Официальные новости

Расширенное заседание президиума Государственного совета

41

В.Путин: Уважаемые
коллеги, добрый вечер!

Сегодня мы проводим расширенное
заседание президиума Госсовета с участием глав субъектов Федерации, членов
Правительства, руководителей рабочих групп Госсовета.

И вначале хочу поздравить вас с юбилейной датой: 1 сентября исполнилось 20 лет Государственному совету России в его современном виде.

Напомню, этот орган был
учреждён по предложению парламентариев и глав субъектов Российской Федерации и с тех пор играет важную, я бы сказал даже стратегическую роль в системе
государственной власти, в подготовке законодательных инициатив, а также
практических мер, которые реализуются, что называется, на земле, в регионах и даже муниципалитетах России.

Хотел бы в этой связи сразу
подчеркнуть: в такой большой, сложной, многоликой и многонациональной стране,
как Россия, принимать стратегические решения без опоры на мнение регионов, без
глубокого понимания их специфики, без обратной реакции невозможно. И здесь
замечу, что региональный аспект развития исторически был присущ нашей
государственности.

Так, даже в Российской империи в свое время в, что называется, унитарной по своему характеру стране применялись
весьма гибкие, нешаблонные управленческие подходы в отношении разных
административных территорий, национальных территорий и так далее, что позволяло
учитывать их особенности, их специфику. Тем более мы обязаны следовать этим
принципам в рамках федеративного государства. И роль Государственного совета
здесь, повторю, очень велика.

В текущем, юбилейном году
Государственный совет обрёл новый статус, который закреплён в главном, в Основном законе страны – в Конституции Российской Федерации.

Уверен, это решение позитивно
скажется на деятельности всех уровней власти, придаст им дополнительный импульс,
как в решении текущих задач, так и в реализации наших перспективных планов.

Сегодня мы вместе, с участием
регионов обсудим вопрос, который во многом определяет развитие России и определит развитие России на годы вперёд, задаёт темп и качество совместной
работы государства, бизнеса, общественных организаций, работы, направленной на улучшение жизни граждан нашей страны.

Речь пойдёт о национальных
целях, о дополнительной настройке главных инструментов их достижения, национальных
проектов с учётом высокой динамики изменений и в стране, и в мире, новых
запросов наших граждан и накопленного опыта последних лет, объективных
тенденций в экономике и социальной сфере. В том числе, имею в виду те вызовы, с которыми столкнулась Россия, да и вся наша цивилизация, в период эпидемии
коронавируса.

Вновь хотел бы подчеркнуть:
борьба с эпидемией ещё далеко не закончена, она продолжается. Расслабляться,
терять бдительность ни в коем случае нельзя.

И сейчас я еще раз хотел бы
обратиться ко всем нашим гражданам. Риски, дорогие друзья, сохраняются. Хочу
попросить вас помнить об этом и проявлять максимальную ответственность и за себя, и за тех, кто рядом с вами. Прошу вас соблюдать все рекомендации врачей и специалистов. Это нужно для безопасности, для защиты вашего здоровья.

Сегодня мы знаем об этой
опасной болезни гораздо больше, чем еще несколько месяцев тому назад. Знаем,
как действовать, как строить профилактическую работу. Но сейчас именно от каждого зависит результат наших общих усилий по борьбе с распространением
инфекции, чтобы не пришлось вновь, как весной, прибегать – я уже говорил об этом совсем недавно – к весьма чувствительным для экономики и обременительной
для людей масштабной практике ограничений.

И конечно, несмотря на все
текущие сложности, нам необходимо смотреть вперёд, задавать долгосрочные
ориентиры во всех сферах, которые определяют жизнь, благополучие человека, его
семьи. Добиваться большей эффективности и результативности по каждому
направлению нашей работы, чтобы не просто достигались формальные показатели, а чтобы жизнь людей становилась лучше. Об этом я тоже неоднократно уже говорил.

Мы подробно обсуждали эту тему в июле на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
По его итогам был подписан, как вы знаете, Указ Президента, в котором
зафиксированы приоритеты развития нашей страны на ближайшие 10 лет. Таким
образом расширен и горизонт планирования до 2030 года.

Сразу отмечу: все наши
национальные цели остаются неизменными. Несмотря ни на какие трудности
сегодняшнего дня. Таких ключевых направлений, напомню, у нас пять. Это
сбережение здоровья и благополучия людей, создание комфортной и безопасной
среды для жизни, укрепление экономики и открытие новых возможностей для
самореализации граждан, а также широкое, повсеместное внедрение цифровых
технологий.

Правительству при участии
Госсовета было поручено до конца октября скорректировать национальные проекты,
уточнить их показатели. Понятно, в связи с чем возникла такая необходимость
корректировки – с учетом тех сложностей текущего момента, о которых я только
что упомянул. Необходимо также выстроить обновлённую систему контроля и совместной,
скоординированной работы по национальным проектам.

Чтобы не терять время, я уже
тоже упоминал об этом, уже сейчас и с самого начала будущего года вести
активную работу, регионы должны знать, какие конкретные задачи стоят перед ними,
как будет вестись мониторинг выполнения этих задач, какие мероприятия и в каком
объёме будут профинансированы.

К сожалению, пока ещё не все
цифры и параметры доведены до региональных управленческих команд. Прошу Правительство
сделать это в самые сжатые сроки.

В целом за прошедшие месяцы уже
проведена большая работа, это правда. Многие предложения регионов по корректировке
национальных проектов учтены Правительством.

Однако темы для обсуждения,
спорные вопросы ещё остаются, их немало. Рассчитываю, что наша сегодняшняя
дискуссия будет носить максимально предметный характер, когда все проблемные
моменты, риски достижения национальных целей обозначаются открыто, без прикрас
и сглаживания каких-либо углов.

Только в этом случае, уважаемые
коллеги, мы сможем выйти на конкретные, эффективные решения, чётко расставить
акценты, чтобы уже сейчас, повторю, в достаточно сложной обстановке задать тем
не менее высокий темп нашей совместной работы. Уже в 2021 году по каждой из национальных целей должен быть обеспечен качественный, ощутимый результат.

При этом сразу хочу
подчеркнуть: не следует откладывать решение сложных, системных проблемных
вопросов на потом: «сейчас что-то такое попроще сделаем, а потом…» Чтобы не было так, как в народе говорят: потом – суп с котом. Чтобы работа шла. Повторяю
еще раз: не откладывать на потом то, что должны сделать сегодня. И нельзя уводить
эти задачи за границу 2024 года. Не надо пытаться облегчать себе жизнь, снижать
требования к работе, запланировав на ближайшие годы, что называется, простые,
необременительные задачи. Мы тогда и сложных не решим потом.

Перед тем как начнём
обсуждение, хотел бы особо подчеркнуть следующее. Уже не раз говорил, что
основные мероприятия национальных проектов приходятся на регионы. Именно здесь,
в городах, в посёлках нашей страны необходимо добиться реальных, позитивных
изменений.

Поэтому инициатива, приоритет,
веское слово в дополнительной настройке нацпроектов должны принадлежать
субъектам Федерации, которые видят ситуацию на местах, имеют почти уже двухлетний
опыт исполнения национальных проектов. Соответственно, могут уточнить,
детализировать задачи, которые стоят перед нашей страной в целом, а также уточнить
инструменты их реализации. Могут предложить свои, новые подходы к тем решениям,
которые оказались неэффективными, к сожалению, а значит, требуют корректировки
и даже пересмотра.

Именно такие, содержательные
предложения рассчитываю услышать сегодня от руководителей рабочих групп
Госсовета.

Крайне важно знать, где, на каких направлениях нужно сосредоточиться в первую очередь. В том числе, у регионов должна быть возможность маневрировать средствами и, конечно, чёткое
понимание того, как будет в целом выстраиваться финансовое, бюджетное
взаимодействие субъектов Федерации и Центра в 2021-м и в последующие годы.

Напомню: успешное достижение
национальных целей, повышение качества жизни людей – это ключевой ориентир,
ключевое звено оценки эффективности как федерального Правительства, так и региональных управленческих структур. Поэтому прошу всех действовать слаженно,
конструктивно, единой командой. Это требование, в том числе, касается и территориальных подразделений федеральных ведомств.

В качестве примера приведу
такое важное, комплексное направление работы, как жилищное строительство.

Ориентир здесь задан, нам нужно
выйти на уровень, когда ежегодно (это сложный ориентир, я это прекрасно
понимаю, отдаю себе в этом отчет), тем не менее нужно стремиться к тому, чтобы ежегодно
не менее пяти миллионов российских семей улучшали свои жилищные условия, чтобы
они переезжали в новые, более комфортные и просторные дома и квартиры. И для
этого нам необходимо нарастить объёмы строительства жилья до 120 миллионов
квадратных метров в год. Вы об этом, уважаемые коллеги, хорошо знаете, мы много
раз уже об этом говорили. Напомню, в прошлом году было сдано около 80 миллионов
квадратных метров.

В текущих непростых условиях мы,
тем не менее, целевым образом, поддержали строительную отрасль, которая,
безусловно, является одной из ключевых для экономики в целом. По прогнозам
экспертов, объём выдачи ипотечных кредитов в текущем году превысит показатели прошлого года. То есть наши меры поддержки спроса в целом – хочу это подчеркнуть: в целом – работают,
они дают необходимый эффект.

Естественно, для долгосрочной
устойчивости рынка жилья должно также расти и предложение. То есть нам нужно
просто больше строить, чтобы и выбор был, и баланс цен на жильё соблюдался.
Чтобы здесь не было необоснованных скачков.

Наращивание жилищного строительства – это задача для всех уровней власти, для всех управленческих звеньев и в первую очередь регионов и муниципалитетов, от которых зависит инфраструктурная
подготовка участков для строительства и, конечно, благоустройство территорий
вокруг новых жилых домов, создание комфортных условий для жизни людей.

Ещё раз напомню главам регионов
об их персональной ответственности за увеличение объёмов ввода современного,
качественного жилья. Необходимо вовлекать в строительство новые земельные
участки, развивать инфраструктуру. Здесь нужна плотная совместная работа регионов,
федеральных органов власти, институтов развития и инфраструктурных компаний.

Надо также шире привлекать
внебюджетное финансирование для создания инженерной, транспортной, социальной
инфраструктуры: дорог и вокзалов, сетей и подстанций, детских садов и школ и так далее.

Мы не раз затрагивали вопрос
использования инфраструктурных облигаций. Их механизм уже отработан
Правительством, отдельными нашими компаниями, пилотные проекты отобраны. Нужно
не затягивая их запускать, а также подумать о расширении географии этой
программы.

И еще одна близкая и понятная
людям тема. Завершается сезон летних отпусков, который в текущем году из-за эпидемии стартовал чуть позднее, где-то в июле. Несмотря на это, наши традиционные
направления – черноморское побережье Крыма и Краснодарского края – вновь
приняли миллионы туристов. В этом году особое внимание уделили внутреннему
туризму в силу известных объективных обстоятельств. И, кстати говоря, не было бы счастья, да несчастье помогло. Нам удалось «толкнуть» внутренний туризм
значительным образом.

В рамках Госсовета хотел бы
поднять вопрос сегодня, уважаемые коллеги, для решения которого необходимо
сотрудничество регионов, федеральных ведомств и ведущих инфраструктурных компаний,
как я уже сказал.

Сегодня только из Москвы дорога
поездом или на личном автомобиле до сочинского или ялтинского побережья
занимает около суток или более. Что уже говорить о тех наших людях, которым
приходится ехать с севера страны или с Урала, там гораздо больше времени
требуется. Или доехать от Керченского пролива до Сочи, по серпантину. Попробуй
с детьми там прокатись на машине. Всё это можно и нужно сократить по времени,
причем при полном соблюдении требований по безопасности и качеству сообщения. И надо это сделать.

Напомню, мы уже реализуем такие
планы в отношении грузовых транспортных коридоров, в развитии железнодорожных
подходов к морским портам юга страны. Параллельно, не откладывая, нужно сделать
все, чтобы автомобильное и железнодорожное сообщение для пассажиров, туристов
на южном направлении стало удобнее и быстрее. Я уже говорил об этом, говорил
уже не один раз, я прошу посмотреть на это с практической точки зрения.

Прошу Правительство проработать
вопрос реконструкции автомобильных трасс и железных дорог, которые ведут к Черноморскому побережью России, и с учетом этого скорректировать планы
дорожного строительства и развитие транспортной инфраструктуры.

В заключение подчеркну, все
направления работы, о которых мы сегодня будем говорить, напрямую определяют
качество жизни наших людей, отражают современные требования жителей
мегаполисов, небольших городов, поселков и наших сел, и мы будем держать эти
темы, безусловно, на постоянном контроле.

Давайте перейдем к практическому обсуждению, слово Сергею Семеновичу Собянину. Пожалуйста, Сергей
Семенович.

Продолжение следует.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации