Официальные новости

Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова «Первому каналу» по случаю 70-летия ректора МГИМО МИД России А.В.Торкунова, Москва, 26 августа 2020 года

60

Вопрос: Почти 30 лет А.В.Торкунов готовит дипломатов. Вы довольны тем, как изменился МГИМО и как готовит дипломатов?

С.В.Лавров: 30 лет А.В.Торкунов готовит дипломатов для Министерства иностранных дел России, примерно половину из этих 30 лет я руковожу Министерством. Могу сказать, что те перемены, которые наблюдаются в контингенте поступающем на работу в МИД России после завершения учебы в МГИМО, очень позитивные.

Во-первых, у нас стало гораздо больше девушек. Переход от старой советской традиции, что надо делать упор на мужскую половину студентов, к новому пониманию необходимости гендерного равноправия и концентрации на том, что именно качество выпускника или выпускницы должно приниматься во внимание в первую очередь во многом связан с линией, проводимой А.В.Торкуновым. За последние 10 лет, наверное, около 40% из тех, кого мы принимаем на работу в Министерство, – девушки. Они очень активно доказывают свою профессиональную пригодность, успешно конкурируя с мужчинами. Считаю, что это новшество, которое мы ощущаем, – важное и очень позитивное, отвечающее велениям времени.

Во-вторых, гораздо больше чувствуется, что люди, желающие после окончания МГИМО поступить на работу в МИД, очень сильно мотивированы. В советское время поступление в МГИМО было, по сути, единственным выходом в международное пространство, шансом повидать мир. Сейчас таких возможностей масса, МГИМО – лишь одна из них. Когда есть большой выбор, конкуренция среди учебных заведений для тех, кто хочет посвятить себя профессии, так или иначе связанной с международной деятельностью, МГИМО по-прежнему остается «номером один».

В-третьих, когда мы с А.В.Торкуновым учились, в МГИМО было три факультета: международный (дипломатический, как его называли), международных экономических отношений и международной журналистики. Если Вы сейчас посмотрите на перечень существующих факультетов – охват гораздо больше. Это во многом связано с тем, что МГИМО активнейшим образом сотрудничает с ведущими государственными и частными российскими корпорациями. Есть целые кафедры, которые открывают наши ведущие компании. Они готовят кадры для себя, и, не исключаю, что созданные ими специальные курсы помогут готовить специалистов и для других направлений деятельности. Сейчас, по сути, в МГИМО готовят государственных служащих и кандидатов на работу в крупных частных компаниях в любой сфере человеческой деятельности.

Еще одно мое наблюдение. Это все делается на уровне высочайших общемировых критериев и требований. МГИМО котируется и по европейским, и по международным рейтингам как один из лидеров. Его репутация подтверждается тем, что десятки стран представлены своими гражданами в составе студентов, обучающихся в МГИМО.

Вопрос: Пятьдесят, даже сейчас больше…

С.В.Лавров: Больше пятидесяти. Если вы возьмете количество иностранных языков, которые там преподаются, это десятки. Боюсь назвать точную цифру.

Вопрос: Вашей дружбе больше пятидесяти лет. Я так понимаю, она началась в котловане под будущей Останкинской башней?

С.В.Лавров: Да, именно там. Мы вместе поступили, и нас тут же как поступивших направили в первый в нашей жизни стройотряд в Останкино рыть котлован под телецентр, который ныне стоит и вещает через Останкинскую башню рядом с ним.

Вопрос: С чего началась эта дружба? С какого-то слова, анекдота, песни?

С.В.Лавров: Там было много – анекдоты, песни, стихи, которые мы коллективно сочиняли в том же котловане во время перекуров про наши первые впечатления как студентов МГИМО, которых отправили на стройку. Не буду их цитировать. Они немного хулиганские. Но это началось с самых первых дней на дне котлована. Он, конечно, не «Котлован» А.П.Платонова, а куда более оптимистичный. Но он дал нам низкий старт для высокого полета.

Вопрос: Даже строчку не назовете?

С.В.Лавров: Не получится. Но смысл в иронии, самоиронии, что мы поступили, фактически дипломаты. Хотя еще не пошли  заниматься на первый курс, но уже приняты в институт, а нас заставляют копать яму. Хорошая самоирония, добрый юмор. Это нас сплотило. С тех пор мы поставили вместе множество «капустников». Снимали фильмы. В том же Останкино еще до начала учебы снимали на механическую камеру фильм про Фантомаса. Бегали в котловане с лопатами в строительных робах. Было весело.

Вопрос: Самое сложное поручение, которое вы давали А.В.Торкунову, и он справился.

С.В.Лавров: Вы знаете, я не даю поручений А.В.Торкунову. Анатолий Васильевич возглавляет независимое учебное заведение. Да, оно при МИД России, но учебная, кадровая политика МГИМО абсолютно самостоятельна и определяется ректором и руководством института.

Вопрос: Польская группа в 2007 году?

С.В.Лавров: Это была инициатива института. Все международные контакты, формы контактов с другими высшими учебными заведениями из зарубежных стран – решение института, ученого совета. Мы всегда поддерживаем такого рода начинания. В наших интересах развивать связи с зарубежными партнёрами, в том числе и по линии учебных заведений.

Вопрос: Что Вы пожелаете Анатолию Василевичу?

С.В.Лавров: Во-первых, здоровья. Это самое главное, хотя здоровья ему не занимать. Он  постоянно демонстрирует свою хорошую форму.

Во-вторых, это даже, наверное, важнее, чем здоровье, оставаться независимо ни от чего молодым душой, сердцем и своими замыслами. Замыслов у него много. Он никогда не отстаёт от жизни, а во многих случаях даже опережает тенденции, утверждающиеся в мировом образовании и становящиеся нормой.

Вопрос: Что Вы скажите про 70 лет? Все только начинается?

С.В.Лавров: Если судить по моему собственному опыту, то не все только начинается, а все только продолжается.

Дополнительные материалы

Видео

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации