- Likes
- Friends
Церемония прошла в онлайн-режиме. Платформа была представлена Российским экспортным центром (РЭЦ), утверждённым Правительством в качестве оператора информационной системы «Одно окно» в сфере внешней торговли.
«Одно окно» –
комплексная цифровая экосистема, призванная обеспечить бизнесу онлайн-доступ из одной точки к
государственным и иным услугам, сопровождающим выход
компаний на экспорт. Её разработка проводилась в соответствии с цифровой
повесткой Правительства, обусловленной необходимостью внедрения сервисной
модели системы исполнительной власти и улучшения открытости и цифрового формата взаимодействия
государства и граждан. В рабочую группу, которую со стороны Правительства
курирует вице-премьер Алексей Оверчук, вошло более 30 ведомств.
Выступая на
церемонии запуска системы, Алексей Оверчук рассказал, что государству нужно
стать цифровой платформой, встроиться в естественную среду бизнеса и
предоставлять сервисы таким образом, чтобы они были незаметными для
пользователя. И работа по развитию сервиса «Одно окно» для экспортёров
полностью соответствует этому контексту.
Заместитель
Председателя Правительства заявил, что необходимо максимально задействовать
экспортный потенциал России. «В 2024 году в соответствии с целевыми
показателями национального
проекта “Международная
кооперация и экспорт”
объём экспорта несырьевых неэнергетических товаров должен достичь 180 млрд
долларов в ценах 2020 года», – подчеркнул вице-премьер.
Алексей Оверчук
отметил, что в России производятся товары, которые могут и должны конкурировать
на мировых рынках. И Правительство видит свою задачу в том, чтобы помочь их
продвижению на внешние рынки. Для этого был создан Российский экспортный центр,
однако предшествующий опыт РЭЦ по поддержке экспортёров основывался в первую
очередь на бумажных технологиях. И экспортёрам, и центру приходилось собирать огромное количество
документов. К тому же в процессе принятия решений по поддержке экспортёров
задействовано большое количество федеральных органов исполнительной власти. И
экспортёрам, и РЭЦ приходилось иметь дело с каждым из них по отдельности.
«Мы понимаем, что
экспортёры (а наша
целевая аудитория – это
малый и средний бизнес)
не хотят тратить время на общение с различными чиновниками и стучаться в двери ведомств.
И мы поставили клиента на первое место, а потом постарались описать весь
клиентский путь получения услуги, как он есть и каким он должен быть», – отметил
Алексей Оверчук.
Он
рассказал, что специалисты проанализировали, какие ведомства принимают участие
в оказании тех или иных услуг. Для 5 сервисов первой очереди необходимо
получать по 40 электронных сведений от 11 уполномоченных органов и организаций.
Были изучены и описаны существующие бизнес-процессы. Разработаны предложения по
их совершенствованию и выявлены
несоответствия предлагаемых более удобных бизнес-процессов действующему
законодательству. Для того чтобы новая система заработала, были разработаны 2
проекта федеральных
законов, приняты 6
постановлений и 3 распоряжения Правительства. В результате на церемонии
открытия было представлено 5 сервисов. На 2021 год намечена цифровизация 22 сервисов.
По мнению
Заместителя Председателя Правительства, проведённая работа уникальна. В ней
по-прежнему задействовано большое количество ведомств, но пользователь уже не
будет этого видеть. Он работает с одним экраном и имеет возможность наблюдать
за тем, как его заявка проходит различные этапы бизнес-процесса. Уникальность
проделанной работы также состоит и в том, что разработчики полностью отказались
от использования отсканированных версий документов и pdf-форматов.
В рамках предоставляемых сервисов ведомства и РЭЦ начали обмениваться
сведениями из баз данных напрямую. Для этого пришлось отладить процедуры в
рамках системы электронного документооборота, которых не было у ряда ведомств.
При разработке
цифровых сервисов на площадке РЭЦ проходили консультации с фокус-группами бизнес-сообщества,
которые помогали разработчикам в том, чтобы сервисы были удобными и
востребованными.
Алексей Оверчук подчеркнул:
Правительство рассчитывает, что цифровой сервис «Одно окно» будет пользоваться
популярностью, станет неотъемлемой частью повседневной жизни, органично
встроится в естественную бизнес-среду, станет привычным для российских экспортёров
и поможет им сэкономить собственные ресурсы и занять лучшие позиции на
международных рынках.
Эта публикация на сайте Правительства