Официальные новости

Как изменится наша жизнь, если образование станет полностью виртуальным?

172

28 мая в Общественной палате РФ прошла встреча со студентами проекта «Лекториум Инносоциум», участники которой обсудили плюсы и минусы онлайн-образования. Встреча состоялась в рамках всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум», инициатива проведения которого принадлежит социальной платформе фонда «Росконгресс».

Конкурс проводится с 2018 года среди студентов и аккумулирует социальные проекты, направленные на улучшение жизни граждан. Задачами конкурса являются поиск новых идей, поощрение талантливой молодежи, а также распространение эффективного опыта социального проектирования в студенческой среде. Победители конкурса «Инносоциум» представят свои успешно реализованные проекты на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Продолжением конкурса стала организация серии встреч студентов с экспертами для обсуждения различных животрепещущих тем. Первой такой темой стало инновационное образование и внедрение цифровизации в систему получения знаний, начиная с самого раннего возраста и заканчивая высшими учебными учреждениями. Эксперты под разными углами зрения рассмотрели то, как изменится человеческая жизнь, если образование станет полностью виртуальным.

Участники отметили, что современную систему образования уже сложно представить без цифровых технологий. Каждый человек, заходя в аудиторию, обладает различными возможностями восприятия информации, у разных людей в разное время наступает пик продуктивности. Но человек — существо социальное, и от непосредственного контакта в образовании все равно не уйти.

Глава ОП РФ Валерий Фадеев считает, что онлайн можно обучиться простым начальным навыкам, но сложные знания требуют взаимодействия с преподавателем.

«Без хороших знаний нельзя ничего получить в интернете, потому что это хаотичный массив данных, и, чтобы в нем разобраться, необходимо обладать определенными навыками. Одну и ту же информацию можно преподнести по-разному. Я сам закончил Физтех, но с огромной осторожностью отношусь к компьютерным штучкам. Время идет, и многое меняется в сфере информационных технологий. Например, в 1980-е годы в первом компьютере память была всего 256 килобайт. Сегодня мощности компьютеров значительно выше, но основную работу все равно совершает человек.

Я уверен, что самые важные задачи не решить без настоящего образования, контакта с людьми, университетской атмосферы. Идеи живут только в сложных социальных системах. Можно изучать иностранный язык онлайн, но нельзя надеяться, что компьютеры заменять наши сложные социальные системы. Если это вдруг произойдет, тогда случится крах человечества», — убежден Валерий Фадеев.

О духовной составляющей современного образования рассказал председатель Комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности, гражданскому просвещению и социальной ответственности, протоиерей Александр Ткаченко.

«Образование имеет различные аспекты и дает очень многое, но не всем дано быть высокими интеллектуалами, каждый сам находит свою судьбу. Самое главное знание, которое мы должны получить в жизни, — это научиться понимать других людей, нести ответственность за свою работу, за свою семью, быть гражданами своего Отечества. Надеюсь, что сегодняшняя дискуссия поможет найти правильные пути личного развития и принести обществу пользу», — сказал Александр Ткаченко.

Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов, ректор Российского государственного социального университета Наталья Починок считает, что необходимо активно внедрять онлайн-технологии в образование и налаживать более тесное взаимодействие между студентами и работодателями. Она рассказала, что в РГСУ внедряется система электронного профиля студентов, это облегчает работодателям поиск будущих сотрудников.

«Вы находитесь в правильном месте в Общественной палате РФ, где я являюсь председателем одной из комиссий. Это то место, которое объединяет талантливых людей, ярких общественников, им есть что сказать, предложить и сделать. Тема образования и онлайн-образования касается каждого из вас и каждого из нас. Я как ректор одного из крупнейших вузов страны, где учится 23 тысячи студентов, являюсь ярым сторонником применения онлайн-технологий в образовательном процессе. Считаю, что надо уходить от преподавания просто унылых лекций, а дополнять обучение практико-ориентированными технологиями, использовать видеоконтент, возможность удаленного вовлечения работодателя и студента и др. У нас уже пять лет существует такой механизм, как электронная зачетка, мы самый цифровизированный университет страны. За онлайн-образованием будущее, но социальный контакт никто не отменял», — сказала Наталья Починок.

Противником полного перехода образования в онлайн выступила доктор филологических наук, специалист по физиологии и теории языка, член-корреспондент РАО, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Татьяна Черниговская.

«Кто готов, чтобы ему делал операцию хирург, получивший знания онлайн, пусть даже по самой лучшей стэнфордской программе? Наверное, никто. Я точно знаю, что медицина — это не только очень серьезная наука, но и искусство. Никакой компьютер не может заменить выдающихся диагностов. Считаю, что онлайн — это только добавочная часть, а образование — взаимодействие мастера и ученика», — сказала она.

Гвоздем встречи стала лекция Татьяны Черниговской «Человек в цифровом мире». Спикер рассказала о достижениях современной науки в области искусственного интеллекта и результатах соревнований человека и машины. По ее мнению, необходимо принимать тот факт, что цифровые технологии развиваются стремительно, и человечеству надо определиться со своим местом в этом новом мире. Эксперт считает, что роботы не могут заменить человеческий мозг, потому что не обладают эмоциями, интуицией, мотивацией и т.д. Вопрос развития онлайн-образования многогранен, но информационные технологии должны быть только добавкой к традиционному методу.

Эта публикация на сайте Общественной палаты

Похожие публикации