Официальные новости

Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО А.В. Шульгина в ходе работы 95-й сессии Исполнительного совета ОЗХО по ситуации вокруг А.Навального

80

Российская делегация хотела бы информировать членов Исполсовета и все государства-участники КЗХО о нашей позиции в отношении ситуации вокруг А.Навального.

Мы крайне озабочены тем, как произошедший на российской территории с российским гражданином А.Навальным инцидент, в результате которого он был госпитализирован, трактуется и подается в некоторых государствах-участниках КЗХО.

В ряде столиц, в первую очередь в Берлине, пытаются представить дело так, будто Алексей Навальный был отравлен токсичным веществом, которое можно классифицировать как новейшее химическое оружие суперкласса. При этом даже не задумываются над тем, что рисуют абсолютно гротескную картину, которую иначе как фантастикой назвать нельзя. Можно констатировать, что это возведенный в абсолют абсурд, обличенный в форму предположений и сомнительных версий.

В подаче задействованных в этой антироссийской кампании политиков, пропагандистов всех мастей и ангажированных масс-медиа звучат намеки, а то и прямые обвинения, будто бы российские власти экзотическим способом отравили А.Навального токсичным химикатом из группы, которую на Западе называют «Новичок». При этом забывают упомянуть, что именно в России было сделано все возможное, чтобы спасти жизнь этому гражданину: пилоты самолета, на котором он летел, когда ему стало плохо, экстренно посадили его в Омске; российские врачи в течение двух суток оказывали ему необходимую экстренную медицинскую помощь; наконец, российские власти, оперативно откликнувшись на просьбы его родственников, сделали все, чтобы, как только состояние А.Навального более-менее стабилизировалось, он был перевезен в германскую клинику «Шарите». Можно было бы назвать, мягко говоря, странным поведение, «отравителей» по версии тех, кто недобросовестно раскручивает этот сюжет.

Из подобной трактовки событий получается, что российские власти передали А.Навального Германии только для того, чтобы военные химики из Бундесвера обнаружили в его анализах следы пресловутого «Новичка». Как это им удалось – отдельный вопрос, поскольку немцы, как нам помнится, всегда утверждали, что никогда никаких «Новичков» не синтезировали, но почему-то чуть ли не мгновенно выяснили, чем будто бы отравлен берлинский пациент и, не называя конкретных химикатов, возвестили об этом всему миру.

Немецкая сторона пытается доказать: эти «коварные русские» сначала пытались убить своего гражданина страшным ядом, потом зачем-то спасли ему жизнь и отправили долечиваться в Германию только для того, чтобы дать возможность доблестным германским военным химикам так «прославиться».

Эту нелепую историю тут же подхватили во многих других странах. Началась вакханалия по поводу того, что русские, дескать, применяют запрещенное химическое оружие.

Удивляет позиция официального Берлина. Вместо того чтобы вступить с нами в диалог, раз уж у него есть какие-то, как он утверждает, доказательства отравления А.Навального, запускается широкая пропагандистская шумиха с громкими заявлениями на самом высоком уровне. В то же время когда российские правоохранительные органы обращаются к немецким партнерам за содействием, а потом вновь и вновь повторяют свои законные просьбы, немецкая сторона многозначительно замолкает и продолжает гнуть свою линию – вы отравили А.Навального, но мы вам ничего не дадим из того, что мы обнаружили и разговаривать не будем. Это противоречит имеющейся правовой базе и практике российско-германского взаимодействия. Запросы Генпрокуратуры России направлены на основании Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Последняя не предусматривает необходимость согласия лица для предоставления касающейся его личности информации. Нет такого основания для отказа в правовой помощи. За 2019 – 2020 гг. ФРГ беспрепятственно исполнила 83 российских запроса о правовой помощи, в которых запрашивалась информация, содержащая персональные данные. Отказов со стороны ФРГ не было.

Кроме того, германская сторона привлекает в подкрепление своих беспочвенных обвинений лаборатории во Франции и Швеции, которые – о, чудо – опять находят следы «Новичка», при чем, и та, и другая страна, как мы пониманием, отрицали опыт в отношении производства «Новичков», но при этом вдруг сразу появился опыт их идентифицировать в своих лабораториях. Наверное, в таком случае надо бы вначале им признаться, что «Новички» они все-таки производили.

И, наконец, начинает раскручиваться прямо почти детективная история с закулисным сотрудничеством немецкой стороны с Техсекретариатом ОЗХО. Информация на этот счет то и дело появляется на официальных сайтах немецкого правительства, однако руководство Техсекретариата почти неделю скрывало от нас факты своего взаимодействия с Германией, по сути, дезинформируя и нас, и все государства-участники КЗХО по поводу того, что на самом деле происходит.

Мы хотим решительно заявить, что Россия в полной мере выполняет все свои обязательства по КЗХО: она полностью и досрочно уничтожила все запасы химического оружия, ликвидировала соответствующее технологическое оборудование, содействует осуществлению верификационного режима на объектах химпромышленности, ведет международное сотрудничество в интересах нераспространения.

Несмотря на все сомнительного рода призывы к нам – в т.ч. прозвучавшие сегодня, в частности, в зачитанном германским представителем совместном заявлении от имени группы стран – провести национальное расследование, сотрудничать с ОЗХО и т.д., заявляем, что Россия никому ничего не должна: ни Германии, ни другим странам, которые безапелляционно и бездоказательно утверждают, что Россия якобы виновна в «отравлении» А.Навального. Нам не в чем перед ними оправдываться и мы не собираемся делать это.

Напротив, это в первую очередь Германия должна, наконец, откликнуться на уже четыре подряд обращения Генеральной прокуратуры об оказании правовой помощи. Она обязана представить нам все материалы и вещественные доказательства, которые, в трактовке немецкой стороны, доказывают совершение преступления против российского гражданина.

Наконец, раз немецкие партнеры перенесли этот вопрос на гаагскую площадку и решили задействовать потенциал ОЗХО, у них есть обязательство взаимодействовать с нами в конвенционном поле. Такой запрос мы направили им и ждем предметного ответа, а не формальной отписки.

Это Швеция и Франция должны ответить нам на обращения, которые мы направили в их адрес в связи с тем, что у них якобы есть фактура, указывающая на отравление российского гражданина. Хотелось бы, кстати, напомнить, что согласно национальному уголовному законодательству многих стран, сокрытие каких-либо улик от правоохранительных органов, проводящих доследственные мероприятия или расследующих уголовное преступление, квалифицируется как соучастие в этом преступлении и уголовно наказуемо.

Техсекретариат ОЗХО также обязан выполнять свои функции и реагировать на обращение к нему государства-участника, в частности, России, за конкретными разъяснениями. С учетом ситуации вокруг декларируемого рядом стран «отравления» А.Навального руководству Техсекретариата ОЗХО 1 октября с.г. было передано наше предложение рассмотреть возможность направления в Россию экспертов Секретариата для взаимодействия с российскими специалистами в данном вопросе. Нам такое взаимодействие необходимо для определения признаков состава возможного преступления на территории Российской Федерации. Мы с пониманием относимся к ответу Генерального директора Техсекретариата ОЗХО с предложением уточнить, на каком основании запрашивается содействие. С учетом уже созданных Великобританией и ФРГ прецедентов полагаем возможным запрашиваемою нами встречу осуществить на основании п. 38(e) Статьи VIII КЗХО.

В завершение подчеркну: пока мы не видим никакой готовности сотрудничать с нами, все сводится исключительно к «мегафонной дипломатии». До тех пор пока нам не представят документы, материалы, пробы, вещественные доказательства которые – как заявляют те, кто выдвигают против нас обвинения, – доказывают наличие в анализах А.Навального боевого будто бы отравляющего вещества, пока не сядут с нами за стол переговоров для заинтересованного диалога на уровне экспертов, мы будем считать все, что происходит вокруг этого инцидента, разнузданной агитационно-пропагандистской кампанией лжи, а проще говоря, низкопробной провокацией.

Цель ее при этом очевидна – попытаться в интересах геополитики очернить Россию серией бездоказательных обвинений и создать тем самым надуманный повод для введения против нашей страны очередного «транша» санкций.

Россия не приемлет разговор на основе ультиматумов и угроз. Мы готовы сотрудничать, но исключительно на равноправной, взаимоуважительной основе.

Эта публикация на сайте МИД

Похожие публикации