Официальные новости

Михаил Мишустин встретился с руководством Государственной Думы и лидерами парламентских фракций

55

Из
стенограммы:

Встреча с руководством Государственной Думы и лидерами парламентских фракций

М.Мишустин:
Добрый день, уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые руководители фракций,
коллеги!

Я рад вас приветствовать в Доме Правительства. Хочу
сказать, что на сегодняшний день мы завершаем работу над так называемым нулевым
чтением. Хотел бы от всей души вас поблагодарить за активное участие,
обсуждение всех вопросов, связанных с принятием бюджета. В первую очередь за
конструктивный подход и предложения, которые прозвучали в ходе обсуждения
проекта бюджета с представителями Правительства – вице-премьерами, министрами,
руководителями федеральных органов исполнительной власти.

Пожалуй, впервые за долгие годы работа над бюджетом
проходила в столь сложных условиях. Помимо санкций и низких нефтяных цен в этом
году возникли новые социально-экономические риски –  в первую очередь из-за коронавирусной
инфекции. Произошло существенное сокращение доходной базы бюджета. Понадобились
дополнительные серьёзные ресурсы, чтобы защитить жизнь и здоровье людей прежде
всего и, конечно же, экономику страны, поддержать её в трудное время.

Участники встречи

PDF

144Kb

Участники встречи Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина с руководством Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и руководителями фракций

Многие из принятых решений продолжают действовать
сейчас и будут работать дальше, на перспективу. Но, к сожалению, фактор
неопределённости сохраняется. Наверное, объявлять о полной победе над
коронавирусом рано, ситуация достаточно сложная.

В таких условиях бюджет получился, я бы сказал,
напряжённым, дефицитным.
Но он направлен в первую очередь на поддержку людей, о чём в том числе и
представители Государственной Думы постоянно говорят. На это нацелены все наши
национальные ресурсы, которые нам удалось сконцентрировать в текущем моменте.
Наша задача – в ходе дальнейшего обсуждения бюджета в Государственной Думе
добиться того, чтобы все средства были использованы максимально эффективно.

Хочу подчеркнуть, что прежде всего очень важно
выполнить все социальные гарантии и обязательства, которые определил Президент
Российской Федерации и которые для Правительства являются безусловными
приоритетами. Это в равной степени касается и мероприятий, которые Президент
обозначил в послании Федеральному Собранию, и тех, которые нужны для достижения
национальных целей.

При подготовке бюджета увеличен объём финансирования
по высокозатратным нозологиям, для которых Министерство здравоохранения
централизованно закупает дорогостоящие лекарства по 14 наименованиям. Кроме
того, на лечение детей с орфанными заболеваниями будет направлено более 60 млрд
рублей. Это стало возможным
благодаря в том числе и вашей поддержке при принятии решения об увеличении
ставки подоходного налога до 15%
для людей, которые получают выше 5 млн рублей в год. Причём финансирование
на эти цели выделяется уже со следующего
года. Хотя в бюджет, напомню, эти средства поступят только в 2022 году. Это
была принципиальная позиция,
которую мы разделили с Государственной Думой. Ещё раз хотел бы вас, уважаемые
коллеги, поблагодарить за эту позицию.

В бюджете также предусмотрены соответствующие средства
на индексацию пенсий выше инфляции.
Аналогичным образом (мы это неоднократно с Председателем Государственной Думы
обсуждали) будут проиндексированы минимальный
размер оплаты труда и прожиточный
минимум, на основе которого рассчитываются многие пособия для людей в нашей стране.

Мы заложили ресурсы на продление действия программы
льготной ипотеки под 6,5% годовых.
Это поможет снизить затраты людей на
приобретение жилья.

Также в бюджете предусмотрены средства на продолжение
программ формирования комфортной городской
среды и комплексного развития
сельских территорий. Сохранится и поддержка десяти регионов с наиболее
низкими социально-экономическими показателями. Ежегодно мы будем выделять 10 млрд рублей на индивидуальные
программы этих субъектов Российской
Федерации. Депутаты Государственной Думы от этих регионов принимали активнейшее
участие в обсуждении и реализации этих программ.

Конечно, в ходе предварительного, нулевого чтения все развилки пройти, наверное, невозможно.
Нам предстоит, например, ещё дораспределить
субсидии между регионами. Уверен, что совместными усилиями мы сможем
решить все вопросы в ходе дальнейшей
работы над документом, в том числе и в рамках его подготовки ко второму чтению.

Мы прекрасно понимаем,
что федеральный бюджет является одновременно
и ориентиром для регионов.
Даёт им представление о том, на какую помощь они могут рассчитывать и на что им необходимо направлять собственные средства и ресурсы. Это
позволит им лучше планировать свои действия.

Уважаемые коллеги!

Изменения, которые были внесены в этом году в Конституцию
России, существенно расширили
полномочия Государственной Думы. Усилили её роль в процессах дальнейшего
развития нашей страны. В том
числе – благодаря возможности напрямую
работать со своими избирателями,
которые проживают в ваших регионах, умению решать их проблемы и, конечно, защищать их интересы.

Рассчитываю, что вы поддержите все основные социальные инициативы, которые мы заложили в бюджет. Все шаги, которые направлены на поддержку людей. Они широко обсуждались, в том числе и с фракциями
Государственной Думы. Надеюсь, что мы сегодня обсудим все эти вопросы.

Предлагаю перейти к обсуждению.

Вячеслав
Викторович (обращаясь к В.Володину),
Вам слово. 

Вячеслав Володин на встрече с руководством Государственной Думы и лидерами парламентских фракций

Вячеслав Володин на встрече с руководством Государственной Думы и лидерами парламентских фракций

В.Володин:
Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!

Нам крайне важен сегодняшний разговор. Мы
практически в преддверии рассмотрения бюджета в первом чтении, 28 октября в
Государственной Думе состоится рассмотрение бюджета. Мы сегодня пришли
подготовленными, учитывая, что всё предыдущее время все профильные комитеты
Государственной Думы, фракции изучали проект закона о бюджете.

Необходимо отметить, что Правительство с каждым
профильным комитетом, по каждой госпрограмме вело диалог. В этой связи будет правильно
выразить слова благодарности министрам, которые принимали участие в работе
комитетов, не только отвечали на вопросы, но и вырабатывали решения по
проблемам, которые обозначали депутаты, – это крайне важно. Без диалога нет
доверия, а когда нет доверия, совершенно очевидно, говорить о решении вопросов
бессмысленно. Эта работа заложила доверие.

У нас есть понимание, что проект закона о бюджете
решает проблемы наших граждан, защищает их в непростое время – время вызовов,
связанных с пандемией, снижением темпов роста экономики. Всё это неотъемлемая
часть сегодняшнего дня. В этой связи мы понимаем ответственность, которая
ложится на плечи каждого депутата при рассмотрении закона о бюджете. Потому что
нам надо не только защитить наших граждан, но и сделать всё для достижения
целей и задач, поставленных Президентом, для повышения благосостояния наших
граждан, развития экономики.

В этой связи хочу подчеркнуть, что разговор был
зачастую непростой. Предполагаю, что он будет и сегодня не очень простым,
потому что у каждой фракции есть своя позиция по тем или иным подходам,
приоритетам. Но в целом можно говорить о поддержке бюджета – об этом выскажутся
чуть позже руководители фракций, но мы уже видим по настрою депутатов, по
решениям, которые выносят комитеты. И конечно, все переживают за то, чтобы
проблемы решались ещё более эффективно. Но также отдаём себе отчёт, что бюджет
дефицитен, что темпы экономики снизились, так же как и во всём мире. При этом наша страна
проходит через эти вызовы более эффективно. Снижение темпов роста экономики в
России меньше, чем во многих более устойчивых зарубежных экономиках. И конечно,
в этой ситуации надо высказать слова благодарности Президенту за принятое ранее
решение по созданию резервов. Много звучало критических слов в этой части от
наших коллег, но сегодня все понимают: если бы у нас резервов не было, мы не
смогли бы пройти через те вызовы, с которыми столкнулась наша страна. И надо
ещё раз подчеркнуть, что преодолеваем мы эти вызовы не за счёт граждан, как это
было в 1990-е годы, как это было в те годы, которые мы помним из истории нашей
страны, ещё советского периода. Сегодня эти вызовы преодолеваются за счёт
поддержки государства. Причём, будь то ситуация, связанная с пандемией, или ситуация,
связанная с падением темпов роста экономики, нам важно и дальше следовать этому
курсу, потому что в этом и состоит смысл социального государства. Тем более, Вы
правильно сказали, принятые поправки в Конституцию ещё более защищают права
наших граждан.

Но, говоря о бюджете, надо сказать, что у нас есть и
ряд предложений. И эти предложения хочется озвучить, с тем чтобы за оставшееся
время – не только до рассмотрения в первом чтении, но и в ходе работы над
бюджетом до второго чтения – мы могли бы обменяться мнениями и выработать
решения. Потому что, на наш взгляд, есть вопросы, связанные с большой разницей
бюджетной обеспеченности регионов. И это проблема. В ряде регионов, где разрыв
с наиболее бюджетообеспеченными регионами составляет в меньшую сторону семь
раз, затруднено и решение социальных вопросов, и достижение целей, которые
перед нами поставил Президент.

В этой связи правильно было бы рассмотреть возможность
продолжения этой работы, которая начата в прошлом году. Здесь надо подчеркнуть,
что позиция Минфина в этом была конструктивной. И мы видим, что территории,
имеющие самую меньшую бюджетную обеспеченность, в рамках программ, которые были
разработаны, стали получать дополнительную помощь. Мы считаем правильным, чтобы
эта помощь и подходы были сохранены, усовершенствованы, и надеемся, что таким
образом нам удастся сократить в том числе разрыв в бюджетной обеспеченности.

Говоря о проблемах и подходах, хочется назвать ещё
один вопрос, который требует, возможно, дополнительного решения и поддержки со
стороны Правительства. Речь идёт о регионах, где высокая убыль населения. Это
вопрос, требующий дополнительного изучения, а также, возможно, формирования
программ индивидуальной поддержки регионов, где эта ситуация сложилась уже на
протяжении нескольких лет, – поддержка здравоохранения, поддержка семей и
решение других вопросов. Мы также предлагаем создать рабочую группу вместе с
Правительством, для того чтобы, изучив ситуацию, затем вынести предложения по
мерам поддержки, которые касаются ряда наших регионов, которые не могут
справиться самостоятельно с этим вызовом.

Ну и обсуждая проект бюджета, мы исходили из того,
что есть задача преодоления вызовов, связанных со снижением темпов роста
экономики, и мы должны выйти на дополнительные доходы, во всяком случае мы на
это надеемся – по-другому быть не должно. В этой связи есть ряд тем, которые
можно было бы обозначить и, спрогнозировав ситуацию в экономике, в дальнейшем
поддержать, например, решение вопросов, связанных с модернизацией городского
общественного транспорта. У нас в регионах-реципиентах города самостоятельно не
могут решить эту проблему. Трамваи сегодня уже стоят 60 млн, троллейбусы –
свыше 20 млн, да и автобусы дорогие, поэтому бюджеты дотационные не решат эту
проблему самостоятельно. Поэтому в этой связи предлагаем в случае, если у нас
будут расти доходы, запланировать решение этого вопроса и также сформировать
программу поддержки модернизации городского транспорта.

Такой же подход было бы правильно избрать в
отношение вопроса, связанного с сельской ипотекой. Мы видим, насколько
эффективным было решение о снижении процентной ставки по ипотеке в городах. И
действительно, это показало уже в первом приближении положительный результат.
Мы считаем, что правильно было бы поддержать и сельскую ипотеку, тем более она
составляет 3% в сравнении с городской – это серьёзный шаг по снижению
процентной ставки. Но при этом ресурсы на это направление, на взгляд наших
коллег из профильного комитета и фракций, недостаточны. Было бы хорошо, если мы
с вами говорим о дополнительных доходах, которые в случае развития
положительного сценария в экономике должны быть, предусмотреть и дополнительные
ресурсы в будущем на поддержку социального развития села, на строительство
жилья на селе под льготную ставку ипотечного кредитования.

Вот, может быть, неполный перечень во всяком случае
ключевых вопросов, которые звучали при обсуждении бюджета, и, соответственно,
предложений, которые высказывали и профильные комитеты, и фракции в рамках
изучения бюджета и диалога с Министерством финансов, с другими профильными
министерствами.

Михаил Владимирович, нам этот диалог правильно было
бы продолжить и после рассмотрения бюджета в первом чтении, потому что второе
чтение, рассмотрение поправок… Вы это хорошо знаете, тем более Вы всегда
работали в диалоге с парламентом. Нам важно сохранить диалог, сделать всё, для
того чтобы мы использовали его максимально для решения проблем наших граждан, в
интересах нашей страны.

Спасибо за то, что мы сегодня имеем возможность
провести заключительный этап разговора, с тем чтобы уже послезавтра
рассматривать бюджет в первом чтении.

М.Мишустин:
Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Я отреагирую сразу же, если позволите,
а потом в конце, после выступления всех уважаемых коллег, попробую
сформулировать наше ви́дение и ответы на соответствующие вопросы.

То, что Вы сказали, очень важно. Сразу же начну с
важного вопроса – это соответствующие субсидии, возможности выравнивания бюджетной обеспеченности наших
регионов.

Несмотря на то что доходы упали, мы сохранили – в
диалоге с Государственной Думой – соответствующую сумму расходов для бюджетной
обеспеченности регионов, она составляет 718 млрд рублей. Хотя, если
смотреть на ситуацию со снижением доходов бюджета, должна была уменьшаться на
27 млрд рублей. Мы этого не сделали. И соответствующие средства в бюджете
запланированы, что позволит нам при таком сокращении доходов разницу в
бюджетной обеспеченности регионов сжимать. Это важно, и спасибо вам ещё раз за эту принципиальную позицию.

Второе. О регионах,
где демографическая ситуация столь непроста. Вы знаете, что это инициатива
Президента, и вами была поддержана. Принят целый ряд решений. Это в том числе и
выплаты на детей от трёх до семи лет, и увеличение материнского капитала, и
софинансирование с этими регионами выплат за третьего ребёнка и последующих
детей.

Всё это в совокупности с
программами соответствующей помощи, о которых я говорил, в том числе там, где
непростая социально-экономическая ситуация, оказывает такую дополнительную помощь.
Надеюсь, что мы в диалоге посмотрим, что ещё можно сделать.

Поддерживается, конечно,
создание рабочей группы. Здесь мы будем ждать от вас соответствующих
предложений, и от Правительства попросим в ней поучаствовать вице-премьеров
и наших коллег-министров.

Вообще у нас сейчас много инструментов работы с регионами. И я очень надеюсь, что мы
оптимизируем этот подход.

Наконец, что касается сельской ипотеки. Я много
выезжаю в регионы, общаюсь с людьми. Об этом и руководители фракций говорят
очень часто.

Очень серьёзной поддержкой у людей пользуется сельская ипотека и
вообще развитие сельских территорий, строительство домов отдыха, инфраструктуры.
Без нормальных, комфортных условий для пребывания людей на селе невозможно их туда
приглашать. По сельской ипотеке, несмотря на кризис, мы добавили полмиллиарда
рублей, также с подачи Государственной Думы, – всего 1,5 млрд рублей в этом
году было направлено, что позволило 26 тысячам семей взять эту ипотеку. В
следующем году мы запланировали увеличение почти в три раза – это будет 4,1
млрд рублей – субсидирования ипотечной ставки. Несмотря на непростую ситуацию,
мы эту программу поддержали. Готовы также обсуждать и дальнейшие меры
поддержки.

По транспорту. Модернизация городского общественного транспорта и
социальное развитие села – это важнейшие задачи. Здесь есть целый ряд
предложений, которые мы тоже с вами обсуждали. Поделимся сегодня этими
нюансами. Но я бы хотел, прежде чем мы начнём это обсуждать, дать слово
Министру финансов Антону Германовичу Силуанову, который активнейшим образом участвовал
в этих обсуждениях со всеми руководителями фракций, депутатами Государственной
Думы, министрами, вице-премьерами. Антон Германович, Вам слово. 

Продолжение следует…

Эта публикация на сайте Правительства

Похожие публикации