- Likes
- Friends
Законопроекты,
направленные на повышение эффективности работы и инвестиционной
привлекательности ОЭЗ рассматривались на согласительном совещании под
руководством Заместителя Председателя Правительства – полномочного
представителя Президента в ДФО Юрия Трутнева.
В конце
декабря прошлого года Минэкономразвития были представлены в Правительство
проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “Об
особых экономических зонах в Российской Федерации” и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» и «О внесении изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О
внесении изменений в Федеральный закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”” и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроекты
были подготовлены в соответствии с планом законопроектной деятельности
Правительства на 2021 год, а также с учётом поручения Правительства о доработке
некоторых положений законопроектов.
Представленные
проекты законов предусматривают изменение целей создания, схемы управления и
финансирования ОЭЗ, а также случаи их ликвидации; объединение
промышленно-производственного и технико-внедренческого типов ОЭЗ;
предоставление налоговых льгот резидентам ОЭЗ, исходя из видов экономической
деятельности; упрощение порядка получения и лишения статуса резидента ОЭЗ и переход
от установления перечня разрешенных видов деятельности к перечню запрещённых
видов деятельности на территории ОЭЗ. Для резидента ОЭЗ устанавливается
возможность выкупа арендуемого участка только в случае выполнения условий
соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ. Закрепляется особенность
обеспечения функционирования ОЭЗ, созданных на территории только
Северо-Кавказского федерального округа, уже успешно применяемых на территориях
опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке и в инновационных
научно-технологических центрах.
Параллельно по
поручению Юрия Трутнева Минэкономразвития также готовит предложения по
совершенствованию критериев создания новых ОЭЗ, что позволит повысить качество
и глубину проработки инвестиционных проектов и заявок на создание ОЭЗ. До
настоящего времени требования к минимальному количеству потенциальных
инвесторов и минимальному объёму заявляемых инвестиций при создании ОЭЗ не были
формально установлены. В то же время подавляющее большинство ОЭЗ, созданных в
последние годы, соответствуют этим критериям. Для повышения эффективности
вложения бюджетных средств в ОЭЗ Минэкономразвития также предложено ввести
требование о соотношении бюджетных и частных инвестиций в создание ОЭЗ.
За 2020 год
в России было создано 8 новых ОЭЗ. На данный момент в Минэкономразвития на
рассмотрении находятся еще 8 заявок, часть из которых регионы должны будут
доработать в соответствии с новыми критериями. В частности, для создания ОЭЗ
регионам потребуется заявить не менее 5 инвестиционных проектов с общим объёмом
инвестиций свыше 8 млрд рублей. При
наличии одного или нескольких проектов на сумму свыше 20 млрд рублей требование
к минимальному количеству инвесторов применяться не будет. Таким образом
расширяются возможности для создания ОЭЗ под реализацию достаточно масштабных и
уникальных инициатив. В новые критерии также добавится требование к инвесторам
о необходимости документального подтверждения финансирования.
Большинство
предложений Минэкономразвития были поддержаны, в том числе предложение о
нераспространении запрета на производство и переработку в границах ОЭЗ этана и
сжиженных углеводородных газов.
В отношении
механизма изменения площади ОЭЗ была поддержана позиция Минюста о необходимости
рассмотрения данного вопроса на заседании межведомственной рабочей группы и
установлении более чётких критериев для принятия решения об изменении площади
ОЭЗ.
По итогам
совещания Юрий Трутнев дал поручение до 7 мая 2021 года доработать законопроекты
с учётом состоявшегося обсуждения.
Эта публикация на сайте Правительства