- Likes
- Friends
О текущей ситуации с коронавирусом
Ситуация с COVID-19 остается сложной, с неоднозначной динамикой. Общее число заболевших в мире с начала пандемии по состоянию на 2 сентября вплотную приблизилось к 26 млн. человек. Цифра, согласитесь, внушительная.
Вирус продолжает активно циркулировать, приходится наблюдать повторный резкий рост числа инфицированных в ряде стран, которые ранее демонстрировали их устойчивое снижение. Новые кластеры заболеваемости носят очаговый характер и возникают там, где происходит массовое скопление людей, нарушается требование о социальном дистанцировании, а также в местах проведения крупных мероприятий. Все без исключения страны в целях обеспечения устойчивого контроля над эпидемиологической ситуацией задействуют весь необходимый арсенал сил и средств профилактики и контроля, опираются на накопленный опыт борьбы с новой коронавирусной инфекцией.
Не лишним будет еще раз напомнить, что кризис, вызванный коронавирусной инфекцией, наглядно демонстрирует очевидную потребность в коллективных действиях государств, в большинстве из которых национальные системы здравоохранения, согласно проведенному ВОЗ в конце августа исследованию, оказались неготовыми адекватно реагировать на вспышку нового патогена.
Россия поддерживает стремление Всемирной Организации здравоохранения работать со всеми странами, обмениваться опытом для совместной борьбы с пандемией, как к тому призывал 27 августа Гендиректор ВОЗ Т.А.Гебрейесус, заявивший, что человечеству «нужен подход в духе глобальной солидарности и партнерства, чтобы положить конец пандемии COVID-19».
О содействии возвращению российских граждан на Родину и возобновлении регулярного авиасообщения с некоторыми странами
Мы не прекращаем работу – имею в виду не только центральный аппарат Министерства иностранных дел, наши загранучреждения, но также и другие министерства и ведомства Правительства Российской Федерации – по оказанию содействия в возвращении наших граждан на Родину специальными рейсами в условиях, когда мировая транспортная логистика все еще остается заблокированной. Среднее число «вывозимых» увеличилось до 5 тыс. человек в неделю, а общая цифра уже превысила отметку в 300 тыс. россиян, а также граждан других государств, безусловно, граждан СНГ. Рассматриваем и отрабатываем соответствующие обращения (как индивидуальные, так и групповые), которые продолжают ежедневно поступать по различным каналам. При этом в первую очередь, безусловно, уделяем внимание самым острым, гуманитарным случаям.
В соответствии с графиком до 25 сентября запланированы рейсы, в том числе из Германии, Испании, Нидерландов, Республики Корея, Сербии, США, Франции и Японии. Отдельно хочу отметить включение в план полетов сразу трех авиаперелетов из КНР в различные регионы России, что является долгожданной новостью для многих. Граждане, ожидавшие «вывозного» рейса больше месяца, теперь могут воспользоваться следующими маршрутами: Шанхай-Москва, Шанхай-Владивосток и Маньчжурия-Иркутск.
2 сентября Председатель Правительства Российской Федерации М.В.Мишустин подписал соответствующее распоряжение о возобновлении на взаимной основе международного авиасообщения с Египтом, ОАЭ и Республикой Мальдивы, кроме того, принято решение об увеличении частоты воздушного сообщения со Швейцарией до 4 рейсов в неделю. По итогам рассмотрения широкого числа обращений, Председателем Правительства Российской Федерации М.В.Мишустиным принято решение об отмене ограничения на многократное пересечение границы для некоторых категорий граждан. Согласно изменениям в распоряжении Правительства от 16 марта с.г. №635-р и от 27 марта №763-р россияне, чьи родственники живут за рубежом и нуждаются в уходе, теперь смогут неоднократно выезжать к ним.
При этом вновь обращаем внимание на сохранение ограничения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, предусмотренного уже упомянутым Распоряжением №635-р, однако некоторые категории иностранных лиц продолжают подпадать под ряд исключений.
О рабочем визите Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Республику Кипр
8 сентября в соответствии с имеющимся приглашением Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров посетит Республику Кипр с рабочим визитом. Поездка приурочена к 60-летию установления двусторонних дипломатических отношений (18 августа 1960 г.).
В ходе переговоров с кипрским руководством предполагается сосредоточиться на путях преодоления последствий пандемии для наиболее пострадавших областей двустороннего сотрудничества. Запланирован обмен мнениями по международной и региональной проблематике, включая ситуацию в Восточном Средиземноморье и кипрское урегулирование.
Намечено подписание Плана консультаций между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Республики Кипр на 2021-2022 года.
О предстоящей 10-й встрече министров иностранных дел стран-участниц Восточноазиатского саммита
9 сентября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие в 10-м совещании руководителей внешнеполитических ведомств стран-участниц Восточноазиатского саммита (ВАС) в формате видеоконференции.
В повестке дня – проработка вопросов подготовки 15-й встречи глав государств и правительств в Ханое в ноябре текущего года. Предполагается обсудить пути дальнейшего продвижения практического сотрудничества по широкому спектру направлений, в том числе в рамках реализации Манильского плана действий ВАС на 2018-2022 года.
Особое внимание будет уделено задачам консолидации общерегиональных усилий в борьбе с пандемией COVID-19. Российская сторона выступает с инициативами по укреплению взаимодействия в сфере здравоохранения, включая создание в рамках ВАС механизма сотрудничества по противодействию инфекционным заболеваниям.
Предусматривается обмен мнениями по международной и региональной проблематике, совершенствованию архитектуры безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
О заседании Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
9-10 сентября в Москве состоится заседание Совета министров иностранных дел государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (СМИД ШОС).
В центре внимания встречи под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова будет ход подготовки предстоящего заседания Совета глав государств-членов ШОС. На рассмотрение в рамках саммита планируется представить проекты итоговой политической декларации, заявлений глав государств в связи с 75-летием Победы во Второй мировой войне и по ряду актуальных внешнеполитических вопросов, а также решений, нацеленных на дальнейшее развитие деятельности ШОС по преодолению глобальных политических и социально-экономических последствий пандемии COVID-19.
Главы внешнеполитических ведомств обсудят ключевые темы международной и региональной повестки дня в контексте 75-й годовщины ООН.
На «полях» заседания СМИД ШОС Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет ряд двусторонних переговоров.
О переговорах Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б.Тлеуберди
9 сентября на «полях» СМИД ШОС в Москве состоятся переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Республики Казахстан М.Б.Тлеуберди. В ходе этой встречи будет рассмотрен процесс реализации договоренностей между руководством наших стран. Планируется обсудить ключевые темы двустороннего стратегического партнерства и союзничества, в том числе сотрудничество на многосторонних «площадках», сверить подходы к наиболее актуальным темам региональной и международной повесток дня.
Министры обменяются информацией о подготовке каждой из сторон к XVII Форуму межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств, 22-му заседанию Межправительственной комиссии по сотрудничеству, затронут текущее взаимодействие в таких стратегически значимых областях, как космос, энергетика, экономическая интеграция и, безусловно, военно-технические и оборонные связи.
В фокусе внимания будут находиться совместные подходы к координации работы в рамках региональных интеграционных объединений: ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и ШОС. Важной составляющей встречи станет обсуждение вопросов сотрудничества и безопасности в центральноазиатском регионе и на Каспии, совместное противодействие внешним вызовам и угрозам, включая распространение новой коронавирусной инфекции.
Готовится подписание Протокола к Соглашению между Правительствами двух стран, закрепляющего преобразование Консульства Республики Казахстан в городе Астрахани в Генеральное консульство.
О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Киргизской Республики Ч.А.Айдарбековым
9 сентября состоится встреча Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Киргизской Республики Ч.А.Айдарбековым.
Встреча глав внешнеполитических ведомств будет способствовать реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне, в том числе в ходе телефонного разговора президентов двух стран 31 августа и дальнейшей интенсификации российско-киргизских многоплановых связей.
Главы внешнеполитических ведомств обменяются мнениями по актуальным вопросам международной и региональной повестки дня, обсудят ключевые аспекты двустороннего сотрудничества, а также график предстоящих контактов на высшем и высоком уровнях.
О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Индии С.Джайшанкаром
9 сентября намечена встреча Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с коллегой из Индии С.Джайшанкаром.
Напомню то, что хорошо известно: Индия является для России одним из ключевых стратегических партнеров, с которым поддерживается интенсивный политический диалог и, несмотря на известные ограничения, связанные с пандемией, возобновляются очные контакты. В текущем году отмечаем 20-летие подписания Декларации о стратегическом партнерстве.
Безусловно, рассматриваем приезд Министра иностранных дел Индии С.Джайшанкара в Москву как важный этап в поддержании этой высокой динамики. Намерены обсудить широкий спектр двустороннего сотрудничества, а также актуальные вопросы региональной и международной повестки дня. В списке тем: ШОС, БРИКС, РИК, ВАС, обстановка в Афганистане, ситуация вокруг СВПД. Отдельную значимость имеет совместная работа в ООН, особенно с учетом получения Индией со следующего года статуса непостоянного члена СБ ООН.
О встрече Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Пакистана Ш.М.Курейши
10 сентября Министр иностранных дел России С.В.Лавров проведет встречу с Пакистанским коллегой Ш.М.Курейши.
В ходе беседы с министром иностранных дел Пакистана будут затронуты ключевые вопросы международной и региональной повестки дня с акцентом на афганскую проблематику, которая обретает дополнительное звучание в контексте ожидаемого запуска прямого межафганского диалога при содействии международных игроков. Стороны также обсудят основные направления многопланового двустороннего партнерства, в том числе в контртеррористической и торгово-экономической сферах. В частности, рассчитываем на детальное обсуждение все еще нерешенных вопросов по проекту строительства газопровода «Север-Юг» из Карачи в Лахор в целях скорейшего перехода к его практической реализации.
Об окончании Второй мировой войны
В этом году впервые широко отмечается новый день воинской славы России – «3 сентября – День окончания Второй мировой войны (1945 г.)», установленный в соответствии с Федеральным законом, подписанным Президентом Российской Федерации 24 апреля текущего года. Предложение исходило от депутатов Государственной Думы и сенаторов Совета Федерации, которые ставили целью укрепление патриотических традиций, сохранение исторической справедливости в отношении победителей во Второй мировой войне, увековечение достойной памяти погибших при защите Отечества.
Реализация данной инициативы позволяет ветеранам и общественным кругам, в том числе дальневосточных регионов Российской Федерации, организовывать официальные праздничные военно-мемориальные мероприятия по случаю окончания Второй мировой войны, в победоносное завершение которой СССР внес решающий вклад.
Напомню, СССР, выполняя взятые на себя на Крымской и Берлинской конференциях 1945 г. союзнические обязательства, объявил о вступлении в войну с Японией 8 августа 1945 г. 9 августа началась стратегическая Маньчжурская наступательная операция, которая завершилась полным разгромом японской Квантунской армии, освобождением Манчьжурии, Северной Кореи, Южного Сахалина и Курильских островов.
Участие СССР в войне с милитаристской Японией привело к резкому сокращению сроков сопротивления последнего союзника гитлеровской Германии и, в конце концов, его капитуляции.
В Акте о капитуляции, который был подписан 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора «Миссури», было заявлено «о безоговорочной капитуляции союзным державам японского императорского генерального штаба, всех японских вооруженных сил и всех вооруженных сил под японским контролем вне зависимости от того, где они находятся». От СССР документ подписал генерал-лейтенант К.Н.Деревянко.
Об итогах военно-мемориальной работы за рубежом в год празднования
75-летия Победы
Российским законодательством на МИД России возложен широкий круг обязанностей по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом. В частности, сотрудники российских дипломатических представительств и консульских учреждений за рубежом осуществляют контроль за текущим состоянием всех находящихся за пределами территории Российской Федерации мест погребения российских и советских военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Эта работа ведется российскими загранучреждениями на плановой основе, ее практическими результатами являются поддержание в достойном виде российских и советских военно-мемориальных объектов, расположенных в иностранных государствах.
Ежегодно российской стороной ремонтируется и благоустраивается порядка 300 индивидуальных могил, кладбищ, участков кладбищ, где покоятся российские и советские воины, из общего числа более чем в 12 тысяч. В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Посольствам России в Австрии, Болгарии, Венгрии, Испании, Китае, КНДР, Латвии, Румынии, США, Финляндии, Чехии, Эстонии удалось отреставрировать множество объектов, в том числе, такие знаковые как Памятник Советской Армии в Софии (Болгария) и Памятник советскому солдату-освободителю в Пловдиве «Алеша» (Болгария), таллинское военное кладбище, включая Памятник советским воинам, павшим в Великой Отечественной войне, «Бронзовый солдат».
На основании результатов проведенной специализированными представительствами Минобороны России по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом были установлены тысячи имен погибших, которые, в настоящее время увековечены на мемориальных плитах. Например, в Румынии отремонтировано советское захоронение в населенном пункте Будешть, выгравированы персональные данные почти 6 тыс. погибших (5879), аналогичный проект должен быть завершен до конца текущего года в Словакии, где на советском кладбище в г.Зволен появятся плиты с именами более 11 тыс. павших. В Венгрии при содействии местных органов власти восстановлено советское захоронение в г.Тапольца, где также зажгли Огонь Памяти.
О попытках официальной Варшавы оказывать содействие представителям белорусской оппозиции
Ситуацию в Белоруссии вчера подробнейшим образом прокомментировал Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров по итогам переговоров со своим белорусским коллегой В.В.Макеем. Была дана абсолютно полноформатная оценка ситуации в этой стране.
Единственное, что хотелось бы добавить и сказать отдельно – это о попытках официальной Варшавы оказывать содействие представителям белорусской оппозиции, учитывая, что были вопросы.
Польские власти продолжают осуществлять неприкрытое вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь. Не только они, но здесь происходит что-то такое, на самом деле, из ряда вон выходящее.
Варшава оказывает давление на Минск, фактически диктуя ему «линию поведения», открыто поддерживает, в том числе и финансами, включая работу через подконтрольные НПО, белорусские оппозиционные силы, разворачивает информационно-пропагандистское вещание для воздействия на белорусское общественное мнение и «привечает» у себя лидеров сил уличного протеста. Руководство Польши в авангарде недружественной политики Евросоюза по отношению к Белоруссии, инициирует ужесточение санкций ЕС в отношении Минска. В этой связи не может не настораживать появившаяся информация о высказываниях первого лица государства относительно готовности «взять под защиту» отдельные регионы в соседней Республике.
Белоруссия однозначно воспринимает действия Польши как очевидные попытки вмешательства в ее внутренние дела – соответствующий протест в этой связи МИД Республики Беларусь заявил 27 августа польскому поверенному в делах. Как еще это можно квалифицировать я, честно говоря, даже не знаю.
Призываем Варшаву вернуться к общепринятым нормам международного права, отказаться от политики подрыва суверенитета соседнего государства и использования недопустимых в международных отношениях средств, к числу которых относится поддержка антиправительственных выступлений и создание на своей территории финансовой и организационной базы для сил действующей вне правового поля оппозиции.
О текущей ситуации в Венесуэле
Политическая ситуация в Венесуэле характеризуется рядом новых существенных моментов. Активизируется подготовка к парламентским выборам, которые, согласно Конституции, пройдут 6 декабря. Они призваны стать важным этапом на пути к мирному политическому решению внутривенесуэльских противоречий. С удовлетворением отмечаем, что немало представителей оппозиционных политических сил выражают настрой принять участие в избирательном процессе. Приветствуем готовность Правительства Венесуэлы обеспечить им необходимые электоральные гарантии, в том числе пригласить на выборы международных наблюдателей, в частности, от ООН и ЕС.
В целях достижения национального примирения Президентом Н.Мадуро принято беспрецедентное решение о помиловании ста десяти оппозиционеров, привлеченных ранее к суду по обвинению в хищении государственных средств, причастности к попыткам госпереворота и покушения на главу государства. Указанные лица восстановлены в политических правах, включая право голосовать и быть избранным. Данное решение было согласовано с различными звеньями оппозиции – как в рамках «круглого стола национального диалога», так и вне его.
Обратили внимание, что этот шаг по достоинству оценен Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Боррелем и Верховным комиссаром ООН по правам человека М.Бачелет.
На этом фоне, как говорится, «на Западном фронте без перемен» – сейчас говорю о Вашингтоне. США, которые ранее были в первых рядах тех, кто требовал освободить т.н. политзаключенных, снова угрожают наращиванием санкционного давления на Каракас, а также намерением и дальше душить венесуэльскую экономику, прежде всего ее нефтяной сектор. Усиливается риторика о якобы исходящей из Венесуэлы «наркотеррористической угрозе».
Мы подчеркивали неоднократно: односторонние запретительные меры в отношении Каракаса должны быть отменены. Они не просто лишают Венесуэлу столь необходимых ей средств. Сужаются возможности страны эффективно противостоять распространению коронавирусной инфекции, осуществлять закупки средств индивидуальной защиты, медицинского оборудования и лекарств. В условиях пандемии сохранение и, более того, усиление незаконных санкций выглядит политически мотивированным преступлением.
Одновременно, объявив априори о непризнании парламентских выборов, в Вашингтоне открыто поощряют радикалов к бойкоту голосования. Это абсолютно деструктивная позиция, свидетельствующая о неуважении к венесуэльскому народу, его зрелости и политической мудрости. Если отбросить всю лирику на этом направлении, то цель такой политики – сохранить на плаву провалившийся, прежде всего в глазах самих венесуэльцев, навязанный им извне «проект Гуайдо». Таких проектов США напридумывали и наделали по всему миру немало. Это очередной провалившийся.
По нашему убеждению, международное содействие нормализации ситуации в Венесуэле не может быть навязано извне посредством неких «планов действий». Помогать – это означает поддерживать усилия тех, кто непосредственно вовлечен в диалог и процесс урегулирования. Это совершенно не означает требования свержения законных властей любой ценой.
Призываем всех ответственных членов международного сообщества препятствовать попыткам срыва конституционного избирательного процесса в Венесуэле, максимально способствовать созданию благоприятных условий для выработки самими венесуэльцами конструктивных и компромиссных решений существующих проблем в правовом поле, без внешнего, тем более силового, давления и вмешательства.
О линии ОЗХО на затягивание расследования случаев применения химоружия сирийской вооруженной оппозицией
Вновь констатируем, что Технический секретариат Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) продолжает затягивать под надуманными предлогами расследования случаев применения химического оружия сирийской вооруженной оппозицией, о которых на регулярной основе официальный Дамаск информирует и ОЗХО, и Совет Безопасности ООН.
Конкретный пример. Прошло уже почти два года с момента инцидента в сирийском г.Алеппо (24 ноября 2018 г.), однако Техсекретариат все еще не может завершить расследование, постоянно выдвигая дополнительные требования к сирийской стороне, которая уже обеспечила инспекционной группе ОЗХО доступ к месту происшествия, предоставила всю имеющуюся информацию и постоянно демонстрирует открытость и готовность к сотрудничеству.
К сожалению, Техсекретариат ОЗХО не был настолько «щепетилен» в отношении информации, полученной неизвестно от кого на территории третьей страны применительно к расследованиям инцидентов в городах Латамна, Саракиб и Хан-Шейхун, вина за которые в конечном итоге была абсолютно необоснованно вменена сирийским властям.
Исходим из того, что затягивание расследования случаев применения химоружия боевиками противоречит требованиям Конвенции о запрещении химического оружия и лишний раз свидетельствует об ангажированности Технического секретариата ОЗХО в сирийских делах, а также о его готовности выполнять политический заказ отдельных государств, которые, преследуя свои геополитические интересы на Ближнем Востоке, уже не раз применяли военную силу против Сирии в нарушение Устава ООН.
О заявлении руководства США относительно возможного сокращения численности американских войск в Ираке
Глава Белого дома Д.Трамп отметился очередным заявлением о намерении сократить практически в два раза численность американского воинского контингента в Ираке. Цифры, которые назывались за последние годы, настолько разнятся, что даже приводить их в этот раз, считаю, не имеет смысла, потому что каждый год мы слышим что-то новое (сокращение процентного соотношения, количественного показателя, какое-то количество пытаются сократить, а потом даже увеличивают). Я думаю, что здесь нужно комментировать саму тенденцию.
Считаем, что реальные действия властей США по свертыванию своего военного присутствия в Ираке, равно как и в ближневосточном регионе в целом, стали бы шагом в правильном направлении. Как показало время, нахождение на иракской земле американских подразделений не принесло туда ни стабильности, ни мира. Напротив, ситуация в области безопасности остается там весьма напряженной, о чем мы регулярно говорили.
Вместе с тем не можем не констатировать, что публично провозглашаемая вашингтонской Администрацией политика намерений вывести свои воинские части из зарубежных стран зачастую так и остается пустой декларацией, которая не воплощается в жизнь. Если говорить о конкретных примерах – это, безусловно, Сирия, где в нарушение всех международных норм прочно окопались американские солдаты, хотя Президент США Д.Трамп неоднократно говорил, что собирается их оттуда убрать. Это не единственный пример. Таких точек на мировой карте немало.
О продлении мандата Временных сил ООН в Ливане
28 августа Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию 2539 о продлении на один год, до 31 августа 2021 г., мандата Временных сил ООН в Ливане – одной из крупных миротворческих операций всемирной Организации, играющей важную стабилизирующую роль в зоне ливано-израильской границы.
Российская делегация приняла самое активное участие в согласовании данного документа, при этом руководствуясь принципиальной позицией о необходимости учета позиции Бейрута как принимающей стороны в вопросах наполнения мандата и параметров операции. В этом контексте тесно взаимодействовали не только с членами СБ ООН, но и с ливанскими партнерами, неизменно выступая в поддержку суверенитета, единства и территориальной целостности этого государства.
О ситуации в Мали
Продолжаем внимательно следить за развитием событий в Мали, где 18 августа группой армейских офицеров была осуществлена вооруженная смена власти. Разделяем соответствующие озабоченности, высказанные в этой связи в заявлениях Генерального секретаря ООН, Афросоюза и Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС).
Приветствуем освобождение 27 августа удерживавшихся военными экс-президента страны И.Б.Кейты и председателя Парламента М.Тимбине.
Смещение практически всего высшего руководства Мали усугубляет и без того тяжелое положение, в котором сегодня находится государство. На фоне сложных социально-экономических проблем перед страной остро стоят задачи защиты территориальной целостности и противодействия террористической угрозе. Внутренние потрясения существенно снижают возможности малийцев продолжать эффективно вносить вклад в коллективные усилия государств Сахаро-Сахельского региона, включая формат «Сахельской пятерки» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад). Усилия этой структуры сконцентрированы на борьбе с терроризмом.
Считаем крайне важным не допустить дальнейшей деградации обстановки в Мали, предпринять шаги с целью возвращения ее в конституционное поле. Полагаем безальтернативным путем выхода из нынешнего кризиса скорейшее обеспечение законности и правопорядка, организацию инклюзивного общенационального диалога и соответствующие шаги, которые могли бы быть предприняты в этом направлении.
Отрадно, что развитие событий в Мали пока идет по мирному сценарию и не усугублено человеческими жертвами. Позитивно восприняли заявление от 19 августа взявшего власть «Национального комитета народного спасения» (НКНС) о намерении запустить процесс восстановления гражданского правления с выходом на новые президентские выборы «в обозримой перспективе». Как мы понимаем, в этот период Комитет планирует обеспечить нормальное функционирование всех органов исполнительной власти. Рассчитываем, что этому будут способствовать также стартовавшие под эгидой НКНС контакты с оппозиционным «Движением 5 июня», которое на протяжении последних месяцев выступало организатором массовых протестных выступлений малийцев против курса Президента И.Б.Кейты.
Поддерживаем предпринимаемые по линии ЭКОВАС посреднические усилия с целью выхода из кризиса. Решением внеочередного саммита ЭКОВАС, состоявшегося 20 августа в формате видеоконференции, в Бамако направлена делегация высокого уровня под руководством бывшего Президента Нигерии Г.Джонатана. Отмечаем, что первый прямой контакт с самопровозглашенными малийскими властями был организован весьма оперативно.
В ходе саммита ЭКОВАС 28 августа к НКНС обращен призыв «немедленно начать процесс передачи власти гражданскому правительству», организовать в течение следующих двенадцати месяцев президентские и парламентские выборы. При этом временно назначаемые президент и премьер-министр не должны представлять НКНС и принимать участие в избирательных кампаниях. Санкции, введенные ЭКОВАС в отношении Мали, продлены до 7 сентября. В этот день запланировано проведение еще одного саммита ЭКОВАС.
Переговоры, в том числе о параметрах и сроках переходного периода, после которого будет возможен возврат к гражданской форме правления, продолжаются. Рассчитываем на эффективность работы ЭКОВАС по Мали, энергичное подключение к ней Африканского союза.
МИД России по-прежнему рекомендует российским гражданам воздержаться от поездок в Республику Мали вплоть до нормализации обстановки, обеспечения надежных гарантий безопасности.
О парафировании мирного соглашения между Переходным правительством Судана и Суданским революционным фронтом
31 августа в Джубе, столице Республики Южный Судан, было парафировано мирное соглашение между Переходным правительством Республики Судан и Суданским революционным фронтом (СРФ), объединяющим ряд вооруженных группировок, действующих в Дарфуре, а также в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Соглашением предусмотрено разделение власти и полномочий в центре и в регионах, включая вхождение представителей СРФ в состав федеральных органов переходной суданской власти – Верховного (Суверенного) совета, правительства, законодательного собрания. Вооруженные формирования группировок СРФ будут инкорпорированы в государственные силовые структуры Республики Судан с целью поддержания порядка и безопасности на местах.
Приветствуем состоявшееся в Джубе парафирование мирного соглашения и рассчитываем на его скорейшее официальное подписание. Расцениваем это событие как важный шаг на пути к достижению национального согласия в Судане, решению задач переходного периода, а также неотложных социально-экономических проблем, с которыми сталкивается страна. Надеемся также на присоединение к соглашению суданских вооруженных группировок, которые остаются пока за его рамками.
Об искоренении полиомиелита в Африке
На прошлой неделе Африканское региональное бюро ВОЗ сообщило о победе над полиомиелитом в Африке. Вот уже четыре года как на Африканском континенте не зарегистрировано ни одного случая заражения этим опасным инфекционным заболеванием. Этого удалось достичь благодаря проведению системной массовой вакцинации и масштабной кампании по борьбе с полиомиелитом, организованной африканскими странами при поддержке международных организаций, в первую очередь ВОЗ.
Поздравляем с поистине историческим достижением всех причастных к этому событию. Полагаем, что его можно по праву рассматривать как убедительное доказательство эффективности международного сотрудничества в преодолении эпидемий опасных заболеваний.
При этом считаем важным отметить тот вклад, который внесли советские и российские ученые в разработку вакцин от полиомиелита, его искоренение по всему миру, в том числе в странах Африки.
О ситуации вокруг Т.Рида
Не могу не прокомментировать материалы, появившиеся в американских СМИ о якобы политизированном деле гражданина США Т.Рида, приговоренного 30 июля к 9 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима.
Хотела бы отметить следующее. Т.Рид признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 318 УК России. Как известно, во время задержания «по факту неадекватного поведения» 16 августа прошлого года Т.Рид, находившийся на тот момент в состоянии алкогольного опьянения, оказал сопротивление, напав на двух сотрудников полиции. В соответствии с вышеупомянутой статьей Уголовного кодекса Российской Федерации, применение насилия, угрожающего жизни или здоровью, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей карается заключением на срок до 10 лет.
Что касается суждений о якобы «несправедливости и чрезмерной суровости приговора» хотели бы заметить, что в США, да и в других западных странах, наказание за подобные преступления предусматривает гораздо более длительные сроки. Например, в штате Нью-Йорк за нападение на сотрудника полиции при исполнении грозит срок до 15 лет. Было бы неплохо, если в статьях, посвященных Т.Риду в американских газетах, это тоже упоминалось.
Об удалении администрацией «Фейсбук» и «Твиттер» учетных записей
Обратили внимание на то, что социальные сети «Фейсбук» и «Твиттер» в очередной раз заблокировали, а затем удалили 18 аккаунтов и 2 страницы якобы российского происхождения под предлогом нарушения правил сервиса о недопустимости иностранного вмешательства.
Администрации соцсетей обосновывают свои решения и рестриктивные меры выводами проведенного в отношении удаленных учетных записей расследования, которое якобы основывается на неких данных ФБР. Интересны взаимоотношения американских спецслужб и социальных сетей. Считаю, что это тема для особого расследования в будущем. Сейчас не об этом.
В частности, авторов аккаунтов обвиняют в попытке внушить аудитории радикально левые взгляды, а также в публикации критики в адрес обоих кандидатов в президенты США. В спекулятивной манере указывается на вероятность их сотрудничества с российскими СМИ «Агентство Интернет-исследований». Подается все так, что якобы установлен факт т.н. «скоординированного неаутентичного поведения», то есть страницы распространяли контент российских информационных агентств, не уведомляя об этом читателя.
Это, конечно, «сильные» аргументы. Мы понимаем, что все не так как преподносится и вряд ли такая сложная логическая цепочка могла послужить настоящей причиной для очередного цензурирования российского медиаконтента. Вероятнее, ИТ-корпорации действовали по политическим соображениям в русле подходов той части американского истеблишмента, которая неустанно продолжает раздувать миф об угрозе российского вмешательства в выборные процессы США, уже многократно развенчанный самими же американцами. Напомню, что по прошествии, практически, четырех лет не было представлено ни единого доказательства подобных обвинений в адрес России. На прошлой неделе это подтвердил и первый заместитель Министра юстиции США Дж.Розен, заявив об отсутствии свидетельств того, что иностранные действующие лица смогли оказать какое-либо существенное воздействие на целостность или безопасность избирательной инфраструктуры или инфраструктуру предвыборных политических кампаний.
Создается впечатление, что американская сторона просто пытается удержать на плаву любимую тему – спекуляции, которые, на наш взгляд, себя исчерпали и делают это специально в контексте предстоящих в ноябре выборов президента США.
Мы призываем Интернет-платформы пересмотреть свою политику в сторону соблюдения фундаментальных международно-правовых норм и демократических принципов в области обеспечения свободы слова и выражения мнений.
Рассчитываем на то, что профильные международные структуры и правозащитные организации должным образом отреагируют и дадут беспристрастную оценку действиям ИТ-корпораций.
О Дне независимости Королевства Эсватини
6 сентября в Королевстве Эсватини отмечается национальный праздник – День независимости. В этот день в 1968 г. страна вышла из-под протектората Великобритании и обрела национальный суверенитет.
Высоко ценим традиционно дружественный характер отношений с этим африканским государством. Наши страны ведут регулярный политический диалог, работают над дальнейшим расширением взаимовыгодного сотрудничества в политической, военно-технической, торгово-экономической и гуманитарной сферах. Рассчитываем, что дополнительный импульс нашему взаимодействию придадут деловые контакты делегации дружественного нам государства во главе с Королем Мсвати III, состоявшиеся «на полях» саммита Россия-Африка в Сочи в октябре 2019 года.
Поздравляем наших друзей с национальным праздником и искренне желаем народу Эсватини благополучия и процветания.
Из ответов на вопросы:
Вопрос: 25 августа в Международном остаточном механизме для уголовных трибуналов открылись апелляционные слушания по делу сербского генерала Р.Младича. Это произошло, несмотря на резкое ухудшение состояния его здоровья. Как Вы это можете прокомментировать?
Ответ: По нашей информации, адвокаты Р.Младича обращались в апелляционную палату и секретариат Механизма с требованием незамедлительной госпитализации генерала, но в обоих случаях получили необоснованный отказ.
Подобное отношение к правам и здоровью Р.Младича недопустимо. По итогам недавнего обзора работы Механизма Совет Безопасности в соответствующей резолюции подчеркнул «важность обеспечения прав лиц, удерживаемых по распоряжению Механизма, в соответствии с применимыми международными стандартами, в том числе касающимися медицинской помощи». Соблюдение этих стандартов в сложившейся ситуации вызывает самые серьезные вопросы. Судя по всему, в настоящее время Р.Младич не в состоянии полноценно участвовать в начавшихся разбирательствах. Их продолжение в нынешних условиях может привести к грубому нарушению его прав на справедливый суд.
Происходящее в упомянутом Механизме напоминает худшие традиции его предшественника – Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ). Складывается впечатление, что Механизм, невзирая на ухудшающееся здоровье Р.Младича, стремится во что бы то ни стало подтвердить неправосудный приговор, вынесенный МТБЮ в 2017 году. Вновь призываем Механизм отказаться от этой линии и неукоснительно следовать международным стандартам правосудия, включая обеспечение соответствующих прав лиц, удерживаемых по его распоряжению, в том числе Р.Младича.
Вопрос: Премьер-министр Польши М.Моравецкий заявил, что ответственность за начало Второй мировой войны лежит на нацистской Германии и СССР. В то же время Министерство иностранных дел Польши предложило российскому посольству пройти свой тест о Второй мировой войне, вопросы в котором, в частности, о пакте Молотова – Риббентропа, Ялтинской конференции и др. Как МИД расценивает подобные заявления польских властей в 75ю годовщину Победы во Второй мировой войне?
Ответ: Не в первый раз мы сталкиваемся с попытками польского руководства спекулировать на крайне чувствительной для народов бывшего СССР теме Второй мировой войны. Особенно усердствует в медиа-пространстве премьер-министр Польши М.Моравецкий, который в попытках успокоить свои политические воззрения или амбиции, или часть польского общества, которое ищет ответ на вопрос «Кто виноват в наших военных поражениях?», пытается отвести фокус общественного внимания со стратегических просчетов руководителей предвоенной Польши и переложить всю ответственность на «внешние силы», цинично утверждая, что война была развязана Советским Союзом вместе с гитлеровской Германией.
Гибель миллионов мирных жителей, о которой говорил глава польского правительства в годовщину начала Второй мировой войны, вызывает глубочайшее сострадание, особенно понятное нам в России и странах бывшего СССР, где немецко-фашистские захватчики и их приспешники-коллаборационисты разрушили огромное количество городов, более 70 тысяч сел и деревень, лишили крова 25 миллионов человек и погубили более 26,6 миллионов советских граждан.
Это особая тема. В Польше это знают. Совершенно не понятно, зачем они продолжают эту тему и искажения Второй мировой войны, вредоносную для двухсторонних отношений и для собственного исторического пути. Это губительно для самой Польши. Нас возмущает глумливое сочетание извращенной интерпретации исторических событий с попытками сыграть на самых глубоких чувствах, присущих любому народу и человечеству в целом. Подобная безответственность европейских лидеров 1930-х гг. привела мир к крупнейшей катастрофе в истории.
С сожалением вынуждены констатировать, что в Польше всё чаще истинная память и скорбь подменяется фарсом: МИД этой страны, действительно, через «Твиттер» предложил нашему Посольству в Варшаве пройти некий тест на тему событий военных лет. Интересно, как поляки в аналогичной «игре» смогли бы прокомментировать регулярные встречи предвоенного польского руководства с Гитлером и его ближайшими приспешниками, или пояснить аннексию Польшей чехословацких земель сразу после «Мюнхенского сговора», по сути давшего «зеленый свет» реализации агрессивных планов фашистской Германии?
Заверяем польских коллег: в России хорошо помнят историю, но вряд ли наши ответы на тест устроят польский МИД. При этом сама Польша, если говорить о части её истеблишмента, его уже провалила, стремясь позабыть, кто внес решающий вклад в разгром нацизма и спас народы Европы от угрозы физического уничтожения.
Вопрос: Просили бы Вас прокомментировать появившуюся информацию, распространенную пресс-службой баллотировавшейся в президенты Белоруссии С.Г.Тихановской о том, что она планирует выступить на заседаниях Совета Безопасности ООН 4 сентября с.г. Кто из стран ООН инициировал это выступление? В курсе ли Москва таких инициатив?
Ответ: Инициатива о проведении упомянутого Вами мероприятия принадлежит Эстонии. Информация об участии в нем С.Г.Тихановской действительно циркулирует. Однако ее официальным подтверждением мы пока не располагаем.
При этом хотели бы подчеркнуть, что речь в любом случае не идет о созыве официального заседания Совета Безопасности ООН. 4 сентября с.г. возможно проведение лишь неформальной встречи членов СБ ООН по т.н. «формуле Арриа». Подобную дискуссию вправе организовать любой член Совета – для этого не требуется согласия большинства его членов.
Данный формат изначально задумывался как дополнительный инструмент для повышения информированности Совета по вопросам, находящимся на его повестке дня. Однако затем многие члены СБ ООН стали им злоупотреблять. Причем чаще всего этим грешат западные партнеры, которые стремятся «подтянуть» к общению с Советом представителей гражданского общества, в том числе не всегда конструктивно настроенных.
Помимо этого, западные коллеги зачастую используют встречи по «формуле Арриа» в политико-пропагандистских целях, для привлечения внимания к вопросам, по которым между членами Совета существуют серьезные разногласия. Инициированная эстонцами встреча по Белоруссии –это образец такой контрпродуктивной практики.
Очевидно, что постэлекторальная ситуация в Белоруссии не представляет никакой угрозы международному миру и безопасности, этими вопросами занимается СБ ООН. Расцениваем ее косвенное привнесение в Совет, используя обходные пути в виде встречи по «формуле Арриа», как грубое вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Твердо убеждены, что любое содействие Минску со стороны ООН может оказываться исключительно по запросу официальных властей.
Из практики последних лет становится очевидным, что использование «формулы Арриа» необходимо для придания некоего статуса вопросам, не укладывающимся в повестку СБ ООН. Это часть информационной компании, которая ведется сегодня против Белоруссии.
Вопрос: В греческих СМИ регулярно появляются утверждения, что Россия выступает категорически против расширения территориальных вод со стороны Греции до 12 морских миль, что допускается Конвенцией по морскому праву, при условии, безусловно, сохранения свободы судоходства, как это предусмотрено Конвенцией. Интересно, обсуждала ли Москва этот вопрос с Афинами? Какова позиция Москвы? Нужно ли, как Вы считаете, дополнительное соглашение с Россией в случае, если такое решение будет приниматься в отношении регионов, как, допустим, Эгейское море, где могут быть затронуты российские и другие международные интересы?
Ответ: Позиция России, подписавшей Конвенцию ООН по морскому праву, основана на международно-правовых нормах, содержащихся в данном документе. В частности, статья 3 Конвенции предусматривает, что каждое государство имеет право установить ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль. Однако в ряде случаев страны по тем или иным причинам устанавливают территориальное море меньшей ширины. Исходим из того, что в этом вопросе государства опираются на здравый смысл и учитывают географические особенности региона. В случае если встает вопрос о разграничении территориального моря между соседними государствами, он должен решаться в соответствии с международным правом.
Наше мнение по этому вопросу хорошо известно руководству Греческой Республики.
При возникновении ситуаций, затрагивающих непосредственно российские интересы, будем заниматься каждым конкретным случаем в отдельности. Пока такой потребности не видим.
Вопрос: Изменилась ли позиция России в связи с угрозами Турции в адрес других средиземноморских государств и односторонних действий Анкары по геологоразведке в исключительных экономических зонах Кипра, Греции и Египта? Кому, кроме России, может быть выгоден, по Вашему мнению, военный конфликт двух членов НАТО? Что думаете по поводу появляющихся публикаций, что Р.Т.Эрдоган ведет свою экспансионистскую политику в регионе с такой неконтролируемой агрессивностью, потому что чувствует поддержку Москвы?
Ответ: Подобные рассуждения иначе как провокационными назвать не можем. Не единожды заявляли, что не ищем выгод в межгосударственных распрях. Это в полной мере относится и к такому чувствительному и взрывоопасному региону, как Восточное Средиземноморье. Не имеет значения, являются ли конфликтующие страны союзниками по военно-политическому блоку.
Россия выступает за решение любых спорных вопросов исключительно путем политического диалога, через выработку мер доверия, поиск взаимоприемлемых решений на основе международно-правовых норм. Никого не подталкиваем к агрессивным действиям. Наше двустороннее сотрудничество, в частности с Турцией, как мы уже неоднократно заявляли, не направлено против третьих стран.
Эта публикация на сайте МИД