- Likes
- Friends
«Онлайн-платформы и маркет-плейсы облегчают доступ бизнеса к большому количеству потребителей, что особенно важно для малых и средних компаний, которые при ограниченных инвестициях получают возможность выйти на широкую аудиторию и стать заметными на рынке», – рассказала советник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Елена Герасимова. Однако компании могут сталкиваться с ограничениями, связанными с продажей товаров и услуг, с их реализацией на собственном сайте, а также с использованием инструментов сравнения цен. В частности, серьезным ограничением может стать паритет цен, сообщила Герасимова. Она пояснила, что выделяют 2 типа паритета: широкий, когда от поставщика требуется давать на платформе такие же или лучшие цены в сравнении с другими каналами продаж, и узкий паритет, когда требуется размещать на платформе такие же или лучшие цены по сравнению с предлагаемыми на собственном сайте поставщика.
Эффективность паритета цен объясняется стимулом для компании инвестировать в развитие своих интернет-платформ. В то же время практика паритета служит существенным барьером для доступа на рынок новых платформ и в целом ограничивает конкуренцию между платформами. «Практика установления паритета цен одной платформой может широко распространиться на рынке, что приведет к низкой дифференциации цен. Поставщики будут отображать одинаковые цены на всех платформах», – пояснила Герасимова.
Однако сам по себе паритет цен нельзя считать исчерпывающей формой злоупотребления, считает начальник правового управления ФАС России Артем Молчанов. По его мнению, для регулирования ситуации на рынке недостаточно запретить применение этого инструмента. Необходимо ввести базовые нормативные понятия, которые установят понятность и прозрачность для всех участников этих отношений, считает эксперт. Для этого ведомство разработало Пятый антимонопольный пакет, определяющий правила доминирования для рынков, на которых присутствуют цифровые платформы. Его авторы предлагают ввести общие правила для оценки доминирования и применить к ним общие инструменты.
«Мы предложили несколько критериев, которые нужно оценить для определения доминирующего положения. При наличии влияния на товарные рынки за счет сетевых эффектов, за счет использования программ, которые обеспечивают взаимодействие поставщиков и потребителей, мы можем говорить о том, что поставщик оказывает влияние на обращение товаров», – пояснил Молчанов. Он добавил, что доминирующее положение может быть результатом эффективной экономической деятельности, правомерных действий и вести к положительным эффектам. Ответственность же должна наступать за злоупотребления, которые ограничивают конкуренцию или ущемляют интересы предпринимателей. «На наш взгляд, движение таким путем отвечает сразу же нескольким задачам: это применение модифицированного, но традиционного антимонопольного регулирования к новым товарным рынкам. А также это поиск баланса между субъектами, которые имеют рыночную власть, оказывают влияние на рынки, и теми продавцами, которые действуют на таких товарных рынках. Между сильными и слабыми», – добавил Молчанов.
Участники обсуждения согласились, что бизнесу необходимы четкие правила игры в плане недискриминационного доступа к посредническим услугам, предоставляемым онлайн-платформами, и Пятый антимонопольный пакет действительно может оказать позитивное влияние на рынок. Представители онлайн-площадок добавили, что готовы к изменениям, если рынок объединится. Это приведет к его оздоровлению и более понятным и комфортным условиям работы.
Завершая круглый стол, начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Елена Ковалева добавила, что более подробно тема паритета цен будет раскрыта в очередном бюллетене о развитии конкуренции. Там же будут обобщены позиции участников рынка, озвученные в ходе видеоконференции.
Эта публикация на сайте АЦП