Официальные новости

О готовности системы образования к началу нового учебного года

Селекторное совещание.

174

Из стенограммы:

Д.Медведев: Уважаемые коллеги!

Прежде чем мы начнём совещание о готовности к новому учебному году, хочу сказать следующее: только что Президент нашей страны выступил с обращением по поводу предстоящих изменений пенсионной системы. Эта тема на протяжении последних месяцев находилась в центре общественного внимания, вопрос прорабатывался на всех уровнях. Законопроект, который касается изменений пенсионной системы, прошёл первое чтение в Государственной Думе. Кроме того, в парламенте прошли общественные слушания. Также депутаты провели серию встреч с людьми в регионах, чтобы не только разъяснить предстоящие перемены, но и собрать предложения на местах. Состоялись дискуссии, порой весьма жёсткие, но такой диалог был необходим, о чём только что сказал Президент Владимир Владимирович Путин. Очень важно, что взвешенный характер преобразований был достигнут совместными усилиями власти и общества.

Правительство, естественно, как автор законопроекта самым внимательным образом следило за ходом обсуждения и принимало максимальное участие в этой непростой и очень важной работе. Президент провёл несколько совещаний с членами Правительства по вопросу изменений пенсионной системы, где обсуждались определённые подходы – как результат диалога законодателей с экспертами и обществом. И сделал только что свои предложения. Теперь предстоит воплотить их в жизнь.

Это серьёзная работа, которая требует от Правительства особой ответственности. Прошу всех, кого это касается, – Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), прежде всего Вас, – взяться за реализацию этих изменений и в максимально короткие сроки представить инициативы по изменению пенсионной системы, которые только что были сформулированы. Я имею в виду равное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин на пять лет, досрочный выход на пенсию для многодетных женщин, плавное повышение пенсионного возраста для тех, кто первым столкнётся с его ростом, – по полугодию, дополнительные гарантии для людей предпенсионного возраста, включая административные гарантии, учёт условий жизни и труда людей различных профессий, снижение на три года стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию, стимулы для бизнеса по трудоустройству людей предпенсионного возраста и целый ряд других очень важных предложений, которые только что были сформулированы Президентом. Ещё раз подчёркиваю, они должны быть реализованы в кратчайшие сроки.

Теперь перейдём к теме нашего совещания. Через несколько дней 1 сентября. Хочу поздравить всех школьников, студентов, их родителей и преподавателей с новым учебным годом. Обсудим готовность зданий, где будут учиться дети, оборудование классов, какие приняты меры для обеспечения безопасности в образовательных организациях, насколько там выполняются санитарные нормы. Затронем такие вопросы, как содержание учебного процесса, зарплата учителей и других педагогических работников. Обсудим, какие проблемы ещё остаются. Их в общем и целом в системе образования достаточно. Сегодня в зале – представители министерств, профильных ведомств, некоторые губернаторы, на связи – главы регионов.

Темой образования теперь занимаются два министерства. Прошу региональные власти активно с ними работать, в том числе и по национальному проекту «Образование», которым мы занимаемся в рамках майского указа. Главная цель – за шесть лет войти по качеству общего образования в мировую десятку стран-лидеров. Создать единое пространство для непрерывного образования и развития всех жителей нашей страны – от дошкольника до человека старшего возраста.

Сначала про школы.

В этом году в нашей стране будут учиться более 15 миллионов школьников. В большинстве своём школы к новому учебному году готовы – отремонтированы и переоборудованы. Я встречался с рядом губернаторов в последнее время, они это подтверждают. Где-то закупили новую мебель, улучшили освещение в классах, обновили спортивные залы, привели в нормальное состояние пищеблоки. Везде (к сожалению, кроме двух регионов) есть необходимые бесплатные учебники. Надо сделать так, чтобы во всех регионах эти учебники были.

Там, где нужно, детей на занятия продолжат возить на специальных автобусах. Мы достаточно долго занимались этой проблемой и продолжаем это делать. Только в прошлом году при поддержке центра в регионах появилось свыше 1500 (точнее, 1559) новых школьных автобусов. Всего их сейчас 27 тыс. Надо следить, чтобы этот парк постоянно обновлялся.

В ряде регионов есть школы, которые находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта. Мы продолжим этим заниматься. В предыдущие годы при поддержке центра такого рода капитальный ремонт в регионах происходил. Безусловно, ежегодно количество таких школ снижается. Но по-прежнему есть школы, где нет водопровода, центрального отопления, канализации, тёплых санузлов. Регионы эти одни и те же. Я каждый год акцентирую внимание губернаторов на этом. Знаю, что определённая работа ведётся, но темпы недостаточные. Сегодня хочу услышать подробные объяснения, почему так происходит. Поручение на эту тему мною было дано. Хочу, чтобы каждый губернатор об этом отчитался.

Два года назад мы начали проект по ремонту действующих и строительству новых школ. Это серьёзная, большая работа, причём должны быть сделаны школы нового типа. От того, как обустроено здание, какие там условия, в определённом смысле зависит желание детей приходить в школу и учиться, а родителей – отправлять детей в школу. Там должно быть не только нормально оборудованные классы, библиотеки, спортзалы, столовые, но и современная техника, оборудование и, конечно, доступ в интернет. Возможность получать дополнительное образование.

В сентябре двери откроют 67 новых школ. Это хорошая цифра. До конца года начнут работу ещё 119. Появится около 100 тыс. дополнительных мест в школах. Но темпы сбавлять здесь нельзя.

Теперь о детских садах.

Мы практически ликвидировали очереди в дошкольные учреждения для детей от трёх до семи лет. Считаю, что это большое достижение. За последние годы создано примерно 1,5 млн дополнительных мест. Ситуация в разы лучше, чем пять лет назад, когда устроить ребёнка в детский сад было действительно нелегко, а иногда невозможно. Но начатую работу всё равно нужно довести до конца. И сделать так, чтобы детские сады смогли принимать всех, кому это необходимо, а в самих учреждениях были соответствующие условия – и с точки зрения комфорта, и с точки зрения санитарных норм и безопасности.

Кроме того, мы сегодня серьёзно занялись очередями в ясли, ясельные группы. Полностью решить проблему нужно к 2021 году. С 2018 года центр софинансирует региональные программы по созданию дополнительных мест в детских садах для детей до трёх лет. В феврале из федерального бюджета мы выделили 49 млрд рублей – по 24,5 млрд на этот и следующий годы. Обсудим, каковы успехи, какие сложности и что нужно делать дальше с финансированием.

И наконец, высшая школа.

Нам важно, чтобы за каждым вузовским дипломом были реальные знания. И высшие учебные заведения выпускали готовых к работе, квалифицированных специалистов.

За последние шесть лет мы существенно обновили сеть высших учебных заведений. Неэффективные институты и университеты – около четверти от всего числа – были реорганизованы или закрыты, и это никак не сказалось на доступности высшего образования. Контрольные цифры приёма на программы высшего образования мы держим на высоком уровне. На этот учебный год у нас предусмотрено около 300 тыс. бюджетных мест.

Благодаря государственной поддержке российские вузы становятся более конкурентоспособными. С 2013 года мы уже направили на это свыше 60 млрд рублей бюджетных средств. Из них почти 10 млрд – на этот год.

Уже 11 университетов у нас входят в топ-100 мировых институтов по национальным, предметным и отраслевым рейтингам. Но на этом останавливаться нельзя. Президент в майском указе обозначил новые задачи по развитию высшего образования. Об этом мы сегодня тоже поговорим.

Давайте перейдём к обсуждению основных тем.

Продолжение следует…

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации