Официальные новости

Объекты генерации на удаленных территориях модернизируйте это немедленно

52

На этапе формирования правил и реализации конкурсных отборов нужно пройти достаточно много «развилок», считает эксперт. Она отметила наличие расхождений по ключевым параметрам конкурсного отбора – участникам, целям, предмету конкурсного отбора, возможному нормативному и правовому оформлению, источникам финансирования, и подчеркнула необходимость ответить на целый ряд вопросов.

«Очевидно, что цель модернизации – достижение определенных параметров качества и надежности энергоснабжения. При этом для большинства участников, но не для всех, принципиально важными являются обязательство по фиксации (сокращению) себестоимости выработки электроэнергии в долгосрочном периоде и сокращение размера субсидии из регионального бюджета на компенсацию выпадающих доходов», – отметила Гимади.

Здесь возможны 2 подхода: обеспечение снижения стоимости выработки электроэнергии на ИТТ на период жизненного цикла объекта генерации на ИТТ за счет повышения эффективности объектов генерации либо фиксация текущей ситуации по объекту генерации на ИТТ не более цены электроэнергии относительно текущего уровня фактических экономически обоснованных расходов на выработку 1 кВт·ч на объекте генерации на долгосрочный период (с индексацией либо без нее). И оба подхода имеют как плюсы, так и минусы.

Еще один вопрос касается непосредственно участников конкурсного отбора, которыми могут быть и поставщики технологии, и собственники генерирующего объекта, и поставщики электроэнергии.

«Также необходимо определить предмет конкурсного отбора и перечень преференций, стимулов и обязательств, который будет зафиксирован по итогам, –  считает Гимади. – Конкурсные отборы должны проводиться для тех объектов генерации на ИТТ, которые имеют потенциал повышения эффективности и снижения стоимости выработки 1 кВт·ч электроэнергии. При этом, по оценкам участников обсуждения, которое прошло в Аналитическом центре, предварительная оценка одного проекта в среднем занимает около 2 месяцев. А это, в свою очередь, означает, что предварительный отбор может стать достаточно затратной процедурой».

Помимо этого, нужно определить механизмы выбора объектов, чтобы их отбор был понятен не только собственнику генерации, но и региональным и даже федеральным органам исполнительной власти в случае преференций, подчеркнула эксперт. «Но все же такой перечень не стоит создавать в отрыве от уже действующих механизмов поддержки, поскольку эффективность модернизации зависит от конкретных условий», – считает она.

И наконец, остается юридическая сторона вопроса: насколько конструкция, которая определена, вписывается в нормативное поле и необходимо ли в связи с этим что-то менять.

«На все эти вопросы важно ответить, чтобы было четкое понимание, чем же конкурсный отбор отличается от уже существующих институтов – энергосервиса, концессий или конкурсов в рамках действующих мандатов институтов развития», – подчеркнула Гимади.

Напомним, что План по модернизации неэффективной генерации в изолированных и труднодоступных территорий (ИТТ) был утвержден в августе 2019 года. Согласно обзору Аналитического центра, всего в России около 700 объектов генерации в ИТТ в 23 регионах России (большинство – на Дальнем Востоке и в Арктике) суммарной установленной мощностью генерирующего оборудования 840,3 МВт.

Эта публикация на сайте АЦП

Похожие публикации