Официальные новости

Комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроекты об изменениях правового регулирования в сфере государственного ветеринарного надзора

18

Цель законопроектов – исключить дублирование надзорных полномочий разными уровнями власти, создать более чёткую вертикаль и закрепить единообразие действий при государственном ветеринарном надзоре. Законопроектами предусматривается упразднение регионального государственного ветеринарного надзора и осуществление государственного ветеринарного надзора в полном объёме на федеральном уровне.

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального
государственного ветеринарного надзора» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях по вопросам совершенствования
осуществления федерального государственного ветеринарного надзора»
(далее – законопроект 2) подготовлены Минсельхозом во исполнение поручения
Президента России по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018
года (№Пр-529 от 30 марта 2018 года, подпункт «б» пункта 1).

Правительству России было поручено
проработать вопрос о передаче с регионального на федеральный уровень полномочий
в сфере государственного ветеринарного надзора.

По результатам проведённого
Россельхознадзором мониторинга в деятельности государственной ветеринарной
службы субъектов Федерации (далее – региональные органы) выявлен ряд проблем.

Совмещение функций по
оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального
государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности
результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных
объектов. В частности, Россельхознадзором выявляются факты сокрытия очагов
заразных болезней животных и несвоевременное исключение из оборота
животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении.

Отсутствие централизованного
контроля и единого регулирования деятельности государственной ветеринарной
службы субъектов Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах
субъектов Федерации, финансировании деятельности ветеринарных служб, а также в
структуре уполномоченных в области ветеринарии региональных органов
исполнительной власти привели к разобщённости государственных ветеринарных
служб субъектов Федерации. В результате применение скоординированных мер по
предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории
страны стало затруднительным. В результате отсутствия единой вертикали
управления в большинстве субъектов Федерации инфраструктура ветеринарных служб
ухудшается. Особенно это касается лабораторной базы, которая не позволяет на
современном уровне и в полном объёме проводить исследования по всему спектру
возможных биологических и химических угроз.

Негативным фактором также
является невозможность проверить объективность принятых на региональном уровне
мер и решений. Отсутствие оперативности в проведении противоэпизоотических
мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах негативно отражается
на эпизоотической ситуации по всей стране. Отсутствие контроля за перемещением
подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров между субъектами
Федерации влечёт за собой распространение заразных болезней животных, в том
числе общих для
человека и животных.

В ряде субъектов Федерации
уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти лишены
самостоятельности и входят в состав других органов власти. Следствием этого
является то, что ветеринарные службы не располагают независимостью в том объёме,
который необходим для решения стоящих перед ними задач, и принятие решений,
имеющих экономические последствия для регионов, затягивается.

Цель законопроектов – исключить
дублирование надзорных полномочий, создать более чёткую вертикаль и закрепить единообразие
действий при государственном ветеринарном надзоре.

Законопроектом 1 предусматривается
упразднение регионального государственного ветеринарного надзора и
осуществление государственного ветеринарного надзора на федеральном уровне. То
есть полномочия по государственному ветеринарному надзору в полном объёме
закрепляются за Россельхознадзором.

Исходя из результатов
правоприменительной практики государственного ветеринарного надзора
одновременно на федеральном и региональном уровнях было выявлено, что разделить
полномочия по государственному ветеринарному надзору на составляющие сложно. В
целях исключения дублирования функций при исполнении этого полномочия
законопроектом предлагается установить запрет на его обратную передачу
региональным органам исполнительной власти.

***

Законопроектом 2 предлагается внести
корреспондирующие изменения в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях – исключить из него нормы, касающиеся регионального
ветеринарного надзора. Вместо понятия «государственный ветеринарный надзор»
будет использоваться понятие «федеральный государственный ветеринарный надзор».

Законопроекты будут
рассмотрены на заседании Правительства.

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации