Официальные новости

Мы создали уникальный образец оборудования для оптической сортировки мусора

Интервью Дениса Мантуров

175

Интервью для https://futurerussia.gov.ru/

Министр промышленности и торговли РФ рассказал, с какими товарами стоит выходить на европейские рынки, какие разработки помогут миновать экологический кризис, и что хотят купить у России в Индии.

Промышленные разработки, оборудование и технологии имеют отношение ко всем сферам жизни, а следовательно, и ко всем запущенным в стране национальным проектам. Поэтому Минпромторг знает содержание каждого из них: от экспорта до здравоохранения, от экологии до цифровой экономики. О том, с какими товарами стоит выходить на европейские рынки, какие разработки помогут миновать экологический кризис и что хотят купить у России в Индии, рассказал порталу „Будущее России. Национальные проекты”, оператором которого является ТАСС, глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

— Сейчас ключевая тема национального проекта „Международная кооперация и экспорт” — это определение компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности (КППК). После запуска программы, с 2020 года, господдержку получат только те игроки, которые готовы взять на себя обязательства по экспорту. Вы должны были подвести итоги конкурса в середине мая, но продлили срок подачи заявок на месяц. Почему?

— Мы столкнулись с большим спросом на эту программу. Компании не успевали подать документы и просили нас продлить сроки, мы пошли им навстречу. В итоге сбор документов продлится до середины июня, а у нас на конец мая было на рассмотрении свыше 600 заявок. Всего их, вероятно, будет больше тысячи. Естественно, не все заявки будут одобрены: как минимум не все они соответствуют требованиям, указанным в регламентирующем постановлении. Но мы рассчитываем на то, что от 30% до 40% заявок подойдут, и по ним мы сможем в августе заключить соглашения. К тому же я не исключаю, что к концу года мы проведем еще один этап конкурса.

— В бюджете 2019 года на расходы по программе КППК было заложено порядка 10 млрд рублей. Но глава Российского экспортного центра сомневался, что затраты в этом году будут такими значительными. Куда перенаправите оставшиеся средства?

— Думаю, что в рамках весенних поправок бюджета мы перекинем часть этих денег на очень востребованный механизм логистической субсидии. В итоге в 2019 году затраты на программу КППК составят около 3 млрд рублей и затраты на логистическую субсидию — 9,2 млрд рублей. Еще 150 млн рублей потратим на содействие экспортерам при получении патентов.

— Какие требования будут предъявляться к зарубежным компаниям, которые хотят выйти на соглашения по КППК?

— Основное требование — глубокая локализация производства в России. Это относится, кстати, и к российским компаниям. И для иностранцев, и для местных брендов основной регламентирующий документ — 719-е постановление правительства. Мы сейчас заканчиваем работу над новой редакцией постановления, в которой будут определены пороговые значения локализации для доступа к КППК. Но если у компании нет задачи получить господдержку, и им не нужны все эти спецпрограммы, то и ориентироваться на постановление им необходимости нет. Каждый вправе производить что угодно и как угодно, осознавая свои риски и учитывая действующее законодательство.

— Один из элементов экспортного нацпроекта — создание зонтичных брендов, объединение компаний, как правило, малого и среднего бизнеса, под одним направлением. На что, по-вашему, стоит сделать упор?

— Нужно хорошо чувствовать рынок, знать, какие тренды в тех или иных странах. Если мы, например, говорим про Европу, там сейчас лидируют эконастроения, борьба за все натуральное и экологически чистое. Вот в эту точку и следует бить, создавать единый знак «эко» для пищевых и косметических брендов. Если мы говорим про мусульманский мир, там будут успешны объединения производителей халяльной продукции. Над этим, кстати, очень успешно работают в Чечне. Рамзан Кадыров фактически выступает амбассадором местных производителей, активно рекламируя их в странах Востока.

Что касается компаний МСП, я считаю, что у них очень высокий потенциал роста в части экспорта высокотехнологичных индивидуальных решений. Мы стимулируем экспорт МСП по большей части институционально. Например, используем специальный режим, когда компания отправляет за рубеж посылку, заполняя к ней таможенную декларацию в электронном виде.

— И в национальном проекте „Экология”, и в национальном проекте „Здравоохранение” предписан максимально возможный переход на российское оборудование. У нас есть чем заменять иностранную технику?

— Минздрав уже утвердил перечень медицинских изделий, которые нужны для переоснащения сосудистых и онкологических центров в регионах. В списке — 140 наименований оборудования, и пока мы оцениваем, какие позиции сможем поставлять сами, силами местных производителей.
К тому же продолжает действовать правило „третий лишний”, по которому в рамках госзаказа при наличии двух отечественных предложений иностранный поставщик автоматически проигрывает конкурс. В перечень, на который распространяется это правило, входят 126 видов оборудования.

Мы хотим его расширить еще на 14 наименований. Соответствующий проект постановления подготовлен и внесен в правительство.

Что касается экологии, мы отвечаем за переоснащение центров обработки и утилизации твердых коммунальных отходов. Доля импорта в этой части должна постепенно снижаться до 22% к концу 2024 года. Сейчас июнь, середина 2019 года, и мы уже достигли показателя импорта 40% от общего количества оборудования. Думаю, что и целевой показатель 22% мы сможем улучшить: сейчас в России можно локализовать производство всего спектра оборудования под переработку отходов. Мы даже хотим производить внутри страны оборудование для оптической сортировки, а это самая сложная категория. Уникальный опытный образец придумали компании „СиСорт” и „Смарт Грэйд”, взяв за основу технологии, которые применяются в пищевой индустрии. В итоге нашими разработками сейчас интересуются индийские партнеры. Так что мы готовимся организовывать поставки в Индию.

Кроме того, запущены проекты по созданию природоохранного оборудования. „Внедрение наилучших доступных технологий” (НДТ) стало отдельным направлением национального проекта „Экология”. Именно на него будет приходиться основная доля привлекаемых внебюджетных источников.
На сегодняшний день создана регуляторная база для повышения экологической эффективности промпредприятий. С 2019 года начался практический этап перехода российской промышленности на принципы НДТ. В ближайшие четыре года пилотный период охватит 300 предприятий, обеспечивающих 60% загрязнений. До 2025 года требования по получению комплексных экологических разрешений будут распространяться на все предприятия I категории.

Для перехода промышленности на принципы НДТ сформирован перечень оборудования, производство которого целесообразно запустить в России. Это около 2000 позиций, из них более 1000 единиц уже может быть произведено в нашей стране. Выпуск примерно 600 видов основного технологического и природоохранного оборудования, включая различные фильтры, абсорберы, скрубберы, теплообменники, установки водоочистки и водоподготовки, планируется организовать с привлечением господдержки.

Сформированный государством спрос на „зеленое” оборудование в рамках первого этапа перехода на НДТ позволит говорить о создании в России новой отрасли промышленности — экологического машиностроения.

— Вы работаете над выращиванием внутри страны медицинской разновидности мака для производства фармацевтических субстанций. Когда мы сможем производить наркосодержащие препараты из собственного сырья?

— Самое главное — законодательную базу — мы подготовили. Второе чтение законопроект, вносящий поправки в Федеральный закон „О наркотических средствах и психотропных веществах”, уже прошел. После одобрения закон разрешит нам культивирование наркосодержащих растений и переработку этого сырья в препараты. Пока мы покупаем все сырье за границей, а в будущем сможем в том числе поставлять на экспорт свое.
Параллельно подведомственный нам Московский эндокринный завод ведет подготовку сельскохозяйственной территории. Мак будет выращиваться на месте бывшего полигона в Брянской области. Так что мы достигаем сразу двух целей: вовлекаем в хозяйственный оборот бывший объект по уничтожению химоружия и реализуем медицинскую программу.

— Откуда у нас формула получения сырья из растений?

— Формулу мы покупали в Италии. На самом она не является тайной, формула доступна, только сырья ни у кого нет.

— Сколько будет стоить подготовка производства?

— Ни выращивание, ни переработка не требуют слишком больших вложений. Как минимум, мы не тратимся на производственную площадку, используем мощности Московского эндокринного завода. Останется только купить аппаратуру для переработки растений в сырье. Наши ученые уже проводят работы по селекции сортов опийного мака и отрабатывают агротехнологии его возделывания.

— Минпромторг еще в прошлом году заговорил о необходимости запуска инструмента зеленых облигаций. Во многих странах мира этот механизм софинансирования экопроектов работает давно. Когда у нас состоятся первые выпуски?

— Мы утвердили правила предоставления субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентной ставки по купонному доходу зеленых облигаций. Облигации предусмотрены в рамках перехода на НДТ. Надеюсь, что с этого года мы запустим инструмент в пилотном режиме. Рынок зеленых облигаций за рубежом растет очень динамично. Если в 2013 году общий объем выпуска таких бумаг был ниже $20 млрд, то в 2018 году достиг $167 млрд. Нам надо перенимать этот опыт.

— Несколько лет назад поднимался вопрос перехода от транспортного налога (рассчитываемого исходя из мощности двигателя) к экологическому (рассчитываемому исходя из возраста автомобиля и класса применяемого им топлива). Правильно ли мы понимаем, что история с переходом пока заморожена?

— Это правда, хотя мы поддерживали и поддерживаем этот переход. Экологический налог будет мотивировать к обновлению автотранспорта, а это хорошо и для экологии, и для экономики. Но сейчас мы живем в условиях налогового моратория. Продолжим обсуждение, как только этот мораторий будет снят.

— Согласно нацпрограмме „Цифровая экономика”, до 31 марта Минпромторг и Минкомсвязь должны были утвердить план по организации производства и внедрения отечественного оборудования. Утвержден ли план?

— Да, мы совместно с коллегами из Минкомсвязи подготовили реестр российского оборудования. В перечень в итоге вошли свыше 400 наименований оборудования, ПО, программно-аппаратных комплексов российского производства. Также в реестре указана информация об их технических и ценовых характеристиках, прогнозных объемах производства, замещаемых иностранных аналогах и уровне локализации. На данный момент правительство рассматривает итог нашей работы. Нужно немного подождать, пока реестр будет окончательно одобрен.
Беседовала Юния Полякова

Эта публикация на сайте Минпромторга

Похожие публикации