Официальные новости

Интервью специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова египетской газете «Аль-Ахрам», опубликованное 20 июля 2020 года

162

Вопрос: С каждым днем в Северной Африке растет градус напряженности. Недавно в Москве состоялась Ваша встреча с Председателем Палаты депутатов Ливии А.Салехом. Каковы основные предложения Москвы по выходу из текущего кризиса? Как Россия оценивает неприкрытое вмешательство Турции во внутриливийские дела? Почему прекратились контакты между Москвой и Анкарой, хотя в ходе предыдущих разговоров двух президентов В.В.Путина и Р.Т.Эрдогана была достигнута принципиальная договоренность о проведении встречи в формате «2+2»?

Ответ: Мы принимали не только А.Салеха. Месяцем ранее в Москве побывали представители западноливийского лагеря – заместитель Председателя Правительства национального согласия (ПНС) А.Майтиг и Министр иностранных дел ПНС М.Сияла. Разумеется, с обеими делегациями разговор шел о путях преодоления кризиса в Ливии.

Наша позиция на этот счет известна. Мы выступаем за незамедлительное прекращение боевых действий и начало политического диалога по постконфликтному обустройству Ливии и формированию единых общеливийских органов государственной власти на базе соответствующих резолюций СБ ООН и решений Международной берлинской конференции. Считаем, что хорошей основой для реализации этих задач является инициатива спикера ливийского парламента А.Салеха от 23 апреля с.г., получившая свое дальнейшее развитие в «Каирской декларации», озвученной Президентом Египта А.Сиси 6 июня с.г.

По ливийской проблематике мы плотно взаимодействуем со всеми влиятельными международными игроками, в том числе и с Турцией с учетом ее особых отношений с триполийскими властями. Известная январская инициатива Президентов Российской Федерации В.В.Путина и Турции Р.Т.Эрдогана сыграла позитивную роль в плане объявления сторонами конфликта о прекращении огня, что создало благоприятный фон для проведения Берлинской конференции.

К сожалению, перемирие оказалось непродолжительным, активные боевые действия возобновились. Будем продолжать подталкивать Анкару к конструктивному воздействию на правительство Ф.Сарраджа. При этом работаем и с американцами, и с европейцами, и с ведущими региональными странами. Вы знаете, что 8 июня с.г. состоялся телефонный разговор Президентов России и Египта. Значительная часть их беседы была посвящена ситуации в Ливии.

В телефонном разговоре с турецким коллегой Р.Т.Эрдоганом Президент В.В.Путин заявил о том, что у ливийского кризиса не может быть военного решения, а также о необходимости уважения суверенитета, независимости и единства Ливии. Он подтвердил важность начала прямого политического диалога между ливийскими сторонами без вмешательства каких-либо внешних сил в соответствии с резолюцией № 2510 Совета Безопасности ООН.

Вопрос: Египет продолжает прилагать дипломатические усилия для достижения желаемого решения по проблеме ГЭС «Возрождение» в части, касающейся определения времени и условий так называемого «заполнения плотины». Каково мнение Москвы по данной проблеме и возможно ли российское дипломатическое участие, то есть посредничество, для сближения позиций заинтересованных сторон в свете снижающейся роли США, на которые Каир возлагал большие надежды?

Ответ: Мы внимательно следим за развитием ситуации, которая складывается в отношениях между Египтом и Эфиопией в связи со строительством ГЭС «Возрождение» на р. Голубой Нил.

Считаем, что все разногласия, связанные с режимом водопользования на Ниле, должны решаться самими государствами нильского бассейна в духе конструктивного взаимодействия и добрососедских отношений. Снимать возникающие при этом проблемы можно только путем переговоров – на равноправной основе, при соблюдении норм международного права, с учетом обоснованных озабоченностей и национальной безопасности каждой из стран, в интересах их социально-экономического развития, а также сохранения экологического равновесия в бассейне Нила.

Мы призываем заинтересованные стороны к продолжению консультаций. Надеемся, что Египту, Эфиопии и Судану удастся согласовать компромиссные развязки, необходимые для преодоления сохраняющихся противоречий.

Россия готова и впредь содействовать вовлеченным сторонам в поиске приемлемых для каждой из них решений.

Вопрос: В ходе Вашей рабочей поездки в Доху Вы провели встречу с представителями руководства ХАМАС. Проводилась ли она в рамках российских посреднических усилий по содействию преодолению раскола между палестинскими политическими организациями и движениями, прежде всего ХАМАС и ООП?

Ответ: Да, действительно, во время поездки в Доху в конце июня у меня состоялась встреча с председателем Политбюро ХАМАС Исмаилом Ханией, его предшественником на этом посту Халедом Машаалем и членом Политбюро ХАМАС Мусой Абу-Марзуком.

В ходе обстоятельной беседы по ситуации, складывающейся в палестино-израильском урегулировании, особое внимание было уделено проблеме восстановления палестинского единства на политической платформе Организации освобождения Палестины.

Очевидно, что для достижения всеобъемлющего мирного соглашения между израильтянами и палестинцами на основе общепризнанной международно-правовой базы ближневосточного урегулирования (БВУ) и решения всех вопросов окончательного статуса необходимо скорейшее возобновление прямых переговоров между сторонами под эгидой ООН. При этом важной предпосылкой для запуска полноценного мирного процесса является преодоление межпалестинского раскола, что мы постоянно акцентируем в рамках наших контактов, прежде всего с представителями руководства политических движений и организаций Палестины.

В этой связи хотел бы добавить, что в Москве приветствуют своевременные шаги ФАТХ и ХАМАС на пути к восстановлению национального единства, о которых было объявлено 2 июля с.г. в ходе совместной пресс-конференции в видеоформате между исполнительным секретарем ЦК ФАТХ Джибрилем Раджубом и заместителем председателя Политбюро ХАМАС Салехом Аль-Арури.

Со своей стороны выражаем готовность к содействию закреплению и развитию наметившейся позитивной тенденции, в том числе путем организации очередной встречи основных палестинских организаций в Москве, когда позволят соответствующие санитарно-эпидемиологические условия.

Вопрос: Происходит ли развитие событий вокруг «сделки века»? И какова позиция России относительно заявлений израильского руководства о распространении суверенитета Израиля на палестинские территории? Известно, что в ходе Ваших контактов с израильской стороной затрагивалась тема изменения позиции Тель-Авива касательно принципа «земля в обмен на мир».

Ответ:  В ближневосточной экспертной среде существует мнение о том, что распространение Израилем своего суверенитета на часть палестинских территорий Западного берега р. Иордан может быть осуществлено как односторонняя реализация отдельных положений американского плана БВУ, известного как «сделка века». Подобная трактовка не лишена оснований, особенно с учетом того, что израильское руководство действует, как правило, с оглядкой на Вашингтон.

Позиция России на этот счет высказывалась не раз и хорошо известна. Полагаем, что аннексия Израилем части палестинских земель не только поставила бы крест на перспективе двухгосударственного решения, но и, скорее всего, спровоцировала бы новый опасный виток насилия в Палестине, а также еще больше разогрела бы радикальные протестные настроения в арабо-мусульманском мире.

Линия нашей страны в поддержку двухгосударственного решения палестинской проблемы на основе общепризнанных параметров урегулирования, отраженных в соответствующих резолюциях СБ и ГА ООН и Арабской мирной инициативе, включая упомянутый Вами принцип «земля в обмен на мир», остается неизменной. В этой связи напомню, что еще в ноябре 1988 г. Советский Союз признал провозглашение Государства Палестина в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме.

Что касается позиции Западного Иерусалима в отношении данной формулы, предусмотренной резолюциями СБ ООН, начиная с резолюции 242, и впоследствии закрепленной в ходе Мадридской мирной конференции, коспонсорами которой выступили Москва и Вашингтон, то этот вопрос следует адресовать израильской стороне.

Вопрос: Какие задачи будет решать новый спецпредставитель Министра иностранных дел России по БВУ В.К.Сафронков?

Ответ: Владимир Карпович Сафронков по возвращении из Нью-Йорка, где он занимал должность заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН, был назначен Послом по особым поручениям – Специальным представителем Министра иностранных дел Российской Федерации по вопросам БВУ. В.К.Сафронков – опытный кадровый дипломат, много лет занимающийся ближневосточной тематикой, в т.ч. палестинской проблемой.

В своем новом качестве он будет представлять российскую дипломатию в двусторонних и многосторонних контактах по БВУ, включая ближневосточный «квартет» международных посредников, в который входят Россия, США, ООН и ЕС. Его главной задачей станет продвижение неизменной позиции нашей страны по БВУ в поддержку комплексного и устойчивого разрешения палестино-израильского конфликта на основе двухгосударственного принципа с опорой на общепризнанную международно-правовую базу мирного процесса.

Вопрос: Есть мнение, что произошло существенное снижение уровня координации и доверия между Москвой и Дамаском. Некоторые связывают это с возможным «охлаждением» в отношениях между президентами В.В.Путиным и Б.Асадом. Насколько верны эти предположения и оценки? Каковы возможные дальнейшие шаги в придании динамики процессу урегулирования сирийского кризиса?

Ответ: За различного рода спекуляциями о якобы имеющих место разногласиях между Москвой и Дамаском в действительности ничего не стоит. Подобного рода искусственно раздутые информационные вбросы нацелены на формирование искаженного представления о российско-сирийских отношениях и специально разыгрываются враждебно настроенными к обеим странам сторонами.

Как представляется, такие шаги идут в русле оказания общего политического и экономического давления на Сирию, которая при поддержке России смогла блокировать попытки навязать ей военным путем чужую волю.

В контексте комплексного урегулирования кризиса в САР придаем большое значение продвижению политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами без вмешательства извне, как это предусмотрено резолюцией 2254 СБ ООН.

Рассчитываем, что в предстоящий период, когда будут сняты введенные в связи с пандемией коронавируса ограничения, в Женеве состоится очередной раунд межсирийского диалога. Члены Конституционного комитета подтвердили готовность провести заседание редакционной комиссии по согласованной повестке дня, что было отмечено спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии Г.Педерсеном в ходе недавнего брифинга в СБ ООН. Особо отмечаем в этой связи решающий вклад Астанинского формата в дело создания, запуска и налаживания работы Конституционного комитета.

Россия никогда не была колониальной державой. У нас исторически отсутствует опыт ограбления заморских территорий. Наша внешняя политика, основанная на уважении международного права, не приемлет гегемонистских попыток навязывания чужой воли независимым государствам, вмешательства в их суверенные дела. Со всей уверенностью могу сказать, что и впредь наши отношения с Сирией будут строиться на взаимоуважительной, равноправной основе при строгом соблюдении международных и двусторонних обязательств.

Стратегические вопросы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Сирией эффективно прорабатываются в рамках двусторонней Межправительственной комиссии, которую возглавляют заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов и заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам соотечественников САР В.Муаллем. Немало соглашений и меморандумов, направленных на активизацию связей, подписано за последние годы между профильными ведомствами России и Сирии. Несмотря на объективные трудности, связанные с ситуацией в сфере безопасности и санкционным давлением Запада, активный интерес к сирийскому рынку проявляет и российский частный бизнес.

Вклад российских компаний в восстановление Сирии, который Вы упомянули, определяется обоюдной заинтересованностью. В её основе лежат такие факторы, как коммерческая выгода того или иного проекта, стабильность его последующего функционирования, неподверженность технологическим рискам, экономическая и социальная эффективность.

Вместе с тем могу предположить, что для сирийских друзей не последнее значение при определении иностранного подрядчика для реализации совместных проектов еще долгое время будет иметь его национальная принадлежность. Вряд ли сирийцы без особой нужды станут делать выбор в пользу представителей тех стран, правительства которых оказались причастны к раздуванию многолетнего братоубийственного конфликта в Сирии и фактически спровоцировали международных террористов на агрессию против сирийского народа.

Думаю, что на сегодняшний день, помимо России, неплохие со всех точек зрения возможности открываются в Сирии для белорусских, иранских, китайских и индийских компаний, а также для арабского капитала. Ведь Сирия всегда была и остается неотъемлемой частью арабского мира.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации