Официальные новости

Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 8 октября 2020 года

116

О текущей ситуации с коронавирусом

Текущая ситуация с коронавирусной инфекцией в мире продолжает развитие по тревожной траектории. Общее число инфицированных по состоянию на 7 октября преодолело 36-миллионный порог. Растет нагрузка на системы общественного здравоохранения и социально-экономический кластер. Cанитарно-эпидемиологическая обстановка в мире на ближайшую перспективу, очевидно, будет определяться второй «волной» заболеваемости и устойчивой тенденцией расползания крайне опасного патогена. Меры, которые принимаются в разных странах по противодействию пандемии, приобретают долгосрочный характер, в той или иной степени они оказывают воздействие на нашу привычную повседневную жизнедеятельность.

В связи с нарастающим ухудшением санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, в том числе в традиционно «рейтинговых» у наших туристов странах, хотели бы обратиться ко всем россиянам с убедительной просьбой тщательно подходить к планированию своих поездок за рубеж. Как мы уже отмечали, в сегодняшних условиях возрастают реальные риски ужесточения зарубежными странами внутренних карантинных рестрикций, включая угрозу частичного или полного приостановления транспортного сообщения. Просто несколько примеров: Польша на две недели ввела запрет на пассажирские авиаперевозки с 29 странами, ужесточила режим национальных границ Финляндия, многие страны сохраняют свое небо закрытым. Отмечаем рост заболеваемости коронавирусом  у российских граждан, находящихся в настоящее время в Турции. Так, в начале октября впервые зафиксированы летальные исходы. К сожалению, есть и такие примеры и не единичные. 50 российских граждан были госпитализированы с COVID-19.

В этих условиях важно, чтобы мировое сообщество продолжало консолидировать потенциал реагирования на этот вирус. Ключевую и конструктивную роль в деле координации международных усилий играет ВОЗ, давним и признанным партнером которой является Российская Федерация. Активно сотрудничаем с этой структурой в целях эффективной имплементации глобальной повестки дня по противодействию пандемии, регулярно предоставляем свои экспертные возможности, финансовые, кадровые, технические и прочие ресурсы для решения широкого спектра актуальных проблем в сфере медицины.

2 октября с.г. подписано четыре новых меморандума о намерениях с ВОЗ, в том числе о предоставлении Россией средств в размере более 15 миллионов долларов США на поддержку приоритетных действий в области здравоохранения, включая борьбу с коронавирусом. Гендиректор Т.А.Гебрейисус, выражая признательность, отметил, что Российская Федерация была и остается государством, которое оказывает ценное содействие ВОЗ и мировому сообществу в сфере здравоохранения.

О работе российских специалистов в Узбекистане по организации лечения пациентов с COVID-19

2 октября с.г. завершилась двухнедельная миссия находившейся в Узбекистане второй группы российских медицинских работников для оказания помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией (первая группа работала в республике с 16 августа по 16 сентября с.г.). 15 ведущих московских стационаров, а также три детские и две инфекционные больницы департамента здравоохранения Москвы командировали специалистов разных профилей: инфекционистов,   анестезиологов-реаниматологов, рентгенологов, пульмонологов, терапевтов, а также медицинских сестер – анастезистов (всего – 35 человек). Бригада была полностью укомплектована всем необходимым для работы, в том числе средствами защиты.

В Узбекистане состоялись встречи с руководителями г.Ташкента, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской, Наманганской, Андижанской, Ферганской и Ташкентской областей, а также с местными органами здравоохранения для разработки комплекса мер по предотвращению коронавируса в стране. На местах проведены оценки ситуации, консультации узбекистанских партнеров по наработкам и методикам лечения в России, перепрофилированию лечебных учреждений, осмотр осуществляющих лечение больных коронавирусом стационаров. Кроме того специалисты из Москвы сами вели прием пациентов, участвовали в ежедневных обходах и работали в «красных зонах», контактировали с местными коллегами, корректировали тактику лечения, давали рекомендации по лекарственной терапии и респираторной поддержке пациентов. Бригада реаниматологов осмотрела всех сложных пациентов, которые находились в реанимации. В целом российские медики осмотрели около 5 тыс. человек.

Деятельность российских специалистов получила высокую оценку в Узбекистане, были отмечены их профессионализм, трудоспособность, эффективность взаимодействия с местным медицинским персоналом. По итогам работы руководитель группы К.Покровский и врач анестезиолог-реаниматолог И.Мачулина были награждены нагрудным знаком «Отличник здравоохранения Республики Узбекистан».

О предстоящем визите в Россию Министра иностранных дел Дании Й.Кофода

9 октября состоится рабочий визит в Москву Министра иностранных дел Дании Й.Кофода.

В ходе переговоров главы внешнеполитических ведомств России и Дании обсудят текущее состояние и перспективы развития российско-датских отношений, возможности активизации двустороннего сотрудничества. Имеется в виду также обменяться мнениями по актуальной международной и региональной проблематике, включая обеспечение безопасности в регионе Балтийского моря и взаимодействие в Арктике.

Об официальном визите в Российскую Федерацию Министра иностранных дел Республики Армения З.Г.Мнацаканяна

В соответствии с имеющейся договоренностью на 11-13 октября планируется официальный визит Министра иностранных дел Республики Армения З.Г.Мнацаканяна в Москву.

В рамках визита высокого гостя пройдут переговоры глав внешнеполитических ведомств наших стран в МИД России, в ходе которых С.В.Лавров и З.Г.Мнацаканян обсудят международную проблематику, вопросы региональной безопасности.

Очевидно, что в центре внимания будет крайне непростая ситуация в зоне нагорно-карабахского конфликта. Россия – как в национальном качестве, так и в рамках Минской группы ОБСЕ – последовательно прилагает всемерные усилия, направленные на незамедлительное прекращение огня и создание условий для возобновления переговорного процесса.

Стороны рассмотрят широкий комплекс вопросов многопланового двустороннего сотрудничества, взаимодействия по линии ЕАЭС, ОДКБ и СНГ, координации позиций в ООН, ОБСЕ, Совете Европы, ОЧЭС, других международных структурах.

Программой пребывания З.Г.Мнацаканяна в Москве предусмотрены возложение венка к Могиле Неизвестного солдата, ряд других мероприятий, нацеленных на продвижение нашего многогранного взаимодействия.

Российско-армянские отношения, носящие союзнический характер, отличаются интенсивным политическим диалогом на высшем и высоком уровнях, эффективными межпарламентскими контактами, конструктивными обменами по линии министерств и ведомств.

Рассчитываем, что официальный визит Министра иностранных дел Армении в Москву придаст дополнительный импульс развитию взаимовыгодного российско-армянского взаимодействия и будет способствовать укреплению безопасности и стабильности в Закавказье.

О предстоящем визите в Россию Министра иностранных дел и международного сотрудничества Италии Л.Ди Майо

14 октября в Москве пройдут переговоры Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с Министром иностранных дел и международного сотрудничества Италии Л.Ди Майо, который будет находиться в Москве для участия в XVII заседании Российско-Итальянского Совета по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству (сопредседатель с российской стороны – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Д.В.Мантуров).

В ходе переговоров глав внешнеполитических ведомств будет обсужден широкий спектр вопросов международной повестки, представляющих взаимный интерес, включая сотрудничество в сфере международной безопасности с упором на тематику стратегической стабильности и контроля над вооружениями. Особое внимание предполагается уделить отношениям России c ЕС, ситуации на Украине, в Белоруссии и Нагорном Карабахе, урегулированию в Ливии и Сирии. Кроме того, стороны затронут взаимодействие в рамках «Группы двадцати» с учетом председательства Италии в этой организации в 2021 году.

Предстоит также провести обмен мнениями по актуальным темам российско-итальянских межгосударственных отношений в политической, экономической, культурной и гуманитарной областях, а также по линии гражданских обществ.

О предстоящем участии С.В.Лаврова в мероприятии Валдайского клуба

13 октября Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров примет участие (в формате видеоконференции) в мероприятии по случаю выхода аналитического доклада «Утопия многообразного мира: как продолжается история» Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Министр изложит актуализированные оценки основных тенденций развития глобальной обстановки и ответит на вопросы участников презентации, среди которых видные отечественные и зарубежные эксперты в сфере внешней политики и международных отношений.

О назначении специального представителя Министра иностранных дел Российской Федерации по сирийскому урегулированию

Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров назначил директора Департамента Ближнего Востока и Северной Африки МИД России А.А.Кинщака специальным представителем Министра по сирийскому урегулированию.

Дипломат будет представлять российскую сторону в ходе двусторонних и многосторонних контактов по сирийской проблематике. В том числе в Женевском и Астанинском форматах содействия достижению урегулирования в Сирии на основе резолюции 2254 СБ ООН.

О вкладе России в многостороннее сотрудничество в области здравоохранения, участии российских специалистов в работе экспертных органов ВОЗ

Российская Федерация и ВОЗ на протяжении десятилетий активно сотрудничают в реализации важных проектов на глобальном, региональном и национальном уровнях в интересах становления и развития в мире устойчивых систем здравоохранения. Россия выступает в качестве донора Организации по ряду направлений. Ключевые из них – борьба с инфекционными (туберкулез) и неинфекционными заболеваниями, охрана материнства и детства, продвижение профильной информации на русском языке.

В ходе состоявшегося в сентябре с.г. визита в Москву руководителя Европейского регионального бюро ВОЗ Х.Клюге обсуждались новые перспективные направления взаимодействия, такие как цифровая медицина.

Российская экспертиза высоко ценится ВОЗ. Наши специалисты давно и успешно привлекаются к работе экспертных органов, специальных миссий ВОЗ. В связи с пандемией COVID-19 эти контакты интенсифицировались. Представители Минздрава России и Роспотребнадзора принимали участие в ряде миссий ВОЗ в разных странах мира. Их профессионализм высоко оценен ее руководством.

Об увеличении российского взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН на оказание гуманитарной продовольственной помощи африканским странам

В развитие итогов саммита Россия-Африка (23-24 октября 2019 г.) Правительством Российской Федерации принято решение об увеличении начиная с 2020 г. на 10 млн долл. США российского донорского взноса в фонд Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП) на оказание гуманитарной помощи странам Африки.

В соответствии с распоряжением Правительства от 18 сентября с.г. №2382-р в текущем году гуманитарная помощь будет оказана пяти остро нуждающимся странам Африки: Бурунди, Джибути, Сомали, Сьерра-Леоне, Центральноафриканской Республике.

Указанные государства входят в число наименее развитых стран мира и подвержены последствиям частых стихийных бедствий (затяжные засухи и сильные ливневые дожди). Усугубляет ситуацию в их экономике и продолжающаяся пандемия COVID-19. В результате нарушения производственных цепочек и экспортно-импортных поставок ограничены собственные возможности развития упомянутых стран, подорвана продовольственная безопасность больших групп населения.

ВПП является ключевым многосторонним каналом оказания российской продовольственной помощи нуждающемуся населению зарубежных стран. Эффективность работы, авторитет и неполитизированный характер деятельности ВПП определяют выбор в пользу нашей совместной гуманитарной работы на африканском континенте.

О российском кандидате на пост генсекретаря Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС) В.Ф.Заемском

Россия придает большое значение укреплению экономического потенциала Черноморского региона, развертыванию в нем полноценного межгосударственного взаимодействия по широкому кругу отраслевых направлений. Считаем, что ключевым механизмом в этом плане является  Организация Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС). В ее состав входят двенадцать стран, образующих широкий регион Причерноморья.

В 2022 году ЧЭС исполнится тридцать лет. За эти годы Организация доказала свою востребованность. Вместе с тем на протяжении последних лет внутрирегиональная торговля в Причерноморье снижалась (с 18% до 13% от общего объема товарооборота). Для преодоления этой негативной тенденции нужно выйти за пределы политических стереотипов и сосредоточиться на продвижении объединяющей экономической повестки, которая способна стать важным фактором в укреплении общей стабильности в Причерноморье. Необходимо переходить к реализации практических договоренностей, в частности, по развитию кольцевой автомагистрали вокруг Черного моря, морских перевозок, созданию «единого окна» и упрощению торговли, развертыванию бизнес-инициатив. Решение всех этих актуальных задач потребует активизации Секретариата Организации, в работе которого отмечаем определенную инерцию, особенно в условиях пандемии коронавируса.

Как известно, в июне следующего года начнется новый трехгодичный срок генсекретаря ЧЭС. В ходе текущего выборного процесса Россия выдвинула на этот пост своего кандидата – опытного дипломата с яркой и разнообразной профессиональной биографией, проректора Дипломатической академии, доктора политических наук, посла В.Ф.Заемского, обладающего обширной компетенцией, как в двустороннем, так и в многостороннем форматах. Подбирая эту кандидатуру, мы сознательно остановились на человеке с практическим знанием многосторонней дипломатии и межгосударственной интеграции. По нашему убеждению, это позволит ему не ангажировано подойти к делу и взглянуть на проблемы ЧЭС «свежим взглядом», но при этом высокопрофессиональным. Не сомневаемся, что в случае своего избрания он сумеет найти эффективные пути решения проблем, стоящих перед организацией, способствовать активизации ее деятельности в деполитизированном ключе, укреплению духа сотрудничества на благо всех членов Организации.

Надеемся, что наши партнеры по ЧЭС поддержат российского кандидата.

Об освобождении из пиратского плена российских моряков с судов «Рио Митонг» и «Джиблоо»

Как мы уже сообщали ранее, драматичная история российских моряков, захваченных в плен пиратами в Нигерии, завершилась счастливым освобождением спустя почти 5 месяцев заточения.

5 октября были освобождены трое российских моряков – членов экипажей торговых судов «Рио Митонг» и «Джиблоо», захваченных пиратами 9 мая с.г. в территориальных водах Республики Экваториальная Гвинея (в акватории портов г.Малабо и г.Луба).

6 октября благодаря содействию бизнесмена О.В.Дерипаска российские моряки, а также гражданин Украины и Гвинеи были перевезены в безопасное место, откуда вскоре отправятся домой.

В палаточном лагере на берегу океана недалеко от Лагоса, где содержались похищенные, моряки были лишены не только возможности медицинской помощи, но даже еды и воды, а возможность вернуться домой живыми иногда казалась призрачной. Нигерийские пираты неоднократно угрожали убить пленников, если за них не будет заплачен выкуп.

Чтобы обеспечить себя водой, пленникам приходилось пить дождевую воду и воду из земляного колодца. Это действительно драматические события, достойные отдельного произведения. Все это подтверждается и видеозаписями, которые распространяли сами пираты: на кадрах изможденные россияне рассказывают о том, что у них нет еды, воды и лекарств, все они болеют малярией и держатся из последних сил в ожидании помощи.

Родственники приложили максимальные усилия для того, чтобы это долгожданное освобождение наступило. Пираты угрожали начать убивать моряков одного за другим, если не получат выкуп.

Вызволение наших моряков из плена стало возможным благодаря настойчивым совместным усилиям дипломатов посольств России в Абудже и Яунде, нигерийских и экватогвинейских официальных властей, а также представителей судовладельца.

На призыв родственников спасти моряков откликнулся бизнесмен О.В.Дерипаска, который хорошо знаком с реалиями Африки: его компании присутствуют в Гвинее и Нигерии. За годы работы в Африке компании Дерипаски уже сталкивались и с необходимостью противостоять масштабным эпидемиям (как, например, лихорадка Эбола в Гвинее), и с многими другими трудностями, даже с освобождением заложников.

Выражаем признательность всем, кто содействовал освобождению наших соотечественников из пиратского плена. Надеемся, что до конца этой недели моряки вернутся домой.

О ситуации вокруг НКУ

Россия как в национальном качестве, так и в рамках Минской группы ОБСЕ продолжает предпринимать активные посреднические усилия, направленные на незамедлительное прекращение боевых действий в Нагорном Карабахе и вокруг него, возобновление мирного переговорного процесса на основе существующих базовых принципов и соответствующих международных документов.

Свидетельством единства подходов России, США и Франции стали сделанные за последнюю неделю Совместные заявления президентов трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 1 октября с.г. и министров иностранных дел трех стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ от 5 октября с.г.

Президент России В.В.Путин обсуждал сложившуюся ситуацию с Премьер-министром Армении Н.В.Пашиняном, та же тема затрагивалась в ходе телефонного разговора с Президентом Азербайджана И.Г.Алиевым. По-прежнему в постоянном контакте со своими азербайджанским и армянским коллегами находится Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

Прорабатываются различные схемы действий. Среди прочего, нами предложено предоставить московскую площадку для организации встречи глав внешнеполитических ведомств России, Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Ведем консультации со сторонами относительно возможных сроков начала переговоров в этом формате.

О мероприятиях в СБ ООН по сирийскому химдосье

Хотели бы акцентировать внимание на проводимых в СБ ООН мероприятиях, в рамках которых обсуждалось надуманное странами Запада сирийское «химического досье». Речь, в частности, идет о проведенной 28 сентября Постпредством России при ООН встрече членов Совета Безопасности по «формуле Арриа», на которой со своими экспертными оценками сложившейся в последнее время на площадке ОЗХО неприемлемой ситуации выступили бывший инспектор ОЗХО с 12-летним стажем Я.Хендерсон, профессор Массачусетского технологического института Т.Постол и независимый журналист А.Матэ. На представленные докладчиками аргументированные доводы относительно политизации работы ОЗХО на сирийском направлении, неудовлетворительных методов работы ее Техсекретариата и спецмиссий по Сирии западные оппоненты ничего противопоставить так и не смогли. По традиции они просто скатились на любимую антисирийскую и антироссийскую риторику.

Еще один аналогичный пример. Председательствующей в СБ ООН Российской Федерацией на прошедшее 5 октября открытое заседание Совета по химдемилитаризации Сирии был приглашен стоявший у истоков становления ОЗХО первый Гендиректор Техсекретариата Организации – бразилец Ж.Бустани, смещенный под давлением США и их союзников со своего поста только за то, что пытался занимать независимую позицию по актуальным вопросам повестки дня ОЗХО. Страны Запада и в этот раз продемонстрировали свое нежелание даже выслушать неустраивающие их оценки признанного профессионала и посредством процедурных манипуляций не допустили даже видеообращения Ж.Бустани к участкам заседания.  

Словом, политико-правовой нигилизм, к которому постоянно прибегают евроатлантические союзники в ОЗХО, перекочевал уже на площадку СБ ООН. Печально.

О докладе Технического секретариата ОЗХО по результатам исследования биопроб, отобранных у А.А.Навального

Российская Федерация намерена запросить у  немецкой стороны имеющийся в её распоряжении полный отчет Технического секретариата ОЗХО по итогам анализа в ещё двух назначенных ОЗХО лабораториях отобранного у блогера А.А.Навального биоматериала. Эти сведения, наряду с ответами на уже четыре запроса, направленные в Берлин по линии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимы для того, чтобы в полном соответствии с российским законодательством и общепризнанными нормами уголовно-процессуального порядка, наконец, завершить доследственную проверку на предмет определения признаков возможного состава преступления в ситуации с А.А.Навальным. Только при наличии таких признаков возможно возбуждение уголовного дела.

Заодно хотели бы повторить уже неоднократно излагавшиеся нами требования – вернуть российским правоохранительным органам незаконно вывезенные с территории Российской Федерации вещественные доказательства, предоставить российским правоохранительным органам доступ к М.К.Певчих для её опроса в качестве непосредственного свидетеля происходивших в Томске и Омске событий, а также дать возможность нашим медикам отобрать биоматериал у самого А.А.Навального.

Пока наши требования не выполнены, будем и далее исходить из того, что вся эта история является не более чем предлогом для наращивания на нас санкционного давления. Это к вопросу о том, что творится в кулуарах Технического секретариата ОЗХО.

О встрече А.А.Навального со спецдокладчиками СПЧ

Обратили внимание на появившуюся в зарубежных СМИ информацию о встрече А.А.Навального со специальными докладчиками Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу о внесудебных казнях А.Каллямар и по вопросу о свободе мнений И.Хан, в ходе которой россиянин якобы обратился к ним с просьбой провести международное расследование факта его отравления. В этой связи хотели бы отметить следующее.

В конце августа с.г. российской стороной был получен запрос со стороны упомянутых спецдокладчиков СПЧ с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг А.А.Навального. Российская Федерация, несмотря на рекомендательный, а не юридически обязывающий характер взаимодействия данных вспомогательных институтов СПЧ с государствами, в целях реагирования на обращение спецдокладчиков направила в профильные российские ведомства, включая Генеральную прокуратуру Российской Федерации соответствующий запрос.

Проведение российскими следственными органами процессуальной проверки не завершено по причине неготовности Германии, Франции и Швеции содействовать полному, объективному и всестороннему установлению обстоятельств произошедшего, как это предусмотрено Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и дополнительными протоколами к ней от 17 марта 1978 г. и 8 ноября 2001 г. В соответствии с упомянутой Конвенцией и дополнительными протоколами к ней российская сторона направила шесть запросов Германии, Франции и Швеции о правовой помощи, в которых содержатся просьбы о проведении опросов А.А.Навального, его лечащих врачей и сопровождавших его лиц, о предоставлении копий медицинских документов, касающихся его обследования и лечения в Берлине, экспертных исследований биоматериала и иных предметов, а также о предоставлении проведенных на территории Франции и Швеции токсикологических исследований биоматериала.

К сожалению, вместо совместной работы по установлению истины и фактов произошедшего с россиянином, официальный Париж и Берлин предпочли придать делу политическую окраску и переключились на угрозы и шантаж, в том числе с задействованием международных площадок. Считаем такое поведение недопустимым и безответственным.

Со своей стороны рассчитываем, что обращения спецдокладчиков СПЧ в отношении произошедшего с А.А.Навальным будут направлены и немецкой стороне. Я надеюсь, что вся информация по этому делу, которой мы делимся со СМИ, у них есть, и они ее тщательно изучат.

Продолжаем выступать за самое тщательное и максимально объективное прояснение обстоятельств дела.

По заявлению самого А.А.Навального, «расследование не ведется», что и послужило главным мотивом его обращения к спецдокладчикам. Видим в этом очередной пример передергивания фактов и попытки манипулировать общественным мнением. В действительности доследственная проверка продолжается в соответствии с действующими процессуальными нормами. Сегодня это было подтверждено Следственным управлением на транспорте МВД России по Сибирскому федеральному округу. В указанном материале, к слову, подробно изложены обстоятельства проверки и причины, препятствующие ее дальнейшему продвижению. Со всем этим не просто можно, а нужно ознакомиться.

О планах США по развёртыванию ударных средств в космосе

Обратили внимание на новую порцию заявлений Вашингтона о возможном развёртывании ударных средств в космосе. Данные высказывания являются очередным подтверждением агрессивной направленности курса США в космической сфере, его нацеленности на достижение военного превосходства вплоть до тотального господства в космосе. Неоднократно озвучивавшиеся американской стороной планы размещения оружия в космосе и использования его в качестве арены для ведения боевых действий – прямое продолжение доктринальных установок США в этой сфере, зафиксированных в Оборонной космической стратегии и документе Космических сил США «Spacepower».

Для оправдания таких шагов Вашингтон по традиции использует традиционные штампы про российскую и китайскую «угрозы в космосе». Это – часть целенаправленной информационной компании США по дискредитации российской космической деятельности и наших известных инициатив по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК). Американские коллеги вновь пытаются представить ситуацию в искажённом виде, чтобы отвлечь внимание от реальных угроз в космическом пространстве, связанных с их собственными усилиями в области военного космоса.

Подтверждаем приверженность обязательствам по недискриминационному использованию и исследованию космоса в мирных целях. Наши действия не создают угроз для космических объектов других государств, не нарушают никаких норм и принципов международного права.

В отличие от США мы не вынашиваем планов достижения превосходства в космосе, в т.ч. путём вывода на орбиту ударных средств и использования космоса в качестве арены для боевых операций. Подтверждением служит целый ряд продвигаемых именно российской стороной при поддержке солидной группы единомышленников предложений в данной сфере. Речь, в частности о разработке многостороннего юридически обязывающего соглашения по ПГВК на базе российско-китайского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов, а также о глобализации политического обязательства о неразмещении первыми оружия в космосе. Будем продолжать активную, ориентированную на получение конкретных результатов работу на этом направлении.

Вновь призываем Вашингтон проявить благоразумие, отказаться от авантюр, чреватых крайне негативными последствиями для всего мирового сообщества, да и для самих США. Оружейное противостояние в космосе стало бы прямым подрывом международной безопасности и стратегической стабильности.

Об антироссийских заявлениях главы Пентагона Марка Эспера

Не можем оставить без комментария выступление главы Пентагона Марка Эспера, который в ходе посещения американского военного кладбища в Карфагене (Тунис) 30 сентября в очередной раз отметился антироссийскими заявлениями.

В его подаче Россия, якобы, проводит «злонамеренную, хищническую и насильственную политику, в целях «дестабилизации и грабежа ресурсов стран Африки», занимается «запугиванием и принуждением» регионалов для расширения там своего влияния. А чтобы этого не допустить, предлагает последним полностью переориентироваться на США, которые могут гарантировать их «процветание и стабильность».

Возникает вопрос: о каком «процветании и стабильности» идет речь? Может быть, по ливийскому сценарию, когда после нелегитимного военного вмешательства НАТО страна погрузилась в хаос, стала источником региональной нестабильности, рассадником терроризма и насильственного экстремизма?

Хотели бы напомнить господину М.Эсперу, что Россия никогда не вмешивается во внутренние дела других государств. И это принципиально отличает политику нашей страны от тех же Соединенных Штатов, которые грубо навязывают всем остальным свою волю посредством силовых, экономических и пропагандистских рычагов, считают себя вправе указывать другим, как жить и с кем сотрудничать.

Когда политика США в отношении той или иной страны, которая разрушает основы государственности, традиции культуры, на которых строилось это общество, приводит к коллапсу, США стараются перевернуть страницу и начать все с чистого листа, просто вычеркнув из собственной и мировой памяти то, что там натворили. Примеров огромное количество.

Американским коллегам пора бы признать, что неоколониальные попытки навязать свою волю суверенным государствам отвергаются абсолютным большинством членов мирового сообщества. Уверены, что африканские страны могут и без подсказок извне самостоятельно принимать решения о своем будущем. Они хорошо помнят историю своих стран и помнят, кто и как поддерживал на протяжении 20-го века, и кто и как занимался грабежом на протяжении и 20-го и других столетий. Об этом мы будем напоминать нашим, в том числе американским коллегам регулярно.

О докладе Министерства внутренней безопасности США

Обратили внимание на доклад Министерства внутренней безопасности США с оценками угроз, с которыми этой стране приходится сталкиваться на современном этапе.

В соответствующем перечне фигурирует Россия. Утверждается, что мы якобы можем использовать имеющиеся возможности в области информационно-коммуникационных технологий для подрыва критической американской электоральной инфраструктуры, а также попыток повлиять на предпочтения избирателей.

Почему в этом же докладе, рядом с этими же обвинениями не уточнить цифры из американского бюджета, которые на протяжении десятилетий выделяются на защиту и поддержание информационно-коммуникационных технологий, критической американской электоральной инфраструктуры и т.д. Куда идут эти деньги, если, оказывается, одна взятая страна может все это подорвать? Про это написан целый доклад.

Вызывает сожаление, что Администрация США по соображениям чисто конъюнктурного характера тратит существенные человеческие и материальные ресурсы для того, чтобы подогреть антироссийские настроения среди собственных граждан и среди мирового сообщества.

Вместо упрямых попыток все свалить на нашу страну и представить дело так, будто ее подходы к проблематике безопасности в информпространстве имеют антиамериканскую направленность, рекомендовали бы коллегам в Вашингтоне еще раз ознакомиться с опубликованным 25 сентября заявлением Президента России В.В.Путина, где предложено восстановить российско-американское сотрудничество в области международной информационной безопасности. В нем всё сказано. В Москве ждут реакцию. Хотелось бы надеяться, что она будет конструктивной.

Об очередном законопроекте Конгресса США о противодействии иностранному вмешательству в американские выборы

В Палату представителей Конгресса США 30 сентября с.г. был внесен очередной законопроект о предотвращении иностранного «вмешательства» в американские выборы.

Такое количество докладов, резолюций, документов, заявлений, петиций в США ежедневно печатается на одну и ту же тему: «Прекратите вмешиваться в выборы. Давайте не допустим вмешательства других стран в американские выборы». Если это на протяжении нескольких лет является основной темой, то, стоит прекратить «портить бумагу» и «сотрясать воздух». Читая такие заявления становится понятным, что серьезные люди такое писать не могут.

Авторы этого очередного «шедевра» предлагают ввести в отношении нашей страны жесткие экономические ограничения, включая запрет на операции с государственными облигациями, новые санкции против ведущих банков и компаний топливно-энергетического сектора.

Возникает вопрос: вы хотите сохранить и защитить свою электоральную систему от внешнего вмешательства или хотите придумать повод для очередного ограничения деятельности Росси на целом ряде направлений, которые не связаны с вашими выборами, но вы активно увязываете эти две темы?

Тема о мнимом «вмешательстве» России в выборы в США поддерживается на плаву уже много лет, а законодатели в Вашингтоне никак не успокоятся. Им не надоедает плодить антироссийские инициативы в попытках «наказать» нашу страну и другие государства за некое воздействие на электоральные процессы. Эти обвинения мы постоянно комментируем. Отмечаем их надуманный, бездоказательный характер.

К сожалению, продолжается использование подобного инструментария в ходе внутриполитической борьбы в США. Это стало фактором  внутренней повестки США. Понятно, что кто-то просто пытается заработать себе дополнительные очки в предвыборной гонке. Но на таком фоне поддерживать содержательный диалог с Вашингтоном становится все сложнее.

Все же не теряем надежду, что хотя бы после завершения предвыборных перепалок здравый смысл возобладает, и предметом консенсуса на Капитолии станет не мифическая угроза российского «вмешательства», а понимание необходимости приступить, наконец, к решению сложнейших проблем, с которыми сталкивается сама Америка.

Говоря более простым языком, чтобы поняли, – это не мы вмешиваемся в ваши выборы, это вы целенаправленно втягиваете весь мир в Ваши электоральные процессы.

О вмешательстве США в электоральный процесс в Никарагуа

Новым очередным, но не менее вопиющим примером вмешательства США во внутренние дела суверенных государств стало недавнее проведение по линии Госдепартамента форума на тему «Никарагуа: возможны ли свободные и справедливые выборы?».

Там было сообщено, в частности, о получении генсекретарем Организации американских государств от никарагуанских оппозиционеров проекта избирательной реформы страны, который якобы планируется вынести на рассмотрение действующего правительства Никарагуа.

Почему США настолько вовлечены в эту тему? Этот вопрос можно не задавать, учитывая отношение США и их политического истеблишмента к своим соседям по региону – к странам Латинской Америки.

То есть документ заранее – до передачи адресату – представлен третьей стороне и широкой публике на обсуждение и, видимо, утверждение. Что тут же и происходит. Причем сопровождается угрозами новых санкций, если правительство в Манагуа не выполнит соответствующие требования.

Хочется спросить коллег в Вашингтоне: а вы не пробовали представить такую же схему, реализуемую в отношении самих себя? Вы изо дня в день гоняетесь за призраком внешнего вмешательства в свой электоральный процесс, а при этом параллельно диктуете свои рецепты суверенным государствам, грозите всякими «карами» тем, кто вас по каким-то причинам не устраивает.

США планомерно расшатывают внутриполитическую ситуацию во многих государствах, и Латинская Америка здесь не исключение, а только лишь подтверждение. Мы осуждаем эту практику.

Считаем, что подход к разрешению противоречий – будь то в Никарагуа, Боливии, Венесуэле, Гаити или где-либо еще – должен основываться на международном праве, а не на придумываемых кем-то «правилах», которые постоянно меняются, нигде не зафиксированы и находятся вне закона и морали. Альтернативы решению внутриполитических разногласий путем инклюзивного диалога всех сторон вне зависимости от их идеологических ориентиров не видим.

Об ограничительных мерах Вашингтона в отношении некоторых стран из-за «недостаточных» усилий в противодействии торговле людьми

Обратили внимание на распространяемое в экспертных кругах США распоряжение президента Д.Трампа о продлении ограничений в отношении ряда правительств за «недостаточные» усилия в противодействии торговле людьми. Согласно опубликованному первого октября на сайте Белого дома документу речь идет о продлении запрета на финансирование культурных и образовательных обменов в отношении Кубы, КНДР и Сирии.

Подтверждаем принципиальное неприятие Россией продвигаемой рядом западных стран в ущерб борьбе с «трэффикингом» концепции «современного рабства». Убеждены в ее откровенно контрпродуктивном и политизированном характере. Продвижение данной идеи Соединенными штатами видится как инструмент для необоснованной критики в адрес суверенных государств.

Российская Федерация заинтересована в комплексном и всеобъемлющем рассмотрении проблематики торговли людьми. В работе на различных площадках выступаем за конструктивный и предметный диалог, продвигая сбалансированный подход, при котором внимание должно уделяться всем аспектам этого многогранного явления.

Развитие конкретного практического взаимодействия, отлаженные прямые контакты соответствующих подразделений полиции, миграционных служб, органов пограничного контроля стран происхождения и назначения «живого товара», обмен опытом и встречи на экспертном уровне по наиболее острым нерешенным вопросам представляются важнейшей составляющей международного сотрудничества в сфере борьбы с торговлей людьми.

Считаем, что любые «страновые» проекты по борьбе с торговлей людьми должны реализовываться исключительно по запросам самих заинтересованных государств. Исходим из того, что каждое государство вправе самостоятельно определять наиболее оптимальный для себя национальный механизм по противодействию торговле людьми.

В этой связи полагаем, что ситуация, при которой какое-либо государство провозглашает себя вправе давать оценку всем остальным, считая себя более или менее продвинутым в вопросах борьбы с торговлей людьми, во-первых, не способствует решению проблемы в принципе, а во-вторых, не отвечает характеру современных международных отношений в условиях многополярного мира.

О введении соцсетью «Инстаграм» маркировки страниц российских СМИ как «подконтрольных государству»

6 октября вслед за соцсетями «Твиттер» и «Фейсбук» к практике произвольной маркировки аккаунтов и публикаций российских СМИ в качестве «контролируемых государством» присоединился «Инстаграм».

Такой скоординированный характер дискриминационных действий американских монополистов рынка соцсетей против наиболее популярных отечественных информационных ресурсов подтверждает их политическую ангажированность в пользу внешнеполитических подходов официального Вашингтона.

На данный момент соответствующую «метку», а если называть вещи своими именами – «клеймо», которое администрация «Инстаграм» лицемерно называет «предупреждением», применяется исключительно к учетным записям «РИА Новости» и «RT», а также их новостным продуктам. Западные СМИ с госфинансированием, как это было в случае с «Твиттер» и «Фейсбук», маркировкой снова не затронуты.

Пытаясь оправдаться за очевидные «двойные подходы» администрация соцсети ссылается на то, что определять «подконтрольность» того или иного СМИ государству ей позволяет применение некой «специально разработанной системы оценивания». Стоит ли говорить о том, что критерии, на основании которых осуществляется модерация, остаются для нас, по меньшей мере, непрозрачными.

Однако самое потрясающее в этом деле другое. Из разъяснений «Инстаграма» по поводу запущенной маркировки следует, что его администрация взялась самостоятельно принимать решение не только о степени независимости редакционной политики любого СМИ, но и того, насколько такой медиаресурс «служит интересам общества».

Конечно, можно было бы предположить, что такая высокомерная самонадеянность руководства ИТ-гиганта, которая позволила им увидеть себя в роли вселенских судей – блюстителей всеобщего благополучия, продиктована иллюзией американской «исключительности». Однако, как подсказывает практика, у происходящего куда более прозаичное объяснение. Подобные непопулярные и антидемократические рестриктивные шаги ИТ-корпорации вынуждены предпринимать под политическим давлением американского истеблишмента, принуждающего следовать в русле его политики по дискредитации российских СМИ и вытеснению их контента из мирового информационного пространства.

Разочарованы, что на свой десятилетний юбилей «Инстаграм» предпочел угодить американским русофобам введением цензуры в отношении россми, сделав не лучший подарок своей многомиллионной российской, да и глобальной аудитории. 

Призываем администрацию «Инстаграм» пересмотреть политику, ограничивающую право пользователей на свободный доступ к информации. Напоминаем, что любые действия по модерации онлайн-контента должны быть транспарентными и не ограничивать доступ к какому-либо источнику информации на основании его политических или иных убеждений, а также прочих характеристик, которые могут повлечь за собой дискриминирующее отношение.

Рассчитываем, что профильные международные структуры и правозащитные организации должным образом отреагируют и дадут беспристрастную оценку действиям американских соцсетей.

О проходящем в Вильнюсе апелляционном процессе по делу «о событиях 13 января 1991 г.»

В литовской столице на прошлой неделе завершился второй цикл заседаний Апелляционного суда Литвы по делу о трагических событиях в Вильнюсе 13 января 1991 г.

Официальная позиция России по данному вопросу хорошо известна. Расцениваем заявления, которые делались в этом направлении и затеянное Вильнюсом позорное судилище как продолжение порочной линии литовского руководства, направленной на фальсификацию истории и сведение исторических счетов с Россией.

Считаем происходящее судебное разбирательство, грубо попирающее основополагающие принципы международного правосудия, серьезным ударом по имиджу Литвы как члена ЕС и участника Европейской конвенции по правам человека.

Убеждены, что выбранный литовским политистеблишментом тупиковый путь не соответствует национальным интересам Литвы и литовского народа, заинтересованного в восстановлении добрососедских отношений с Россией.

О научно-практическом форуме «Уроки Нюрнберга»

20 ноября исполнится 75 лет со дня начала работы Международного военного трибунала в Нюрнберге – главного судебного процесса человечества, в результате которого был вынесен приговор авторам и исполнителям чудовищных преступлений: массового террора и убийств, геноцида, страшных разрушений, ограбления огромных территорий.

В этой связи 20-21 ноября в Музее Победы на Поклонной горе пройдет Международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга», который станет одним из ключевых событий Года памяти и славы.

Темы панельных дискуссий призваны объединить на междисциплинарном уровне вопросы сохранения исторической памяти о значении и роли Нюрнбергского процесса в установлении современного миропорядка, решении вопросов национальной безопасности, патриотического и нравственного воспитания молодого поколения.

В рамках панельных дискуссий планируется обобщить опыт привлечения к ответственности лиц, сумевших избежать возмездия за военные преступления, и практического применения норм международного уголовного права, сформулированных Нюрнбергским трибуналом.

В рамках тематических площадок состоятся заседания круглых столов, где предлагается обратиться к осмыслению исторического значения Нюрнбергского процесса и роли Советского Союза в привлечении к ответственности военных преступников; обменяться мнениями по важнейшим историческим и современным аспектам применения решений Нюрнбергского трибунала. Будут рассмотрены вопросы репрезентации исторической памяти о Нюрнбергском процессе в современных музейном и медиапространстве, отражения в произведениях искусства, включения в образовательные программы и модули нравственно-патриотического воспитания молодежи.

Организаторами работы тематических площадок и дискуссионных панелей станут министерства и ведомства, ведущие научные институты и общественные объединения. Министерство иностранных дел России совместно с Минюстом и Генеральной прокуратурой выступает организатором тематической панели «Наследие Нюрнберга в международном и национальном праве», в которой примут участие известные российские и зарубежные юристы-международники, имеющие обширный научный и практический опыт.

Приглашаем всех интересующихся данной проблематикой, прежде всего представителей российских и зарубежных СМИ, принять участие в освещении данного научно-практического форума. По вопросам аккредитации рекомендуем обращаться в пресс-службу «Центрального музея Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов».

(Контактное лицо – Ю.Н.Григорьева, телефон: +7499 449-81-07, email: ).

Об афганском мирном урегулировании

К сожалению, по прошествии почти месяца после церемонии запуска межафганского переговорного процесса в Дохе стороны по-прежнему продолжают консультации по процедурным вопросам. Ситуация напоминает тупиковую, что не может не вызывать нашу обеспокоенность: на фоне пробуксовки проходящего в Катаре диалога в Афганистане не прекращаются боевые действия и ежедневно гибнут десятки людей.

Вновь призываем делегации Кабула и Движения талибов к скорейшему завершению согласования технических процедур и началу переговоров по существу. Рассчитываем на снижение уровня насилия в Афганистане в контексте запуска мирного процесса.

О развитии ситуации в Мали

Продолжаем внимательно следить за развитием событий в Мали, отмечают следующее.

В конце сентября в соответствии с требованием Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС), выполняющего посредническую миссию в Мали о передаче власти в стране от учрежденного военными «Национального комитета народного спасения» (НКНС) гражданскому руководству Президентом и Премьер-министром республики на переходный период назначены бывшие министр обороны Ба Н’Дау и министр иностранных дел М.Уан. Глава НКНС полковник А.Гойта занял пост Вице-президента. 5 октября сформировано переходное правительство, в состав которого, помимо военных, вошли представители основных малийских политических партий и движений.

Полагаем, что состоявшиеся назначения – шаг в правильном направлении, свидетельствующий о постепенном возвращении ситуации в Мали в конституционное русло. В этом контексте приветствуем снятие 6 октября ЭКОВАС ранее введенных в отношении Бамако санкций.

Рассчитываем, что временные малийские власти примут все необходимые меры для решения главной задачи – скорейшего восстановления в Мали гражданской формы правления на основе инклюзивного общенационального диалога и проведения после непродолжительного переходного периода свободных и демократических выборов при содействии ЭКОВАС и Афросоюза.

Выражаем надежду на то, что малийский народ, с которым нас связывают давние отношения дружбы и солидарности, сможет успешно преодолеть нынешний непростой период в своей истории. Нацелены на дальнейшее поступательное развитие всего комплекса взаимовыгодного российско-малийского сотрудничества.

О заявлении Уполномоченной Правительства ФРГ по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Б.Кофлер и Посла Франции по правам человека Ф.Крокетта в связи с судебным решением в отношении гражданина России Ю.Дмитриева

Обратили внимание на совместное заявление Уполномоченной Правительства ФРГ по политике в области прав человека и гуманитарной помощи Б.Кофлер и Посла Франции по правам человека Ф.Крокетта от 30 сентября с.г. в связи с обвинительным приговором Верховного суда Карелии в отношении гражданина России Ю.Дмитриева, наказание которому было ужесточено по статье о насильственных действиях сексуального характера, совершенных против своей несовершеннолетней приёмной дочери.

Рассматриваем германо-французский демарш как акт вмешательства во внутренние дела Российской Федерации и попытку поставить под сомнение решения независимых российских судебных инстанций.

Хотели бы также указать на необоснованность подачи Берлином и Парижем приговора Ю.Дмитриеву исключительно через призму его прежней правозащитной деятельности. Она здесь абсолютно ни при чем. Его заслуги в деле изучения политических репрессий в СССР никем не ставятся под сомнение.

Вопрос с его осуждением лежит исключительно в уголовно-правовой плоскости. В этой связи рассматриваем призывы Б.Кофлер и Ф.Крокетта освободить обвиненного в педофилии Ю.Дмитриева как аморальные и безнравственные. Не можем принять тот факт, что официальные представители стран, в которых, как и во всем цивилизованном мире, защита детей и несовершеннолетних от преступлений на сексуальной почве должна являться правовым и ценностным постулатом, позволяют себе подобные заявления.

Фиксируем подобные, неуместные комментарии не только от Берлина и Парижа, есть еще целый ряд стран, чьи министры иностранных дел и другие официальные лица позволяют себе подобные измышления. В этой связи в ближайшее время мы пригласим в МИД России представителей посольств этих стран. Будут отправлены приглашения послам тех государств, которые высказывают подобные, неуместные тезисы, говоря, что дело якобы носит политизированный характер и высказываются в поддержку Ю.Дмитриева, пытаясь его защитить от правового произвола. Мы их пригласим, зададим вопросы. Возможно это происходит у них из-за отсутствия соответствующей информации. Мы восполним этот пробел.

О 20-летии подписания Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией

3 октября мы отметили знаменательное событие – 20-летие подписания Декларации о стратегическом партнерстве между Россией и Индией. Документ заложил прочный фундамент для современного развития всего комплекса двусторонних отношений в условиях полицентричного мироустройства, в котором наши страны являются единомышленниками. Одна из первых в мире «партнерская» инициатива наших стран прочно вошла в лексикон современной дипломатии, получила широкое распространение в международной практике.

Нашими приоритетами остается тесная координация внешнеполитических усилий России и Индии, наращивание объемов торгово-экономического и инвестиционно-финансового взаимодействия, углубление высокотехнологической кооперации, в том числе в военно-технической сфере, расширение культурных и гуманитарных связей.

В юбилейный год мы вступаем в сложных условиях борьбы с новой коронавирусной инфекцией, диктующих необходимость поиска инновационных путей кооперации, в том числе в сфере медицины и фармацевтики. Отражением стратегического характера отношений является активное взаимодействие в вопросах перспективного совместного производства вакцины против коронавируса. Намерены продвигать сотрудничество в традиционных областях, таких как энергетика, исследование космического пространства. Особый акцент планируем сделать на таких перспективных направлениях, как сотрудничество на Дальнем Востоке и Арктике, вопросах инфраструктурного строительства и взаимосвязанности.

Считается, что у страны не может быть вечных союзников и постоянных врагов, вечными и постоянными могут быть только интересы. Российско-индийские отношения опровергают такой подход, являя собой уникальный пример вековой дружбы, которая зиждется на равноправии и взаимной выгоде, неизменном учете национальных интересов друг друга.

О 40-летии Договора о дружбе и сотрудничестве с Сирией

8 октября исполняется 40 лет со дня подписания Договора о дружбе и сотрудничестве с Сирией. Это соглашение в числе немногих подписанных от имени СССР документов подобного рода сохраняет актуальность и сегодня, поскольку признается действующим как Российской Федерацией, так и Сирийской Арабской Республикой.

С уверенностью можно сказать, что российско-сирийские отношения выдержали испытание временем, в том числе и благодаря бережному подходу к их договорно-правовой базе, проявленному на крутых поворотах истории. Это дает нам основание, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию внутри и вокруг Сирии, с оптимизмом смотреть в будущее и видеть широкие перспективы продолжения и совершенствования нашего плодотворного взаимодействия с этой дружественной страной во всех областях заинтересованного партнерства.

О 58-й годовщине провозглашения независимости Республики Уганда

9 октября Республика Уганда отмечает 58-ю годовщину провозглашения независимости. В 15-17-м веках на территории современной Уганды возникли первые крупные государственные образования. Однако в результате колониального раздела угандийской территории в 1894 году был установлен протекторат Великобритании. Лишь в 1962 году народ Уганды добился независимости. Дипломатические отношения между нашими странами были установлены 13 октября 1962 года.

Высоко ценим традиционно дружественный характер российско-угандийских межгосударственных связей. Отмечаем динамичное развитие политического диалога на высшем и высоком уровнях. В октябре 2019 года Президент Уганды Йовери Мусевени принял участие в саммите Россия – Африка и экономическом форуме в г.Сочи. Состоялась беседа Президента Российской Федерации В.В.Путина с угандийским лидером. Эти переговоры дали мощный импульс расширению российско-угандийского взаимодействия в различных областях, включая энергетику, горнодобывающий сектор, сельское хозяйство, медицину и фармацевтику, научно-образовательное сотрудничество.

Продолжается совершенствование двусторонней договорно-правовой базы. С 2015 года успешно работает Межправительственная Российско-Угандийская комиссия по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Мы рады поздравить наших угандийских друзей с национальным праздником и выражаем уверенность, что традиционные отношения дружбы и плодотворного сотрудничества между Москвой и Кампалой продолжат уверенное поступательное развитие на благо народов России и Уганды, в интересах мира и стабильности в Восточноафриканском регионе.

О Дне независимости Республики Фиджи

10 октября Республика Фиджи отмечает 50-летие своей независимости. Почти сто лет страна являлась британской колонией. Освобождение из-под иностранного господства стало поворотным моментом в ее истории, открыло путь к становлению собственной государственности и национальному строительству.

Подтверждаем неизменный настрой на дальнейшее укрепление разносторонних взаимовыгодных связей с Фиджи, на углубление нашего взаимодействия в региональных и международных делах, в том числе в рамках регулярных встреч высокого уровня «на полях» сессий Генассамблеи ООН в формате «Россия – развивающиеся островные государства южной части Тихого океана».

В преддверии юбилея хотели бы пожелать дружественному фиджийскому народу доброго здоровья, счастья и процветания.

О 62-й годовщине провозглашения независимости Республики Экваториальная Гвинея

12 октября Республика Экваториальная Гвинея (РЭГ) отмечает 62-ю годовщину провозглашения независимости. За это время страна достигла значительных успехов в продвижении по пути демократического развития, формирования устойчивой политической системы и экономики.

Обретение свободы далось экватогвинейцам непросто. Страна находилась под колониальным гнетом с момента появления в 16-м веке на ее территории первых поселенцев из Португалии, а в конце 18-го века она перешла под контроль испанцев. Установление европейцами своих порядков встретило сопротивление местных племен.

После провозглашения независимости Экваториальной Гвинеи наша страна оказывала разноплановую помощь в становлении молодого экватогвинейского государства. В настоящее время двусторонние связи между Российской Федерацией и Республикой Экваториальная Гвинея отличаются атмосферой дружбы, доверия и взаимного уважения. Поддерживается динамичный политический диалог, продвигается торгово-экономическое партнерство, расширяются гуманитарные и культурные контакты. Мощный импульс развитию российско-экватогвинейских отношений придала встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом РЭГ Т.Обиангом Нгемой Мбасого 24 октября 2019 г. «на полях» саммита Россия-Африка в Сочи, в ходе которой были намечены пути дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества между Москвой и Малабо.

Искренне поздравляем наших экватогвинейских друзей с национальным праздником и желаем им мира, процветания и благополучия.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать заявление Президента США Д.Трампа о предстоящем выводе большей части американских войск из Афганистана? Как это может отразиться на ходе межафганских переговоров в Дохе?

Ответ: Насчет «пробуксовки» межафганских переговоров я уже дала комментарий сегодня.

Что касается заявлений американского Президента Д.Трампа о выводе контингента из Афганистана, вводе дополнительных, замене, мне кажется, надо судить не по заявлениям, а по конкретным фактам. Состоится вывод – будем комментировать. Мы уже привыкли к тому, что на протяжении десятилетий делаются заявления, которые затем либо отменяются, либо не реализуются, либо реализуются в ином свете. Как только они приступят к реальным шагам, тогда будем комментировать.

Вопрос: 9 октября с.г. в Ереване пройдет заседание Межправительственного совета ЕАЭС, несмотря на то, что в стране объявлено военное положение. Не осложнят ли эти переговоры усилия, которые предпринимает МИД для перевода конфликта в мирное русло?

Ответ: Напомню, предстоящее заседание Евразийского межправительственного совета, является плановым. Это уже V заседание одного из главных органов ЕАЭС в этом году. На нем будут рассматриваться текущие вопросы функционирования Союза (обсуждение этих вопросов сложно перенести на более поздний срок), а также будет рассматриваться проблематика стратегического развития Объединения. Тема нагорно-карабахского урегулирования в повестку дня не включена.

Вопрос: В связи со сменой политических лидеров в США, Кувейте будет ли Россия пытаться с новой силой возобновить рассмотрение вопросов об обмене или вызволении российских граждан, которые находятся за рубежом – это В.Бут, М.Лазарева, К.Ярошенко?

Ответ: Мне кажется, не стоит предвосхищать результаты американских выборов. Сначала нужно, чтобы они состоялись, потом (учитывая заявления, которые делают американские политические деятели, представители различных партий, в том числе официальные лица) нужно будет дождаться принятия ими их же собственных результатов. А потом уже заниматься практикой двусторонних отношений. Говорить об этом до свершения данного факта, мне кажется, просто невозможно.

Вопрос: В связи с боевыми действиями в Нагорном Карабахе, которые касаются Армении и Азербайджана, а также протестами в Киргизии обращались ли за помощью граждане России, которые проживают в этих странах, в российские посольства или напрямую в МИД? Будут ли в связи с этим предприниматься какие-либо меры?

Ответ: В связи с ситуацией с пандемией наши посольства по всему миру уже полгода находятся в постоянном контакте с российскими гражданами в той или иной стране, решая огромное количество их вопросов. Это были вопросы вывоза, возвращения на Родину, содействия в решении большого количества задач: выдача документов, семейные дела, проблемы, связанные с материальной составляющей. Наши точки, загранучреждения находятся в постоянном контакте с гражданами по мере необходимости и поступления их запросов во всех странах мира. Каждый день решаем эти вопросы по мере их поступления и сложности.

Если у человека есть необходимость обратиться в загранучреждение, он может это сделать. Многие из наших загранточек – посольства, консульства, консульские отделы – пока работают в том же режиме, в котором находятся и местные органы власти в связи с пандемией, карантином и ограничениями. Но каждый день мы получаем письма, звонки, обращения в различные посольства от наших граждан.

Безусловно, обострение упомянутого конфликта не снизило количество звонков и обращений, а наоборот увеличило.

Вопрос: Стало известно, что 7 октября глава Арцаха А.В.Арутюнян направил призыв в ОБСЕ с предложением создать международную антитеррористическую коалицию в связи с усилиями по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе. Получила ли Россия этот призыв? Ознакомилась ли с ним?

Ответ: Если этот призыв был направлен в ОБСЕ, то адресатом является эта международная структура. Но я уточню у наших экспертов, которые занимаются этой темой.

Вопрос: В Берлине начинается суд над российским гражданином, обвиняемым в убийстве З.Хангошвили. Обвинение по-прежнему настаивает, что убийство было совершено по приказу российских властей. Какова позиция России по этому вопросу?

Ответ: Складывается убеждение, что в Берлине принято некое  политическое решение относительно приговора, который будет вынесен немецким судом российскому гражданину В.А.Соколову, обвиняемому в убийстве в 2019 году соратника Ш.Басаева и одного из главарей террористов на Северном Кавказе З.Хангошвили, проживавшего в Германии под фальшивым именем с ведома спецслужб ФРГ. В деле наивно рассчитывать на независимость и объективность германской юстиции, ранее предоставившей такому человеку статус беженца. Все роли в этом постановочном процессе заранее распределены. Не возникает сомнений, что в результате начавшихся судебных слушаний вина за смертельное нападение на З.Хангошвили – человека, нажившего за свою преступную карьеру немало кровных врагов, в том числе и в криминальном мире разных стран – будет приписана, как уже заявлено в прессе, российским государственным структурам. Этот тезис уже более года методично насаждается германскому обществу при помощи целенаправленной медиакампании, подкрепляемой регулярными заявлениями со стороны представителей немецкой политэлиты.

Выдвигаемые германской стороной бездоказательные обвинения в причастности российских госструктур к убийству З.Хангошвили строятся, согласно публикациям немецких СМИ, на очередных псевдорасследованиях пресловутого интернет-издания «Бэллингкэт», неоднократно уличённого в распространении заказной информации, в том числе не соответствующей действительности и опровергнутой.

О том, что «дело З.Хангошвили» изначально политическое, однозначно свидетельствует решение Правительства ФРГ о высылке в декабре 2019 года двух дипломатических сотрудников Посольства России в Берлине под надуманным предлогом якобы некооперабельности российских правоохранительных органов в расследовании совершённого в столице Германии преступления. Напомню, что российские компетентные ведомства с августа 2019 года находятся в плотном контакте с германскими коллегами, реагируют на поступающие от них запросы об оказании международной правовой помощи и готовы, несмотря на агрессивную политизацию дела со стороны официального Берлина, и дальше оказывать немецкой полиции необходимое содействие. Исчерпывающие разъяснения по этому поводу давались неоднократно по дипканалам, а также в рамках двустороннего политического диалога, в частности, в ходе встречи Президента России с канцлером ФРГ в Париже «на полях» саммита лидеров «нормандской четверки» 9 декабря 2019 г., а также в ходе пресс-конференции В.В.Путина по его итогам.

В принципиальном плане «дело З.Хангошвили» вписывается в целый ряд грубых антироссийских провокаций, к которым также относятся и реанимированный несколько месяцев назад сюжет с т.н. причастностью России к кибератаке на Бундестаг в 2015 году (на этот счет были разные мнения, но мы регулярно эту тему освещали и выдавали свою аргументацию), а также история с российским блогером А.А.Навальным, инициируемые целенаправленно Правительством ФРГ в рамках курса на конфронтацию с нашей страной. Дальнейшая приверженность Берлина этой линии грозит обрушением всего комплекса российско-германских отношений, а также обострением напряженности в европейских делах, о чем неоднократно говорило российское руководство.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать решение польского антимонопольного регулятора наложить штрафы на «Газпром» и еще пять компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток-2»?

Ответ: Этот газопровод не дает покоя нашим, в первую очередь американским партнерам, с которыми так тесно связана Варшава.

Очевидно, что речь идет об очередной политически мотивированной попытке давления на российского газового экспортера, долгие годы надежно снабжающего природным газом европейских потребителей. Нисколько не удивлены стараниям Варшавы с помощью сомнительных методов, включая использование мер явно не соответствующих юрисдикции польских ведомств, затормозить строительство газопровода «СП-2».

За решением Управления по защите конкуренции и потребителей стоит намерение в угоду Вашингтону, за счет есовских средств и давления на компании других стран, воплотить идею создания альтернативного газового «хаба» для перепродажи американского СПГ в страны Восточной Европы.

Вызывает сожаление, что в погоне за собственными корыстными целями Варшава (вопреки названию ведомства, принимавшего решение) полностью игнорирует принципы добросовестной конкуренции, а также интересы европейских потребителей, по существу подрывая европейскую энергетическую и экологическую безопасность.

Вопрос: Относительно переговоров в Хельсинки между представителями России и США по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружениями. В заявлении американской стороны указывается на достижение «важного прогресса» на переговорах. Не могли бы Вы рассказать о характере этого прогресса?

Ответ: Мы уже комментировали эту тему. Как ранее нами сообщалось, 5 октября в Хельсинки состоялась очередная встреча в рамках российско-американского стратегического диалога. С российской стороны в ней принял участие заместитель Министра иностранных дел С.А.Рябков, с американской – спецпосланник Президента США по контролю над вооружениями М.Биллингсли.

Было продолжено обсуждение ситуации и перспектив двустороннего взаимодействия в сфере контроля над вооружениями. Российские представители довели до американских коллег наше видение нового «стратегического уравнения», которое учитывало бы наиболее значимые аспекты обеспечения национальной безопасности и стратегической стабильности. На время выработки такого «уравнения» мы вновь призвали США продлить Договор о СНВ без каких-либо предусловий. Полагаем, что здесь следовало бы ориентироваться на максимальный срок, т.е. на 5 лет.

Считаем, что изложенные российской стороной в Хельсинки подходы являются сбалансированной основой для дальнейшей работы. Исходим из того, что наши предложения будут рассмотрены американской стороной в конструктивном ключе и на них будет дан положительный ответ.

При этом говорить уже сейчас о существенном продвижении к осязаемому результату было бы преждевременно. Предстоит еще очень многое сделать для сближения позиций и поиска возможных точек соприкосновения. Мы к такой работе готовы. При этом хотела бы сказать, что возможно американские партнеры под «существенным прогрессом» понимают вообще наличие диалога. Если смотреть с этой точки зрения, то возможно.

Вопрос: На днях в Сейм Латвии президентом Э.Левитсом внесен законопроект «О латышских исторических землях», в котором обращает на себя внимание пассаж о «сохранении культурно-исторического наследия и исторической памяти бывшего Абренского уезда», то есть части Пыталовского района Псковской области Российской Федерации. Хотелось бы услышать комментарий МИД по этому поводу.

Ответ: Президент Латвии, действительно, вышел в Сейм с такой инициативой. При этом в пункте 25 аннотации к этому законопроекту со ссылкой на утративший силу российско-латвийский Мирный договор 1920 г. заявляется о «юридической принадлежности латвийскому государству» данной территории и ее «незаконной утрате» в ходе «оккупации».

Наша позиция хорошо известна: все пограничные вопросы окончательно и бесповоротно урегулированы Договором между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о российско-латвийской государственной границе, вступившим в силу 18 декабря 2007 г.

Напомним, что подписанию указанного документа предшествовало принятие правительством Латвии т.н. «разъяснительной декларации», содержавшей ссылку как раз на Мирный договор 1920 г., что было расценено как фактическое обозначение территориальных претензий к России в отношении упомянутых российских территорий. Отзыв этой декларации Ригой был обязательным условием с нашей стороны для подписания договора о         госгранице.

Поэтому попытка в законодательной инициативе латвийского президента подвергнуть сомнению существующие правовые реалии видится странной и, по сути, провокационной.        

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать идею о возможном обращении Армении в ОДКБ за помощью в разрешении конфликта в Нагорном Карабахе?

Ответ: Исчерпывающие комментарии на этот счет были даны российским руководством.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации