Официальные новости

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОБСЕ А.К.Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ о ситуации на Украине и необходимости выполнения Минских договоренностей, Вена, 17 сентября 2020 года

89

Уважаемый господин Председатель,

Ситуация на Украине продолжает оставаться сложной. Страна вступила в очередной электоральный цикл, в условиях которого политическая конъюнктура накладывает свой отпечаток на возможности продвижения урегулирования внутриукраинского конфликта.

В Донбассе сохраняется относительное спокойствие, что подтверждают и наблюдения Спецмониторинговой миссии ОБСЕ (СММ) – за последние две недели всего порядка двухсот нарушений режима прекращения огня. Вместе с тем положение дел на линии соприкосновения нельзя назвать полностью удовлетворительным. Сохраняется угроза роста напряженности, вызванная фиксируемыми фактами нарушения мер по усилению режима прекращения огня, которые были согласованы представителями Киева, Донецка и Луганска в рамках видеоконференции Контактной группы 22 июля. Речь идет, в том числе, об инженерном оборудовании позиций и попытках изменить исходное размещение сил.

Обратимся к ситуации около подконтрольного украинским военным населенного пункта Шумы в Донецкой области. Напомню, вооруженные силы Украины (ВСУ) вошли в этот поселок в августе 2018 года в ходе так называемого «ползучего наступления» – ранее н.п. Шумы находился в «серой зоне» на линии соприкосновения. Ещё тогда в интервью украинскому телевидению начальник штаба 24-й отдельной механизированной бригады ВСУ Роман Мамáрко подтверждал, что операция по установлению военного контроля над этим районом планировалась и рассчитывалась заранее. Украинские подразделения продолжили закрепляться и расширять свои позиции там и в текущем году, в том числе после 27 июля – даты вступления в силу мер по усилению «режима тишины». Об этом, несмотря на разосланные в ОБСЕ уважаемым постпредом Украины письменные уверения в обратном, ясно свидетельствуют установленные СММ факты. К примеру, выявлена новая боевая позиция (отчет за 9 сентября), подтвержден факт продления существующей траншеи (отчет за 12 сентября). Как известно, фортификационная активность ВСУ на этом участке, вплотную прилегающем к инфраструктурному объекту жизнеобеспечения, на прошлой неделе повлекла усиление локальной военной напряженности.

Ситуация в Шумах находилась в центре внимания внеочередной видеоконференции Контактной группы 9 сентября. Однако достигнутая на ней представителями Киева и отдельных районов Донецкой области договоренность об изучении обстановки в местах выявленной фортификационной активности ВСУ оказалась сорвана. Украинская сторона сперва согласилась, однако затем под надуманными предлогами отозвала в последний момент свое согласие на организацию совместного посещения этого района, в котором должны были принять участие представители донецкой стороны и СММ. Более того, в тот же день беспилотный летательный аппарат Миссии, осуществлявший мониторинг вблизи позиций ВСУ, был утрачен в результате подавления радиосигнала (отчет за 11 сентября). Не способствовала снятию имеющихся противоречий и состоявшаяся 16 сентября регулярная видеоконференция Контактной группы.

Провести оценку текущего состояния дел в процессе урегулирования была призвана и берлинская встреча советников глав государств «нормандской» четверки 11 сентября. Однако вместо плана конкретных шагов по реализации «Комплекса мер» от 12 февраля 2015 года украинские переговорщики вновь пустились в пространные рассуждения о возможностях неких подвижек в перспективе.

Продвижение на политическом и гуманитарном треках урегулирования оказалось фактически заблокировано отступлением украинской стороны от буквы и духа Минских соглашений. Прежде всего – в контексте исключения всего Донбасса с отдельными районами Донецкой и Луганской областей из процесса организации и проведения местных выборов, назначенных на 25 октября. До сих пор не представлено правовых решений о приведении постановления Верховной Рады Украины №795-XI «О назначении очередных местных выборов в 2020 году» в соответствие с предписаниями пунктов 4, 9, 11 и 12 «Комплекса мер», которым оно прямо противоречит. Эти положения предусматривают, в частности, осуществление в Контактной группе результативного диалога с представителями отдельных районов Донбасса о модальностях проведения выборов. Удивляет и позиция, занятая нашими французскими и германскими партнерами по «нормандскому» формату. Они продолжают в этих условиях твердить о проявляемом Киевом «конструктивном подходе» к урегулированию.

О реальных же настроениях украинской делегации свидетельствует примечательный комментарий ее главы в Контактной группе Л.М.Кравчука. 11 сентября в интервью «Радио НВ» он заявил, что Минские соглашения  «не могут быть выполнены в силу понятных причин, потому что когда они подписывались, уже было ясно, что они не будут выполнены».

Все это затрудняет договоренности Киева с Донбассом по другим аспектам, включая обмен удерживаемыми лицами. К слову, украинскими властями до сих пор не предоставлены данные, подтверждающие прекращение уголовного преследования – «процессуальную очистку» – лиц, переданных Донбассу в ходе предыдущих обменов в декабре 2019 года и апреле этого года.

Становится очевидным, что дальнейший прогресс в урегулировании является заложником отсутствия политической воли в руководстве Украины. На этом фоне снижение количества обстрелов и относительное затишье на линии соприкосновения рискуют так и не обрести устойчивый характер.

Весьма показательны ремарки, сделанные на днях Президентом В.Зеленским в интервью изданию «Винер цайтунг» в преддверии его визита в столицу Австрии. Положение дел в отдельных районах Донбасса он сравнил с «гуманитарной катастрофой» на фоне экономических трудностей и эпидемии коронавируса, после чего предположил, что «если однажды терпение у людей лопнет, то там могут произойти восстания». Вместе с тем именно в нынешних тяжелых условиях украинские власти продолжают осуществлять социально-экономическую блокаду Донбасса, в разгар эпидемии вкладываясь в локальную версию «железного занавеса», разделяющего жителей одной страны. Возникает резонный вопрос: действительно ли продолжение заданного несколько лет назад П.Порошенко курса на удушение региона является тем самым «планом Б» по решению «проблемы Донбасса»? И существует ли вообще в Киеве «план А», заключающийся в спокойном и добросовестном выполнении положений «Комплекса мер» во всей их полноте и взаимосвязи?

Украинские власти продолжают сознательно усугублять общественный раскол по всей стране, осуществляя пагубную политику зажима всего, что связано с российской и русской культурой. 21 августа в Херсоне по нелепому обвинению в государственной измене арестована преподаватель русской словесности, руководитель общественной организации «Русская национальная община «Русич» Татьяна Кузьмич. Ее поместили под стражу и требовали признаться, что после посещения территории России она якобы начала выполнять задачи по подрыву украинского суверенитета. Под угрозой оказались не только ее личная свобода, но и будущее всей русской национально-культурной общины Херсонщины. Ранее в ряде других регионов Украины в результате системного давления властей многие русскоязычные общественные организации лишились помещений и возможности беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

В очередной раз констатируем, что продолжающийся кризис на Украине является результатом срежиссированного, профинансированного и организованного из-за рубежа государственного переворота в феврале 2014 года, приведшего к вооруженному противостоянию в Донбассе и многочисленным страданиям миллионов мирных жителей.

Призываем международное сообщество, включая ОБСЕ и внешних кураторов Украины, максимально воздействовать на киевское руководство, чтобы побудить к шагам в интересах мира и гражданского согласия, скорейшего выполнения «Комплекса мер» на основе прямого и результативного диалога Киева с Донецком и Луганском.

Благодарю за внимание.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации