Официальные новости

Алексей Оверчук выступил на Деловом форуме ЕАЭС «Интеграция: Стратегия опережающего развития»

109

Заместитель Председателя Правительства Алексей Оверчук выступил на пленарном заседании «Стратегия опережающего развития в условиях структурного кризиса мировой экономики: возможности и перспективы» Делового форума ЕАЭС «Интеграция: Стратегия опережающего развития».

Из стенограммы:

А.Оверчук: Добрый
день, уважаемые коллеги!

Спасибо за приглашение выступить и поделиться мыслями об
интеграционной повестке в рамках Евразийского экономического союза.

Пандемия накладывает определённые ограничения, и наш союз столкнулся
с беспрецедентным вызовом – трудно развивать интеграцию, когда отсутствует
перемещение людей между нашими странами, когда мы вынуждены были в качестве
меры защиты от распространения коронавирусной инфекции закрыть границы для
людей. Мы постарались сделать всё возможное, чтобы обеспечить беспрепятственное
перемещение товаров, и товарные потоки мы сохранили.

Пандемия стала своего рода проверкой на прочность для нашего
интеграционного объединения, и можно сказать, что союз эту проверку прошёл.

Особенно в начале пандемии, когда мы вводили ограничения, в
марте-апреле, наши контакты с коллегами многократно возросли, стали более
интенсивными. Мы почти каждую неделю проводили заседания Совета ЕЭК.
Председатели правительств, главы государств также встречались в видеорежиме.
Все эти контакты привели к тому, что нам удалось за короткий период принять
целый ряд жизненно важных решений, в том числе в области таможенно-тарифного
регулирования, что позволило нам насытить рынок союза средствами индивидуальной
защиты, дезинфицирующими средствами, товарами медицинского назначения.

Эти решения были приняты очень оперативно, не было никаких
споров, все действовали как единый организм и понимали, что мы зависим друг от
друга и вместе способны решать вопросы быстро.

Мы защитили собственный продовольственный рынок, удалось
быстро развернуть производство целого ряда товаров, нацеленных на то, чтобы
защитить наших людей и наши рынки.

Активизировались контакты по линии органов
санитарно-эпидемиологического надзора, что позволило нам оперативно
обмениваться знаниями и опытом в лечении коронавирусной инфекции.

Всё это показало, что у нашего союза огромный потенциал. И
мы действительно можем полагаться друг на друга, помогать друг другу и
добиваться успехов.

На такое развитие нацелена и стратегия союза, которая ставит
очень амбициозные цели и показывает, что на сегодняшний день союз уже состоялся
как структура, имеющая ядро и общее видение развития.

Союз очень молодой, ему всего пять лет в том виде, в котором
он существует сегодня, но за эти пять лет уже сделано очень многое. У нас
действует Таможенный союз, есть Единый таможенный тариф, принят основной пакет
технических регламентов, которые позволили значительно гармонизировать
законодательства наших стран, функционирует общий рынок труда, создана
финансовая экосистема евразийской интеграции в виде Евразийского банка развития
и Евразийского фонда стабилизации и развития. Это всё очень важные аспекты
нашей интеграции.

Сегодня, создав этот базис, мы должны сделать так, чтобы
преимущества интеграции стали осязаемы для граждан наших стран. И наш союз
должен стать общей экономикой, обеспечивающей устойчивое развитие наших стран и
повышение качества жизни наших граждан.

Мы здесь исходим и из того, что нам нужно развивать союз
таким образом, чтобы страны с населением 3 миллиона человек, 9,5 миллиона, 18 миллионов,
6,5 миллиона человек, – имели возможность строить и развивать свою экономику,
которая бы соответствовала на сегодняшний момент рынку, превышающему объём 180
миллионов человек.

Если страна с небольшим населением имеет возможность
говорить инвесторам, что её рынок превышает 180 миллионов человек, то она
гораздо более привлекательна для инвесторов, имеет лучшие исходные условия для
своего экономического развития и перспективы такой страны выглядят гораздо
лучше. Такая страна благодаря беспрепятственному доступу к общему рынку имеет
гораздо больший уровень независимости. И граждане такой страны имеют
возможность получения более высокого уровня доходов на большем рынке. В этом колоссальное
преимущество нашего союза, и оно очевидно.

Мы должны сосредоточиться на реализации всех четырёх свобод,
которые лежат в основе союза, – свободы движения товаров, услуг, капиталов и
рабочей силы. Инициативы, которые мы сегодня реализуем, нацелены на то, что эти
четыре свободы должны отвечать перспективам развития экономики.

Мы говорим, что экономика вступила в свой новый, цифровой
этап. И концентрируем наше внимание на цифровизации экономик, цифровизации
взаимоотношений между нашими экономиками, создании новых, цифровых сервисов, в
первую очередь для людей, которые живут в наших странах. Создаём единый рынок
труда, лучшие условия для свободного перемещения рабочей силы.

Здесь надо говорить и о внедрении единой системы учёта
граждан союза с возможностью получения всего спектра государственных услуг на
всей территории союза, где бы наши люди ни находились. Все цифровые технологии
существуют, их нужно реализовать, и мы начинаем над этим работать. Это и
государственные цифровые сервисы, и умная городская среда, умные города.

В вопросе о перемещении товаров и услуг мы говорим о том,
что общий рынок должен поддерживаться в том числе и за счёт того, что у нас должен
существовать общий евразийский реестр товаров, и мы должны быть чётко уверены в
происхождении товаров, которые реализуются на наших рынках, в первую очередь
поддерживать своих евразийских товаропроизводителей, для того чтобы обеспечивать
лучшие доходы и лучшие возможности нашим людям и нашим компаниям.

Мы говорим о свободе перемещения товаров в рамках Совета
ЕАЭС. Здесь нужно сфокусироваться на создании коридоров доверия, что мы и
делаем, которые обеспечиваются через отслеживание перевозок с использованием
электронных навигационных пломб, системы маркировки, документарной и физической
прослеживаемости, – применении электронных транспортных накладных, унификации
налогового администрирования. Мы должны переходить к цифровым технологиям, которые
обеспечат прозрачность движения товаров в ЕАЭС. И здесь очень много технологий,
которые есть сегодня в России, и мы этими технологиями охотно делимся с нашими
партнёрами.

Конечно, мы говорим и о свободе перемещения капиталов. Ведётся
работа над созданием единого клирингового центра. И о расчётах в национальных
валютах – мы обдумываем этот процесс в рамках ЕАЭС.

Особого внимания заслуживает трансграничная электронная
торговля, которая фактически вытесняет из жизни традиционный ритейл, и мы всё это
видим.

ЕАЭС нужно очень быстро перестраиваться и создавать
собственные институты в виде операторов электронной торговли, решать вопрос таможенной
очистки ввозимых с использованием электронной торговли товаров. Здесь в
регуляторной сфере очень многое предстоит сделать именно на уровне союза.

Отдельный блок задач связан с продвижением ЕАЭС в качестве
центра формирования интеграционного контура Большого евразийского партнёрства. Союз
должен укреплять свои позиции и эффективно встраиваться в мировую архитектуру
экономических отношений, в глобальные производственные, технологические и
логистические цепочки.

В рамках Стратегии-2025 предусмотрен целый ряд мер по
реализации сопряжения союза и китайской инициативы «Один пояс – один путь». Это
один из основных элементов Большого евразийского партнёрства, призванного
гармонизировать взаимодействие формирующихся в регионе многосторонних структур
и объединить потенциал стран – участниц ЕАЭС и других заинтересованных
государств.

Необходимо очень чётко определить механизмы сопряжения ЕАЭС
с китайской инициативой «Один пояс – один путь». При этом ЕАЭС должен
реализовать свой транзитный потенциал.

Однако это слишком упрощённый взгляд на проблему сопряжения.
«Один пояс – один путь» – не просто строительство дорог и энергетической
инфраструктуры. Это целая философия, нацеленная на продвижение интересов прежде
всего китайского бизнеса, создание новых рынков для своих товаропроизводителей.
И это нормально. И в рамках такой инициативы с целью создания более понятных
условий для своего бизнеса происходят процессы гармонизации и унификации, в том
числе в сфере контрольно-надзорной деятельности стран, охваченных этой
инициативой. Работа в этом направлении ведётся.

Нам в ЕАЭС необходимо, исходя из собственных интересов,
улучшить и ускорить собственную работу по созданию однородных условий по
осуществлению всей хозяйственной деятельности на пространстве ЕАЭС, а это
потребует и гармонизации, и унификации наших законодательств, в первую очередь
в сфере контроля и надзора. Мы об этом говорим на Совете ЕЭК при обсуждении
стратегии.

Также ведётся диалог и с Европейской комиссией в сферах
таможенно-тарифного регулирования, технического регулирования, защитных мер.
Это важный элемент построения нашего союза и выстраивания отношений с соседями.

Необходимо оказывать содействие Евразийской экономической
комиссии в переговорном процессе с третьими странами по вопросу заключения
соглашений о зонах свободной торговли. У союза уже есть шесть международных договоров.
Также идут переговоры с целым рядом других стран. Здесь нужно опираться на
тщательный анализ последствий заключения таких соглашений для экономики стран союза.
И отталкиваться от собственных интересов всех наших стран.

Должна продолжаться информационно-разъяснительная работа с государствами
– участниками СНГ, нашими ближайшими соседями, которые не входят в ЕАЭС. Нам
необходимо повышать уровень взаимодействия с этими странами. Часто у них нет чёткого
понимания того, как работает институционально Евразийский экономический союз,
поэтому они проявляют излишнюю осторожность в отношениях с ЕАЭС. Мы должны все
вместе демонстрировать им выгоды от такого взаимодействия.

Новые направления работы союза должны опираться на определённый
набор инструментов, который также требует совершенствования.

Необходимо двигаться по пути укрепления наднациональной
системы регулирования ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия должна
привлекать квалифицированных специалистов и руководителей, работающих в
интересах всех стран – членов союза.

Необходимо укрепление нормативной правовой базы ЕАЭС. При
этом следует подумать над тем, чтобы от гармонизации законодательства
переходить к унификации, прежде всего в области налогового законодательства,
мер ответственности в таможенной сфере, сфере технического регулирования.
Урегулирования торговых противоречий между партнёрами в союзе можно достичь за
счёт внедрения единого стандарта таможенного администрирования на внешнем
контуре ЕАЭС. Российская Федерация говорит об этом коллегам по союзу.

Мы должны продолжать выявлять и устранять барьеры, которые
имеются в праве наших стран и мешают реализации четырёх свобод.

К сожалению, не все решения, и Россия здесь не исключение,
которые принимаются в наших странах, выдерживают проверку на соответствие праву
ЕАЭС. Поэтому необходимо выстроить общую систему проверки всех национальных
решений, в том числе принимаемых на законодательном уровне, на предмет
соответствия обязательствам, которые наши страны взяли на себя в рамках
Евразийского экономического союза.

Мы должны пойти дальше, должны понимать, что в современном
мире успешная реализация задач, которые мы перед собой поставили в сфере
экономики, требует более широкого спектра обсуждений и дискуссий на площадке
ЕАЭС.

Союз должен стать площадкой для обсуждения общих позиций
государств-членов по актуальным вопросам международной повестки. Подход, когда
международные вопросы в каждом государстве делятся на сугубо национальную
компетенцию и вопросы, которые можно проговорить с партнёрами по союзу, достаточно
деструктивен. У стран неизбежно будут возникать обязательства перед третьими
странами, сторонами, международными организациями, которые будут идти вразрез с
обязательствами, которые страна взяла на себя в рамках ЕАЭС. Это касается таких
острых современных тем, которые не были погружены в право союза, но играют
заметную роль в глобальной повестке, – вопросов климата, экологии, «зелёного
роста». Мы должны рассматривать их в рамках ЕАЭС и координировать между собой
наши действия, потому что последствия принятия тех или иных решений в этих
сферах в конечном итоге влияют на экономику наших стран. Сегодня это очень
хорошо видно по целому ряду решений, которые принимаются нашими соседями.

Постепенно нужно развивать в союзе проектный подход, который
позволит реализовать крупные международные интеграционные проекты с охватом
двух и более стран союза. Прежде всего это цифровые проекты. Но нельзя забывать
о реальной экономике, поэтому мы должны очень внимательно смотреть на проекты в
сфере логистики, энергетики, почтового сообщения, продовольственной
безопасности, городской среды, переработки бытовых и промышленных отходов и
экологии. Это вопросы, которые носят трансграничный характер и не замыкаются в
границах отдельной страны.

Мы связаны между собой. Эти связи несут в себе колоссальный
положительный потенциал для нашего будущего развития. Поэтому развитие
евразийской интеграции должно быть приоритетом для каждого из государств – членов
союза, а постоянное движение вперёд – это единственный способ сохранить и
упрочить то, что создано.

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации