Официальные новости

Заседание наблюдательного совета АСИ

45

В.Путин: Коллеги, добрый день.

Мы сегодня проводим с вами очередное заседание наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив. Но прежде всего хотел бы ещё раз поблагодарить вас за совместную работу, за ваши усилия, направленные на продвижение значимых проектов, которые приносят практические результаты, способствуют созданию отечественных технологий, развитию передовых форматов образования и подготовки кадров, распространению лучшего опыта в создании условий для бизнеса, современной среды для жизни в городах и вообще в населённых пунктах.

Мы с вами создали эту структуру 9 лет назад фактически. За 9 лет работы вы значительно расширили свои компетенции и потенциал, что – особо отмечу – позволило вам в непростой для нашей страны период борьбы с эпидемией буквально с колёс и в короткие сроки запустить достаточно востребованные обществом, гражданами нужные нам сегодня инициативы, оказать заметную, весомую поддержку семьям, в том числе в организации обучения детей, мы уже несколько раз об этом говорили, в современном формате и сегодня это было крайне важно, удалось помочь людям пожилого возраста. Повторю: многое у вас получается.

Много раз уже говорил на эту тему, хочу ещё раз подчеркнуть: 9 лет назад это было правильным решением – создать такую структуру, как АСИ. И прежде всего потому, что вы всегда на первое место ставите запросы людей, граждан, снимаете преграды для содержательных идей, для деловых, социальных инициатив. Всегда открыты для сотрудничества и совместной работы. Закономерно, что число ваших партнёров – причём по всей стране, география самая широкая, – постоянно растёт. Это некоммерческие и общественные организации, вузы, колледжи, школы, малый и средний бизнес, технологические предприниматели и, что важно, управленческие команды в муниципалитетах, в регионах, в федеральных министерствах и ведомствах.

Уже, кстати говоря, на разных уровнях власти работает всё больше профессионалов, которые участвовали в деятельности Агентства. Уже есть и члены Правительства на уровне замминистров, и губернаторы, которые отработали в АСИ несколько лет. Они, безусловно, являются вашими единомышленниками, которые сегодня готовы на практике внедрять ваши предложения и инициативы. Словом, команда АСИ укрепляется, становится более профессиональной и сплочённой. Рассчитываю, что вы и дальше будете так же эффективно, солидарно действовать по ключевым направлениям национальной повестки. В этой связи хотел бы услышать о ваших перспективных планах, о новых проектах. Мы всегда это обсуждаем на подобных сегодняшнему мероприятиях. И при этом предлагаю отдельно остановиться на вопросах формирования благоприятной деловой среды. Вы этим занимаетесь практически все девять лет.

По вашей инициативе ежегодно составляется Национальный рейтинг инвестиционного климата в субъектах Федерации. Он, действительно, позволяет на основе мнения самих предпринимателей оценить усилия регионов по улучшению условий ведения бизнеса.

Просил бы рассказать, какие регионы продемонстрировали высокие результаты, хорошую динамику, и отдельно обозначить, какие системные барьеры сдерживают до сих пор работу предпринимателей.

Давайте начнём работу. Слово генеральному директору АСИ Светлане Витальевне Чупшевой.

Пожалуйста, Светлана Витальевна.

С.Чупшева: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые члены наблюдательного совета!

Мы рады приветствовать вас из московской «точки кипения» Агентства стратегических инициатив. Вместе с нами присутствуют лидеры проектов, которые поддерживают Агентство, и которые тоже расскажут несколько слов о своих изобретениях.

Я несколько слов хотела бы сказать о результатах деятельности за 2019 год, материалы все представлены членам наблюдательного совета. Мы как всегда строим свою работу вокруг четырех ключевых направлений, о которых Вы тоже, Владимир Владимирович, сказали. Это поддержка предпринимательства, это социальные и образовательные проекты, подготовка кадров, развитие регионов и городов.

По итогам 2019 года мы выполнили все свои ключевые показатели эффективности деятельности, которые нам утвердил наблюдательный совет, чуть-чуть не добрали по охвату целевых сообществ, до миллиона не хватило – 870 тысяч работали в нашей системе Leader-ID. Но в этом году ставим более амбициозные планы. Они абсолютно реализуемые, потому что Агентство в рамках новой стратегии перешло в формат работы сетевой организации.

Мы рады, что мы сегодня работаем очень плотно по всем разным направлениям, по проектам со всеми членами наблюдательного совета, с нашей широкой экспертной сетью и на федеральном уровне, и на уровне субъектов Российской Федерации.

И конечно, мы кратно в этом году увеличиваем формат поддержки работы с лидерскими проектами. Это стало возможным благодаря, в том числе, запуску платформы по обмену лучшими практиками, проектами, по обмену опытом между регионами, между городами, между странами. Это платформа «Смартека». Владимир Владимирович, если помните, мы показывали Вам в прошлом году в сентябре на выставке прототип этой системы. Сегодня там представлено уже больше 200 управленческих решений, доказавших свою эффективность. У нас регионы активно внедряют эти практики в сфере здоровья, здравоохранения, качества жизни, поддержки малого бизнеса, вопросов демографии, экспорта, привлечения инвестиций. Только сегодня у нас на платформе оставлено 140 новых заявок от регионов, от городов, которые готовы сегодня тиражировать эти практики.

Среди самых популярных я бы привела несколько решений. Практика Московской области предусматривает освоение востребованной профессии школьниками одновременно с получением общего образования, а это значит, вместе с аттестатом они уже получают готовую, востребованную профессию. Это и оператор станков с программным управлением, аэродромный рабочий, кондитер, лаборант химического анализа и многие другие.

Чрезвычайно востребована практика Москвы – «Портал Поставщиков». Сергей Семенович тоже о ней уже говорил, но она остается хитом на платформе «Смартека», у нас очень много заявок от субъектов Российской Федерации на подключение к этой платформе. Очень хорошо, что действительно быстро к ней можно подключиться, и малый бизнес имеет возможность доступа к закупкам, которые транслирует Москва и московские учреждения.

Практика Белгородской области по развитию сельхозкооперации, которая реализована с Корпорацией МСП. Здесь тоже многие регионы берут ее сегодня на вооружение, потому что ее результатом становится увеличение численности занятых в малом бизнесе, выручки предприятий, которые работают в области АПК.

Очень важно, что все практики на платформе описаны в формате «дорожных карт», приложена и вся необходимая документация: финансовая отчетность, ресурсы, сроки, которые необходимы для внедрения того или иного решения. Конечно, регион, который становится донором этой практики – уже тоже сложившаяся практика, – становится наставником для региона, который ее тиражирует, и команды помогают и обмениваются опытом.

Такой подход оказался особенно востребованным в период пандемии, когда мы вместе с экспертами выложили туда 125 лучших международных и российских антикризисных практик для регионов, и регионам в этот период такого «идеального шторма», турбулентности, действительно, можно было воспользоваться уже готовыми эффективными решениями: как организовать оказание дистанционных услуг для социально незащищенных граждан, как организовать образование в дистанционном формате и многие другие [решения].

Вместе с ведущими образовательными платформами и при поддержке Министерства просвещения мы создали первый независимый навигатор дополнительного образования, который стал единым окном доступа к уникальным авторским образовательным проектам и программам для детей, учителей и родителей. Более 30 партнеров – такие как «Учи.ру», «Skyeng», «Яндекс.Школа», цифровая образовательная платформа Сбербанка – выложили свои курсы, все свои образовательные программы на платформу edu.asi.ru. Здесь и школьные предметы, и кружки, и занятия для дошкольников. Сегодня каждый второй школьник и каждый третий учитель воспользовались этим контентом. Конечно, это стало наиболее востребовано в формате, когда мы оказались вынужденно в самоизоляции.

Чтобы каждый ребенок в России мог продолжить свое обучение дистанционно, Агентство также совместно с Министерством просвещения и «Единой Россией» организовало федеральную акцию «Помоги учиться дома». Далеко не все школьники имели доступ в Интернет, планшеты, компьютеры, – возможности, чтобы организовать качественно свое школьное образование из дома. Нам на сегодня удалось обеспечить семьи, больше полумиллиона техники [передали], и мы все вместе решили продолжить эту акцию до сентября. Мы хотели бы, конечно, как можно больше детей, которые нуждаются сегодня в этом, обеспечить необходимыми средствами для обучения. И пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех принявших участие в этой акции: граждан, партнеров, бизнес, которые помогли нам в этом.

О различных проблемах в период самоизоляции мы узнавали напрямую от людей, от родителей. Для этого у Агентства есть онлайн-ресурс по сбору жизненных ситуаций, в которых оказываются семьи с детьми. Владимир Владимирович, Вы давали такое поручение нам вместе с Андреем Никитиным – губернатором Новгородской области, руководителем рабочей группы Госсовета по демографии, такую работу начать еще до пандемии, чтобы посмотреть, с какими проблемами сталкивается семья при воспитании ребенка на протяжении срока, наверное, пока ребенок не достигнет 18 лет. И полученный опыт помог нам решать проблемы семей, которые также оказались в период пандемии в самоизоляции. Мы помогали и навигировали людей, которые обращались к нам с проблемами получения маткапитала и оформления пособий, потому что не успели получить оригиналы свидетельства о рождении, а МФЦ были закрыты.

Также помогали вместе с регионами, с ведомствами людям, которые потеряли работу и тоже не смогли очно пойти и встать на учёт, а соответственно, не смогли дистанционно получить пособия.

Такие системные проблемы помогли выработать федеральным ведомствам, регионам алгоритмы адресной помощи конкретному, каждому человеку, который с ними обратился.

В наших планах описать и систематизировать проблемы и барьеры, с которыми сталкиваются люди, семья, и под каждую ситуацию предложить набор системных решений, в том числе в виде наших проектов и лучших региональных практик, которые уже доказали свою эффективность, таких как оказание первичной медицинской помощи, организация активного долговременного ухода.

Москва сегодня выстраивает всю свою социальную политику вокруг человека, как и другие регионы. И нам, конечно, хотелось бы, чтобы мы все вместе – негосударственный сектор, НКО, люди, заинтересованные организации, ведомства – выстраивали эту систему вокруг человека, вокруг его потребностей. Это то, о чём Вы, Владимир Владимирович, нам всегда говорите. Самое важное – это качество жизни для каждого гражданина в нашей стране.

Мы можем привести пример Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы, где такой же подход мы строили вокруг улучшения условий для ведения бизнеса в нашей стране. Тогда шли от конкретной проблемы предпринимателя, технологического предпринимателя, при реализации его проекта, при реализации его инвестиций – с какими барьерами, с какими сложностями он встречается на своём пути. И вместе также с федеральными ведомствами, с Правительством уже предлагали системные решения, которые позволили нам серьёзно улучшить и государственные услуги, и систему мер поддержки.

По такому же принципу хотели бы организовать работу вместе с Правительством, с регионами, с негосударственным сектором в социальной сфере. Это оказание услуг здравоохранения, образования и, конечно, социальной помощи.

Традиционно в фокусе внимания АСИ – образование и подготовка кадров. Но сегодня отдельное внимание хочу заострить на теме возможностей для молодёжи. Проекты Агентства, [такие] как «Билет в будущее», кванториумы, «Кадры будущего для регионов», помогают молодым людям познакомиться с разными профессиями, проектной деятельностью, получить новые навыки, компетенции, найти наставника и единомышленников. Ребята придумывают и реализовывают в регионах, в городах проекты, которые действительно собирают команды, которые помогают им уже довести до итогового результата их наставники. Огромный запрос, когда программа заканчивается – она у нас рассчитана на год, – школьники, студенты обращаются к нам: «Не бросайте нас с проектами! Помогите, пожалуйста, нам дальше развивать, найти какие-то меры поддержки». Ребята хотят остаться в «экосистеме», и, конечно, мы очень рады росту такого молодёжного сообщества в Агентстве.

Мы даже специально создали Молодёжный центр в АСИ, где работают ребята 16, 18, 20 лет – студенты, школьники, которые сегодня вместе с нами проектируют инструменты, меры поддержки для молодёжи, для молодёжных инициатив, молодёжного предпринимательства.

Уже осенью готовы будем Вам показать платформу – навигатор для таких молодёжных проектов. Вместе с Алексеем Репиком проектируем сегодня фонд по поддержке таких молодёжных технологических проектов и по поддержке молодёжного предпринимательства.

Запустили сейчас отбор общественных представителей среди молодёжи. Ребята готовы в своих регионах, в своих городах заниматься повесткой развития, социальными проектами, проектами туризма – сами придумывают маршруты, сами их потом реализуют.

По первой части, Владимир Владимирович, наверное, кратко всё. Прошу членов наблюдательного совета, прошу Вас поддержать наши новые предложения и организацию такой работы с регионами.

В.Путин: Хорошо. А по рейтингам?

С.Чупшева: Да, я готова перейти ко второму вопросу и представить результаты национального рейтинга.

В.Путин: Пожалуйста, давайте.

С.Чупшева: Традиционно ежегодно мы проводим опрос предпринимателей по всей стране и задаём вопросы, как, удобно ли вести им бизнес в том регионе, где они находятся, какие меры поддержки предприниматель может получить в этом регионе, какая инфраструктура доступна для бизнеса в этом субъекте, какие сроки, процедуры и затраты необходимы для получения государственных услуг, разрешительных документов, доступность кадров в регионе, контрольно-надзорная деятельность.

В этом году мы также провели опрос, и в нём тоже традиционно участвуют уже около полумиллиона предпринимателей по всей стране, готовы представить результаты. У нас есть изменения в первой десятке, в тройке лидеров. Назову первых. На первом месте в рейтинге, по мнению предпринимателей, оказалась Москва. Лидер рейтинга побил свой рекорд прошлого года. В прошлом году Москва также была на первом месте. Мы думали, что лидерам некуда дальше расти, что они действительно уже имеют самые короткие сроки, все услуги предоставляются в электронном виде, предприниматели получают все необходимые меры поддержки, и самое главное, что они доступны и востребованы. Но здесь Москва показала кратно лучше результат, чем в прошлом году, и это, конечно, очень радует.

Второе место – Республика Татарстан. В прошлом году также республика была на втором месте, поэтому в этом году получила такой же хороший результат и вошла в тройку лидеров.

Третья позиция – Тульская область. В прошлом году была на шестом месте, в этом году поднялась на три позиции. Имеем очень хорошую обратную связь от инвесторов, от предпринимателей, которые пришли в регион и реализуют как большие, крупные инфраструктурные проекты, так и проекты малого, среднего бизнеса.

Четвёртое место – Санкт-Петербург, был на пятой позиции.

Пятое – Московская область, была на седьмом месте.

Шестое – Краснодарский край, был на тринадцатом месте.

Седьмое – Белгородская область, была на восьмом месте.

Восьмое – Калужская область.

Девятое – Республика Башкортостан, впервые вошла в первую десятку.

И десятое – Ярославская область, также впервые вошла в первую десятку рейтинга по оценке предпринимателей.

Хочу отметить также регионы, которые стали лидерами роста. Нас очень приятно удивил Забайкальский край, который на протяжении пяти лет всегда, по оценке предпринимателей, занимал самые последние строчки рейтинга. Сегодня с 84-го места регион занял 54-ю позицию и действительно показал очень хорошие результаты в организации взаимодействия с предпринимательством, доступности прямого диалога и мер поддержки, работы институтов по поддержке бизнеса, а также по инфраструктуре.

Республика Калмыкия также показала очень хорошую динамику в этом году.

Нижегородская область – с 57-й на 18-ю позицию, попала в двадцатку.

Севастополь, Республика Крым – конечно, в первые годы коллеги отстраивали и регуляторику, и систему мер поддержки – сегодня уже тоже уверенно идут вперёд и занимают хорошие, уверенные позиции со стороны поддержки предпринимателей.

Регионам Дальневосточного федерального округа Вы, Владимир Владимирович, поставили задачу войти в тридцатку. Сегодня Республика Саха в топ-20, Амурская область, Камчатский край и Сахалинская область – в числе первых 30, а Республика Бурятия и Приморский край вплотную приблизились к этому показателю. Успех Дальнего Востока объясняется простыми управленческими решениями. Региональные команды вместе с предпринимателями выделили «болевые точки» и разработали планы их быстрого устранения, назвали их «планами быстрых побед» с указанием сроков и ответственных. И действительно сработало: сегодня уже многие регионы субъектов Российской Федерации берут такой формат работы на вооружение и вместе с предпринимателями такие ежегодные планы формируют.

В этом году половина регионов улучшили свой интегральный индекс по сравнению с прошлым годом, при этом 31 из них демонстрируют устойчивый рост второй год подряд. Национальный рейтинг позволил снять многие острые вопросы, например, в 2014 и 2015 годах предприниматели отмечали, что время получения разрешения на строительство доходило примерно до 1500–2000 дней, а подключение к электросетям – примерно до 1200 дней, это на типовые модельные объекты, то есть сопоставимые объекты в разных регионах. Сегодня максимальное значение получения разрешений на строительство не превышает 270 дней – это самый, скажем так, длинный показатель среди всех субъектов Российской Федерации, а подключение к электросетям – 200 дней, это тоже самые длительные, максимальные сроки, которые мы видим в регионах, по оценке предпринимателей.

Стали лучше работать сервисы для бизнеса, выстроены каналы прямой связи с инвесторами.

Проблемным остаётся вопрос с контрольными органами. Мы ежегодно, Владимир Владимирович, эту тему подсвечиваем, этот год, к сожалению, тоже не стал исключением. У нас каждый третий предприниматель в стране жалуется на избыточное административное давление. Как одно из решений, в прошлом году по Вашему поручению мы предложили создать платформу «За бизнес», куда были бы подключены все правоохранительные органы и на все жалобы предпринимателей отвечали бы центральные аппараты правоохранительных органов, такие как МВД, ФСБ, Следственный комитет и Прокуратура Российской Федерации.

Сегодня на платформе зарегистрировано почти две тысячи предпринимателей, поступило больше тысячи обращений. В основном это вопросы, связанные с нарушением при возбуждении уголовного дела, фальсификацией доказательств по делу, необоснованное проведение оперативно-разыскных мероприятий или следственных действий. Все обращения предпринимателей, ещё раз повторюсь, рассматривают центральные аппараты правоохранительных органов. По восьми процентам обращений мы уже видим и фиксируем, что центральные аппараты подтвердили обоснованность жалоб предпринимателей на действия территориальных правоохранительных органов. Дела решаются в пользу бизнеса. Я считаю, что это очень хорошая, положительная тенденция. Думаю, что когда территориальные подразделения на местах будут видеть такой контроль со стороны руководителей центральных аппаратов, то, может быть, и злоупотреблений будет намного меньше.

Очень важно, что сотрудники платформы также помогают предпринимателю в случае несогласия с позицией других правоохранительных органов направить заявку в Генеральную прокуратуру, которая уже принимает своё взвешенное и объективное решение и поддерживает ту или иную сторону в соответствии с доказательной базой.

Конечно, мы сейчас смотрим, с какими текущими проблемами сталкивается бизнес после вынужденной самоизоляции и вынужденного закрытия многих организаций, предприятий. Если, например, ещё весной, в начале года, у нас из опрошенных предпринимателей порядка 70 процентов планировали инвестиции в 2021 году, то сейчас, конечно, многие скорректировали свои планы либо их заморозили, потому что на текущую повестку становится вопрос восстановления бизнеса, восстановления спроса, восстановления производственных цепочек.

Субъекты Российской Федерации, конечно, в своих мерах поддержки, которые у них традиционно работают, сделали ещё вместе с федеральным Правительством дополнительные пакеты мер поддержки. Они, конечно, сработали. Это меры, связанные с освобождением либо отсрочками по уплате региональных налогов, по уплате аренды, докапитализации гарантийных фондов.

Многие регионы, что тоже отметил бизнес, обеспечили мерами поддержки предпринимателей, которые не попали под федеральные меры поддержки, не попали под критерии пострадавших. Очень хорошо, что многие регионы пошли здесь навстречу бизнесу и действительно адресно, точечно старались помочь всем, кто за этой помощью обращается.

Конечно, не все эту помощь получили, мы все прекрасно понимаем. Сегодня очень важно вместе с регионами настроить такую систему, которая позволила бы бизнесу быстро восстановиться, максимально быстро вернуться к тем планам по инвестициям, которые планировали предприниматели.

Я сейчас говорила о контрольно-надзорной области, и бизнес оценивал действия органов за прошлый год. Сейчас наши опросы показывают: в связи с решением Правительства и на уровне регионов был включён мораторий на проверки. Действительно, эта проблема, мы видим, ушла, предприниматели почувствовали, что к ним сегодня не приходят проверяющие органы. И конечно, нужно посмотреть такие решения, которые можно было бы перенести уже в постоянно действующую реальность, когда бизнес будет меньше тратить времени на отчётность, на разговоры с проверяющими органами, а будет заниматься непосредственно своей производственной деятельностью.

Мы, конечно, готовы вместе с регионами сегодня, с предпринимателями искать новые и лучшие практики, новые решения, которые позволили бы предпринимателям расти, выходить на экспорт и получать необходимую поддержку со стороны региональных и муниципальных органов власти.

За три месяца такой турбулентности, с которой столкнулись все, мы получили от наших лидеров проектов, от наших экспертов просто колоссальную базу знаний и предложений в повестку развития нашей страны и восстановления экономики. Очень многие приходили к нам не с просьбой о помощи, а с предложением помощи: «Чем я могу помочь? Чем мой проект может помочь сегодня людям, либо предпринимателям, либо регионам?» У нас, действительно, многие такие проекты – сегодня ребята о них расскажут – были востребованы и в такой кризисный период пандемии, и сейчас.

Мы очень хотим, чтобы эти идеи не остались нереализованными, Владимир Владимирович, и решили провести в сентябре форум «Сильные идеи для нового времени», где сильные люди, предприниматели, деятельные люди придут с идеями, с проектами, с успешными практиками, которые сами возьмут за них ответственность и готовы будут вместе с нами, вместе с бизнесом, вместе с региональными органами власти их реализовывать.

Мы готовы взять самые лучшие идеи, предложения и представить их уже в новой стратегии Агентства стратегических инициатив. И конечно, будем всячески поддерживать такие прорывные проекты, проекты развития, которые позволят нам максимально быстро справиться с этой ситуацией и выйти на траекторию успешного и, действительно, постоянного роста нашей экономики.

Приглашаем Вас, Владимир Владимирович, если поддержите, принять участие в нашем форуме и выслушать самые интересные предложения лидеров проектов. В повестке – новая экономика, новое здравоохранение, новая социальная политика, новая молодёжная политика и новые идеи для бизнеса.

Спасибо большое.

В.Путин: Спасибо, Светлана Витальевна. Я в завершение потом выскажусь по тем предложениям, которые Вы сделали, и по результатам, которых Вы добились.

Давайте перейдём к обсуждению заявленным тем. Вы уже сказали, что второй год подряд Москва у нас занимает первое место по бизнес-климату. Многие регионы тоже продвинулись существенно, но всё-таки начнём со столицы.

Пожалуйста, Сергей Семёнович.

С.Собянин: Уважаемый, Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Спасибо за высокую оценку деятельности по развитию инвестиционного климата в Москве. Владимир Владимирович, спасибо Вам за постоянное внимание к этой теме: это настраивает и бизнес, и региональные, и федеральные власти на работу в этом направлении.

Должен сказать, что, несмотря на значительную турбулентность, которую мы наблюдали в последние годы, в Москве за девять последних лет объем ежегодных инвестиций в основной капитал увеличился в сопоставимых цифрах в 2,3 раза и приблизился к 3 триллионам рублей в год. Это огромная сумма и очень высокая динамика. Благодаря чему удалось этого достигнуть? Конечно, ни одна из мер не может дать такой результат. Это комплекс мер по развитию города в целом: это и сам облик города, комфортная среда, развитие этой среды, это крупные инфраструктурные проекты – такие как строительство метрополитена, Московского центрального кольца, Московских центральных диаметров, пригородного сообщения, крупных дорожных проектов, развитие инженерной инфраструктуры, которая обеспечивает ввод капитальных объектов. Это, конечно, и административная процедура, о чем сегодня говорила Светлана Витальевна. Действительно, удалось многие процедуры заметно упростить и ускорить. Например, то же подключение к инженерным сетям. Были названы цифры – до 200 дней. У нас было 150 дней, сегодня – 25 дней. То есть в шесть раз уменьшились сроки подключения. Во многом эти процессы автоматизированы и заявителям не нужно бегать с бумажками, заявлениями и так далее, получая через портал те или иные услуги, даже такие сложные, как услуги в области строительства, разработки проектной документации, разрешения на строительство, оформления земельных участков по торгам и так далее.

Как уже было сказано, достаточно активную роль играет в этом и конкурентное размещение государственного заказа. В свое время, Владимир Владимирович, Вы давали поручение: порталом поставщиков, созданным в Москве, дать возможность пользоваться другим регионам. Я сегодня докладываю, что уже около 36 регионов подключились к порталу. Что это означает? Это означает, что сегодня 160 тысяч предприятий малого бизнеса в режиме онлайн могут участвовать в закупках 36 регионов. Это небольшие закупки, но это как раз та ниша, которой пользуется малый бизнес. Причем это делается совершенно в облегченном режиме, прозрачном, автоматизированном. И с каждым месяцем мы видим нарастание востребованности этого портала.

Конечно, немаловажным являются и налоговые инвестиционные стимулы, которые предпринимает Правительство Российской Федерации по Вашим поручениям, также городские программы поддержки бизнеса.

Огромным испытанием для нас была пандемия, которая на самом деле еще продолжается, но основные проблемы, я надеюсь, мы преодолели. В этот период времени вместе с Правительством Российской Федерации те меры, которые Вы озвучивали, и которые внедрял город, в целом дали системную поддержку бизнесу пострадавших отраслей. Сегодня можно констатировать, что торговля, услуги, кассовые обороты малого и среднего бизнеса, общепит вышли на уровень 2019 года, после того как были сняты ограничения, когда стало возможно работать промышленности, строительству, торговле, общепиту. Динамика восстановления этих оборотов достаточно высокая, она выше, чем мы ожидали, чем ожидали эксперты. Это говорит о том, что у нас есть все шансы восстановить городскую экономику даже в пострадавших отраслях, хотя на многих предприятиях этот процесс идет очень сложно.

Какие задачи мы видим на ближайшее время? Сохранить, насколько это возможно, несмотря на серьезное падение бюджета, основные инвестиционные проекты, связанные с инфраструктурой, для того чтобы поддерживать вложения частных компаний, частных инвестиций. Как правило, это цифры «один к трем», то есть на каждый рубль, вложенный государством, три рубля вкладывают инвесторы. Если мы будем обеспечивать поддержку инвестиционного климата не только с точки зрения административных процедур, но и вложения государства, мы получим, несомненно, отклик и инвесторов. Считаем, что можно в основном сохранить тот инвестиционный потенциал, который накопили за предыдущие годы, а это будет основой дальнейшего движения вперед.

Владимир Владимирович, я поддерживаю предложения АСИ по дополнительным методикам определения инвестклимата, речь идет об учете потенциала инвестиционного климата, о фактическом привлечении инвестиций. Надеюсь, что он будет еще более адекватным и будет хорошим стимулом для того, чтобы мы все были в тонусе и стремились к лучшим показателям.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Спасибо.

Как Светлана Витальевна сказала, некоторые субъекты Федерации сделали серьезные шаги вперед, очень заметные, по улучшению инвестклимата. Впервые Тула вышла в число лидеров – третье место занимает. Алексей Геннадьевич, как Вам удалось это сделать?

А.Дюмин: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

Сегодня были объявлены результаты Национального инвестиционного рейтинга. Как член набсовета АСИ могу отметить – большинство регионов уже было отмечено и Светланой Витальевной – вся страна серьезно продвинулась вперед по показателю «комфорт по ведению бизнеса», и это факт.

Если говорить про Тульскую область, то за прошлый год мы существенно продвинулись по некоторым направлениям – сократили сроки выдачи разрешений на строительство, прибавили финансовую налоговую поддержку, также в регистрации самих прав. Это, конечно, не осталось незамеченным, и в течение каждого года мы видим прирост инвестиций в наш регион. Объем инвестиций в регион в прошлом году составил около 178 миллиардов рублей, это рост почти на 9 процентов. Доля инвестиций в ВРП составила 27 процентов, а всего с 2016 года в Тульскую область было инвестировано около 600 миллиардов рублей, сумма серьезная.

Работа в условиях пандемии потребовала оперативных решений и новых механизмов. Во-первых, хочу Вас лично поблагодарить, уважаемый Владимир Владимирович, и Правительство России за быстрые и нужные меры поддержки. Например, в Тульской области около 900 компаний получили льготное и беспроцентное кредитование на восстановление деятельности и выплату зарплат на сумму около 1,7 миллиардов рублей. Кредитными каникулами воспользовались более 500 предпринимателей на сумму 3 миллиарда рублей. Субсидии на зарплату получили 11 тысяч предпринимателей, а 19 тысяч освобождены от уплаты налогов за II квартал.

Во-вторых, с первых дней ограничений мы в тесном взаимодействии с бизнесом разработали и принимали инструменты региональной поддержки. Уже принято три пакета мер поддержки. Работа была динамичной, «с колес», синхронно с федеральным Правительством. Но мы учитывали специфику определенных отраслей нашего региона. Эти меры были востребованы нашими предпринимателями. Их разработке способствовала созданная Агентством цифровая платформа «Смартека». Она объединила лучшие зарубежные и российские практики, благодаря ей мы и делимся своими решениями.

В это непростое для экономики время Агентство проявило себя как гибкий и важный для наших предпринимателей и субъектов институт развития. Хотел бы отдельно поблагодарить руководителя, директора Чупшеву Светлану Витальевну и ее коллег.

Хочу отметить, что Агентство за последние годы, уже в этом году существенно нарастило направления своей активности. Две недели назад совместно с рабочей группой АСИ обсуждали новые проекты в социальной сфере, в молодежной политике, в туризме. Это отвечает не только запросам наших граждан, но и наших предпринимателей, инвесторов.

В прошлом году на стратегической сессии АСИ в рамках Петербургского экономического форума мы говорили о том, что бизнес сегодня идет туда, где созданы комфортные условия для жизни людей. Это касается и социальной сферы, и качества самой среды. Совместная работа регионов и АСИ в этом направлении помогает нам достигать определенных результатов. Еще более будут убедительными сами результаты на экономическом, социальном и других направлениях и тех новых платформах, которые сегодня предлагает Агентство стратегических инициатив для субъектов Российской Федерации для устойчивой экономики и других направлений, по которым мы совместно работаем.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Хорошо, спасибо. Вам спасибо за работу, за такие результаты.

Светлана Витальевна упомянула также про Забайкальский край, который в тройку не вошел, но сделал существенные шаги вперед.

Александр Михайлович, пожалуйста.

А.Осипов: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые участники заседания!

Конечно, 50-е место нас не может удовлетворить, хотя определенное движение есть, до [первой] тройки еще, к сожалению, далеко. Тем не менее, как получен этот результат? Сразу признаюсь, Владимир Владимирович, это не только наш и не столько наш успех, это результат совместной слаженной работы. Это очень хороший пример, который я считаю важным для развития страны, когда органы разных уровней власти вместе достигают таких результатов.

Условно разделю показатели рейтинга на четыре группы. Первая группа – это показатели, которые непосредственно зависят от работы региональных и местных органов власти, такие как механизмы сопровождения инвесторов, инвестиционный совет, механизмы защиты инвестиций, доля контрактов, заключенных с малыми и средними предприятиями и прочие. По ним у нас существенное продвижение, в этом нам активно помогло Агентство: приезжали, разбирались в проблемах и помогали нам внедрить как можно быстрее лучшие практики регионов-лидеров.

Вторая условная группа – это те показатели, которые зависят от нашей работы, но которые мы выполняем – для Забайкальского края это особенно важно – за счет федеральных ресурсов. Это работа микрофинансовых организаций, финансовых организаций, гарантийных фондов, корпораций развития, дочернего общества «Корпорации развития Дальнего Востока». Здесь у нас наибольшее продвижение, в первую очередь благодаря помощи федеральных коллег. Например, в прошлом году при участии Максима Станиславовича Орешкина нам выделили дополнительные деньги – 500 миллионов рублей, которые мы влили в эти институты, предоставили благодаря им гранты, субсидии, займы почти 500 малым, средним предприятиям, сохранили более 4,5 тысячи рабочих мест.

Третья группа показателей – это показатели, которые формируются в результате работы федеральных территориальных органов. Это наиболее сложная группа. Здесь регистрация предприятий, регистрация собственности, так называемое административное давление, контрольно-надзорная деятельность различных надзорных органов. Здесь у нас более скромное продвижение, но и этот результат обеспечен с помощью федеральных руководителей, в том числе целеустремленной работы Юрия Петровича Трутнева, потому что с этими органами нам непросто работать.

Четвертая группа показателей самая сложная. Они касаются инфраструктуры. Это доля и состояние автомобильных дорог, телекоммуникации, подключение к электрическим сетям. У нас подключение к электрическим сетям существенно ограничено отсутствием нужных средств у нашей местной организацией МРСК.

По дорогам Минтранс и Марат Шакирзянович [Хуснуллин] в этом году оказывают нам существенную помощь. Мы развернули активное автодорожное строительство. В этом году еще в рейтинге не отражен рост этих показателей. Я надеюсь, что он будет отражен в следующие годы. К сожалению, пока по электросетям и по телекоммуникациям у нас должного продвижения нет, но я думаю, что это тема отдельного разговора.

Владимир Владимирович, все регионы сейчас приучились по существу формировать эту рамку, инвестиционный климат как среду, в которой реализуются инвестиции. Мы стараемся это делать по примеру лучших регионов, которые занимаются проактивной экономической политикой, созданием, наращиванием, привлечением новых предприятий. Татарстан, Калуга и многие другие регионы делают, действуют именно таким образом. Для этого мы отобрали несколько отраслей, у которых в Забайкальском крае есть естественные конкурентные преимущества, такие как сельское хозяйство – у нас семь миллионов гектаров сельхозугодий, – лесопереработка, транспортная логистическая отрасль, учитывая наше месторасположение, туризм и, естественно, горная добыча. И в них стараемся сейчас проактивным образом стимулировать создание соответствующих технологических цепочек.

Приведу пример по сельскому хозяйству: у нас почти пять миллионов гектаров пастбищ, на которых много мелких производителей выращивают мелкий и крупный скот. Поголовье можно увеличивать – к сожалению, качество рабочих мест и доходы в этой сфере очень низкие. Для того чтобы повышать производительность труда, качество этих рабочих мест, мы сейчас создаем следующие технологические цепочки: строим убойные цеха, создаем морозильные, холодильные мощности, делаем цеха по сортовому разделу, по мясопереработке, приобретаем специализированный автотранспорт – скотовозы, холодильные машины и так далее. Таким образом, помогаем увеличивать количество добавленной стоимости (запланировали такую работу и ведем ее) для селян. И эта работа, которую мы осуществляем, требует финансирования. Чтобы ускорять работу этих предпринимателей, нужно предоставлять займы, микрофинансирование, гарантии, помогать им сращивать цепочки снабжения и сбыта, удешевлять стоимость приобретения техники, семян кормовых сортов и топлива. Для этого необходимо финансирование.

В прошлом году, я Вам сказал, что около 500 миллионов рублей по линии Минэкономразвития нам было выделено, это оказало очень существенную помощь в создании рабочих мест и наращивании экономики. В этом году по национальному проекту поддержки предпринимательства предусмотрено выделение 56 миллионов рублей. Эти цифры точно такие же, как примерно почти по всем регионам страны.

Может быть, рассмотреть возможность, тем более нам нужно преодолевать экономические последствия COVID-19, существенного увеличения финансирования этого национального проекта. Понимая при этом, что выделяемые средства предоставляются предпринимателям на возвратной основе, то есть мы их не теряем, они остаются у нас в обороте, спустя три-пять лет возвращаются и снова идут в работу. Таким образом, увеличить возможности регионов, особенно с недостаточным бюджетом.

И хочу отдельно обратить внимание, что для того, чтобы заниматься этой активной работой, нам пришлось создать специальный орган штабного типа. Его назначение – синхронизировать, координировать работу всех, чтобы ускоренным и связным образом реализовывать инвестиционные проекты. Может быть, целесообразно рассмотреть необходимость создания такого органа для реализации крупных проектов и на федеральном уровне, потому что многие из инвестпроектов, которые мы можем реализовывать, они крупные и явно за пределами мощностей, возможностей одного региона.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Спасибо, Александр Михайлович.

Что касается нацпроектов, то мы в ближайшее время с коллегами из Правительства будем это обсуждать, поговорим и о Ваших предложениях. И за второе предложение тоже спасибо.

У нас традиционно Поволжье развивается достаточно хорошими, быстрыми темпами, качественно. И из регионов Поволжья, конечно, лидером, да и в стране в целом, является Татарстан, в этом году он опять второе место в рейтинге занимает по качеству инвестклимата.

Но, судя по всему, Башкортостан приближается вплотную к Татарстану. Радий Фаритович [Хабиров], когда обгоните Татарстан? Когда Башкирия выйдет на первые позиции?

<…>

В.Путин: Спасибо.

Ну что, уважаемые коллеги, будем подводить итоги нашего сегодняшнего обсуждения. Прежде всего хотел бы поблагодарить членов наблюдательного совета за то, что вы, уважаемые друзья, работаете тесно с АСИ, уделяете ему время, силы, а кое-кто и помогает в финансовом плане, и идеями обмениваетесь. Очень важно. Спасибо за ваши оценки работы АСИ.

Мы с вами также подробно обсудили и дальнейшие планы Агентства, которые взаимосвязаны, что очень важно, с ключевыми вопросами повестки национального развития.

Хочу подчеркнуть: всё, что мы делаем, все основные пункты государственной политики строятся, много раз об этом говорил, мы с вами понимаем, вокруг чего мы должны работать, ради чего, – ради человека. И направлены все эти планы на создание возможностей для сбережения здоровья, для честного труда, для образования, воспитания детей. Всё это сегодня звучало. Так было и в сложные месяцы борьбы с эпидемией. Я уже сказал, что АСИ здесь внесла свой заметный вклад.

Основные, фундаментальные принципы нашей политики нашли своё отражение и в обновлённом тексте Конституции России. Сегодня тоже коллеги об этом упоминали. Важно, чтобы нормы Основного закона получили развитие в каждом субъекте Федерации, в каждом городе, в каждом населённом пункте. Многое, кстати говоря, мы уже начали делать из того, что заложено в поправках в Конституцию. Мы, по сути дела, сегодня в Конституции только закрепили то, жизнь сама подняла наверх. Нужно сделать так, чтобы люди чувствовали, видели реальные перемены к лучшему, а это в значительной степени зависит от эффективной, слаженной работы всех субъектов Федерации.

В этой связи хочу особо подчеркнуть: Агентство стратегических инициатив всегда задавало высокие, современные стандарты для региональных управленческих команд. Андрей Рэмович [Белоусов] сейчас только об этом сказал. Распространяло опыт лидеров, помогало регионам учиться новому, внедрять передовые практики и подходы. Ваши проекты должны и дальше, уважаемые коллеги, служить серьёзным стимулом для позитивных изменений на уровне субъектов Федерации, включая совершенствование деловой среды.

Мы всегда обсуждали результаты Национального рейтинга инвестиционного климата. Это чрезвычайно важно. Хотел бы ещё раз поздравить победителей. Это здорово, что новые лидеры у нас здесь появляются. Отдельно хочу поблагодарить за работу регионы, показавшие серьёзную положительную динамику, о чём я только что сказал. Мы говорили уже про Башкирию, Нижегородскую область, Тулу, Забайкальский край, который буквально за короткое время сделал серьёзный прорыв в инвестиционном рейтинге.

Повторю, сейчас главное – наращивать усилия, улучшать деловую среду. Ситуация непростая, но на этом пути нас ждёт успех, если мы будем серьёзно работать над улучшением деловой среды. Чтобы принимать верные, целенаправленные решения, нужно чётко понимать весь спектр ограничений, сложностей, с которыми сталкиваются на местах конкретные компании, предприниматели или самозанятые граждане. Это надо видеть, чувствовать и показывать, где какие проблемы ещё существуют.

Словом, Национальный рейтинг должен стать более восприимчивым, чутким барометром запросов бизнеса. Поэтому, конечно, я согласен с тем, что нужно обновлять методологию рейтинга, а также стандарты, требования к работе региональных команд, в том числе по таким направлениям, как подготовка кадров, доступность финансовой поддержки и содействие экспорту. Более внимательно необходимо оценивать состояние инфраструктуры и вклад федеральных ведомств, надзорных служб в улучшение условий для ведения бизнеса на местах.

При этом индикатором качества деловой среды, доверия предпринимателей должен стать рост инвестиций в экономику субъекта Федерации. Процесс – не конечная цель, вот к чему мы должны стремиться. Процесс – это процесс, выработка инструментов, нам результат нужен конечный. Развитие малого и среднего бизнеса – мы должны наблюдать это, видеть, вот к чему надо стремиться. Необходимо создавать новые рабочие места.

Далее. Сегодня мы также подробно говорили о проектах Национальной технологической инициативы в таких перспективных областях, как искусственный интеллект, квантовые коммуникации, представитель РЖД об этом, по-моему, говорил, разработки в сфере дистанционного обучения, Герман Оскарович [Греф] упоминал об этом.

Подчеркну: мы получим долгосрочный, системный эффект, обеспечим настоящий технологический прорыв, если передовые решения будут повышать эффективность наших компаний, открывать новые сферы для приложения труда людей и, что важно, широко будут использоваться в повседневной жизни граждан везде – в городах, посёлках, в любом населённом пункте.

При этом в создании и практическом внедрении инноваций должны принимать непосредственное участие все граждане, в том числе, а может быть, и прежде всего, молодые люди: школьники, студенты, молодые предприниматели на местах.

Я прошу Агентство, участников НТИ предложить конкретные шаги по включению в повестку технологического развития субъектов Федерации, всей системы образования в регионах – от школ и технических кружков до колледжей и вузов. И, безусловно, развитие технологий не должно оттеснять взрослых людей, уже опытных, состоявшихся специалистов, что называется, на обочину жизни, которые пока ещё не вписаны в контекст сегодняшней жизни, перспектив, которые открывает технический прогресс сегодня, а наоборот, открывать и для этих людей новые горизонты роста и повышения доходов семьи в конечном итоге.

Вот, например, «Ворлдскиллз-Россия» обладает опытом дистанционного обучения современным, востребованным профессиям, причём не только в теории, но, что гораздо важнее, учит практическим навыкам. Я прошу Правительство шире использовать перспективные наработки в программах переподготовки кадров.

Конечно, нельзя не поддержать и новую идею реализовать Национальную социальную инициативу. Безусловно, это нужно поддержать. Прошу Агентство действовать в тесном контакте с Правительством. Андрей Рэмович это слышит, он наверняка сам знает и вместе с вами всё это готовил сегодня, я прошу, Андрей Рэмович, Вас и всех членов Правительства подключиться к этой работе и с регионами, и с рабочей группой Госсовета надо прорабатывать эти вопросы, с экспертами, общественными и некоммерческими организациями. Нужно использовать опыт Национальной предпринимательской инициативы, что было очень хорошо раскручено в прошлые годы АСИ, когда удалось снять многие правовые, нормативные барьеры, учесть запросы самих предпринимателей. Действительно, кроме АСИ, этим почти никто не занимался, это правда.

Сейчас необходимо внимательно посмотреть на реальные жизненные ситуации, проблемы, с которыми сталкиваются наши люди, и прежде всего семьи с детьми, пожилые люди и люди с ограниченными возможностями здоровья. Нужно обобщить опыт субъектов Федерации по улучшению деятельности школ, поликлиник, больниц, социальных учреждений, в том числе все наработки в рамках борьбы с пандемией, наши наработки по внедрению проекта «бережливого производства».

Повторю: непосредственная задача Агентства – создать для регионов стимулы к качественным изменениям в социальной среде. Для этого выстроить современную, работающую систему подготовки управленческих команд на местах и обмена эффективными практиками. И здесь то, о чём говорил руководитель одной из наших структур по поддержке малого и среднего бизнеса, здесь нужно обобщать имеющийся опыт и информационно обеспечивать. Нужно, чтобы в стране знали люди, где, что и как делается, нарабатывать эти хорошие, перспективные практики.

Также считаю важным (и вновь хочу это подчеркнуть): усилия региональных властей по улучшению социальной сферы должны оценивать сами граждане. Другой, лучшей оценки быть не может. Причём на основе прямых опросов жителей нужно это делать. Необходимо формировать консолидированный, интегральный рейтинг качества жизни в субъектах Федерации.

И ещё одно предложение в этой связи. Сегодня шла речь о содействии молодым, можно сказать, юным предпринимателям и новаторам. О шагах по их поддержке, в том числе со стороны российского бизнеса. Хочу повторить ещё раз: всё это, безусловно, важно. Но не менее значимо, где, в каких регионах молодые люди и их сверстники смогут реализовать свои планы. Примут ли они для себя решение остаться на своей малой родине, жить, работать, создавать семьи и воспитывать дальше детей.

И конечно, прошу Агентство при составлении рейтинга качества жизни в регионах отдельно учитывать мнение и молодых наших граждан, молодых людей, чтобы они оценивали уровень образования и доступность жилья, удобство городской среды и общественных пространств, возможности для запуска бизнеса, творческих и технологических инициатив. В этой связи очень важно предложение распространить имеющийся опыт на работу муниципалитетов, очень важно, полностью согласен с этим предложением.

Повторю: все механизмы оценки рейтинга качества жизни, реализации национальной социальной инициативы, о которых мы говорили в том числе сегодня, предлагаю в течение ближайших месяцев отработать в пилотных регионах, а коллеги-губернаторы уже подтвердили в ходе сегодняшнего разговора свою готовность включиться в работу. Я уверен, что все губернаторы, все руководители регионов примут активное участие в этой работе. Первые итоги внедрения новых подходов обсудим уже в конце текущего года, чтобы в 2021 году начать распространение таких практик по всей стране. В этой связи очень важным является замечание Александра Николаевича Шохина по поводу того, что подводить итоги нужно раньше, не в середине года, а где-то в начале.

Всем большое спасибо за работу. Всего доброго.

Эта публикация на сайте Президента

Похожие публикации