Официальные новости

Анатолий Голомолзин: Объединение усилий государства и бизнеса, международное сотрудничество способствуют развитию конкуренции

79

Замглавы ФАС России в рамках сессии на полях VI Конференции по конкуренции под эгидой БРИКС провел заседание, посвященное участию государства в экономике

В мероприятии приняли участие представители зарубежных антимонопольных ведомств и организаций, комитета по конкуренции ОЭСР, а также Ассоциации антимонопольных экспертов.

Анатолий Голомолзин в качестве модератора открывая сессию, отметил что государственное воздействие на предпринимательскую деятельность проявляется в разных формах. Пределы участия государства как непосредственного участника рынка и степень вмешательства государства как регулятора и контролера рыночных процессов продолжает являться предметом дискуссий регуляторов и заинтересованных лиц. Участникам заседания было предложено обсудить роль государства в целом и антимонопольных органов в частности в укреплении рыночной экономики, основные проблемы, связанные с антимонопольным регулированием как конкурентных рынков, так и естественных монополий и государственных компаний, вопросы тарифного регулирования и дерегулирования, применение принципа конкурентного нейтралитета в государственной конкурентной политике.

Предоставляя слово первому выступающему Анатолий Голомолзин отметил, что в рыночной экономике важно эффективное функционирование судебной системы, особенно в экономической сфере. Как говорил знаменитый американский экономист Дж. Коммонс Верховный суд является главной кафедрой политической экономии. Президенту Верховного суда Бразилии Жуану Отавио де Норонья модератор предложил в том числе рассказать, каким образом судебная система страны способствует динамичному развитию экономки Бразилии. Вопросы защиты конкуренции, отметил г-н Норонья, закреплены в Бразилии Конституцией страны. Нормы антимонопольного законодательства в соответствии с принципом нейтральности в равной мере распространяются на государственные и частные компании. В стране действует 134 госпредприятия и их количество сокращается.

Анатолий Голомолзин напомнил, что в проспекте конкурентного ведомства Индии говорится о существовании в Индии еще в III веке до нашей эры норм антимонопольного законодательства в рамках Kautilya’s Arthashtra. Какие вызовы стоят перед современным конкурентной политики в современной Индии XXI века. Какова роль государства в защите и развитии конкуренции. В том числе на эти вопросы отвечал Самир Ражан Ганди, AZB & Partners, Индия. Он отметил, что поначалу в принятый в 1947 году закон о монополиях не распространялся на государственные компании. Сейчас нормы антимонопольного законодательства распространяются и на государственные, и на частные компании. В условиях развития рыночных отношений на государственные предприятия приходится около 16% экономики. Полной конкурентной нейтральности не может быть между госпредприятиями и частными предприятиями, считает г-н Ганди. Это обусловлено тем, что цель деятельности госпредприятий состоит не в максимизации прибыли, как это имеет место в отношении частного бизнеса, а в выполнении социальных или государственных задач. Комментируя выступление докладчика из Индии, Анатолий Голомолзин отметил, что ФАС России инициирует уход государственных и муниципальных предприятий из конкурентной сферы. Они могут осуществлять свою деятельности в сферах естественных монополий или для обеспечения государственных задач.

Анатолий Голомолзин отметил, что для понимания существа обсуждаемых на сессии проблем важны вопросы целеполагания. Так, в китайском антимонопольном законодательстве они определены как развитие «социалистической рыночной экономики». Так же важен тот факт, что экономические изменения в Китае сопровождаются проконкурентными институциональными изменениями. На эти особенности, в частности, попросил модератор обратить внимание в своем выступлении Чжан Ченьин, доцента Университета Цинхуа, КНР. Она рассказала о меняющейся роли государства с активизацией рыночных отношений с 1987 года. В Китае приоритеты конкурентной политики закреплены на высшем государственном уровне. Цели конкуренции и цели устойчивого экономического развития взаимно обусловлены. «Необходимо, чтобы невидимая рука рынка и видимая рука правительства пожимали друг друга. Поэтому необходимо совместно вырабатывать методы регулирования и развития экономики», — отметила г-жа Ченьин. Должна происходить адаптация правительства к меняющимся экономическим условиям, требуется снятие административных барьеров входа на рынки. Обеспечения равных условий деятельности государственных и частных компаний вытекает из требований китайского антимонопольного законодательства.

Предваряя выступление Седомира Радойчича, члена Совета Сербского конкурентного ведомства, модератор Анатолий Голомолзин отметил, что ФАС России тесно сотрудничает и с конкурентным ведомством, и с тарифными регуляторами Сербии. В то же время у Сербии имеется опыт взаимодействия со многими странами Запада и Востока в силу исторических и географических причин. В ответ на вопрос модератора сессии оказывает ли такая ситуация на проведение государственной конкурентной политики, г-н Радойчич сказал, что они не видят больших культорологических оснований для различий в конкурентной политике у разных стран, в том числе с которыми у ведомства есть соглашения о сотрудничестве, включая страны ЕС, РФ, Южную Корею, Японию, Китай. Для политики конкуренции большее значение имеет формирование культуры конкуренции. Сербское ведомство в этих вопросах преуспело и уже несколько раз Международная конкурентная сеть называла опыт Сербского конкурентного ведомства по адвокатированию конкуренции как один из лучших среди ведомств других стран мира. Седомир Радойчич отметил при этом, что антимонопольное законодательство построено на принципах конкурентного нейтралитета, и что в практике ведомства есть дела, как в отношении компаний с госучастием, так и в отношении частных компаний.

Представляя Мярта Отса, модератор отметил, что он является не только главой многофункционального конкурентного и тарифного ведомства Эстонии, он также является председателем Региональной ассоциации энергетических регуляторов, в которую входят около 40 стран Европы, Азии и Африки. И интерес для участников заседания сессии представляет, как опыт совмещения функций, так и обмена международным опытом в проведении реформ.

Как рассказал Мярт Отс, в Эстонии регулируются только сферы транспортировки газа и электроэнергии, цены на газ и электроэнергию у них не регулируются. Эстония — это страна со сравнительно холодным климатом, здесь большое внимание уделяется централизованному теплоснабжению, и осуществляется госрегулирование цен теплоснабжающих организаций. Также регулируется сфера централизованного водоснабжения. При этом он отметил, что при схожих природно-климатических условиях со странами Балтии, в Скандинавских странах не регулируются ни централизованное теплоснабжение, ни централизованное водоснабжение.

Комментируя это выступление Анатолий Голомолзин подчеркнул, что «в России важным элементом государственной конкурентной политики является проконкурентное тарифное регулирование. Необходимо, чтобы регулирование тарифов осуществлялось в тех сферах, где нет условий для конкуренции и происходило дерегулирование тарифов в тех сферах, где есть конкуренция», — добавил он.

Руководитель Рабочей группы Комитета по конкуренции ОЭСР Альберто Эймлер в своем выступлении отметил, что участие и влияние государства в экономике имеет сложные прямые и непрямые формы и последствия. К примеру, отказ государственных компаний от принципа максимизации прибыли не означает наличия стимулов для снижения их издержек. Он также подчеркнул необходимость своевременного реагирования государства на изменения на рынках путем изменения законодательства. К примеру, если на начальном этапе закон о деятельности фармацевтов в Италии способствовал вхождению новых квалифицированных игроков на рынки, то неизменность норм законодательства в течение 100 лет стала тормозом для развития конкуренции в этой сфере. Он рассказал о существовании в ОЭСР Инструментария по оценке конкуренции, который позволяет проводить страновые анализы не только состояния конкуренции на соответствующих товарных рынках, но также и уровня благоприятности для конкуренции общих институциональных рамок.

«Ранее в экономике преобладали сектора, где развитие происходило поступательно и инерционно. В современном мире кардинальные изменения стали одной из основных и постоянно присущих характеристик рынков. В условиях глобального мира цифровых технологий антимонопольные ведомства должны «быть в тренде» и уметь адекватно реагировать. Если происходит нарушение, то оно происходит не только в одной стране, но и в целом по миру, причем эти нарушения могут развиваться с лавинообразной скоростью», — в продолжении темы модератор Анатолий Голомолзин предоставил слово Начальнику Управления ФАС России Елена Заевой.

О практике применения антимонопольного законодательства Россией на глобальных рынках рассказала начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева. В качестве примеров она привела опыт рассмотрения дел в отношении таких крупных компаний Гугл и Майкрософт. Бала дана характеристика особенностей анализа многосторонних рынков, построенных на цифровых платформах, пулах прав интеллектуальной собственности, больших данных и цифровых алгоритмах. Было рассказано о том, как можно в рамках дел на национальном уровне устранять нарушения в глобальной экономике, как антимонопольным ведомствам взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе, чтобы противостоять нарушениям транснациональных компаний.

Комментируя выступление Анатолий Голомолзин отметил, что «многие дела ФАС России в цифровой сфере стали прецедентными в мировой практике. Он также рассказал о том, что в 2019 году дело ФАС России по роумингу было признано лучшим в практике антимонопольных органов мира по итогам конкурса, проводимого Международной конкурентной сетью (объединяет все антимонопольные ведомства мира) и Всемирного Банка».

Приглашая к выступлению представителя компании МТС и одновременно Председателя Ассоциации антимонопольных экспертов России Андрея Рего, модератор спросил о его видении влияния государства в целом и антимонопольного органа в частности на бизнес, на ситуацию на рынках. И что бизнес может предложить государству и есть ли у него такая возможность, чтобы государство слышало бизнес для улучшения ситуации на рынках. Андрей Рего рассказал, что уже четверть века частный бизнес способствует успешному развитию сектора телекоммуникаций и информационных технологий. Однако, отметил он, превалирующее ориентирование в последнее время на единственных поставщиков при реализации важнейших национальных проектов ведет к ухудшению состояния конкуренции. В то же время даже ограниченное использование конкурентных процедур ведет к поддержанию конкуренции и существенной экономии бюджетных средств.

Комментируя это выступление модератор отметил, что Правительством РФ было принято решение в обязательном порядке при исполнении мероприятий Национального плана по развитию экономики обеспечивать соблюдение требований по защите конкуренции, приоритеты которых установлены Национальным планом по развитию конкуренции. Он также отметил, что бизнес имеет возможность совместно с ФАС в рамках деятельности Ассоциации антимонопольных экспертов, в рамках Экспертных советов не только доводить до органов власти свои озабоченности, но также и участвовать в разработке «правил игры». В качестве успешных примеров Анатолий Голомолзин назвал внедрение в отраслевое законодательство принципа технологической нейтральности, а также принятие совместно заинтересованными органами власти и участниками рынка Базовых принципов «сетевой нейтральности». По сути эта работа является примером применения принципа конкурентного нейтралитета в государственной конкурентной политике.

В заключении сессии Анатолий Голомолзин поблагодарил участников за содержательные и актуальные выступления, а также подвел итоги дискуссии:

«Во всем мире государства оказывают существенное влияние на экономические отношения. Объединяя усилия государства, бизнеса, общества можно развивать конкуренцию, достигать успехов в экономическом развитии, сохранять при этом страновые особенности и обеспечивать успешное международное сотрудничество. Конференция БРИКС в целом и ход обсуждений на сессии «Участие государства в экономке» подтверждают этот вывод».

Эта публикация на сайте ФАС

Похожие публикации