Официальные новости

Встреча с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным

44

С президентом Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин.

С.Катырин Катырин Сергей Николаевич Катырин Сергей Николаевичпрезидент Торгово-промышленной палаты России
информировал главу государства о результатах работы Торгово-промышленной палаты
и подготовке к VIII съезду ТПП.

* * *

В.Путин: Сергей
Николаевич, знаю, что идёт подготовка к очередному съезду Торгово-промышленной
палаты.

С.Катырин: Да,
Владимир Владимирович.

Для нас это достаточно эпохальное
событие. В соответствии с уставом мы очередные съезды проводим раз в пять лет,
поэтому это, конечно, такое событие, к которому мы очень все тщательно
готовимся. Естественно, подводим итоги, отчитываемся о том, что было проделано
за отчётный период, намечаем планы на ближайшее пятилетие и выборы руководящих
органов.

Если говорить о том, что нам удалось
сделать. Владимир Владимирович, Вы были на предыдущем съезде палаты, высказали
ряд пожеланий в наш адрес. Мы в том числе как раз работали над реализацией этих
пожеланий.

Первое – это развитие системы палаты
по максимальному приближению к предпринимателям. Вы знаете, что в соответствии
с законом о палатах мы единственное объединение предпринимателей, которое не только объединяет и представляет их интересы, но и оказывает услуги, в том
числе и по поручению государства: выдача товарам сертификатов происхождения,
подтверждение производства на российской территории и так далее.

Мы сейчас представлены более чем в 330 городах и муниципальных образованиях Российской Федерации, это возможность
приблизить максимально к предпринимательству. Мы над этой системой работаем и дальше и даём возможность предпринимателям максимально близко получить услуги
и, соответственно, пользоваться всеми возможностями, которые есть у торгово-промышленных палат.

Второе очень серьёзное направление
для нас и для предпринимателей – это законотворческая деятельность. У нас
работают 22 комитета, 13 советов. Это общественные формирования с участием
предпринимателей, с участием и администраторов, и учёных – те, которые работают
и помогают нам работать над законотворчеством. Мы в год сопровождаем более 100
законопроектов, даём заключений по порядка 70 законам, где-то порядка 15
законов мы готовим своих собственных, которые вносим соответствующим образом в Правительство и в Государственную Думу.

Мы старались организовать эту
системную работу так, чтобы она работала, и собирать информацию и пожелания от предпринимателей со всей страны. Поэтому это одна из главных задач была –
включить в эту работу законотворческую, нормотворческую работу,
предпринимательство всей страны через систему палат, наших филиалов и представительств на местах.

Мы порядка двух тысяч
нормативно-правовых документов получаем на оценку регулирующего воздействия. Но в связи с тем, что в Москве, конечно, не все отрасли представлены – тут уголь
мы не копаем, нефть не добываем, – поэтому для нас очень важно, чтобы те, кто
работают «на земле», непосредственно в этой отрасли из регионов, могли свою
точку [зрения] донести до нас, а мы её могли донести до тех, кто разрабатывает
те или иные нормативно-правовые документы. И соответствующим образом мы
направляем заключения.

Должен сказать, что в этом плане у нас есть взаимопонимание с Министерством экономического развития, которое эту
работу организует, и с теми ведомствами, которые разрабатывают те или иные
акты. В большинстве своём мы находим понимание – и в тех случаях, когда не поддерживаем даже те или иные акты, и в тех случаях, когда даём замечания,
предложения по тому, каким образом, на наш взгляд, было бы лучше эти документы
сформулировать.

Ещё одно направление, по которому Вы
тоже высказывали пожелания на съезде, – это развитие наших международных
связей. На сегодняшний день у нас организованы и работают 76 деловых советов с 76 странами. Это представители бизнеса с российской стороны и со стороны
соответствующего государства, которые нарабатывают материал, в том числе для
межправительственных комиссий. Они работают и по конкретным проектам, которые
они поддерживают, и по проблемам, которые возникают в экономических связях с той или иной страной. Это касается таможни, фитосанитарного контроля, многих
вопросов, которые не только в наш адрес адресуются, но и наши коллеги
достаточно много высказывают пожеланий и предложений в адрес наших зарубежных
партнёров.

В этой части у нас ещё работают в 41
стране наши представители. Десять – это региональные представительства, которые
мы содержим в штатном режиме, а остальные – это наши почётные представители,
которые по нашему поручению, по нашей доверенности наши интересы защищают в той
или иной стране. Поэтому это тоже одно из таких серьёзных направлений, которыми
мы постоянно занимаемся.

Естественно, мы плотно работаем и с Международной торговой палатой, и с Всемирной федерацией торговых палат, и с Европалатой. У нас есть консультативный совет руководителей палат стран СНГ,
Евразийского союза.

По Вашему поручению мы представляем
интересы России в деловых советах ШОС и БРИКС. В этом году мы
председательствовали, как и все наши ведомства. На наш взгляд, по крайней мере,
по отзывам наших коллег, достаточно успешно это прошло, хотя и, к сожалению
великому, в цифровом формате.

Мы достаточно серьёзную работу ведём
и с регионами по привлечению инвестиций, по поддержке инвестиционных проектов,
которые ожидаются в регионах, в первую очередь это предпринимательство.

У нас на несколько направлений это
разбито. Первое: мы организовали и проводим регулярно у нас на Ильинке, 6, в Торгово-промышленной палате, презентации регионов. У нас почти половина
регионов прошли через эти презентации. К сожалению, мы не можем так много их в год проводить, потому что это тщательная подготовка. Мы приглашаем все диппредставительства – тех, у кого есть торгпредства, фонды, банки, заинтересованные и российские, и зарубежные компании, презентуем в целом регион, регион рассказывает о своих
инвестиционных проектах.

Отдельно мы отбираем инвестиционные
проекты, которые в отраслевом разрезе презентуем. Есть и презентации по сельскохозяйственным проектам, есть по промышленности и так далее.

У нас достаточно успешно, на наш
взгляд, по крайней мере, получается работа с Фондом развития промышленности.
Это, наверное, из всех институтов развития на сегодняшний день наиболее
прозрачный для предпринимателей институт, в который мы отбираем через нашу
региональную сеть инвестиционные проекты, дорабатываем их и соответствующим
образом представляем. Большинство из них, очень серьёзное количество, получает
поддержку на экспертном совете, и, соответственно, потом финансирование должным
образом организовывается, и проекты начинают работать.

Ещё одно из наших серьёзных
направлений, по которому Вы тоже высказывали в наш адрес пожелание развивать, –
это развитие третейского судопроизводства. Вы знаете, что у нас старейшие в стране третейские суды: у нас Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия. Морской арбитражной комиссии в прошлом году мы
отпраздновали 90-летие; Международный коммерческий арбитражный суд чуть
помоложе, на два года.

Должен сказать, я в прошлый раз Вам
докладывал, что наш Международный коммерческий арбитражный суд в год
рассматривает дел, по количеству дел, больше, чем стокгольмский и лондонский
суды. Больше нас рассматривает дел только суд при Международной торговой палате
в Париже. А если считать вместе с третейскими разбирательствами внутреннего
характера между нашими субъектами, то это кратно больше, чем у наших зарубежных
коллег.

У нас треть судей в МКАСе – это
зарубежные наши партнёры, в том числе из лондонского, стокгольмского судов. И наши коллеги представлены и в лондонском, и в стокгольмском судах. Поэтому это
один из самых авторитетных [судов].

Но, работая над Вашим поручением, мы
начали развивать сеть региональных филиалов и представительств, с тем чтобы
шагнуть туда и дать возможность тоже максимально приблизить к предпринимателям.
Сейчас мы уже организовали в 19 регионах Российской Федерации наши филиалы
[МКАС], один филиал Морской арбитражной комиссии в Санкт-Петербурге, и дальше у нас эта работа идёт в плановом режиме. У нас уже больше 250 дел, которые
рассмотрены по внутреннему третейскому разбирательству из регионов
региональными уже нашими филиалами. То есть они уже заработали – я не считаю,
что ещё на полную мощность, есть ещё куда добавлять, но мы и сеть предполагаем
развивать.

Если говорить об авторитете,
например МКАСа, я Вам хочу сказать, что мы где-то в год примерно – кроме 2020 года, конечно, там поменьше, где-то 160 с чем-то международных дел, – а до этого где-то порядка 250 дел в год мы рассматривали. Из них где-то процентов
10, даже больше иногда, – это дела нерезидентов Российской Федерации. К нам в наш МКАС приходят нерезиденты, из других стран, и разбираются в нашем суде. Это
говорит об авторитете суда, который в этом плане достаточно эффективно
работает.

Не могу не сказать, Владимир
Владимирович, о нашей работе в период COVID-19. Это
было испытание для всех, и для нас в том числе. Мы не только организовали горячие
линии, но и все палаты у нас заработали на интересы предпринимателей: через нас
прошло 120 тысяч предпринимателей, которых мы консультировали по всем вопросам,
по которым могли рассказать.

У нас было 80 тысяч обращений за документами об обстоятельствах непреодолимой силы, о форс-мажоре. Это 80 тысяч
комплектов документов – это не просто обращения, а комплекты документов, и каждому нужно было ещё разъяснить, почему мы можем или не можем выдать.

Мы действовали строго в соответствии
с нормативной базой, которая в стране существует, и в строгом соответствии с решениями Пленума Верховного Суда, поэтому мы боялись выдать документы, которые
потом могут быть опровергнуты в суде. Естественно, что у нас, несмотря на такое
количество обращений, всего шесть тысяч таких сертификатов, которые выдали, –
это по внутренним, между российскими предприятиями. По внешним у нас где-то 1500 обращений; мы выдали 500 сертификатов по обстоятельствам, по форс-мажору,
международного плана. Чтобы было понятно, на сколько эта разница, в «мирное»
время, нековидное время, мы где-то порядка 100 обращений рассматриваем и порядка 10–20 таких сертификатов выдаём, а здесь было 1500 и 500. Это тоже
целые пакеты документов.

Мы в самом начале приняли решение и выдавали все документы бесплатно, хотя, конечно, нам приходилось содержать
армию юристов и на местах, и здесь, в центре. Нам здесь для работы с международными [обращениями] пришлось даже ещё и дополнительно нанимать, хотя у нас достаточно большая юридическая служба, и МКАС, и всё остальное. Но тем не менее у всех были сроки, все хотели очень быстро получить, и количество
обращений было достаточно значительным, поэтому мы в этом плане организовали
работу и привлекали даже ещё юристов.

И мы,
естественно, очень плотно работали в этот период с Правительством. Мы внесли
три пакета предложений, когда формировались различные нормативные акты.

К чести Правительства хочу сказать,
что мы на базе федеральной палаты организовывали вебинары, то есть общение с предпринимателями по всей стране, и приглашали туда самые разные службы, самые
разные министерства и ведомства. У нас и Центральный банк несколько раз
выступал, разъяснял все положения, как и какими финансовыми инструментами можно
воспользоваться. У нас Роспотребнадзор неоднократно тоже разъяснял те или иные
подходы. У нас и Минэкономики, Минпромторг – практически все перебывали. И хочу
сказать, что все, к кому обращались, на такие вебинары приглашали, – у нас ни разу не было ни одного отказа. В этом плане у нас было понимание и со стороны
всех правительственных органов, всех служб.

В этой части мы старались сразу,
прямо как только появлялись какие-то решения Правительства, тут же организовать
разъяснение, тут же дать возможность предпринимателям задавать вопросы,
получать ответы, соответствующим образом реагировать.

У нас есть такой «Бизнес-барометр» –
это анонимный опрос предпринимателей. Мы организовали четыре этапа
«Бизнес-барометра страны», где обратную связь получили от предпринимателей по принимаемым мерам, тут же эту связь переправляли в соответствующие
министерства, ведомства, Государственную Думу и соответствующую реакцию
получали от соответствующих министерств и ведомств.

В.Путин: То есть вы помогли не только предпринимателям лучше понять и давали им возможность
воспользоваться эффективно мерами поддержки, но и помогали Правительству
получить обратную реакцию от предпринимательского сообщества.

С.Катырин: Совершенно
верно. Это была наша задача.

Вообще мы ведём такой проект –
«Бизнес-барометр страны», он входит в план, который Вы утверждаете, и в рамках
этого у нас уже восемь этапов было. Там мы замеряем отношение предпринимателей
к коррупции и к тем направлениям, где наиболее коррупционные направления, в чём
они. Мы тоже рассылаем каждый раз это и губернаторам, и депутатам
Государственной Думы, и в Правительство. Поэтому это такой уже наработанный у нас инструмент.

И ещё один из спецпроектов, о котором мы Вам докладывали в письменном виде, – это семейный бизнес. Это
проект, которым мы занимаемся. Мы уже провели три всероссийских форума семейных
бизнесов, съезжались семейные компании со всей страны. Сейчас мы работаем с Правительством над тем, чтобы всё-таки это как-то в законодательную форму
облечь.

В.Путин: Вы
знаете, предложение депутатов Госдумы тоже есть на этот счёт.

С.Катырин: Да.
В этом плане мы с ними совпадаем.

Кстати говоря, многие депутаты, я
полагаю, почерпнули о нём информацию из того, что мы устраивали в Госдуме такое
представление как раз этого семейного бизнеса. Мы свозили компании,
представляли там ряд компаний с выставкой того, что они делают, –
фотовыставкой, конечно, к сожалению, вживую всё не представишь. Сами
предприниматели, семейные компании были в Государственной Думе, встречались с депутатами, мы вместе с ними обсуждали, ещё года два назад, наверное, это было.
У нас таких встреч уже было две, но потом ковидное время.

Мы хотели бы – и думаю, что
продолжим потом, – чтобы это были регулярные встречи, чтобы семейные компании,
кроме нашего семейного форума, на который, кстати говоря, и депутаты Госдумы
ходят, и члены Правительства ходят: на последнем форуме у нас Андрей Рэмович
Белоусов Белоусов Андрей Рэмович Белоусов Андрей РэмовичПервый заместитель Председателя Правительства был, активно участвовал, дискутировал, пообщался с семейными
компаниями… Надеюсь, что он для себя многие интересные вещи из того, что рассказывали
семейные компании, вынес. И мы надеемся на то, что он нам будет помогать дальше
продвигать этот проект, мы его считаем достаточно важным.

Ещё раз хочу повторить, что хотели бы его облечь в законодательную форму, чтобы понятие семейного бизнеса было и все остальные вещи, которые касаются этого.

В.Путин: Сколько
делегатов ожидаете, Сергей Николаевич?

С.Катырин: У нас в этот раз, к сожалению, Владимир Владимирович, будет онлайн.

В.Путин: Тем
не менее.

С.Катырин: Мы избрали
340 делегатов. Хочу Вам сказать, что, когда избирали, мы всё-таки надеялись на то, что у нас будет возможность даже с соблюдением дистанции, но провести,
поэтому выбрали самый большой зал, Вы знаете, Центр международной торговли наш,
в нём посчитали, сколько можно рассадить так, чтобы это соответствовало.

В.Путин: На дистанции.

С.Катырин: Да.
И мы насчитали 340. Естественно, из этого исходя норма представительства – 340
делегатов. 26-го числа будут подключены, сейчас – защищённой электронной
цифровой подписью, мы такую работу провели. Они соответствующим образом будут
иметь возможность выразить свою точку зрения по всем обсуждаемым вопросам,
голосовать. Это защищённая форма голосования. Я надеюсь, что там и Минюст будет
присутствовать, и все будут иметь возможность участвовать в съезде – те, кто,
конечно, избран делегатами, – и принимать решения по всем вопросам, которые
будут на повестке дня.

В.Путин: Позвольте
пожелать всего самого доброго, успешной работы всем делегатам съезда.

С.Катырин: Спасибо
большое.

В.Путин: Спасибо.

<…>

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации