Официальные новости

Заявление Постоянного Представителя Российской Федерации при ООН В.А. Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН о механизме трансграничной гумпомощи в Сирии, Нью-Йорк, 11 июля 2020 года

56

Г-н Председатель,

Российская делегация воздержалась по проекту резолюции СБ ООН о продлении трансграничного механизма поставок гуманитарной помощи в Сирию (ТГМ).

Наше голосование отражает нашу принципиальную позицию в отношении ТГМ. ТГМ создавался в 2014 году, когда помощь в некоторые регионы Сирии было невозможно доставлять изнутри страны. С тех пор многое изменилось, законное правительство САР восстановило контроль над большей частью территории. Это означает, что гумсодействие можно и нужно оказывать в соответствии с принципами резолюции 46/182, основополагающими постулатами международного гуманитарного права. В то же время мы руководствовались стремлением помочь населению САР, которое находится в непростом гуманитарном положении из-за многолетнего конфликта в этой стране.

Благодаря нашей принципиальной позиции был сделан очередной важный шаг в пользу поэтапного сворачивания ТГМ. Из механизма изъят пропускной пункт «Баб Ас-Салям», который покрывал лишь 14% всех гумпоставок извне Сирии. В то же время Совет Безопасности ООН продлил функционирование трансграничного формата через пропускной пункт «Баб Аль-Хава» в Идлиб на 12 месяцев, что позволит обеспечивать регулярное и бесперебойное снабжение гумпомощью этого сирийского района.

Мы неоднократно подчеркивали, что ТГМ в Сирии не отвечает и минимальным требованиям международного гумправа. У ООН по-прежнему нет присутствия в Идлибской зоне деэскалации, где хозяйничают международные террористы и боевики, что делает невозможным осуществление контроля за тем, как и кому распределяется помощь, кто является конечным бенефициаром. Не секрет, что террористические организации, признанные таковыми СБ ООН и пока еще сохраняющие контроль над районами этой зоны деэскалации, используют гумпомощь ООН в качестве рычага воздействия на мирное население и откровенно наживаются на поставках. Прямых и косвенных свидетельств этому становится все больше и больше.

Кроме этого, механизм «трансгранички» использовался некоторыми внешними игроками в качестве инструмента закрепления разделительных линий в Сирии, которые угрожают обособлением ряда районов страны. Это идет вразрез с принципом уважения суверенитета и территориальной целостности САР, неоднократно подтвержденным в резолюциях СБ, в том числе данной резолюцией. Мы помним, с каким рвением ряд наших коллег пытался воспрепятствовать в январе с.г. закрытию КПП «Яарубия», через который шла гумпомощь в рамках ТГМ на северо-восток Сирии. Международное сообщество последовательно вводили в заблуждение, что другими способами простым людям не помочь. Как оказалось, это было лишь политической игрой. После закрытия «Яарубии» Правительство Сирии выразило готовность оперативно координировать поставки ооновской гумпомощи через Дамаск. После длительных проволочек со стороны гуманитарщиков 4 июля ВОЗ осуществила очередную поставку гумпомощи в провинцию Хасеке. В общей сложности, с начала 2020 года, когда была закрыта «Яарубия», гумпомощи на северо-восток Сирии поставлено больше, чем в предыдущие годы даже с помощью упомянутого трансграничного КПП. Это факт, который говорит сам за себя. При этом гумпомощь по согласованию с Правительством САР идет как в подконтрольные ему районы и медучреждения, так и управляемые курдскими органами власти. То есть со стороны сирийского правительства обеспечен недискриминационный принцип гумсодействия.

Готовность обеспечивать гумпоставки через линии соприкосновения Правительство Сирии подтвердило и в отношении Идлибской зоны деэскалации. Однако эти усилия тормозятся. Настоятельно призываем ООН в координации с Дамаском налаживать и наращивать поставки во все районы Сирии изнутри страны, включая в Идлиб.

Возвращаясь к тексту принятой резолюции, не можем не отметить то, как отчаянно наши западные коллеги боролись с отражением в тексте негативных последствий, введенных ими против Сирии незаконных односторонних санкций. Эти ограничительные меры серьезно подрывают не только социально-экономическое положение САР, но и затрудняют деятельность многих гуманитарных НПО, готовых помогать сирийскому населению на подконтрольных официальным властям территориях. Заявленные т.н. «гуманитарные изъятия» из санкционных режимов не работают. Об этом заявляют сами гуманитарщики. Они оказывают «сковывающий эффект», который проявляется в страхе НПО и государств оказаться под санкциями из-за координации своей работы с властями в Дамаске.

Мы предложили включить в текст резолюции поручение Генсекретарю ООН подготовить доклад и оценить, какое влияние санкции оказывают на экономику Сирии, насколько они сказываются на положении простых граждан и на гуманитарном содействии. Наши западные коллеги готовы были поставить под угрозу весь ТГМ ради того, чтобы не пустить эту поправку. Несмотря на это лицемерие, «замести под ковёр» реальную ситуацию им не удастся. Блокирование нашей поправки в очередной раз вскрыло их «двойные стандарты».

Хотели бы также отметить, что соавторами проекта резолюции с самого начала игнорировались наши принципиальные озабоченности. Это вынуждало нас дважды блокировать бельгийско-немецкий проект, а также представлять наши альтернативные тексты. Если бы не это, мы могли бы принять резолюцию не «на флажке», не дожидаясь истечения срока ТГМ, а гораздо раньше. Хотели бы напомнить авторам как этой резолюции, так и кураторам других вопросов в СБ ООН, что т.н. «пенхолдерство» – это не привилегия, а особая ответственность как перед другими членами СБ, так и всем международным сообществом.

Как бы то ни было, результат достигнут, и Россия намерена последовательно и транспарентно придерживаться положений данной резолюции. Надеемся, что и наши западные коллеги прекратят игнорировать эволюцию ситуации в Сирии и будут поощрять взаимодействие международных гуманитарщиков с официальным Дамаском. Несмотря на то, что часть гражданского населения Сирии все еще нуждается в гуманитарной помощи через ТГМ, настало время энергично переходить на оказание содействия в соответствии с нормами МГП

 

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации