Официальные новости

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Республики Индия С.Джайшанкаром по итогам переговоров, Нью-Дели, 6 апреля 2021 года – Новости

103

Дамы и господа,

Дорогой друг,

Господин Субраманиам Джайшанкар,

Наши переговоры были конструктивные, полезные, доверительные, как это и принято в отношениях между Россией и Индией.

Эти отношения носят традиционно взаимоуважительный, самоценный характер и не подвержены конъюнктурным колебаниям. С удовлетворением констатировали сохранившуюся, несмотря на пандемию коронавируса, высокую динамику двустороннего политического диалога. У нас общее мнение о том, что это подчеркивает зрелость и значительную устойчивость наших отношений, характеризующихся в документах, подписанных на высшем уровне как особо привилегированное стратегическое партнерство.

Большое внимание уделили вопросам наполнения предстоящих двусторонних контактов, в том числе на высшем уровне, имею в виду визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Республику Индия. Передал моему коллеге устное послание Президента России В.В.Путина на имя Премьер-министра Индии Н.Моди, в том числе по этим вопросам.

Договорились приложить совместные усилия в целях преодоления вызванного пандемией спада в товарообороте. Намерены наращивать инвестиционное взаимодействие в соответствии с действующими в двух странах национальными программами. Особое внимание уделили таким сферам, как энергетика, включая ядерную, мирное освоение космического пространства, транспортно-инфраструктурные проекты, в том числе на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе. Решению этих задач будет способствовать проведение в ближайшее время встречи сопредседателей и очередного заседания межправительственной российско-индийской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.

Высказались в пользу активизации работы над обновленным межправительственным соглашением о взаимной защите капиталовложений, а также увеличения доли национальных валют во взаиморасчетах.

Налаживание торгово-экономического взаимодействия с Нью-Дели – один из приоритетов Евразийского экономического союза. В соответствии с достигнутыми ранее договоренностями рассчитываем на скорейший запуск  переговоров о заключении соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Индией на основе принципа взаимной выгоды.

Обсудили состояние и перспективы двустороннего военно-технического сотрудничества, включая совместное производство  в Индии современных видов вооружений. В этой стратегически важной области Россия остается для Нью-Дели ведущим внешним контрагентом. Отмечу, что мы – единственный партнер, который на деле передает Индии новейшие военные технологии. Убеждены, что дальнейшее углубление российско-индийского ВТС соответствует национальным интересам обоих государств. При этом уважаем право индийских друзей диверсифицировать свои связи в данной области.

Положительно оценили развитие кооперации в сфере мирного освоения космоса с особым упором на такие направлениям, как пилотируемые программы, ракетное двигателестроение и спутниковая навигация.

Обмен мнениями по ключевым темам современности и острым региональным проблемам показал совпадение или близость подходов. В этом ключе мы рассмотрели такие вопросы, как мирное урегулирование в Афганистане, сирийский кризис, ситуацию вокруг иранской ядерной программы, положение в Мьянме. Обсудили обстановку на Евразийском континенте и в целом в АТР, включая наши отношения с АСЕАН. С обеих сторон была подчеркнута важность сохранения центральной роли АСЕАН в различных сформировавшихся в этом регионе форматах. Дали высокую оценку тесному сотрудничеству России и Индии на международной арене, в том числе на таких площадках, как ООН, ШОС, «Группа двадцати», БРИКС, где Индия в этом году председательствует. Отметили востребованность взаимодействия в формате РИК, а также в рамках ВАС. Признательны индийским партнерам за ответственный подход в мировых делах, за плотную координацию по значимым для наших стран вопросам. Дополнительный импульс этой координации придает членство Индии в СБ ООН в 2021-2022 годах.

Удовлетворен итогами переговоров и обоюдным настроем на дальнейшее расширение многопланового сотрудничества между нашими странами.

Пригласил своего коллегу и друга посетить с ответным визитом Российскую Федерацию. Рассчитываю, что это произойдет в обозримом будущем.

Вопрос (перевод с английского): В последние годы растет политическое доверие и военное сотрудничество между Россией и Китаем. Это ведет к разговорам о возможности создания военного союза. Считает ли МИД России, что вы идете в этом направлении?

С.В.Лавров: Нет. В двусторонних документах, одобренных на высшем уровне в ходе российско-китайских саммитов, зафиксировано, что наши отношения достигли лучшего за всю историю уровня, но не преследуют цель создания военного союза.

Слышим спекуляции про военный союз не только в связи с российско-китайскими отношениями. Есть разговоры и о том, чтобы продолжать продвигать проекты создания «ближневосточного НАТО», а в последнее время заговорили даже об «азиатском НАТО».

Обменялись сегодня мнениями на этот счет. У нас с индийскими друзьями общая позиция, что это будет контрпродуктивно. Заинтересованы в том, чтобы сотрудничество было инклюзивным и в пользу чего-то, а не против кого-то.

Вопрос (обоим министрам, перевод с английского): Есть ли вероятность, что российская вакцина «Спутник V» будет одобрена для экстренного использования в Индии? Обсуждалась ли возможность закупки Россией индийской вакцины «COVAXIN»?

С.В.Лавров: У нас тесные контакты с индийскими друзьями. Российский фонд прямых инвестиций заключает контракты с несколькими индийскими контрагентами для производства вакцины «Спутник V» в общем количестве 750 млн доз. Это становится возможным благодаря имеющимся на территории Индии мощностям. Не исключаю, что дальнейшее сотрудничество в этой сфере охватит и производство вакцины на российской территории. Специалисты должны это обсуждать и исходить из максимальной эффективности такого рода взаимодействия.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали последние заявления украинских чиновников и офицеров о ситуации в Донбассе? Насколько близко регион подходит к эскалации? Какова позиция США и Европы по этому вопросу?

С.В.Лавров: На этот счет было много аналитических статей, репортажей. Нас это тревожит. Говорим об этом европейским коллегам. Надеемся, что соответствующее понимание имеется и в Вашингтоне.

К сожалению, пока действия и реакция западных коллег на наращивание военной инфраструктуры, переброску войск к линии соприкосновения в Донбассе разочаровывают. Они по-прежнему исходят из того, что нужно всячески, всемерно поддерживать украинскую власть, в том числе в ее абсолютно неприемлемых действиях и заявлениях.

Президент Украины В.А.Зеленский и те, кто отвечают за работу в «нормандском формате» и Контактной группе по Донбассу, постоянно заявляют о том, что Минские соглашения нужны только чтобы сохранять санкции Запада против России. Либо требуют их полного пересмотра, либо предлагают нарушать согласованные форматы, приглашать откровенно проукраинских представителей в «нормандский формат» и Контактную группу. Все это прискорбно. Не видели никакой реакции на эти заявления со стороны западных коллег, хотя очевидные нарушения Киевом всех Минских договоренностей налицо.

Теперь Киев перешел от критики политических рамок урегулирования кризиса в Донбассе к угрозам военных действий. Надеюсь, это все-таки поможет «встряхнуть» благостное отношение в европейских столицах. Они потребуют от В.А.Зеленского выполнять Минские договоренности в полной мере, для того чтобы на деле начинать через диалог с Донецком и Луганском, как того требует «Комплекс мер» по выполнению Минских соглашений, продвигаться к устранению угроз в сфере безопасности, прекращению обстрелов гражданского сектора, от чего гибнут мирные жители (это уже далеко не в первый раз), определяться в этом прямом диалоге с вопросами окончательного статуса районов, о которых идет речь, с вопросом о проведении там выборов на согласованных с Донецком и Луганском условиях. Все это хорошо известно. К сожалению, каждый раз, когда «нормандский формат» встречается в том или ином качестве – на уровне лидеров, представителей или сотрудников министерств иностранных дел – мы не видим энергичных действий со стороны французских и германских коллег по приведению украинской стороны «в чувство». Сейчас слишком много свидетельств того, что это требуется сделать безотлагательно.

Вопрос (перевод с английского): Москва играет ведущую роль в мирном процессе в Афганистане. Можно делить власть с Движением талибов. Может ли это стабилизировать ситуацию в Афганистане? Будучи крупной державой в регионе, важной силой, может ли Россия взять на себя ответственность в качестве гаранта безопасности в Афганистане? В каких областях Россия и Индия могут сотрудничать в Афганистане?

С.В.Лавров: Что касается талибов. Движение «Талибан» – это часть афганского общества. Решение об урегулировании в Афганистане должно быть таким, чтобы оно предусматривало участие всех политических и этноконфессиональных групп в Афганистане, иначе оно не будет устойчивым. Это решение должно опираться на баланс интересов этих объединений, включая их представительство в органах власти. Любой иной путь, предполагающий исключение той или иной группы из процесса, не привёл бы к договорённости, которая была бы выполнима и устойчива, содержал бы риск возобновления боевых действий. А это не является задачей никого из участников нынешнего процесса.

Рассчитываем, что договорённости, заключённые между Соединёнными Штатами и «Талибаном» при прошлой Администрации США, будут выполняться, потому что они действительно в своё время создали шанс на достижение согласия между всеми противоборствующими сторонами. Будет печально, если они разрушатся.

Что касается обеспечения безопасности Афганистана, то в первую очередь это зависит от того, как быстро и эффективно будет достигнуто урегулирование. Оно должно включать вопросы политического устройства, представительства во власти и обеспечения безопасности. Россия уже многие годы немало делает для того, чтобы укрепить потенциал афганских сил безопасности, афганской армии: готовим персонал, поставляем продукцию военного назначения, в т.ч. на льготных или даже безвозмездных условиях.

Исходим из того, что с воссоединением и с урегулированием всех вопросов политического плана международное сообщество будет в состоянии более активно помогать укреплению афганских сил безопасности. Разумеется, мы не можем сбрасывать со счётов общерегиональный контекст. Параллельно с решением вопросов внутриафганского урегулирования мы приветствовали бы процесс консультаций, переговоров о том, как подкрепить эту договорённость согласием по мерам доверия, по укреплению безопасности уже и с вовлечением соседей Афганистана. С Индией у нас очень близкие позиции.

Всегда выступаем за то, чтобы соседи и все влиятельные страны региона участвовали в создании условий, которые позволили бы афганцам договориться между собой. Считаем, что оптимальным форматом привлечения внешних игроков является т.н. «Московский формат». Мы несколько раз собирали его участников. Напомню, что это не только непосредственные соседи Афганистана, – это все страны Центральной Азии, Индия, Пакистан, Китай, Иран, США и Российская Федерация. Готовы провести соответствующие консультации, если это будет признано целесообразно всеми названными мной странами. Будем рассчитывать на то, что это подтолкнёт процесс межафганских переговоров, который, как вы знаете, начался в столице Катара, Дохе, но в последнее время столкнулся с серьёзными проблемами и «забуксовал».

Повторю ещё раз: сейчас накапливается целый ряд факторов, которые необходимо прояснить, чтобы понять, как нам действовать дальше в афганском урегулировании с точки зрения «внешнего вклада» в создание необходимых условий. Договорились сегодня с Министром иностранных дел Индии С.Джайшанкаром о том, что наши спецпредставители по Афганистану будут оставаться в тесном контакте на регулярной основе.

Вопрос: Ранее Вы отмечали, что США жестко «давят» на Индию в вопросе военно-технического сотрудничества с Россией. Затруднило ли это реализацию уже существующих договоренностей с Нью-Дели и переговоры по новым контрактам?

С.В.Лавров: Не я отмечал, что США оказывали давление на Индию и на любую другую страну, которая имеет или планирует подписать контракты с Россией на поставку вооружений. Это публично заявлено США, без всяких стеснений. Все это хорошо знают. Так же хорошо знаем ответную реакцию со стороны Индии.

Американские «заходы» сегодня не обсуждали. Подтвердили нашу нацеленность на развитие военно-технического сотрудничества (ВТС). У нас действует Межправительственная комиссия по ВТС, у которой есть свои планы. В том числе обсуждаются перспективы дополнительного производства российской военной техники на территории Индии в рамках концепции «Делай в Индии» и «Самодостаточная Индия». Не почувствовал здесь колебаний со стороны наших индийских друзей и партнеров.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации