- Likes
- Friends
Были рассмотрены вопросы совершенствования контроля экспорта необработанных и первично обработанных лесоматериалов и порядка определения их таможенной стоимости, введения требований об оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники системой ГЛОНАСС, а также проанализированы промежуточные результаты проверки законности заключения и исполнения договоров аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины.
Основной
проблемой учёта экспорта необработанных и первично обработанных лесоматериалов
является разница в таможенных пошлинах на разные товарные позиции
лесоматериалов. К примеру, необработанная или грубо обработанная древесина,
которая практически не отличается от кругляка,
не облагается таможенной пошлиной, что влечёт злоумышленное «перетекание» лесоматериалов
из одной позиции в другую. Соответственно, использование продольного распила лесоматериалов в
качестве одного из инструментов ухода от уплаты таможенных пошлин уменьшает объём
экспорта лесоматериалов товарной позиции 4403 ТН ВЭД ЕАЭС и увеличивает
объём лесоматериалов товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС. В
структуре товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС на лесоматериалы,
обработанные шлифованием, строганием (товары с более высокой степенью
переработки),
приходится порядка 8%, а 92% – на прочую древесину, полученную распиловкой.
«Действующая
модель регулирования очевидно несовершенна и мотивирует недобросовестных
предпринимателей объединяться в преступные сообщества с целью получения
сверхдоходов. Такая преступная деятельность должна быть пресечена, а система
администрирования упорядочена», – отметил в своём выступлении Алексей Гордеев.
Одним из
возможных решений этой проблемы, по мнению ФТС, может стать временное
количественное ограничение (квотирование) на вывоз лесоматериалов, классифицируемых
в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, и выравнивание таможенных
пошлин в отношении товаров, классифицируемых в товарных позициях 4403 и 4407 ТН ВЭД ЕАЭС.
В связи с этим вице-премьер
дал поручение профильным ведомствам дополнительно проработать вопрос введения
экспортных таможенных пошлин в отношении лесоматериалов позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС
с низкой добавленной стоимостью (не обработанных строганием, шлифованием) и представить
конкретные предложения для рассмотрения на совещании в Правительстве.
Отдельной
темой обсуждения стали результаты проверки законности заключения
договоров аренды лесных участков, предоставленных для заготовки древесины. По
информации Рослесхоза, к началу октября агентство провело проверку части договоров
аренды лесных участков крупнейшими лесозаготовителями с объёмом расчётной
лесосеки от 100 тыс. куб. м, которые не ведут переработку
древесины. Проверки прошли в 53 субъектах Российской Федерации, в отношении
более чем тысячи договоров выявлены нарушения. Всего проанализировано более
1800 договоров аренды лесных участков, заключённых с 835 лесопользователями. В
ходе проверок выявлено около 2 тыс. нарушений.
В
большинстве случаев к нарушителям применены меры административного взыскания –
предостережения, неустойки, штрафы. Часть договоров требует расторжения или
признания недействительными. На сегодняшний день по итогам судебных
разбирательств расторгнуто порядка 30 договоров аренды лесных участков с расчётной
лесосекой более 1,8 млн куб. м. По итогам всех проверок в правоохранительные
органы направлена соответствующая информация для принятия мер реагирования.
Всего
на территории России заготовку древесины осуществляют порядка 5 тысяч
арендаторов на основании около 8 тыс. договоров с объёмом расчётной лесосеки
более 250 млн куб. м. Учитывая продолжительность судебных и
проверочных процедур, по итогам заседания рабочей группы было принято решение
продлить срок проверки договоров аренды лесных участков на 2020 год.
«Цель таких
проверок заключается не только в том, чтобы выявить и пресечь нарушения, но и в
том, чтобы сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового
регулирования лесной отрасли и сделать так, чтобы по ходу проверок уже шли
изменения», – подчеркнул Алексей Гордеев.
По итогам
обсуждения Рослесхозу было поручено провести системный анализ выявленных
нарушений и подготовить предложения по совершенствованию отношений в сфере
лесопользования.
Кроме того,
вице-премьер отметил важность взаимодействия и синхронизации планов рабочей
группы по борьбе с незаконной заготовкой и оборотом древесины при Правительстве
и рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства Совета Федерации,
в том числе с целью внесения верхней палатой парламента законодательных
инициатив.
В отношении введения
требований об оснащении лесозаготовительной и лесовозной техники системой ГЛОНАСС было предложено ускорить
рассмотрение вопроса о принятии соответствующего ГОСТа и внесении изменений в технический
регламент Таможенного союза.
Основные
направления деятельности рабочей группы будут отражены в актуализированном плане мероприятий по решению
проблем в сфере борьбы с незаконной заготовкой и оборотом древесины. Минприроды России с
участием заинтересованных ведомств дано поручение подготовить предложения по актуализации
плана мероприятий для его утверждения на очередном заседании рабочей группы до
конца года.
В
совещании приняли участие представители ключевых профильных министерств и
ведомств.
Эта публикация на сайте Правительства