- Likes
- Friends
Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ о политике Евросоюза в отношении Белоруссии
Вопрос: В связи с проведением 21 сентября с.г. заседания Совета Евросоюза на уровне мининдел, где будет обсуждаться ситуация в Белоруссии, Министр иностранных дел этой страны В.В.Макей предупредил о готовности Минска «дать адекватный ответ», если ЕС введет санкции против белорусских официальных лиц. Как Вы прокомментировали бы это заявление, а также появившуюся в ряде СМИ информацию, что в упомянутом заседании Евросоюза в Брюсселе планируется участие экс-кандидата в Президенты Белоруссии С.Тихановской?
Ответ: Наша позиция в отношении применяемого Евросоюзом санкционного инструментария хорошо известна. Он нелегитимен с точки зрения международного права, представляет собой недопустимое вмешательство во внутренние дела. А в контексте ситуации в Белоруссии противоречит цели восстановления стабильности, налаживания диалога, запуска конституционного процесса, ослабления напряженности, о чем так много говорили представители ЕС. Налицо попытки «раскачивать лодку», и в Брюсселе не должны удивляться тому, что ответные меры последуют.
В этом контексте весьма показательно участие С.Тихановской в предстоящей встрече мининдел стран-членов ЕС, пусть и в некоем формате «неофициального общения». Рассматриваем такой контакт, если он состоится, как еще одно свидетельство отхода Евросоюза от ранее сделанных заявлений об отсутствии геополитики в ситуации с Белоруссией и каких-либо параллелей со сценарием февраля 2014 г. на Украине, когда ряд стран ЕС выступили т.н. гарантами соглашения властей с оппозицией, которое на следующий день было растоптано.
Это подтверждается высказываниями Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борреля на пленарной сессии Европарламента 15 сентября с.г. о непризнании А.Г.Лукашенко в качестве избранного Президента Белоруссии, а также принятой 17 сентября с.г. резолюцией Европарламента, в которой содержится фактический призыв к неконституционной смене власти в этой стране.
На фоне угрозы применения санкций в Брюсселе прорабатывают механизмы доведения ранее выделенных Белоруссии 53 млн евро до выбранных самими есовцами белорусских НПО и СМИ, минуя официальные власти страны.
Заигрывание есовских мининдел с самоназначенным представителем белорусской оппозиции и приглашение ее в Брюссель «для общения» – составная часть сценария вмешательства во внутренние дела Белоруссии. Это – прямое нарушение основополагающих норм Устава ООН и принципов хельсинкского Заключительного акта СБСЕ, юбилеи которых международное сообщество отмечает в этом году. Прикрываясь мнимой заботой о гражданах Белоруссии, Евросоюз, по сути, сам пытается решать за них, как им жить. Еще раз отметим, что о конституционной реформе, которая призвана способствовать налаживанию в этой стране общенационального диалога, в ЕС предпочитают не говорить.
В целом видим, что неуважение объективных внутриполитических реалий, безудержная поддержка оппозиционных сил, вплоть до признания «самозванцев» отдельными странами-членами ЕС, которых в Брюсселе не в состоянии «приструнить», ставка на смену действующей власти путем санкций, давления и пропаганды все больше закрепляются во внешнеполитическом арсенале Евросоюза. Белоруссия, увы, не является в этом плане единственным примером. Призываем Евросоюз пересмотреть данный курс, который ведет к эрозии международно-правового фундамента миропорядка, а в случае с Белоруссией – препятствует нормализации в стране.
Эта публикация на сайте МИД