договора длятся до года.

В связи с этим Александр Абросимов считает целесообразным подготовить предложения по оптимизации межведомственного взаимодействия уполномоченных исполнительных органов государственной власти в части исключения избыточных согласований при заключении и продлении договоров.

Также Уполномоченный остановился на проблеме сокращения земельных участков для размещения НТО и прекращения бизнеса добросовестными предпринимателями. В целях обеспечения стабильности условий для ведения малого бизнеса по мнению Уполномоченного было бы оправданным предусмотреть возможность предоставления альтернативных мест для размещения объектов и бесперебойного осуществления деятельности.

Завершая обзор проблемных вопросов в сфере земельных отношений и имущественных прав, Александр Абросимов отметил, что все они негативным образом воздействуют на ведение предпринимательской деятельности, приводят к сокращению сектора малого бизнеса, и, соответственно, влияют на падение арендных платежей и снижение доходной части бюджета города. В этой связи он предложил рассмотреть вопрос о создании рабочей группы с участием представителей исполнительных органов государственной власти, Уполномоченного и представителей бизнес-объединений для проведения анализа эффективности использования Комитетом имущественных отношений недвижимого имущества Санкт-Петербурга за период 2016-2018 годы.

В ходе выступления бизнес омбудсмен в очередной раз остановился на проекте, который направлен на раскрытие экономического потенциала предпринимательства – стимулирование создания инновационно-промышленных парков на базе крупных промышленных предприятий города.

Он отметил, что несмотря на поддержку еще в 2015 году данной инициативы со стороны исполнительных органов власти города, процесс создания правовой основы для ее реализации был «затянут» и завершен лишь в минувшем году.

Однако, в связи с изменениями в налоговом законодательстве, на уровне города так и не были введены запланированные ранее льготы по налогу на прибыль для управляющих компаний таких проектов, что не позволило в полной мере реализовать задуманное.

В настоящее время подана и одобрена лишь одна заявка на присвоение статуса технопарка. Таким образом, данный механизм так и «не заработал» и чтобы его запустить Уполномоченный предложил доработать систему мер поддержки управляющих компаний и резидентов, исходя из новых требований налогового законодательства. Кроме того, еще одной из возможных мер могло бы стать внедрение в Санкт-Петербурге механизма инвестиционного налогового вычета, с учетом приоритетов социально-экономического развития города и перспективности развития промышленных парков и технопарков.

Также Александр Абросимов поделился обеспокоенностью бизнеса из-за ситуации, сложившейся в Санкт-Петербурге в связи с установлением нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Дело в том, напомнил Уполномоченный, что в Санкт-Петербурге нормативы накопления отходов на предприятиях общественного питания в разы превышают аналогичные нормативы других регионов страны. Предприниматели ставят под сомнение обоснованность процедуры замеров объемов накопления ТКО.

В результате хозяйствующие субъекты несут дополнительную финансовую нагрузку, несоразмерную фактическому образованию отходов.

Для разрешения существующей проблемы Уполномоченный предложил внести необходимые изменения в Распоряжение Комитета по тарифам.

Предприниматели, ведущие свою деятельность в сфере грузоперевозок, на протяжении ряда лет обращают внимание на проблему ненадлежащего предоставления государственной услуги по выдаче пропусков для движения грузовых транспортных средств в черте города.

В частности, представители бизнеса жалуются Уполномоченному на необоснованные отказы в оформлении пропусков, несоблюдение сроков их выдачи, а также излишние требования к предоставлению документов.

По словам Уполномоченного указанная проблема неоднократно становилась предметом обсуждения на мероприятиях с участием предпринимателей и руководителей органов исполнительной власти. В результате доводы бизнеса были приняты и в Административный регламент внесены существенные изменения и еще в октябре 2017 года на заседании рабочей группы в Комитете по благоустройству был подписан протокол согласования нового проекта Административного регламента. Однако данный документ до настоящего времени не принят, констатировал Александр Абросимов и попросил врио Губернатора ускорить процедуру принятия разработанного нормативного правового акта.

Сообщение Александр Абросимов выступил с докладом «О состоянии соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Санкт-Петербурга в 2018 году» появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.

Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена

Похожие публикации