Официальные новости

Интервью заместителя Министра иностранных дел России А.Ю.Руденко газете «Известия», опубликованное 11 февраля 2020 года

205

 

Вопрос: Кризис в сотрудничестве Москвы и Тбилиси продолжается не первый год. Нужны ли России и Грузии другие форматы диалога для вывода отношений на новый уровень? Какие задачи стоят перед Москвой на грузинском направлении сейчас?

Ответ: Россия никогда не была инициатором ухудшения отношений с Грузией. Именно Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой в сентябре 2008 года после вероломного вооруженного нападения на российских миротворцев в Республике Южная Осетия. К сожалению, и все последующие годы приходившие к власти в Грузии политические силы пытались обвинять нашу страну во всех смертных грехах, разыгрывая антироссийскую карту в конъюнктурных целях. Со своей стороны, Москва старается работать на позитивную повестку дня, прилагает усилия как в целях нормализации российско-грузинских отношений, так и обеспечения мира и стабильности в Закавказье.

Что касается форматов диалога, то, на наш взгляд, необходимые для решения как двусторонних, так и региональных проблем механизмы взаимодействия имеются. К их числу следует отнести, в частности, неформальный диалоговый канал Г.Б.Карасин – З.Абашидзе. Несмотря на все взлеты и падения в двусторонних отношениях, этот формат продолжает эффективно функционировать. Во многом благодаря его существованию удалось добиться серьезных практических результатов в торгово-экономической и культурно-гуманитарной областях.

В сфере региональной безопасности на протяжении последних 11 лет функционируют Международные женевские дискуссии по безопасности и стабильности в Закавказье. Россия и Грузия являются их активными участниками наравне с Абхазией, Южной Осетией, а также США, ООН, Евросоюзом и ОБСЕ. Следует бережно относиться к этой уникальной переговорной площадке. Проблема ее недостаточной эффективности заключается не в уровне и составе участников, а в нехватке политической воли двигаться навстречу друг другу и снимать накопившиеся вопросы.

Важно понимать, что Россия всегда дорожила дружескими отношениями с близким ей грузинским народом, с которым мы прожили в едином государстве под разными названиями не одно столетие. Уверены, что сохранившиеся добрые отношения между народами наших стран способны выдержать напор любой навязываемой извне политической конъюнктуры и послужить тем фундаментом, на котором будет выстраиваться процесс нормализации межгосударственных связей.

Вопрос: Сейчас Россию с Арменией связывает единственная сухопутная артерия через Верхний Ларс, то есть через Грузию. Ереван неоднократно поднимал вопрос об открытии второго транспортного коридора. Насколько эти идеи реализуемы? Ведется ли диалог об этом сейчас?

Ответ: Уверены, что развитие региональной торговли отвечает интересам России и всех стран Закавказья, включая Армению. При этом основным сдерживающим фактором, очевидно, остается неурегулированность отношений в треугольнике Абхазия – Грузия – Южная Осетия. Решению этих вопросов в прагматичном, неполитизированном ключе призвано способствовать подписанное в 2011 году Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии об основных принципах таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами, которое, к сожалению, до сих пор не заработало.

Напомню, что указанным соглашением предусматривается функционирование трех торговых коридоров – по так называемой Военно-грузинской дороге через МАПП «Верхний Ларс», а также через территории Абхазии и Южной Осетии. В настоящее время при посредничестве Швейцарии продолжаются переговоры в формате Совместного комитета по надзору за выполнением соглашения 2011 года и его рабочей группы по нерешенным вопросам. Рассчитываем, что сторонам удастся урегулировать ряд принципиальных разногласий и приступить к реализации соглашения.

Россия также предпринимает меры по улучшению пропускной способности МАПП «Верхний Ларс», в том числе путем прикомандирования на этот погранпереход дополнительного персонала в период пиковых нагрузок, организации реверсивного движения. В приоритетном порядке осуществляется пропуск автотранспорта с людьми. В целях системного решения проблемы очередей в связи с большим сезонным трафиком в прошлом году началась реконструкция «Верхнего Ларса». Стараемся осуществлять ее без ущерба для трансграничного прохождения товаров и транспортных средств. Срок окончания реконструкции – 2021 год.

Вопрос:  В 2019 году в Молдавии дважды менялось правительство. Как это сказалось на отношениях Москвы и Кишинева?

Ответ: Минувший год в Молдавии действительно был богат на события. Наряду с другими партнерами Кишинева мы выступали за мирное разрешение внутриполитических кризисов, которые потрясли страну сначала летом, а затем осенью.

Смена правительств положительно сказалась на российско-молдавских отношениях, которые в последние годы не по нашей вине переживали не лучшие времена. В дополнение к динамичному диалогу на высшем уровне активизировались межправительственные и межпарламентские контакты. Дважды встречались министры иностранных дел. Проведено заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству. Состоялся визит в Москву Премьер-министра Молдавии. В этом году 31 января прошли полезные переговоры глав правительств «на полях» заседания Евразийского межправсовета в Алма-Ате.

Поступательно развивается торгово-экономическое сотрудничество наших стран. В 2019 году товарооборот вышел на отметку 1,5 млрд долл. В ответ на пожелания Кишинева мы упростили доступ молдавских производителей на российский рынок, решили ряд проблем трудовых мигрантов из Молдавии. Решается вопрос о предоставлении Кишиневу кредита. Cловом, определенные подвижки налицо. Рассчитываем, что они позволят освоить потенциал российско-молдавского сотрудничества, который до конца не раскрыт.

Вопрос: Вторая половина 2019 года прошла под знаком углубления интеграции с Белоруссией. В чем основная причина трудностей, возникших между Москвой и Минском? Как в итоге должна измениться суть Союзного государства?

Ответ: Да, в процессе сотрудничества между нашими странами порой возникают спорные сюжеты. Однако, принимая во внимание высокую интенсивность российско-белорусского взаимодействия в торгово-экономической, финансовой, энергетической и других областях, ничего удивительного в этом нет. И уж тем более неправильно говорить, что дискуссии по тем или иным вопросам как-то «изменяют суть Союзного государства». Это не так.

Эта суть остается неизменной. Белоруссия – наш ближайший союзник и стратегический партнер, отношения с которым строятся на принципах добрососедства, взаимного уважения и учета интересов друг друга. Эта линия корректировке не подлежит.

В прошлом году главы правительств России и Белоруссии парафировали проект Программы действий по реализации Договора о Союзном государстве. Проделана огромная работа над отраслевыми «дорожными картами» дальнейшей интеграции. Рассчитываем продолжить укрепление Союзного государства – наиболее продвинутой интеграционной структуры на постсоветском пространстве.

Вопрос: Для постсоветского пространства многие годы актуальна проблема ущемления прав русскоязычного населения в некоторых странах. Как Россия намерена отстаивать их в странах бывшего СССР? Достаточно ли тех усилий, которые Москва прикладывает для защиты этих людей, или нужны новые подходы?

Ответ: Защита прав русскоязычного населения в ряде стран постсоветского пространства не просто сохраняет свою актуальность, но и входит в число приоритетов российской внешней политики. Мы постоянно внимательно следим за положением наших соотечественников, многие из которых после распада СССР и образования новых независимых государств действительно оказались в непростой жизненной ситуации.

Особую тревогу вызывают систематические нарушения фундаментальных прав и законных интересов представителей русскоязычных общин в Латвии, Литве, Эстонии и на Украине. Например, в Прибалтике до сих пор сохраняется понятие «негражданин». Власти этих стран методично лишают часть своего русскоязычного населения возможности получать образование на родном языке. Не лучшим образом обстоят дела и на Украине.

Особо подчеркну, что поддержка российских соотечественников осуществляется на основе нашего внутреннего законодательства и положений международного права.

Сегодня основным действенным механизмом координации этой работы выступает Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, ее возглавляет Министр иностранных дел С.В.Лавров. Практическими вопросами правовой защиты занимается Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом. Фонд был создан в 2012 году, и за последнее время его потенциал значительно усилился.

Для отстаивания интересов нашей диаспоры Россия использует и международные площадки, включая ООН, ОБСЕ, Совет Европы. При этом мы активно взаимодействуем с зарубежными и отечественными НПО.

Безусловно, результативность этой работы во многом зависит от состояния и специфики двусторонних отношений с каждым из наших партнеров на постсоветском пространстве, которые мы поступательно развиваем.

Замечу, что на фоне неослабевающей в ряде западных стран русофобской кампании мы укрепляем наши партнерские отношения с российскими общинами, в особенности в вопросах правовой поддержки. Новые формы нашего взаимодействия с диаспорой созданы, в частности, во время VI Всемирного конгресса соотечественников в Москве в конце 2018 года и Всемирной тематической конференции «Соотечественницы и преемственность поколений» осенью 2019 года. Впереди у нас крупные региональные конференции организаций соотечественников, одна из которых состоится в Минске весной этого года.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации