Официальные новости

Минприроды России провело оценку запасов полезных ископаемых за 2019 год — Минприроды России

41

Полученные данные по запасам в натуральном и стоимостном измерениях показали рост практически по всем видам оцениваемых полезных ископаемых, кроме нефти и железной руды.

Запасы угля коксующегося увеличились, но при этом упала их стоимость. Причины изменения показателей заключаются в следующем.

Общее снижение стоимости запасов полезных ископаемых составило 10 триллионов рублей, что вызвано в первую очередь снижением оценки стоимости запасов нефти, которые составляют 80% в суммарной оценке всех полезных ископаемых.  

Так, общий прогнозный объем добычи нефти на конец 2019 года по сравнению с 2018 годом уменьшился на 43,8 миллиона тонн (-0,4%). Уменьшение стоимости запасов нефти за отчетный 2019 год составило 12,7 трлн. руб. (17,1%).

Причина произошедших за год изменений в том, что увеличились операционные расходы на 7% и капитальные расходы на 7,2%. При этом, средняя цена нефти снизилась на 2,2%, а дисконтированный чистый денежный поток (далее – ДЧДП) снизился на 4,9%.

Вышеуказанные факторы объясняются тем, что в представляемых недропользователями отчетах год от года присутствуют значительные корректировки прогнозных значений в экономической части (особенно в операционных затратах и капитальных расходах). Кроме того, перераспределение нагрузок по прогнозным годам (переносы значений с ранних периодов на более поздние и наоборот) существенно влияют на итоговый результат из-за применения дисконтирования.

Общий прогнозный объем добычи железной руды на конец 2019 года по сравнению с 2018 годом уменьшился на 656,8 миллионов тонн (16,8%). Уменьшение стоимости запасов железных руд за отчетный год составило 214,9 миллиардов рублей (-17,3%).

Ключевые причины уменьшения объема прогнозной добычи и стоимости запасов заключаются в переоценке запасов, а также в уменьшении средней цены реализации.

Общий прогнозный объем добычи угля коксующегося, энергетического на конец 2019 года по сравнению с объемом добычи на начало 2019 года увеличился на 132,8 миллионов тонн (5%). Уменьшение стоимости запасов угля коксующегося, энергетического за отчетный год составило 543 миллиарда рублей (-29,4%).

Причины уменьшения стоимости запасов – снижение средней цены реализации (и соответственно выручки от реализации), а также увеличение операционных (эксплуатационных) расходов. Увеличение общего объема добычи по углю коксующемуся, энергетическому на 132, 8 миллиона тонн (5%) вызвано большим количеством отчитавшихся компаний за 2019 год по сравнению с прошлым отчетным периодом.

С результатами оценки запасов остальных видов полезных ископаемых за 2019 год можно ознакомиться по ссылке (в подразделе «Оценка природных ресурсов»).

Справочно:

Показатели состояния и изменения запасов природных ресурсов важны для эффективного и устойчивого социально-экономического развития России.

Минприроды России согласно распоряжению Правительства РФ, начиная с 2017 года, является субъектом официального статистического учета по предоставлению:

– информации о запасах природных ресурсов в натуральном и стоимостном измерениях, в том числе ресурсов полезных ископаемых (минеральных и энергетических);

– информации об изменении за год запасов, в том числе полезных ископаемых, например, за счет открытия новых месторождений, признания эффективности их использования, а также за счет изменения цен.

Федеральное агентство по недропользованию собирает от компаний первичные статистические данные по Форме № 1-РСПИ, обобщает их и направляет в Минприроды России. Далее соответствующая информация размещается в единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).

В текущем году полученные данные за 2019 год сравниваются с данными за 2018 год, что позволяет говорить об изменении запасов полезных ископаемых за год, как в натуральном, так и в стоимостном выражении (в том числе за счет изменения ценового фактора).

Одной из целей сбора информации от недропользователей является необходимость понимания планов компаний по основным разрабатываемым месторождениям на долгосрочный период для оценки запасов полезных ископаемых и их стоимости.

Надо учитывать, что оценка активов производится не только с позиции компаний и инвесторов, но и государства, как собственника ресурсов полезных ископаемых и получателя налоговых и неналоговых платежей и сборов.

Методология оценки обладает определенным рядом допущений, которые не позволяют рассматривать полученную стоимость запасов полезных ископаемых как реальную рыночную стоимость конкретных активов. Так, например, согласно указаниям по заполнению Формы № 1-РСПИ, в случае если ведется разработка нефтегазоконденсатных или комплексных месторождений, форма заполняется по основному добываемому компоненту, при этом выручка и затраты от разработки подобных месторождений не разделяются по видам полезных ископаемых, а относятся целиком к основному добываемому компоненту. Указанная методологическая особенность, например, в 2018 году существенно повлияла на распределение стоимости запасов нефти и газа.

Эта публикация на сайте Минприроды

Похожие публикации