Официальные новости

Встреча с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным

45

Владимир
Путин провёл рабочую встречу с директором Федеральной службы по финансовому
мониторингу Юрием Чиханчиным.

Встреча с директором Федеральной службы по финансовому мониторингу Юрием Чиханчиным.

В.Путин: Добрый день!

Юрий Анатольевич, хотел бы
послушать сегодня результаты мониторинга расходования бюджетных средств и денег, которые выделяются на нацпроекты. Как
идут дела?

Ю.Чиханчин: Владимир
Владимирович, согласно Вашему поручению, мы выстроили систему мониторинга и контроля за расходованием
бюджетных средств совместно с заинтересованными ведомствами. Это в первую очередь Казначейство, Налоговая
служба, Генеральная прокуратура, ФСБ.
Выстроили взаимодействие и определили
механизм контроля, то есть мы выработали единые оценки рисков на сегодняшний день, выстроили систему
мониторинга, и вырабатываем систему мер по минимизации этих рисков. Все предложения, которые появляются,
передаем в Правительство, мы сейчас неплохо
работаем с Мишустиным в этом направлении.

Что нам удалось выстроить
в этом механизме? Мне бы хотелось немножко остановиться на коронавирусе, потому что деньги сегодня наиболее серьезные,
идущие на это направление. Мы посмотрели,
взяли на мониторинг порядка 7 тысяч контрактов, около 4,5 тысяч исполнителей и увидели, что действительно идет большое
поступление денежных средств. Динамика здесь
есть на графике денежных средств.

Но в тоже время на первоначальном этапе пришел ряд исполнителей, которые находились в зоне рисков, и нам пришлось отобрать часть материалов и передать в Генеральную прокуратуру, в ФСБ, в МВД,
порядка 160 материалов. На сегодняшний день часть контрактов расторгнута, возбуждены уголовные дела. Но после этого
динамика стала меняться в лучшую сторону.
Действительно повысилась исполнительская дисциплина непосредственно тех, кто работает с коронавирусом. И динамика здесь по графикам показывает, что падение по всему: и по количеству подозрительных
операций, по использованию фирм-однодневок, по использованию счетов банка сомнительным производством. Аналогичная ситуация
складывается и при приобретении медицинского
оборудования и ИВЛ. Здесь мы видим, что
положительное, есть общая хорошая работа.

Второй блок вопросов, который тоже
связан с коронавирусом, – это оказание помощи
системообразующим предприятиям. Более
1000 предприятий сегодня представлено. Мы их посмотрели на нескольких направлениях. Первое – это
преднамеренное сокрытие возможного финансового реального положения. Второе –
это возможное перечисление денежных средств
за рубеж, в первую очередь налогооблагаемых, льготные или оффшорные. Работу с теневыми площадками посмотрели и размещение средств на депозитах, выдача
беспроцентных займов. Посмотрели еще одно
направление – участие нерезидентов в работе и управлении
компаний.

К сожалению, мы действительно
увидели, что все эти показатели имеются. Действительно,
есть и вывод денежных средств за рубеж, и есть участие нерезидентов, более 100 компаний. Все эти материалы мы подготовили и отдали сейчас в Правительство. Это будет учитываться
при выработке подходов работы системообразующих предприятий.

Непосредственно
по нацпроектам. Здесь ситуация складывалась
таким образом. Общий объем доведенных денежных средств – более 2 триллионов на сегодняшний день. Доведена до получателей
примерно та же самая сумма.

Есть небольшая проблема – в кассовом расходе. То есть не все деньги,
которые поступили, сегодня контрактуются. Понятно, что сейчас какая-то часть
нацпроектов будет пересматриваться с учетом
складывающейся ситуации, но в то же время не хотелось бы, чтобы затягивалось,
потому что может получиться картина прошлого года, когда в конце года появились деньги и появились не очень добросовестные исполнители.

Если посмотреть еще один слайд, мы видим, что на сегодняшний день все-таки примерно третья часть
исполнителей, пришедших в нацпроекты, это
исполнители в зоне риска. Какие риски мы видим на сегодняшний день? Это значительное количество подозрительных
операций, которые банки выделяют по исполнителям. Это признаки фиктивности, когда появляются компании с 1–2 работающими людьми. Это относительно
короткий период деятельности компании – до шести месяцев.

В.Путин: Они не однодневки, но, тем не менее, те,
которые не созданы для реальной работы.

Ю.Чиханчин: Да, только появились, и уже выходят на миллиардные контракты. То есть мы как раз
совместно с ведомствами отрабатываем и смотрим.

Если в целом посмотреть непосредственно по каждому из национальных проектов, то картина примерно
одинаковая по всем. Немножко, может быть, чуть больше особенностей вызывает национальный проект «Малое
и среднее предпринимательство», здесь гораздо лучшая процентная ставка, «Образование» и «Комплексный план модернизации
и расширения магистральной инфраструктуры».
Мы сейчас по всем этим вопросам работаем непосредственно с Правительством. Мишустин выделил специально вице-премьера, и мы с ними отрабатываем этот вопрос.

Если посмотреть по округам, где и как идет освоение по национальным проектам, то наиболее вызывает вопросы у нас Южный
федеральный округ и Дальневосточный. Мы
сейчас работаем плотно с полпредствами и стараемся
заранее им сообщать о тех рисках, которые мы видим. И ищем пути совместной
минимизации этих рисков.

Что касается непосредственно по субъектам, то здесь по ряду субъектов действительно есть
риски – это Ставрополье, Пензенская область,
Хабаровский край. Но мы здесь начинаем работать уже
непосредственно с губернаторами. В качестве пилотного проекта мы работаем с Новгородской и Тульской областями. Мы совместно с ними выделили всех исполнителей, находящихся в зоне риска. Они
просто взяли их на контроль, своим
контрольно-надзорным органам дали поручения. А новгородский
губернатор эти объекты прямо взял на контроль и выезжает на них, смотрит. Этот пример, который был предложен Новгородской
и Тульской областям, рассматривался на заседании
Правительства, Правительственной комиссией и рекомендован всем субъектам, по такому же принципу построить дальнейшую
работу. Это, на наш взгляд, даст возможность нам снизить риски в сфере национальных проектов.

В то же время если говорить о проблемных зонах, мы не просто их мониторим,
но и отрабатываем более эффективные моменты.
Совместно с ФАС и ФСБ выявлены картельные
сговоры на 700 миллионов уже в этом году и расторгнуты контракты. Сохранено бюджетных средств, то есть там,
где не дали возможность недобросовестным
подрядчикам выйти, на 3,8 миллиарда рублей. Фактически
возмещен ущерб почти 3 миллиарда рублей – это где налоги вернули добровольно. И возбуждено порядка 50 уголовных
дел. Около 2 миллиардов арестовано.

В.Путин: Чтобы доводились до суда эти дела, чтобы они не затухли по дороге.

Ю.Чиханчин: Будем стараться.

Я в качестве примера могу
привести. Есть два материала. Это нацпроект,
связанный с экологией, в частности – Волга.
Вы знаете, что выделены деньги, но пришли
недобросовестные подрядчики и часть средств, выделенных туда, увели в аффилированные структуры и непосредственно
даже на счета исполнителям.

И второе. Это компания, которая работала в онкологическом
центре в Калининграде и на части объектов в Крыму. Аналогичная ситуация. Тоже возбуждены уголовные дела с нашим участием, с нашим материалом.

Хотелось бы сказать, какие проблемы на сегодняшний день в сфере контроля и мониторинга за бюджетными средствами.
Все-таки нам бы хотелось выйти на то, чтобы
сделать окраску бюджетных средств, чтобы банки
могли видеть, что эти деньги действительно бюджетные, что они идут на нацпроекты. Как мы сделали в свое время по гособоронзаказу. Тогда будет более эффективная
деятельность со стороны банков, они не будут давать
проводить сомнительные, подозрительные операции.

Второе – это выработка единых
классификаторов для всех министерств и ведомств, чтобы
понимали, что значит риск. Не только это наш риск, не только риск ФСБ или
Казначейства, это единый риск для всех.

И конечно, центр принятия решений.
Мы сейчас как раз над этим вопросом работаем
с Правительством, потому что не все риски можно минимизировать возможностями
одного ведомства. Допустим, банк лишается
лицензии, и клиентуре банка что делать, как
выйти из этой ситуации. Таких очень много примеров.

Если
можно, несколько слов по гособоронзаказу. Все-таки
надо отдать должное, что тот задел, который был сделан еще в 2016 году по гособоронзаказу, принес свои результаты. Мы
значительно сократили сомнительные операции –
падение на 35–37 процентов. А по ряду
направлений – в три раза. Уже фирмы-однодневки практически не приходят туда. Нет уже таких фактов, когда банки
отказывают в проведении операций исполнителям
по гособоронзаказу. То есть здесь стабилизировалась обстановка, ее просто надо удержать на этом направлении.

В.Путин: Я знаю, что система, которая
была введена в последнее время, работает.

Ю.Чиханчин: Да.

И еще очень важно, все-таки правильное было принято решение – «Промсвязьбанк»
появился как головной банк для решения этого вопроса.
Я могу сказать, что сегодня 58 процентов исполнителей уже находятся в «Промсвязьбанке».
Мы с ними вырабатываем общие подходы, у них
хорошая система контроля. Они взаимодействуют и с нами, и с Казначейством, и с Налоговой, и с правоохранительными органами. И это в совокупности как
раз приводит к тому, что мы сохраняем эти денежные средства.

Но в тоже время хотелось бы отметить, что большая работа, которая была проведена с Центральным банком, с правоохранительными органами, в первую очередь ФСБ и МВД, Генеральной прокуратурой, нам удалось «зачистить» банковский сектор,
освободиться от неблагонадежных банков. И если мы полтора года назад говорили о том, что у нас несколько десятков теневых площадок в стране, то сегодня мы можем сказать, что где-то около десятка всего. И мы их видим, и потихоньку начинаем
ликвидировать.

Но все равно
востребованность в «серых» теневых деньгах
остается, и недобросовестные бизнесмены уходят
на зарубежные площадки. В частности, мы сейчас работаем довольно плотно с коллегами из Кыргызстана, так называемая «киргизская
схема», куда ушли деньги. Нам помогают еще порядка десяти стран. В общей сложности около 2 миллиардов уже арестовано
денег. Я думаю, что мы это дело доведем до конца, в семь раз, по крайней мере, сократили вывод денежных средств в Кыргызстан. Спасибо коллегам.

Второй блок здесь появился, кроме банковского, это страховой
сектор. Тоже стал проявлять себя. Здесь принцип
очень простой: делаются компании-двойники, то есть страховая компания плюс страховой агент,
и деньги, которые должны принести страхующие
люди или компании, они попадают страховому агенту, а уже распределение идет в пользу интереса собственника, минуя страховую
компанию. Я думаю, что для нас эти подходы
понятны, мы их реализуем, и в целом систему
выстраиваем. Я думаю, что она нам даст возможность сохранить денежные средства, которые выделяются.

<…>

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации