- Likes
- Friends
Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова южнокорейскому информационному агентству «Ёнхап», Москва, 29 сентября 2020 года
Вопрос: 30 сентября с.г. Республика Корея и Россия отмечают 30-летие установления дипломатических отношений. Как Вы оцениваете их нынешнее состояние и перспективу? Планируется ли в ближайшее время визит Президента России В.В.Путина в Республику Корея?
С.В.Лавров: За прошедшие тридцать лет наши страны, начав практически с нуля, накопили значительный опыт плодотворного сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что нас связывают поистине добрососедские дружественные отношения, основанные не только на взаимовыгодной практической кооперации, но и на обоюдной симпатии рядовых россиян и корейцев.
Между двумя государствами налажен регулярный политический диалог, в том числе на высшем уровне. Важным событием стал государственный визит в Россию Президента РК Мун Чжэ Ина 21-23 июня 2018 г. К обсуждению вопросов, связанных с возможным визитом Президента В.В.Путина в Республику Корея, имеем в виду приступить по мере нормализации санитарно-эпидемиологической ситуации.
Республика Корея – в числе ключевых торгово-экономических партнеров России. Объем двустороннего товарооборота вплотную приблизился к 25 млрд долл.
Особое значение придаем взаимодействию в рамках Российско-Корейского Форума межрегионального сотрудничества, третье заседание которого планируется провести в Республике Корея в будущем году.
Интенсивно развиваются связи в культурно-гуманитарной области. С неизменным успехом в вашей стране проходят гастроли выдающихся исполнителей классической музыки, артистов театра и балета России.
Укрепляются туристические обмены. В прошлом году более 270 тыс. россиян посетили Южную Корею, а порядка 430 тыс. корейцев побывали в нашей стране. Устойчивая тенденция роста туристических потоков во многом стала возможной благодаря реализации заключенного в 2014 г. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея о взаимной отмене визовых требований.
К 30-летию установления дипломатических отношений приурочено осуществление масштабного совместного проекта – Года взаимных обменов. К сожалению, из-за пандемии коронавирусной инфекции многие мероприятия в его рамках пришлось отложить. Однако мы по-прежнему настроены на их успешное проведение в 2021 г.
Вопрос: Несмотря на то, что после установления дипотношений сотрудничество двух стран последовательно развивалось и мы добились определенных успехов, многие отмечают, что его потенциал все-таки недостаточно реализован. Как Вы думаете, что нужно сделать с обеих сторон для того, чтобы в полной мере реализовать этот потенциал?
С.В.Лавров: Соглашусь, что за прошедшие три десятилетия мы не в полной мере задействовали имеющиеся возможности.
Одно из узких мест двусторонних экономических связей – их инвестиционная составляющая. К примеру, в настоящее время на Дальнем Востоке России силами компаний из РК реализуется лишь 7 проектов на общую сумму 2,4 млрд рублей. При этом в последние годы мы наблюдаем отток южнокорейского капитала из российских регионов. Благоприятные возможности для выправления негативных тенденций, на мой взгляд, предоставляет действующий в регионах Сибири и Дальнего Востока преференциальный режим капиталовложений. В рамках территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток иностранным, в том числе, южнокорейским инвесторам предлагаются одни из лучших в АТР условия в таких областях, как медицина, портовая инфраструктура, судоремонт, туризм, аграрный сектор. Многие из этих сфер включены в т.н. «девять мостов» – девять приоритетных направлений торгово-экономического взаимодействия между нашими странами, предложенных Президентом Мун Чжэ Ином в 2017 г.
Не могу не упомянуть и остающийся нереализованным потенциал трехстороннего экономического сотрудничества в формате Россия-РК-КНДР. Наша страна неизменно выступает за продвижение инициатив с участием трех стран, включая интеграцию корейских железных дорог с Транссибом, а также транзитные поставки трубопроводного газа и электроэнергии через КНДР в РК. Их осуществление не только отвечает экономическим интересам трех стран, но и способно внести весомый вклад в укрепление мира и безопасности на Корейском полуострове.
Считаем важным приступить к практическим мерам в данной сфере, не дожидаясь отмены международных санкций в отношении КНДР. Первым шагом на этом пути могло бы стать налаживание транзитных перевозок российского угля через порт Раджин в Республику Корея с участием заинтересованных южнокорейских компаний в рамках проекта «Хасан – Раджин» с учетом того, что он выведен из-под действия санкций СБ ООН.
Вопрос: Переговоры по денуклеаризации Корейского полуострова зашли в тупик после провала саммита Главы КНДР Ким Чен Ына и Президента США Дональда Трампа в Ханое в феврале 2019 г. Как можно, по Вашему мнению, сдвинуть переговорный процесс с мертвой точки? Какие меры нужно принять каждой вовлеченной стороне?
С.В.Лавров: Россия неизменно выступает за продолжение общего переговорного процесса по урегулированию всего комплекса проблем Корейского полуострова, включая ядерную. Поддерживали усилия Пхеньяна, Сеула, Вашингтона по нормализации межкорейских и американо-северокорейских отношений, содействовали партнерам в их конструктивных начинаниях.
Вместе с тем, важно переходить от слов к действиям, к практической реализации уже достигнутых договоренностей. За прошедшие годы их было немало – Совместное заявление лидеров КНДР и США в Сингапуре, Пханмунчжомская и Пхеньянская декларации Президента Мун Чжэ Ина и Председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына. К сожалению, когда дело дошло до воплощения их положений в жизнь, оказалось, что стороны к этому не готовы. Зазвучали требования «сделать первый шаг» или пойти на дополнительные уступки, просьбы отложить реализацию «пока невыполнимых» по тем или иным причинам пунктов. Вполне закономерно, что это вызвало определенную потерю интереса к последующим контактам.
Тем не менее, обстановка вокруг Корейского полуострова остается относительно стабильной, а вовлеченные государства не отказываются от диалога. Продолжаем убеждать партнеров одновременно пойти на пусть пока небольшие, но реальные шаги навстречу друг другу. Убеждены, что Южной и Северной Корее, как и США и КНДР необходимо сосредоточиться на нормализации двусторонних отношений и укреплении взаимного доверия, а не пытаться решить весь комплекс застарелых проблем субрегиона сразу и только между собой. Последнее – задача всех вовлеченных государств, выполнить которую удастся только совместными усилиями при уважении законных интересов друг друга. На налаживание такой многосторонней работы направлены известные российские инициативы по корейскому урегулированию.
Вопрос: Как известно, в 2017 г. Россия вместе с Китаем разработала «дорожную карту» для комплексного решения всех проблем Корейского полуострова и предложила всем участникам переговорного процесса следовать ей. А с прошлого года Россия и Китай активно продвигают новую усовершенствованную инициативу по урегулированию корейских проблем. Не могли бы Вы детализировать, какие идеи включены в этот план действий?
Какова реакция на него участников переговорного процесса? Продолжает ли Россия придерживаться мнения, что для возобновления переговорного процесса сначала нужно смягчить международные санкции в отношении КНДР?
С.В.Лавров: Действительно, в 2017 г. в Совместном заявлении МИД России и Китая были обнародованы основные положения «дорожной карты» корейского урегулирования, к которой мы пригласили присоединиться другие вовлеченные страны. Несмотря на то, что США, Республика Корея, КНДР и Япония воздержались от официального участия в реализации нашей инициативы, констатируем, что события последующих лет во многом развивались в русле российско-китайского документа. В его первом пункте речь шла о снижении военной напряженности вокруг Корейского полуострова за счет отказа КНДР от ядерных испытаний и ракетных пусков, а США и Республики Корея – от проведения крупномасштабных военных маневров; во втором – о нормализации американо-северокорейских и межкорейских отношений посредством налаживания регулярных двусторонних контактов.
Невзирая на известные трудности на данных переговорных треках, считаем, что в принципиальном плане мы подошли к третьему этапу реализации документа – возобновлению многостороннего взаимодействия по урегулированию всего комплекса проблем Корейского полуострова. Руководствуясь такой логикой, приступили к разработке в 2019 г. соответствующего «плана действий», в котором попытались изложить будущие совместные шаги вовлеченных государств в четырех основных измерениях: военном, политическом, экономическом и гуманитарном. Исходим из того, что они могли бы осуществляться параллельно, чтобы достигать прогресса в решении тех или иных проблем без их искусственной привязки друг к другу. При этом указанные шаги могут потребовать организации работы в различных форматах. Мы, например, убеждены, что вопросы окончательного политического урегулирования на Корейском полуострове должны находиться в ведении самих корейских государств с необходимым содействием со стороны ООН. За счет комплексной природы документа все действия дополняли бы друг друга, что позволило бы нам вместе двигаться вперед, несмотря на возникающие на том или ином направлении сложности.
К слову, одним из упомянутых в документе шагов как раз является постепенная отмена санкций в отношении КНДР. Не считаем, что от переговоров нужно отказываться, поскольку альтернативы им не существует, однако понимаем и мотивы северокорейских партнеров. Соответствующие рестрикции Совета Безопасности ООН были введены после осуществления Пхеньяном ядерных испытаний и пусков ракет большой дальности. И после того, как лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о своем стремлении к денуклеаризации, объявил в 2018 г. мораторий на ядерные испытания и пуски ракет большой дальности и поддерживает его до сих пор, мы тоже должны были пойти на конструктивные шаги навстречу Пхеньяну, в том числе начать постепенно ослаблять санкционный режим.
Могу отметить, что наши коллеги заинтересовались новой российско-китайской инициативой, охотно обсуждали ее и высказывали собственные соображения. Естественно, отразить разные, подчас диаметрально противоположенные точки зрения сторон в одном документе было чрезвычайно сложно. Тем не менее, совместно с китайскими партнерами мы все же обновили «план действий» с учетом мнений Вашингтона, Сеула и Пхеньяна и в конце прошлого года вновь распространили его среди вовлеченных государств. Конечно, пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в практическую работу над новым проектом документа, но и мы, и другие партнеры настроены на ее продолжение после возобновления полноформатных контактов.
Вопрос: Как Вы думаете, какое сотрудничество может быть осуществлено между Республикой Корея и Россией в условиях пандемии COVID-19?
С.В.Лавров: Коронавирус высветил необходимость активизации двустороннего сотрудничества в области здравоохранения. Меры по предотвращению распространения COVID-19, принимаемые Правительством РК, заслужили высокую оценку со стороны международного сообщества. В свою очередь предпринимаем энергичные шаги по купированию распространения коронавирусной инфекции у себя в стране. Уверен, что нам было бы полезно обменяться наработанным опытом в деле борьбы с инфекционными заболеваниями.
Пандемия, к сожалению, внесла коррективы в планы двусторонних обменов. Ряд контактов, включая юбилейные мероприятия, приуроченные к 30-летию установления дипотношений, пришлось отложить до стабилизации эпидемиологической обстановки. Однако современные информационно-коммуникационные технологии позволяют нам продолжать общение с партнерами. Подтверждением этому служат двусторонние мероприятия, перенесенные в онлайн-пространство, включая запланированную на конец октября межсессионную встречу сопредседателей Российско-Корейской Совместной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Рассчитываем на участие южнокорейских представителей в Московском международном форуме «Открытые инновации» с учетом статуса Республики Корея как страны-партнера. Таким образом, даже в нынешних непростых условиях все актуальные вопросы двусторонних отношений могут решаться на плановой основе.
Надеюсь, что достигнутая на днях договоренность о возобновлении регулярного авиасообщения уже в обозримой перспективе поспособствует выведению двусторонней кооперации между нашими странами на докризисный уровень. Если говорить о планах на будущий год, то, помимо уже упомянутого Года взаимных обменов, нацелены на успешную реализацию мероприятий в рамках запланированного по линии министерств культуры двух стран Года культурных обменов, а также проекта «Русские сезоны» в Республике Корея.
Эта публикация на сайте МИД