Официальные новости

Доклад о реализации плана мероприятий ("дорожной карты") Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р, в части мероприятий, запланированных на 2019 год

41

1. Общая информация об отраслевом документе

стратегического планирования Российской Федерации

по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской

Федерации (далее – отраслевой документ

стратегического планирования)

N п/п Содержание раздела
1.1 Наименование отраслевого документа стратегического планирования:

Стратегия развития страховой деятельности в Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия)

(указывается наименование)

1.2 Реквизиты акта, которым утвержден отраслевой документ стратегического планирования:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. № 1293-р

(указываются полное название, номер и дата акта)

1.3 Федеральный орган исполнительной власти (далее – разработчик):

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)

(указываются полное и краткое наименования)

1.4 Федеральные органы исполнительной власти – соисполнители:

Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России)

(указываются полное и краткое наименования)

1.5 Отчетный год, за который представляется доклад о реализации отраслевого документа стратегического планирования: 2019 год

2. Аналитическая справка о реализации отраслевого документа

стратегического планирования

N п/п Содержание раздела
2.1 Описание динамики показателей отраслевого документа стратегического планирования, отраженных в пункте 5 настоящей формы:

  1. Темп прироста доли страховых премий в валовом внутреннем продукте (процентов).

Темп прироста доли страховых премий в валовом внутреннем продукте в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил -2,97 процента.

  1. Темп прироста объема совокупной страховой премии (без обязательного медицинского страхования) (процентов).

Темп прироста объема совокупной страховой премии в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил 15,94 процента.

Вместе с тем в 2019 г. объем совокупной страховой премии в 2019 г. по сравнению с 2018 г. практически не изменился и составил 1481,2 млрд. руб. (объем совокупной страховой премии в 2018 г. – 1479,5 млрд. руб.).

  1. Темп прироста доли страхования жизни в объеме совокупной страховой премии (процентов).

Темп прироста доли страхования жизни в объеме совокупной страховой премии в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил 6,51 процента.

В то же время в 2019 г. наблюдается снижение спроса в сегменте страхования жизни (кроме страхования жизни заемщика, пенсионного страхования), которое в последние годы было главным драйвером страхового рынка: доля страхования жизни (кроме страхования жизни заемщика, пенсионного страхования) в объеме совокупной страховой премии в 2019 г. составила 21,3%, тогда как в 2018 г. – 26,5%. Данная тенденция связана с расхождением между ожиданиями страхователей и фактическими результатами по договорам страхования жизни, а также действиями органа страхового надзора и саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей страховые организации, направленными на обязательность информирования потребителей при оказании им услуг по добровольному страхованию жизни (в частности, инвестиционному страхованию жизни) и установление требований к содержанию предоставляемых гражданам сведений об условиях страхования.

  1. Темп прироста доли добровольных видов страхования в объеме совокупной страховой премии (процентов).

Темп прироста доли добровольных видов страхования в объеме совокупной страховой премии в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил 3,99 процента.

Развитие российского страхового рынка по-прежнему обеспечивается за счет добровольного страхования: в 2019 г. соотношение добровольного и обязательного страхования в структуре страховой премии составило 84/16 (в 2018 г. – 83/17).

  1. Темп прироста доли обязательных видов страхования в объеме совокупной страховой премии (процентов).

Темп прироста доли обязательных видов страхования в объеме совокупной страховой премии в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил -17,26 процента.

Сокращение доли обязательного страхования в объеме совокупной страховой премии связано с ускоренным по сравнением с обязательным развитием добровольного страхования, а также снижением средней страховой премии по обязательному страхованию.

  1. Темп прироста объема страховых премий на душу населения (процентов).

Темп прироста объема страховых премий на душу населения в 2019 г. по отношению к 2017 г. составил 16 процентов.

Одновременно отмечаем, что размер страховой премии на душу населения в 2019 г. по сравнению с 2018 г. повысился незначительно и составил 10,1 тыс. руб. Вместе с тем рост количества заключенных договоров добровольного страхования в 2019 г. на 3,4% по сравнению с 2018 г. свидетельствует о заинтересованности граждан в наличии страховой защиты.

(представляются описания изменений показателей)

2.2 Оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в описываемой сфере или отрасли экономики <1>:

Нормативные правовые акты Российской Федерации, принимаемые в сфере страховой деятельности, направлены на развитие страховой деятельности в Российской Федерации, обеспечение баланса интересов участников страховых отношений, соблюдение прав и законных интересов страхователей (застрахованных лиц, выгодоприобретателей)

(указывается перечень мер с характеристикой их влияния)

2.3 Итоги реализации мероприятий, предусмотренных отраслевым документом стратегического планирования в отчетном году (при наличии таких мероприятий):

  1. Регулирование сферы деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию (пункт 38 плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии, плановый срок реализации – 2017 г.) – мероприятие частично выполнено. Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и иные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект), предусматривающий обеспечение допуска и регулирование деятельности филиалов иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию. Внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации запланировано в 2020 г.
  2. Интеграция финансового регулирования в рамках Единого экономического пространства (пункт 39 плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии) – мероприятие выполнено.
  3. Сближение с нормами международного регулирования (Организации экономического сотрудничества и развития, Международной ассоциации страховых надзоров, Европейского союза, Таможенного союза) (пункт 40 плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии) – мероприятие выполнено.

(представляется перечень мероприятий с указанием достигнутых результатов “мероприятие выполнено/не выполнено/частично выполнено”)

——————————–

<1> Дается оценка достаточности и эффективности регулирующих соответствующую сферу или отрасль экономики нормативных правовых актов и международных соглашений.

В отношении мер, оказавших значимое положительное влияние на сферу или отрасль экономики в целом, приводится описание их влияния.

При выявлении мер, оказавших значимое отрицательное влияние на сферу или отрасль экономики в целом, приводится описание этого влияния, при этом в пункте 3.2 настоящей формы указываются предложения по его предотвращению в дальнейшем.

3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации

отраслевого документа стратегического планирования

N п/п Содержание раздела
3.1 Факторы, повлекшие полное или частичное неисполнение мероприятий и (или) недостижение целевых показателей (при наличии):

Мероприятия, предусмотренные планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии на 2019 г., выполнены.

Работа по реализации пункта 38 плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии, предусматривающего разработку проекта федерального закона по регулированию сферы деятельности иностранных страховщиков и их филиалов на территории Российской Федерации в связи с обязательствами Российской Федерации по вступлению во Всемирную торговую организацию, проводилась в 2019 г. В связи с особенностями и динамикой предмета регулирования законопроекта, а также значительным объемом корреспондирующих изменений в другие нормативные правовые акты, внесение законопроекта в Правительство Российской Федерации запланировано в 2020 г.

(указывается перечень факторов)

3.2 Предложения по совершенствованию мер государственного регулирования в рассматриваемой отрасли:

Снижение административной нагрузки для субъектов страхового дела, совершенствование регулирования в сфере страховой деятельности с учетом правоприменительной практики, отказ от избыточных и неэффективных требований к ним.

(указывается перечень мероприятий)

4. Предложения о необходимости корректировки отраслевого

документа стратегического планирования

N п/п Содержание раздела
4.1 Перечень факторов, последствия которых окажут значительное влияние на сферы или отрасли экономики <2>:

Развитие цифровых технологий и их внедрение и использование в сфере страхования (позитивное влияние), восстановление и ускорение социально-экономического развития и реальных располагаемых денежных доходов населения (позитивное влияние).

(указывается перечень факторов с характеристикой их влияния)

4.2 Предложения по корректировке содержания отраслевого документа стратегического планирования (при необходимости):

В связи с завершением срока реализации Стратегии необходимость ее корректировки не усматривается.

В соответствии с пунктом 2 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 08.04.2020 № АБ-П13-3243 Минфином России в настоящее время ведется работа по разработке проекта Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на очередной период.

(указываются предложения по корректировке и/или уточнению)

4.3 Предложения по корректировке мероприятий отраслевого документа стратегического планирования (при необходимости):

План мероприятий («дорожная карта») Стратегии выполняется в полном объеме, при этом реализация предусмотренных им мероприятий способствует эффективному развитию страховой отрасли и сохраняет свою актуальность. Полное выполнение плана мероприятий («дорожной карты») Стратегии прогнозируется к моменту завершения Стратегии. Мероприятия, реализуемые в рамках исполнения иных документов стратегического характера, соответствуют цели и направлениям, заданным Стратегией.

В силу скорого завершения Стратегии необходимость корректировки плана мероприятий («дорожной карты») отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 08.04.2020 № АБ-П13-3243 Минфином России в настоящее время ведется работа по разработке проекта Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на очередной период.

(указываются предложения по корректировке и/или уточнению)

4.4 Предложения по корректировке показателей отраслевого документа стратегического планирования и (или) их значений (при необходимости):

Считаем нецелесообразным проводить работу по корректировке показателей Стратегии в связи с завершением срока ее реализации.

В соответствии с пунктом 2 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 08.04.2020 № АБ-П13-3243 Минфином России в настоящее время ведется работа по разработке проекта Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на очередной период.

(указываются предложения по корректировке и (или) уточнению)

——————————–

<2> Указываются факторы, последствия которых окажут негативное или позитивное влияние на сферу или отрасль экономики, с характеристикой их влияния. В качестве характеристики влияния фактора указывается “негативное/позитивное”.

5. Сведения о достижении целевых значений показателей

за отчетный период

№ п/п Показатели отрасли/сферы <3> Предыдущий год[1] Отчетный год Характеристика показателя <5>
План <4> Факт[2]
5.1 Основные показатели сферы/отрасли экономики (например, выпуск и потребление товаров, работ, услуг; инвестиции; цены/тарифы на товары, работы, услуги)
Темп прироста доли страховых премий в валовом внутреннем продукте (процентов) 11,3 -2,97 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

Темп прироста объема совокупной страховой премии (без обязательного медицинского страхования) (процентов) 29,34 15,94 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

Темп прироста доли страхования жизни в объеме совокупной страховой премии (процентов) 136,18 6,51 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

Темп прироста доли добровольных видов страхования в объеме совокупной страховой премии (процентов) -1,42 3,99 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

Темп прироста доли обязательных видов страхования в объеме совокупной страховой премии (процентов) 6,44 -17,26 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

Темп прироста объема страховых премий на душу населения (процентов) 27,71 16 Планирование значения контрольного показателя на данный период (2019 г.) не производилось.

Характеристика контрольного показателя будет дана в докладе о реализации плана мероприятий («дорожной карты»)

Стратегии в части мероприятий, запланированных на 2020 г., для которого планом мероприятий («дорожной картой») Стратегии предусмотрено целевое значение.

5.2 Динамика показателей, характеризующих место сферы/отрасли экономики России в мире (например, объемы выпуска товаров, работ, услуг в целом по миру; доля товаров, работ, услуг российского происхождения в мировом объеме) отсутствуют
5.3 Показатели финансового состояния сферы/отрасли экономики (например, прибыль/убыток, рентабельность отрасли/сектора) отсутствуют
5.4 Показатели, характеризующие технологическое развитие сферы/отрасли экономики (например, объем инновационных товаров, работ, услуг, их удельный вес в общем объеме товаров, работ, услуг; производительность труда; экологические показатели сферы/отрасли экономики – объемы выбросов загрязнений, объемы отходов) отсутствуют

——————————–

<3> Каждый показатель указывается в отдельной строке.

<4> При наличии утвержденного планового значения показателя на отчетный год в отраслевом документе стратегического планирования.

<5> Заполняется в соответствии с динамикой относительно предыдущего года (с точки зрения достижения целевого значения показателя):

Рисунок (не приводится) – улучшение ситуации в отрасли по сравнению с предыдущим годом;

Рисунок (не приводится) – ситуация не изменилась;

Рисунок (не приводится) – ухудшение ситуации по сравнению с предыдущим годом.

6. Данные об использованных бюджетных ассигнованиях

на реализацию мероприятий государственных программ

Российской Федерации, обеспечивающих реализацию

отраслевого документа стратегического планирования

N п/п Наименование государственной программы Российской Федерации (госпрограммы), федеральной целевой программы (ФЦП) либо их составляющих <6> Объем бюджетных ассигнований, выделенных в отчетном году на реализацию отраслевого документа стратегического планирования
1 2 3
6.1 Наименование госпрограммы:

государственная программа Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от              15 апреля 2014 г. № 320

(указывается наименование)

не предусмотрен
6.1.1 Наименование подпрограммы/ФЦП госпрограммы:

подпрограмма 5 «Развитие законодательства Российской Федерации в сфере финансового рынка, валютного регулирования и валютного контроля, драгоценных металлов и драгоценных камней»

(указывается наименование)

не предусмотрен
6.1.1.1 Наименование основного мероприятия подпрограммы госпрограммы/мероприятия в рамках ФЦП:

основное мероприятие 5.1 «Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка»

(указывается наименование)

не предусмотрен

——————————–

<6> Указываются все госпрограммы, механизмы которых используются для реализации отраслевого документа стратегического планирования.

В случае, когда госпрограмма полностью направлена на реализацию отраслевого документа стратегического планирования, разбивка на подпрограммы/ФЦП не требуется. При этом в столбце 3указывается общий объем средств федерального бюджета в рамках госпрограммы.

В случае, когда на реализацию отраслевого документа стратегического планирования направлены только отдельные подпрограммы/ФЦП или отдельные основные мероприятия госпрограммы/мероприятия ФЦП, в столбце 3 приводится соответствующий объем бюджетных ассигнований.

7. Данные об объемах привлеченного

внебюджетного финансирования, в том числе на принципах

государственно-частного партнерства, в рамках реализации

отраслевого документа стратегического планирования

N п/п Наименование направления Объем внебюджетного финансирования Источник информации <7>
7.1 Внебюджетные средства в рамках государственных программ Российской Федерации
7.2 Внебюджетные средства в рамках механизма государственно-частного партнерства, в том числе в разрезе проектов, реализуемых на:
7.2.1 Федеральном уровне
7.2.2 Региональном уровне
7.2.3 Муниципальном уровне
7.3 Внебюджетные инвестиции <8>

——————————–

<7> В качестве источника информации может быть использована информация официальных статистических ведомств Российской Федерации, ведомственная статистика либо иная статистическая информация с указанием источника информации.

<8> К внебюджетным инвестициям относятся: собственные средства, кредиты банков, заемные средства других организаций, иностранные инвестиции, средства внебюджетных фондов, средства организаций и населения, средства вышестоящих организаций, средства от выпуска корпоративных облигаций, средства от эмиссий акций, направленные на развитие соответствующей сферы или отрасли экономики.


[1] указаны показатели темпа прироста 2017 г. по отношению к 2014 г.

[2] указаны показатели темпа прироста 2019 г. по отношению к 2017 г.

Читать публикацию (открывается на сайте Минфина)

Похожие публикации