Официальные новости

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 15 октября 2020 года

150

О текущей ситуации с коронавирусом

Динамика распространения коронавирусной инфекции в мире по-прежнему не демонстрирует признаков перелома ситуации. Напротив, большинство стран продолжает переживать стремительный рост заболеваемости. По состоянию на 15 октября общее число инфицированных превысило 38.5 млн человек.

Вновь приводятся в «боевую готовность» медицинские учреждения, во многих странах ужесточаются подходы к карантинным ограничениям. Осенний «всплеск» COVID-19 оказывает свое негативное воздействие не только на санитарно-эпидемиологический фон, но зачастую и определяет социально-экономическую, информационную и морально-психологическую в государстве в целом.

Во многих странах вновь закрываются музеи, театры, кинотеатры, сокращаются часы работы ресторанов, транспорта, отменяются массовые общественные, спортивные и религиозные мероприятия, продляются действующие противоэпидемические режимы. В ряде государств вводится комендантский час. Как следствие, регистрируется дальнейший рост безработицы, падение индексов инвестиционной активности, увеличение количества банкротств. Это ведет к социальному недовольству. Множатся опасения, что нынешний затяжной карантин может оказаться еще более осязаемым для национальных экономик, которых весенний этап пандемии отправил в глубокий «нокдаун» рецессии. Адекватное соизмерение степени усилий по обеспечению требуемой медико-санитарной безопасности населения и удержанием «на плаву» ключевого социально-экономического сегмента выступает сегодня одной из центральных задач большинства государств и правительств.

О гуманитарном содействии России зарубежным странам в борьбе с коронавирусной инфекцией

Вопросы оказания Россией помощи иностранным государствам в условиях распространения коронавирусной инфекции неоднократно освещались в ходе брифингов, других официальных выступлений и публикаций МИД России. С самого начала вспышки пандемии COVID-19 в мире наша страна оказывает гуманитарное содействие многим государствам, серьезно пострадавшим от опасного патогена. В рамках заключенных соглашений, а также на основе договоренностей на высшем и высоком уровнях реализуются поставки различного медоборудования, средств индивидуальной защиты и диагностики вируса, включая ПЦР-тесты и реагенты к ним, приборы для бесконтактной термометрии, системы дезинфекции, мобильные лаборатории и т.п. По данным Роспотребнадзора, более чем 30-ти зарубежным странам выделено 6580 тест-систем на 658 тыс. исследований и проб. Важным направлением указанной работы является командирование наших профильных специалистов «на передовую» в самые «горячие» точки для оказания антиковидного содействия. Так, например, только недавно специальные команды российских медиков вернулись из Узбекистана, Молдавии и Киргизии.

Все более востребованным у наших партнеров становится накопленный у нас опыт организации оказания медицинской помощи. Разработанные Минздравом России соответствующие методические рекомендации публикуются в открытом доступе на его официальном сайте. Там же размещен разработанный ведущими российскими учеными с учетом рекомендаций Всемирной организации здравоохранения интерактивный учебный курс «Комплексная программа реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19. Россией на безвозмездной основе Европейскому региональному бюро ВОЗ были переданы образовательные модули для обучения медицинского персонала.

Заметный интерес в мире вызывают передовые российские разработки надежных и безопасных лекарственных препаратов и вакцин. Заинтересованность в их приобретении и запуске совместного производства на своей территории уже высказал целый ряд иностранных государств. В начале этого месяца первая партия вакцины «Спутник V» в количестве 200 доз направлена в Венесуэлу для проведения финальной стадии совместных клинических испытаний. Над продвижением данной вакцины в мире активно работает Российский Фонд прямых инвестиций.

Помимо санитарно-эпидемиологического направления, наше гуманитарное содействие включает в себя также предоставление, в первую очередь странам СНГ, Абхазии и Южной Осетии масштабной материально-технической, продовольственной и консультационной помощи (различное оборудование, продукты первой необходимости, образовательные услуг по формированию местного медперсонала и т.п.). Обращения за помощью к России продолжают поступать.

О предстоящих 19 октября с.г. переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Совета Европы М.Пейчинович-Бурич

19 октября 2020 г. в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Генеральным секретарем Совета Европы (СЕ) М.Пейчинович-Бурич (Хорватия) в рамках ее первого после вступления в должность в сентябре 2019 года рабочего визита в Российскую Федерацию.

На переговорах в МИД с С.В.Лавровым планируется обсудить широкий круг вопросов участия России в многопрофильной деятельности СЕ и актуальные проблемы европейской повестки дня, обменяться мнениями о направлениях реформы Организации и приоритетах ее работы, а также о предпринимаемых на страсбургской площадке международных усилиях по борьбе с пандемией коронавируса и ее последствиями. Министр вновь привлечет внимание Генсекретаря к таким позорным для современной Европы явлениям, как системная дискриминация русского и русскоязычного населения Украины и стран Прибалтики, притеснения российских СМИ, попытки исторического ревизионизма и героизации пособников нацистов.

Программа пребывания Генсекретаря в Москве включает также встречи с Председателем Совета Федерации В.И.Матвиенко, руководством делегации Федерального Собрания Российской Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы, Министром юстиции Российской Федерации К.А.Чуйченко, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Т.Н.Москальковой, а также выступление в Европейском учебном институте МГИМО (У) МИД России.

О заседании СБ ООН по ситуации в Персидском заливе

20 октября в Совете Безопасности ООН под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова состоятся дебаты (в формате видеоконференции) на тему: «Поддержание международного мира и безопасности: всеобъемлющий обзор ситуации в Персидском заливе». Планируется, что участие в данном мероприятии примут также представители стран региона и ряда региональных организаций.

Рассчитываем на откровенную, но конструктивную и неконфронтационную дискуссию, нацеленную на поиск инклюзивных способов оздоровления обстановки в зоне Персидского залива, снижение имеющейся напряженности и выработку мер укрепления доверия при уважении суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств региона.

Напомню, в октябре 2020 года Россия председательствует в СБ ООН.

Об избрании Российской Федерации в состав Совета ООН по правам человека

13 октября в ходе пленарного заседания 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Российская Федерация и еще 14 государств были избраны в состав Совета ООН по правам человека на период 2021 – 2023 гг.

За кандидатуру России отдали голоса 158 государств-членов ООН. Рассматриваем оказанную нашей стране столь весомую поддержку как свидетельство широкого признания международным сообществом правильности проводимого Россией курса на налаживание и укрепление взаимоуважительного и деполитизированного диалога по всему спектру вопросов правозащитной повестки.

В качестве основной задачи своей работы в СПЧ ООН в ближайшие три года мы видим содействие развитию конструктивного межгосударственного сотрудничества в правозащитной сфере, укрепление международного режима соблюдения прав человека на основе справедливости и равноправия в соответствии с целями и принципами, закрепленными в Уставе ООН. Мы заинтересованы в том, чтобы Совет, наконец, стал эффективным и действенным инструментом поощрения и защиты прав человека во всем мире. Россия будет делать все возможное для того, чтобы работа СПЧ ООН строилась на принципах универсальности, неизбирательности, объективности, равного отношения ко всем категориям прав человека, уважения к культурному и цивилизационному разнообразию.

Обратили внимание на весьма спорную, с точки зрения логики, реакцию американской стороны. Если Администрация США действительно, как она утверждает, не верит в эффективность деятельности Совета ООН по правам человека (США покинула эту структуру), почему тогда вообще американцев волнует состав данного органа ООН? Может, интерес все-таки есть, только нет уверенности у Вашингтона в том, что США смогли бы набрать необходимое количество голосов для избрания в Совет? Может быть, в этом и есть реальная причина неучастия американцев в работе основного правозащитного органа ООН? Для нас ясно другое: своими провокационными заявлениями Вашингтон еще раз продемонстрировал неготовность действовать на правозащитном направлении в духе равноправного сотрудничества и поиска конструктивных решений в интересах всех без исключения государств.

Считаем также неприемлемыми высказывания специального докладчика СПЧ по вопросу о внесудебных казнях А.Каллямар, которая позволила себе охарактеризовать избрание России и Китая в СПЧ как «урон репутации Совета». Очевидно, что спецдокладчик не только вновь грубо нарушила границы вверенного ей мандата, но и проигнорировала принципы объективности и беспристрастности, которые лежат в основе возложенного на нее статуса ооновского эксперта. Считаем такое поведение недопустимым и требующим внимания Совета в части обеспечения ответственного поведения его вспомогательных органов и механизмов, каковым является институт специальных докладчиков.

О санкциях ЕС в отношении российских граждан и юридических лиц

За минувшие сутки Евросоюз «разродился» целым рядом санкционных решений в отношении российских граждан и юридических лиц. Помимо ранее анонсированных шагов в связи с т.н. попыткой отравления А.Навального, объявлено о введении ограничений за якобы причастность к дестабилизации ситуации в Ливии, включая нарушение эмбарго ООН на поставки вооружений в эту страну.

Разъяснения Евросоюза, приведенные в качестве обоснования этих решений, не просто не выдерживают никакой критики, а находятся на грани абсурда. О каких-либо реальных доказательствах, естественно, речи не идет. Попытки же ЕС использовать авторитет ООН для прикрытия своих неблаговидных политических целей считаем абсолютно недопустимыми.

Неоднократно предупреждали наших коллег в Брюсселе и в других европейских столицах, что навязчивое стремление Евросоюза возложить ответственность за ситуацию с А.Навальным на российскую сторону станет «лакмусовой бумажкой» для наших дальнейших отношений с ЕС. С сожалением констатируем, что к нашим словам не прислушались. Указанные шаги не останутся без нашей должной реакции.

В очередной раз призываем Евросоюз вернуться в международно-правовое поле, перестать делить государства на «достойные»
и «недостойные» статуса геополитического партнера, сделать выбор в пользу стабильного и поступательного взаимодействия, а не обострения конфронтации в конъюнктурных целях.

Об интервью Федерального министра иностранных дел ФРГ Х.Мааса российскому информационному агентству РИА «Новости»

13 октября 2020 года Федеральный министр иностранных дел ФРГ Х.Маас в интервью российскому информационному агентству РИА «Новости» охарактеризовал ситуацию с отравлением А.Навального как «не являющуюся предметом российско-германских отношений». Считаем такие заявления тактической уловкой, служащей прикрытием германского курса на обвал двусторонних связей. Напомним, что именно Берлин, открыто уклоняясь от собственных международно-правовых обязательств по оказанию России практического содействия в расследовании происшествия с российским гражданином, использовал этот сюжет для выдвижения против нашей страны известных бездоказательных обвинений, ультиматумов и угроз, в очередной раз взяв на себя инициативно роль локомотива новых антироссийских санкций в рамках Евросоюза и других многосторонних структур.

Категорически отвергаем заявления Х.Мааса, которые он уже не первый раз делает публично, о том, что представители российской исполнительной власти утверждали, будто А.Навальный отравил себя сам. Это чистая ложь. Никто таких утверждений никогда не делал. Воспринимаем эти слова главы МИД ФРГ не иначе как выходящий за рамки этики провокационный приём.

Не можем воспринимать как искренние заверения главы МИД ФРГ в наличии у Берлина заинтересованности в поддержании хороших или хотя бы разумных отношений между Россией и Германией. Хотели бы отметить, что их суть и значимость определяются в массовом сознании отнюдь не только одной географией, как отмечает в интервью Х.Маас, но и в особой степени совместной историей, в которую только в XX веке вписаны такие судьбоносные страницы, как освобождение Советским Союзом Германии и Европы от нацизма, беспрецедентное послевоенное примирение народов наших стран и решающий вклад Москвы в восстановление немецкого единства. Правительство ФРГ подрывает десятилетиями выстраивавшийся каркас доверительных отношений, основа которого была заложена дружбой между СССР и ГДР, а также «восточной политикой» В.Брандта. Сегодня в Берлине отрекаются и от ГДР, и от политического наследия В.Брандта.

Взаимное доверие подорвано. И дело не в действиях России, а в политике Запада последних лет – форсированное вопреки дававшимся гарантиям расширение НАТО, поддержка боевиков на российском Кавказе, политическое прикрытие реваншистской военной агрессии Грузии под руководством М.Н.Саакашвили в 2008 году, фактическое спонсорство антироссийски направленного государственного переворота на Украине в 2014 году и многое другое.

Что касается комментариев Х.Мааса относительно актуальной ситуации в Белоруссии, то мы призываем главу МИД ФРГ воздерживаться от вмешательства словом и делом во внутренние дела союзного нам государства. Уверены, что белорусы не нуждаются в инструкциях ни из Берлина, ни из какой-либо другой чужой столицы, чтобы прийти к согласию по волнующим их общественно значимым вопросам. Агрессивные интервенции коллективного Запада во внутриполитические процессы третьих стран неизменно приводит к появлению новых кризисных очагов на мировой карте.

О дискуссии по «делу А.Навального» в ходе сессии Исполсовета ОЗХО

В ходе 95-й сессии Исполнительного совета ОЗХО в Гааге 9 октября с подачи США была развязана политизированная дискуссия об инциденте с российским блогером А.Навальным. Группа евроатлантического «содружества» стран, а также их сателлитов пыталась приписать России грубое нарушение Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО).

Все это – на фоне нетранспарентного сотрудничества ОЗХО с Германией в отборе проб у российского гражданина и их анализе. Информация об обращении Берлина в ОЗХО была обнародована только по прошествии 10 дней после письменного запроса ФРГ в Организацию, когда уже стало ясно, что результаты немецких военных медиков подтверждены двумя аналогичными по профилю военными лабораториями во Франции и Швеции.

Напомню, что речь идет о произошедшем на российской территории с российским гражданином инциденте. Именно в России было сделано все возможное, чтобы спасти жизнь А.Навальному: экстренная посадка самолета в Омске, медицинская помощь, оперативно и грамотно оказанная российскими врачами, которая позволила стабилизировать состояние больного за двое суток, оперативно выданное разрешение на транспортировку на лечение в немецкую клинику, несмотря на имеющуюся у него подписку о невыезде в связи с судебным разбирательством.

В свете этого инсинуации о заинтересованности российского государства в отравлении А.Навального химическим оружием, мягко говоря, не состоятельны. Нет никакой логики и в том, что, якобы, отравив блогера крайне опасным и специфическим способом, российские власти передали его на попечение химиков из Бундесвера. Это абсурд.

Отдельный вопрос – каким образом германская сторона сумела выявить т.н. «Новичок» в пробах А.Навального. По утверждениям Германии, подобный класс веществ там никогда не синтезировали, но обнаружили его «безошибочно», как нам говорят. Тот же вопрос следовало бы задать и тем самым лабораториям ОЗХО во Франции и Швеции.

Позиция официального Берлина не выдерживает критики. Цивилизованному диалогу компетентных органов они предпочли пропагандистскую кампанию с громкими заявлениями на самом высоком уровне. Если, как они говорят, у них на руках имеются «доказательства отравления», что мешает им предъявить их российской стороне? Более того, они не предъявляют их даже своим союзникам. Об этом говорят даже сами союзники Германии. Они признаются, что верят Берлину на слово. Видимо, это такая блоковая дисциплина: сказали верить – они верят. Но никаких доказательств или фактологических материалов им никто не показывал, о них даже никто не говорит.

 Вместо этого, когда российские правоохранительные органы вновь и вновь обращаются к немецким партнерам за содействием, немецкая сторона многозначительно замолкает и продолжает гнуть свою линию, говоря: «Вы отравили А.Навального, но мы вам ничего не дадим и разговаривать не будем».

Это поведение противоречит имеющейся правовой базе и практике российско-германского взаимодействия. Запросы Генпрокуратуры России (их было уже четыре и еще по одному – во Францию и Швецию) направлены на основании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1959 г. За 2019-2020 гг. ФРГ беспрепятственно исполнила 83 российских запроса о правовой помощи. Но в этот раз что-то пошло не так.

Россия никогда не давала повода усомниться в выполнении ею обязательств по Конвенции о запрещении химоружия. В нашей стране полностью и досрочно уничтожены все запасы химического оружия, ликвидировано соответствующее технологическое оборудование, осуществляется содействие применению верификационного режима на объектах химпромышленности, ведется международное сотрудничество в интересах нераспространения.

В соответствии с порядком работы ОЗХО, на площадку которой немецкие партнеры решили перенести этот вопрос, они обязаны взаимодействовать с Россией в конвенционном поле. Такой запрос мы им направили. Вместо ответа – отписка.

Ждем ответов и от Швеции с Францией на обращения, которые мы направили в их адрес в связи с тем, что у них якобы есть некая фактура, указывающая на отравление российского гражданина. Напоминаем, что согласно национальному уголовному законодательству многих стран, сокрытие каких-либо улик от правоохранительных органов, проводящих доследственные мероприятия или расследующих уголовное преступление, квалифицируется как соучастие в этом преступлении и уголовно наказуемо.

Техсекретариат ОЗХО также обязан выполнять свои функции и реагировать на обращение к нему государства-участника, в частности, России, за конкретными разъяснениями. С учетом ситуации вокруг декларируемого рядом стран т.н. «отравления» А.Навального руководству Техсекретариата ОЗХО 1 октября с.г. было передано наше предложение рассмотреть возможность направления в Россию экспертов Секретариата для взаимодействия с российскими специалистами в данном вопросе. Это необходимо для определения признаков состава возможного преступления на территории Российской Федерации. На сегодняшний момент ведется работа по подготовке такого визита.

Пока мы не видим у стран Запада никакой готовности сотрудничать с российской стороной, все сводится к той риторике, которую мы слышим. Зачастую она просто недопустима. Цель очевидна – попытаться опять бездоказательно обвинить во всем Россию и создать повод для введения против нашей страны новых рестрикций и т.д.

Об освобожденных из пиратского плена в Нигерии российских моряках

Продолжаем внимательно следить за ситуацией с российскими моряками, освобожденными 5 октября из пиратского плена. До последнего времени они находились в городе Калабар (Нигерия). Для оказания нашим соотечественникам необходимого содействия в Калабар был командирован один из дипломатов Посольства России в Нигерии. Российские дипломатические представительства в Абудже и Яунде вместе с нигерийскими и экватогвинейскими властями, а также представителями судовладельца оперативно решали практические вопросы организации авиаперелета моряков сначала из Калабара в столицу Экваториальной Гвинеи Малабо, а затем, рейсом, предоставленным Правительством Экваториальной Гвинеи, – в Краснодар. По последним данным, моряки находятся в Малабо и сегодня или завтра должны вылететь на Родину. Состояние их здоровья оценивается как удовлетворительное.

Таким образом, подошла к благополучному завершению драматическая история пребывания российских моряков в пиратском плену. Мы уделяли значительное внимание их освобождению в том числе и потому что, когда эта работа проводилась, комментировать ее было очень сложно в связи с целым рядом нюансов, связанных с подобного рода операциями. Их освобождение стало возможным благодаря скооперированным усилиям как официальных, так и частных лиц. На протяжении длительного времени наше Посольство в Нигерии, а также Посольство в Камеруне, представляющее интересы России по совместительству в Экваториальной Гвинее, поддерживали регулярную связь с министрами иностранных дел этих стран, руководителями их силовых министерств и ведомств, а также с представителями специальных служб. Тем самым создавались необходимые условия для безопасного вызволения из плена наших соотечественников.

Пользуясь случаем еще раз обращаю внимание наших сограждан, работающих по найму на иностранных судах, на то, что мореходство в Гвинейском заливе сопряжено с высокими рисками, связанными с прямой угрозой для жизни и здоровья членов экипажей.

О ситуации в Киргизской Республике

Российская сторона продолжает внимательно следить за развитием ситуации в дружественной нам Киргизии. 15 октября Президент Киргизской Республики С.Ш.Жээнбеков сделал официальное заявление об уходе в отставку.

Рассчитываем на скорейшую стабилизацию обстановки в республике. Выражаем надежду на то, что этот процесс будет проходить в рамках конституции и национального законодательства. Россия как стратегический партнер и союзник Киргизии оказывала и будет оказывать для этого всё необходимое содействие.

Об оказании гуманитарной помощи КНДР

По решению руководства Российской Федерации продолжается оказание гуманитарной помощи Корейской Народно-Демократической Республике.

На днях завершена поставка в КНДР российской пшеницы общим объемом 50 тыс. тонн.

Выразив искреннюю признательность российской стороне за безвозмездное содействие, корейские партнеры информировали, что гуманитарная помощь будет в первую очередь направлена на объекты социальной значимости в районы КНДР, которые пострадали от тайфунов, обрушившихся на страну в августе-сентябре с.г.

Рассчитываем, что продовольственная помощь России поможет дружественному корейскому народу преодолеть последствия стихийных бедствий.

О заявлениях Министра иностранных дел Дании Й.Кофода по итогам переговоров в Москве 9 октября 2020 года

Обратили внимание на откровенно конфронтационные заявления Министра иностранных дел Дании Й.Кофода, сделанные им по итогам переговоров с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым в Москве 9 октября с.г.

В связи с просьбами датской стороны мы пошли навстречу нашим партнерам в вопросе проведения переговоров на уровне глав внешнеполитических ведомств. Мы рассчитывали на предметное обсуждение действительно важных тем двустороннего сотрудничества и международных проблем. В этом духе и шел разговор. Однако Министр иностранных дел Дании уже дома решил использовать эту возможность контакта исключительно для своего политического пиара и в этой связи сделал очень странные заявления.

Подобное поведение не только не имеет ничего общего с ответственной дипломатией, но и свидетельствует о нежелании официального Копенгагена искать пути нормализации российско-датского взаимодействия.

О ходе мирного процесса в Афганистане

Делегации официального Кабула и Движения талибов продолжают консультации по процедурным вопросам предстоящего переговорного процесса. Вынуждены отметить, что рост боевой активности в Афганистане на прошедшей неделе и осложнение военно-политической ситуации в стране не могут не вызывать беспокойства.

Рассчитываем, что в самое ближайшее время афганские стороны придут к консенсусу и начнут субстантивные переговоры в целях прекращения насилия и достижения национального примирения.

Об обвинениях со стороны Норвегии в причастности России к «хакерской атаке» на норвежский парламент

Наше Посольство в Норвегии уже дало комментарий в связи с обвинениями России, озвученными Министром иностранных дел Норвегии Э.Сёрэйде, в «кибератаке» на норвежский парламент в августе с.г.

Хотелось бы дополнительно отметить следующее. Подобные заявления, когда Россию бездоказательно обвиняют в любых компьютерных инцидентах «вмешательства», делаются руководством Норвегии регулярно. Вызывает недоумение, что, несмотря на существующий и, хотела бы особо отметить, хорошо известный норвежской стороне порядок расследования подобных ситуаций, в Осло идут по пути бездоказательных обвинений, абсолютно не утруждая себя приведением каких-либо доказательств. Из этого можно сделать вывод, что доказательств просто нет. Если бы были, то, наверное, каким-то образом они были предъявлены или хотя бы озвучены. Видимо, их в принципе не существует. Наверное, задача не в том, чтобы разобраться в случившемся, а в выискивании очередного повода назначить Россию виновной и создать соответствующую атмосферу.

Похоже, что Осло, подыгрывая деструктивным действиям своих спецслужб, взял курс на дальнейшее разрушение двусторонних отношений, которые и так по вине норвежской стороны пребывают в удручающем состоянии.

Об осквернении памятника Советской Армии в Софии

13 октября в очередной раз был осквернен памятник Советской Армии в Софии. Особенно циничной выглядит отсылка нанесенной на монумент надписи к болгарской противотанковой бригаде Ваффен-СС – позорной странице болгар в летописи Второй Мировой войны.

Отмечаем оперативные действия софийских муниципальных властей по устранению последствий акта вандализма. Вместе с тем твердо рассчитываем, что эта выходка местных маргиналов не останется без внимания правоохранительных органов, виновные понесут заслуженное наказание, а также будут приняты меры по защите монументов воинам, отдавшим свои жизни в борьбе против фашизма.

О проведении в Казани с 21 по 24 октября V Форума молодых дипломатов стран БРИКС

В соответствии с планом мероприятий председательства России в БРИКС в 2020 году 21-24 октября Совет молодых дипломатов МИД России совместно с фондом «Росконгресс» и Академией молодежной дипломатии Республики Татарстан проводит юбилейный 5-й Форум молодых дипломатов стран БРИКС в Казани.

Запланированы дискуссии на тему роли молодых специалистов в укреплении дипломатических отношений; развития сотрудничества в рамках формата БРИКС и БРИКС+ (визовый режим, межрегиональное взаимодействие, содействие туризму и инновациям); цифровизации дипломатической деятельности. Форум завершится проведением круглого стола в Университете «Иннополис» и традиционным принятием итогового документа Форума.

В качестве спикеров форума ожидается участие Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшина, заместителя премьер-министра Татарстана Л.Р.Фазлеевой, директора Департамента международной информационной безопасности (ДМИБ) МИД России А.В.Крутских, официального представителя МИД России, директора ДИП МИД России М.В.Захаровой, ректора Дипломатической академии МИД России А.В.Яковенко, специального представителя МИД России С.Сигала и председателя Ассоциации волонтерских центров А.П.Метелева.

16 октября в 12:00 в «ТАСС» состоится пресс-конференция
в онлайн-формате, посвященная проведению 5-го Форума молодых дипломатов стран БРИКС.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Вчера между Ливаном и Израилем начались переговоры по разграничению и делимитации морских границ. Эти переговоры носят технический, не прямой характер, то есть речь не идет о нормализации отношений между двумя странами, поскольку до сих пор Израиль оккупирует часть территории Ливана на юге. Как в Москве расценивают такой шаг?

Ответ: Внимательно следим за налаживающимся при посредничестве США процессом ливано-израильских переговоров о делимитации границы между двумя странами. На начальном этапе предполагается выйти на договоренности по морской границе.

Первый раунд технических консультаций состоялся вчера на площадке, предоставленной командованием Временных сил ООН в Ливане в приграничном населенном пункте Накура. В опубликованном по его итогам совместном заявлении американских посредников и офиса спецкоординатора ООН по Ливану говорится о том, что встреча была продуктивной, и стороны договорились встретиться вновь до конца текущего месяца.

Хотела бы напомнить, что предметом разногласий являются 860 квадратных километров акватории Средиземного моря, где на континентальном шельфе по некоторым признакам находится крупное месторождение природного газа. В этой связи не случайно то, что израильскую делегацию в Накуре возглавил Генеральный директор Министерства энергетики, а в ливанскую был включен председатель национального Бюро по вопросам углеводородов.

Стоит упомянуть, что долгое время многие западные и региональные эксперты практически в унисон озвучивали пессимистические прогнозы на эту тему. Однозначно заявляли, что ливанская «Хизбалла» якобы не допустит запуска подобных переговоров. Отрадно, что эти спекуляции не оправдались. Подобные пессимистичные прогнозы явно не реализованы. На прошлой неделе парламентская фракция «Хизбаллы» опубликовала специальное заявление, в котором было подчеркнуто, что данный вопрос, относящийся к национальному суверенитету Ливана, является исключительной прерогативой ливанского государства.

В целом оцениваем начавшиеся в Накуре переговоры как шаг в правильном направлении. Россия неизменно поддерживает любые усилия, которые служат укреплению стабильности на Ближнем Востоке и приемлемы для непосредственно заинтересованных региональных стран.

Вопрос: Президентские выборы в США состоятся меньше, чем через месяц. Сейчас уже можно спросить, как оценивает российская сторона взаимодействие с США по Афганистану за четыре года пребывания у власти Президента Д.Трампа?

Ответ: В первую очередь эти оценки должны исходить от Афганистана. Мы неоднократно заявляли о том, что свою оценку все-таки должен дать законный международно-правовой орган, непосредственно СБ ООН, который легитимитизировал соответствующую операцию. На протяжении многих лет, не только при действующем президенте, но и при предыдущих президентах, мы заявляли о том, что было бы неплохо отчитаться по выданному мандату и соответственно получить международно-правовую оценку результативности этих действий. Хотелось бы это подчеркнуть.

Что касается конкретных результатов, мы их комментировали достаточно часто не в глобальном, а в практическом плане. Они различны. В целом, я бы не стала в данном случае делить президентов США на имевших какое-либо позитивное влияние на происходящие в Афганистане процессы и негативное. К сожалению, хватало поводов для драматических событий и соответствующих оценок при каждом лидере США. Еще раз хотела бы сказать, что на протяжении многих лет при всех президентах США говорили о том, что все-таки необходимо отчитаться по выданному СБ ООН мандату для проведения операции.

Мы получали много вопросов относительно очередного заявления Вашингтона о намерении вывести военный контингент из Афганистана до конца текущего года. Комментировала их предварительно. Хотела бы подчеркнуть, что нам пока неясны реальные перспективы реализации этой инициативы. Эти заявления могут быть продиктованы различными целями, в том числе, возможно, внутриполитическими в преддверии упомянутых вами выборов.

Давайте дождемся конкретных действий на этом направлении и тогда будем их комментировать. Как я сказала на прошлом брифинге, мы неоднократно слышали заявления американского руководства при различных президентах относительно того, что они собираются вывести откуда-то войска, потом это заканчивалось тем, что они чуть ли не увеличивали там контингенты. Надо будет судить по конкретным действиям.

Вопрос: Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян несколько раз отмечал, что для урегулирования нагорно-карабахского конфликта есть необходимость признания мировым сообществом права Арцаха на самоопределение. Также в обращении к нации от 14 октября Н.В.Пашинян отметил, что его правительство отказывается от дальнейшего решения карабахского конфликта без определения статуса Нагорного  Карабаха. Что необходимо для определения статуса Карабаха? Как Россия видит решение карабахского конфликта?

Ответ: Хотела бы объединить Ваш вопрос с вопросом пакистанского канала «92 Ньюс», в котором содержится аналогичный вопрос: «Несмотря на достигнутое соглашение о прекращении огня при посредничестве России, продолжается вооруженное противостояние между Арменией и Азербайджаном. Почему стороны не предпринимают шаги для  прекращения огня?».

Хотела бы напомнить, что 9-10 октября по инициативе Президента России В.В.Путина в Москве прошли переговоры с участием министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана в форме консультаций. Они длились почти 11 часов. Помимо всего прочего обсуждался механизм контроля за прекращением огня, который и предусмотрен вторым пунктом принятого по итогам встречи заявления.

За прошедшие с момента переговоров дни состоялся ряд телефонных контактов руководства России с партнерами в Баку и Ереване на уровне президентов, глав МИД, Минобороны и т.д.

Наш главный посыл заключается в том, что необходимо незамедлительно организовать встречу по линии военных и согласовать механизм контроля за прекращением огня. Напомню, вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров подробнейшим образом осветил эту тему в интервью трем российским радиостанциям. Стенограмма размещена на сайте МИД России. Пока, насколько нам известно, такая работа не ведется. Надеемся на скорейший запуск подобного механизма.

Что касается перспектив политического урегулирования, то исходим из того, что оно возможно, необходимо. Предложения, которые прорабатывали и продолжают прорабатывать сопредседатели Минской группы ОБСЕ, остаются на столе переговоров. Их содержание известно: это поэтапное, постепенное освобождение соответствующих районов при соблюдении гарантий безопасности и обеспечении надежной связи между Арменией и Карабахом до того, как будет определен его окончательный статус.

Еще раз, отвечая на ваш вопрос, хотела бы отметить, что заявления с каждой стороны делалось огромное количество. Многие из них эмоциональные. Понять это можно, но нужно всегда задавать себе вопрос идут ли они на достижение конкретной цели. Еще раз подчеркну, что на сегодняшний момент это – полное прекращение кровопролития, остановка огня и переход к переговорному процессу. В этой связи мы неоднократно призывали всех, кто так или иначе сопряжен с этой ситуацией – непосредственно стороны и тех, кто считает себя вправе быть соучастниками процесса нормализации ситуации – делать все, чтобы все заявления были не просто выверенными, а служили достижению целей, о которых я сказала. Они все обозначены, и неоднократно повторялись российским руководством и, обращаю особое внимание,  ­­– были переподтверждены многими мировыми лидерами, руководителями мировых организаций.

Вопрос: Вчера Министр иностранных дел России С.В.Лавров говорил о разногласиях с Турцией по поводу урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе. В чем состоят эти разногласия? Есть ли у России оценки действий боевиков из региона Ближнего Востока, которые воюют в Карабахе? В Ваших заявлениях и выступлениях других представителей России об этом неоднократно шла речь. Собирается ли Россия предпринимать более конкретные шаги, нежели просто выражать обеспокоенность?

Ответ: Начну со второго Вашего пассажа. Я только что сказала о том, что эта работа ведется не только по направлению внешнеполитического ведомства. Работают военные эксперты с целью, которая сегодня еще раз была озвучена мной и вчера подробнейшим образом освещена Министром иностранных дел России С.В.Лавровым.

Российское руководство неоднократно подчеркивало, что речь идет о согласовании механизма контроля за прекращением огня по линии военных. Это не вопрос выражения озабоченности, а предметная, конкретная, прикладная работа.

Возвращаясь к Вашему первому вопросу, опять же – ответ на него дан. С.В.Лавров в интервью трем радиостанциям 14 октября заявил: «Мы не согласны с той позицией, которую озвучила Турция. Мы не можем разделить заявления о том, что есть и допустимо военное решение конфликта. К сожалению, Турция смогла это сделать и подтвердила, что будет поддерживать любые действия, которые предпримет Баку для решения этого конфликта, включая военные». Глава российского внешнеполитического ведомства однозначно сказал о том, в чем состоит расхождение нашей и турецкой позиций – четко, без возможности двусмысленности, предельно конкретно. При этом С.В.Лавров сказал, что мы находимся в контакте с турецкими коллегами, состоялось несколько телефонных разговоров. Министр подчеркнул, что мы отстаиваем свою точку зрения: мирное урегулирование не только возможно, но является единственным способом обеспечить устойчивое решение этой проблемы.

Вопрос (перевод с английского): Пакистан призывает Индию начать диалог об урегулировании ситуации вокруг Кашмира. Какова позиция Российской Федерации в этом вопросе?

Наша позиция по вопросу урегулирования индийско-пакистанских противоречий, в том числе кашмирского вопроса, остается последовательной и неизменной. Убеждены, что оно должно осуществляться политико-дипломатическими средствами на двусторонней основе в соответствии с положениями Симлского соглашения 1972 г. и Лахорской декларации 1999 г.

Приветствуем любые усилия по мирному разрешению спора, который на протяжении десятков лет оказывает негативное влияние не только на состояние двусторонних отношений между Нью-Дели и Исламабадом, но и на обстановку в регионе в целом. Мы заинтересованы в том, чтобы отношения между двумя крупнейшими государствами Южной Азии были добрососедскими. Это напрямую способствовало бы укреплению региональной стабильности и безопасности, развитию взаимовыгодных торгово-экономических связей.

Вопрос: Как Вы относитесь к возможному введению безвизового режима между Ираном и Россией для групповых туристических поездок?

Ответ: Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках между Правительством Российской Федерацией и Правительством Исламской Республикой Иран было подписано 28 марта 2017 г. в Москве министрами иностранных дел двух стран.

Соглашением предусматриваются взаимные безвизовые поездки граждан России и Ирана с туристическими целями в составе организованных групп от 5 до 50 человек на срок до 15 дней. Согласно пункту 2 статьи 4 координирующим органом, отвечающим за выполнение его положений, с российской стороны является Ростуризм.  

В настоящее время данное ведомство совместно со своими иранскими партнерами осуществляет выработку механизма реализации заложенных в Соглашении договоренностей. Рассчитываем, что эта работа будет завершена в самое ближайшее время и Соглашение вступит в силу.

Исходим из того, что решение о начале применения Соглашения будет приниматься с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки в России и Иране и ограничений, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции.

Вопрос: Как бы Вы прокомментировали снятие оружейного эмбарго в отношении Ирана?

Ответ: Как Вы знаете, российская сторона всегда активно выступала за неукоснительное соблюдение резолюции СБ ООН 2231 во всех её аспектах и в чётком соответствии с обязательствами, предусмотренными этим решением Совета Безопасности и Совместным всеобъемлющим планом действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД). Одним из принципиальных моментов в этом контексте является обеспечение выполнения тех положений, которые касаются реализации и отмены временных ограничений, установленных этой резолюцией.

Россия неоднократно указывала на то, что требования резолюции СБ ООН 2231 не подлежат пересмотру. В их числе и особый порядок поставок в Иран и из этой страны вооружений и военной техники. Как известно, никакого «оружейного эмбарго» в отношении Ирана Совет Безопасности в 2015 г. не вводил. Тегеран добровольно согласился взять на себя ряд ограничений, что было сделано исключительно в интересах скорейшего положительного завершения переговоров по СВПД. При этом с самого начала всем вовлечённым сторонам было понятно, что эти ограничения не имеют никакого отношения к урегулированию вокруг иранской ядерной программы. Срок действия соответствующих положений истёк.

Для нас Иран является надёжным партнёром по многим направлениям взаимодействия. Убеждены, что все те возможности, которые открываются в связи с истечением срока действия положений резолюции СБ ООН 2231, касающихся военно-технического сотрудничества с Ираном, будут должным образом учтены и своевременно использованы на взаимовыгодной основе и на благо народов двух наших стран.

Утверждение США о том, что им якобы удалось в одиночку восстановить все санкции Совета Безопасности в отношении Ирана, действовавшие до заключения в 2015 г. СВПД, не соответствует действительности. Мы неоднократно это комментировали. Совет Безопасности ООН мнение американской стороны не разделяет и никаких шагов по «перезапуску» прежних ограничений не предпринимал. Мир не поддался на приёмы Вашингтона, которые мы характеризуем как незаконные и даже «шулерские». К сожалению, этот стиль становится фирменным для политики Вашингтона в международных делах.

Надеемся на то, что американские коллеги все же сохранили некое благоразумие, чтобы признать реальность. Международные договорённости должны соблюдаться всеми вовлечёнными сторонами, включая США, без попыток задним числом их пересмотреть или ограничиться реализацией только тех элементов, которые устраивают Вашингтон.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации