Официальные новости

Встреча глав России, Ирана и Турции по сирийскому урегулированию

70

Первый саммит
президентов России, Турции и Ирана по Сирии состоялся в ноябре
2017 года в Сочи. Переговоры по сирийскому урегулированию
с участием лидеров России, Турции и Ирана прошли также в Анкаре
(апрель 2018 года), Тегеране (сентябрь 2018 года), Сочи (февраль
2019 года) и Анкаре (сентябрь 2019 года).

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги! Господа президенты! Уважаемый господин
Рухани! Господин Эрдоган! Я тоже рад всех вас видеть сегодня и иметь
возможность переговорить с вами по одному из очень болезненных вопросов
сегодняшней международной повестки дня.

Но, прежде чем мы начнем
работать, хочу выразить президенту Ирана соболезнования в связи с трагическим
случаем, который произошел в Тегеране. Мы знаем, что произошел взрыв в одной из поликлиник столицы Ирана. Есть погибшие, раненые. Примите, пожалуйста, мои
искренние соболезнования.

Уважаемые друзья! В предыдущий
раз мы как главы государств – гарантов Астанинского процесса в содействии
сирийскому урегулированию собирались в сентябре 2019 года в Анкаре. Планировали
встретиться в Тегеране в марте текущего года, но по понятным причинам нам этого
сделать не удалось. Я признателен иранским коллегам за инициативу организовать
наш саммит в формате видеоконференции.

Согласен с господином Рухани в его оценках эффективности и востребованности совместной работы на сирийском
направлении. Сообща нам действительно многое удалось сделать. В Сирии заметно снижен
уровень насилия, постепенно восстанавливается мирная жизнь, а главное – созданы
предпосылки для устойчивого политико-дипломатического урегулирования на базе
резолюции 2254 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. Как
известно, в этом документе заложен фундаментальный принцип – приверженность
суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии.

Одна из главных целей сегодняшней
видеоконференции – вместе проанализировать текущее положение дел в этой стране.
Условиться о том, что можно было бы дополнительно сделать для обеспечения
долгосрочной нормализации в Сирийской Арабской Республике.

Речь, в первую очередь, о продолжении борьбы с международным терроризмом. И надо подумать, какие еще меры
необходимы для нейтрализации еще действующих террористических группировок.

Наиболее напряженная
обстановка сохраняется на неподконтрольных Правительству Сирии территориях: в Идлибской зоне деэскалации и на северо-востоке страны, в Заевфратье, где
значительно активизировалась деятельность боевиков ИГИЛ.

По Идлибу. По Идлибу мы
продолжаем плотную работу с турецкими друзьями в целях реализации достигнутых
договоренностей Сочинского меморандума от 17 сентября 2018 года и дополнительного протокола к нему от 5 марта текущего года. Конечно, не все еще
задачи решены, не все сделано, но предпринимаемые усилия приносят все-таки
результат. Например, с введением режима прекращения огня обстановка в зоне
деэскалации существенно стабилизировалась.

Что касается перспектив
политического процесса, то следует активно продвигать инклюзивный межсирийский
диалог в рамках Конституционного комитета в Женеве. Предлагается поддержать
этот процесс, помочь участникам встретиться и начать прямой диалог, приступить
к разработке параметров будущего государственного устройства Сирии. Об этом
было условлено на Конгрессе сирийского национального диалога в Сочи в январе
2018 года, который, кстати говоря, состоялся благодаря слаженным усилиям стран –
гарантов Астанинского процесса. Наша тройка могла бы многое сделать в целях
постконфликтного обустройства Сирии, восстановления экономики и социальной
сферы, возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц. В условиях
распространения коронавирусной инфекции координация наших усилий на гуманитарном треке урегулирования приобретает еще большую актуальность.

Конфликт в Сирии,
противостояние с террористами продолжается уже много лет, и естественно,
сказывается на экономическом положении страны. Свое негативное влияние
оказывают и санкции, введенные в отношении Сирии в обход Совета Безопасности
ООН, то есть нелегальные по сути дела и незаконные санкции. По данным Всемирной
продовольственной программы, свыше 9 миллионов сирийцев, то есть половина
населения, нуждаются в продовольственной помощи. Несмотря на это и на призыв Генсекретаря
ООН к смягчению санкционного режима в условиях пандемии, и в Вашингтоне, и в Брюсселе принято решение продлить рестрикции против Дамаска. Кроме того, еще
введены новые санкции, целью которых, безусловно, является стремление к экономического удушению Сирийской Арабской Республики, поэтому столь важно
сейчас продумать, как мы могли бы по соответствующим каналам наладить оказание
гуманитарной помощи и поддержать сирийский народ.

Уважаемые коллеги! К нашей встрече подготовлен проект совместного заявления, который отражает
согласованные подходы трех стран в отношении дальнейших шагов на сирийского
направлении. В частности, ставится задача по взаимодействию в целях
окончательной ликвидации террористических группировок, продвижения
политического процесса, ведомого самими сирийцами при координирующей роли ООН.
Российская сторона поддерживает этот документ, который демонстрирует решимость
России, Ирана и Турции как гарантов Астанинского процесса вести
последовательную совместную работу ради установления по-настоящему прочного
мира и стабильности в Сирии. И я подтверждаю свою готовность приехать в Тегеран, как только сложатся необходимые условия для этого и благодарю
Президента Рухани за приглашение.

Спасибо большое.

Стенограмма начала встречи будет опубликована.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации