Официальные новости

Эксперты обсудили приоритетные направления развития строительной отрасли

33

Найти адекватный баланс между эффективностью, безопасностью и качеством – так первый заместитель руководителя Аналитического центра Глеб Покатович обозначил цели круглого стола, участники которого обсуждали приоритетные направления Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.

«Стратегия разрабатывается на период до 2030 года, но эффекты от оптимизации регулирования в правительстве ждут уже сейчас, — отметил Покатович. – В настоящее время активно прорабатывается вопрос, связанный с регуляторной гильотиной и совершенствованием механизмов КНД. В ближайшей перспективе система переживет существенную трансформацию, и нам нужно учесть и воплотить это в стратегии развития строительной отрасли. Если этого не сделать, то шансов решить задачи, поставленные указом президента, у нас просто не будет».

«Совершенно очевидно, что проблем много, и наша задача как в их приоритезации, так и в определении тех направлений, которые при снятии барьеров дадут максимальный эффект развития на перспективу вплоть до 2030 года», — уточнила начальник Департамента экспертно-аналитических работ Аналитического центра Диана Каплинская.

Эксперты Института развития строительной отрасли (ИРСО) представили результаты анализа административных процедур и барьеров в строительстве. «За последние годы исчерпывающий перечень процедур был пересмотрен в сторону значительного сокращения — в сфере жилищного строительства со 134 до 96 пунктов», — отметила руководитель правового управления ИРСО Надежда Орлова.

При этом проведенный опрос показал, что сложность прохождения административных процедур находится лишь на 7-м месте в списке обозначенных респондентами – как актуальную проблему ее отметили 23%. В большей степени застройщиков заботят частое изменение «правил игры» на рынке, дороговизна кредитов, высокая стоимость подключения к сетям и т.д.

Проведя анализ существующих проблем, эксперты Института предложили меры по дальнейшей оптимизации процедур: исключение согласования строительства в зонах с особыми условиями, перевод региональных процедур на федеральный уровень, детализация федерального регулирования процедур, утверждение единых стандартов госуслуг, включая единые формы запросов и другие меры.

Бесспорно, важным шагом станет цифровизация процессов. «10 процедур из исчерпывающего перечня уйдут сразу же после того, как произойдет переход в цифровой формат», — уточнила Орлова. В контексте цифровизации строительную отрасль ждут также создание системы хранения документов, сбор и публикация статистики, информационное моделирование. Целевые показатели зашиты в нацпроект «Жилье и городская среда»: в частности, к 2024 году в электронном виде должны предоставляться 82 процедуры (услуги) из перечня в сфере ЖКХ, а к 1 июля 2022 года – заработать принцип «одного окна».

Позитивным моментом специалисты считают сокращение сроков прохождения процедур. Однако не все согласны с тем, что нужно стремиться к минимизации числа дней или даже часов, которые отводятся нормативами на согласование.

«Нельзя сокращать сроки прохождения процедур до нуля. Важно предотвратить ситуацию множественных отказов, связанных с невозможностью провести процедуру согласования в отведенный для нее срок», – заявил исполнительный директор Ностроя Виктор Прядеин. Эксперт полагает, что прорывные стратегические инициативы на сегодняшний момент отсутствуют. «Работа по сокращению количества процедур или длительности согласования должна продолжаться. Мы провели анализ, нашли ряд коллизий и подтвердили, что нужно более системно и более комплексно заниматься автоматизацией», — отметил он.

Руководитель направления по техническому регулированию Ассоциации АНФАС Сергей Голунов предложил сместить акценты в Стратегии с количественных параметров на фактически происходящую оптимизацию работы лица, принимающего решение на выдачу процедур. «Этот момент стоит усилить, — считает эксперт. – Эффект от количественных характеристик не велик, важнее обеспечить условия, при которых лица, принимающие решения, смогут делать это объективно, грамотно и четко в условиях ограниченного времени».

Напомним, что разработка Стратегии происходит в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р и входит в план мероприятий («дорожную карту») по развитию конкуренции в отраслях экономики страны. Документ появится в октябре 2019 года. Аналитический центр выступает экспертной площадкой по разработке документа и готовит проект Стратегии для внесения на рассмотрение в правительство.

Эта публикация на сайте АЦП

Похожие публикации