- Likes
- Friends
На фоне многолетнего падения экономических показателей в России сохраняется значительный потенциал роста. К такому выводу пришли участники заседания Столыпинского клуба.
«Согласно Росстату, реальные располагаемые доходы россиян продолжают снижаться с 2013 года, – отметил директор Института экономики роста Антон Свириденко. – В рублевом выражении к 2020 году они сократились на 10%, в долларовом – на 60,5%. Продолжает сокращаться число рабочих мест. За 5 лет последних лет их стало меньше на 0,5 млн. Численность граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума в 2020 г. достигла 19,9 млн. человек».
«Ухудшение социальных показателей стало закономерным результатом ситуации в частном бизнесе, – продолжил Свириденко. – При сохраняющихся высоких рисках его издержки значительно возросли. Из-за падения курса рубля увеличились цены на импортное сырье, комплектующие и оборудование. Тарифы на услуги инфраструктурных монополий в 2011-2019 году выросли в среднем на 50%. Наблюдается рост фискальных платежей и сборов, рост кадастровой стоимости недвижимости. Вводятся новые требования к бизнесу (онлайн-кассы, маркировка, отчетность, ЕГАИС-Лес, Алкоголь и т.д.). По опросам МСП, данные затраты составляют около 20% от выручки предприятия.
За последние 10 лет рентабельность активов российских организаций не превышала 7%. По состоянию на март 2021 года в стране стало на 1,5 млн. единиц меньше юридических лиц и ИП по сравнению с 2012 годом. В 2020 году прибыль средних и крупных компаний упала на 3 трлн. руб».
«Однако на этом фоне в России сохраняются серьезные предпосылки для роста, которые превосходят негативные факторы, – подчеркнул глава Наблюдательного совета Института экономики роста Борис Титов. – Нужно главное – от ресурсной модели, в которой мы экспортируем сырье, и на эти деньги покупаем все необходимое стране, перейти к конкурентной модели развития. Когда деньги идут не от государства вниз (перераспределение природной ренты), а наоборот, снизу вверх. Когда население свободно развивает частную инициативу, отдавая часть денег государству в виде налогов. Тут, в свою очередь, есть два варианта – ориентация на внешний рынок (китайская модель) или ориентация на развитие внутреннего спроса. Мы однозначно выступаем за второй вариант.
Тут скажут – ну ты даешь. И высокие зарплаты обеспечить, и низкие налоги. А где деньги взять на все это? Во-первых, нужен рост производительности труда, приток массовых базовых технологий в традиционные сектора экономики. Во-вторых, нужно более эффективно перераспределять природную ренту. Не создавать центры прибыли в естественных монополиях и в госбанках, а превратить их в чисто сервисные компании. А основную часть доходов пускать на инвестиции, прежде всего через государственные институты развития. В-третьих – снижать коррупционную и административную ренту».
«Даже если политика по снижению бедности будет работать, большая часть «бедного» населения перетечет в группу, получающую не более 2-х прожиточных минимумов, – резюмировал президент Столыпинского клуба Евгений Коган. – Ни о каком спросе, дающем «толчок» российской экономике здесь и речи быть не может.
Экономика не способна расти без устойчивого среднего класса, который может себе позволить тратить часть дохода не только на предметы первой необходимости, но и на улучшение уровня жизни. И добиться этой цели можно лишь одним путем: улучшить условия для частного бизнеса (в особенности, для малого и среднего). Это поможет создать дополнительные рабочие места, повысить доходы россиян и сделать спрос драйвером экономического роста, а не его падения».
Сообщение Столыпинский клуб предложил «более эффективно» распределять природную ренту в России появились сначала на Бизнес-Омбудсмен.
Эта публикация на сайте бизнес-омбудсмена